Статья: "Формирование развивающей образовательной среды"
статья по теме

Гиль Анна Сергеевна

Тенденции развития современного профессионального образования свидетельствуют о приоритетном значении среды как фактора подготовки будущих специалистов, активизирующего потенциал творчества, компетентности и конкурентоспособности студента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirvoanie_razvivayushchey_obrazovatelnoy_sredy.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Гиль Анна Сергеевна

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ульяновский колледж культуры и искусства», методист

(ОГБПОУ «УККиИ»)

ФОРМИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Тенденции развития современного профессионального образования свидетельствуют о приоритетном значении среды как фактора подготовки будущих специалистов, активизирующего потенциал творчества, компетентности и конкурентоспособности студента.

Тема образовательной среды и образовательного пространства сегодня продолжает разрабатываться, обсуждаться и исследоваться, что подтверждается многочисленными публикациями в периодических изданиях психолого-педагогической тематики. Особый интерес представляет рассмотрение образовательной среды как пространства для развития личности.

Анализ научных исследований в области педагогики, психологии, философии, социологии свидетельствует о том, что среда признается одним из ведущих факторов развития личности, стимулом самоорганизации и источником профессионально-личностного опыта (С.Г. Вершловский, Л.С. Выготский, Ю.С.Мануйлов, Г.П. Щедровицкий, Н.В. Ходякова, Е.А. Ямбург и др.). [1]

В глоссарии сайта Федеральных государственных стандартов (standart.edu.ru) образовательная среда рассматривается как совокупность факторов, формируемая укладом жизнедеятельности образовательного учреждения, включающая в себя: материальные ресурсы, организацию учебного процесса, питания, медицинской помощи, психологический климат.

В целях создания развивающей образовательной среды перед современными педагогическими работниками ставятся следующие задачи:

- создавать благоприятную психологическую и физическую среду обучения на учебных занятиях и в аудиториях;

- использовать различные стратегии в преподавании и обучении для осуществления эффективной учебной деятельности;

-  разрабатывать учебные материалы, отвечающие задачам обучения.

Рассмотрим характеристики отдельных элементов развивающей образовательной среды [3]:

  1. Физическая среда – особое внимание при организации физической образовательной среды в соответствии с ФГОС СПО необходимо обратить внимание на то, чтобы она предоставляла широкие возможности каждому обучающемуся найти свое место в процессе обучения. Она должна позволять обучающимся общаться, совместно работать, менять численность групп, свободно передвигаться по аудитории. (Характеристики элементов благоприятной физической среды в ПОУ: температура в помещении, естественный свет, музыка, комфортность, безопасность, чистота, шум, запахи, свежий воздух и живая среда)
  2. Психологическая среда – формируется в процессе обучения и охватывает множество приемов, подходов и проявлений отношений педагога, направленных на создание и поддержание творческой атмосферы. Важно, чтобы обучающиеся не испытывали дискомфорта, а могли участвовать в осуществлении эффективных когнитивных, интеллектуальных и творческих процессов. Одновременно важнейшим фактором формирования психологической среды является поведение обучающихся. Набор правил по организации комфортной психологической среды для педагогов:

- давайте мозгу отдохнуть после каждого тематического блока;

- меняйте местами обучающихся;

- используйте фактор новизны;

- будите чувства;

- оказывайте психологическую поддержку.

  1. Эффективная организация учебной деятельности  должна быть производной от целей программы. Основа методики – обучение посредством деятельности. В этой связи самая сложная задача – научить обучающихся учиться самим, через собственную практику и ошибки.  Поэтому основные принципы методики активного обучения сформированы следующим образом:

- весь учебный процесс должен быть ориентирован на достижение задач профессионального модуля и направлен на освоение компетенций, которые являются результатом обучения по программам модулей;

- обучающиеся должны сознательно взять на себя ответственность за собственное обучение, что достигается не общими намерениями и заявлениями, а созданием такой среды обучения, которая формирует эту ответственность;

- обучающимся необходимо предоставить возможность учиться поиску, обработке и использованию информации, умению учиться в течение всей жизни;

- обучающимся нужно создать условия для практики в освоенных компетенциях в ситуациях приближенных к реальным, в крайнем случае, имитационных и смоделированных.

Изложенные принципы активного обучения – это та база, на которой строится процесс обучения по образовательным программам, разработанным на основе модульно - компетентностного подхода.

Важными направлениями эффективной организации образовательной среды являются понимание и учет стилей, стратегии обучения. Под стилем обучения следует понимать способы, с помощью которых обучающиеся успешно усваивают наиболее сложную и трудную для них информацию. Педагогам важно знать особенности индивидуальных стилей обучения, которые в литературе представлены следующими определениями:

  1. «Активный» - «активные» люди открыто, прямо идут навстречу новым знаниям, не боятся новых впечатлений, находятся в постоянном движении, общительны, предпочитают работать в коллективе, любят всегда быть на виду. Этот тип людей особенно эффективно обучается посредством практических заданий, содержащих необходимость решения проблем.
  2. «Размышляющий» - «размышляющие» люди откладывают принятие решения на самый крайний срок, тщательно обдумывают свои действия, взвешивают все «за» и «против», они вдумчивы, мало говорят, сохраняют дистанцию, производят впечатления терпимых, спокойных людей.  Обучающиеся этого типа склонны принимать неоднозначные решения, они имеют хорошую фантазию и достаточно эмоциональны.
  3. «Логический» - «логические» люди стремятся дойти до самой сути дела, у них логический подход к проблеме, стремятся к совершенству, любят анализировать, редко проявляют гибкость. Обучающиеся этого типа хорошо связывают разрозненные данные в единую картину, которую тщательно осмысливают. Наименее мотивированы к практической деятельности.
  4. «Практичный» - «практичные» люди стремятся проверить на практике все новые идеи, теории, чтобы понять, применимы ли они в реальной жизни, нацелены на действие, полны идей. Обучающиеся этого типа наиболее мотивированы к апробированию и применению на практике теоретических положений и нового знания. [2]

Выявление индивидуальных способностей и стилей обучения студентов позволяет организовать процесс формирования общих и профессиональных компетенций более целенаправленно. Для учета индивидуальных возможностей обучающихся педагогическим работникам образовательных организаций СПО рекомендуются к использованию методики «Каков мой стиль обучения?», «Какое полушарие управляет твоим поведением?». Данные методики помогают понять, что для эффективной организации процесса обучения необходимо обращать внимание на стили обучения, особенности поведения и мышления, так как это позволяет обучающимся начать свой собственный процесс обучения и реализовать индивидуальную траекторию, что в свою очередь является требованием ФГОС СПО.

Таким образом, формирование развивающей образовательной среды позволяет каждому обучающемуся выбрать свой темп освоения компетенций, что на практике обеспечивает индивидуализацию процесса обучения, а педагогам – целенаправленно идти к поставленным целям, создавать условия для формирования у обучающихся общих и профессиональных компетенций.

Список использованных источников

  1. Кулютин Ю. Образовательная среда и развитие личности / Ю. Кулютин, С. Тарасов  //  Новые знания. – 2001. – №1. – С. 6 – 7.
  2. Муравьева А.А. Организация модульного обучения, основанного на компетенциях: пособие для преподавателей / А.А. Муравьева, Ю.Н. Кузнецова, Т.Н. Червякова. – М.: Альфа-М, 2005. – 96 с.
  3. Нагимова Н.И.  Развитие современных подходов к обучению в соответствии с ФГОС НПО и СПО: методическое пособие / Н.И. Нагимова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2012. – 56 с.