Статья «Формирование ИКТ - компетентности педагогов образовательной организации»
статья

Бобрышева Наталья Ивановна

Статья «Формирование ИКТ - компетентности педагогов образовательной организации»  (IV педагогическая   научно-практическая конференция «Ступени профессионального роста педагогов»). В рассматриваемой нами сегодня теме отдельным, но очень важной и необходимой уже частью педагогической подготовленности к профессиональным стандартам, является ИКТ компетенция педагога.

Регламентированные на федеральном уровне требования к ИКТ- компетентности учителей российской школы фиксированы:

  • на уровне подготовки учителей - Государственными образова­тельными стандартами высшего педагогического образования;
  • государственных квалификационных требований, которые ад­министрация школы вправе предъявить учителю при приеме на рабо­ту или при аттестации.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья54 КБ
Microsoft Office document icon Приложение к статье117 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ - КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Н.И.Бобрышева, преподаватель ВК,

председатель ПЦК общеобразовательных дисциплин,

преподаватель русского языка и литературы.

ГБ ПОУ «Воронежский музыкальный колледж им. Ростроповичей»

Г.Воронеж, пр. Революции, 41.

В рассматриваемой нами сегодня теме отдельным, но очень важной и необходимой уже частью педагогической подготовленности к профессиональным стандартам, является ИКТ компетенция педагога.

Регламентированные на федеральном уровне требования к ИКТ- компетентности учителей российской школы фиксированы:

  • на уровне подготовки учителей - Государственными образовательными стандартами высшего педагогического образования;
  • государственных квалификационных требований, которые администрация школы вправе предъявить учителю при приеме на работу или при аттестации.

Следует отметить, что государство в последние 10-15 лет реализует масштабные проекты в сфере информатизации образования, финансирование оснащения школ техническими средствами ИКТ, подключение школ к Интернет, создание цифровых образовательных ресурсов и т. д. Но, к сожалению, квалификация учителей в сфере ИКТ становится «узким горлом» процесса информатизации школьного образования.

Дополнительная проблема состоит в том, что в массовом педагогическом сознании понимание ИКТ-компетентности свелось к функциональной грамотности, попросту говоря - к умению пользоваться компьютером и другим современным оборудованием. Анализ формирования ИКТ-компетентности позволяет сделать вывод, что сама по себе функциональная грамотность не приводит к качественным изменениям результатов деятельности. Наличие высокого уровня функциональной (технической) грамотности не означает, что человек способен использовать ее в реальной деятельности для решения конкретных проблем и задач. Лишь немногие учителя видят во внедрении информационно-коммуникационных технологий в образование принципиально новый подход к обновлению содержания, методов и средств обучения, к оптимизации своей профессиональной деятельности в целом, к формированию новой образовательной среды. Необходимо зафиксировать, что формирование ИКТ-компетентности учителей заключается не только и не столько в овладении ими навыками оперирования средствами информационных технологий, сколько в формировании опыта применения ИКТ в своей профессиональной деятельности как эффективного педагогического средства, необходимого для становления и развития новой информационно-образовательной среды, ориентированной на современные образовательные результаты.

Выделим три основные аспекта названной компетентности:

•наличие достаточного уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;

•эффективное обоснованное применение ИКТ в деятельности для решения профессиональных, социальных и личностных задач;

•понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании, направленной на развитие учащихся как субъектов информационного общества, способных к созданию знаний, умеющих оперировать массивами информации для получения нового интеллектуального и/или деятельностного результата.

ИКТ-компетентность учителя должна обеспечивать реализацию •новых целей образования;

•новых форм организации образовательного процесса;

•нового содержания образовательной деятельности.

Указанные выше требования могут быть реализованы в рамках двухуровневой модели ИКТ-компетентности учителя, изображенной на рисунке 1.

Ключевым положением данной модели является представление о том, что в профессиональной ИКТ-компетентности есть два существенно различных уровня - уровень подготовленности и уровень реализованности. Встречается ситуация, когда учитель, закончивший (иногда несколько раз) курсы повышения квалификации в сфере ИКТ и имеющий в школе достаточно условий для применения ИКТ в профессиональной деятельности, этого не делает. При этом он лучно прошел различные тестирования на готовность к работе с использованием ИКТ. Такой учитель не может называться ИКТ- компетентным, поскольку его знания и умения не воплощены в деятельность.

Знаниевый уровень - уровень овладения ИКТ. На современном этапе развития российской системы общего образования этот уровень является базовым при формировании и последующей оценке ИКТ- компетентности учителей. Он характеризуется наличием у учителей знаний, умений и навыков, достаточных для пользования оборудованием, программным обеспечением и ресурсами в сфере ИКТ. При этом следует различать подуровень компьютерной грамотности, неспецифический для работников образования (в том числе учителей), определяемый современным состоянием ИКТ и общим уровнем информатизации общества, и профессионально-ориентированные подуровни.

К последним относятся подуровни

  • общепедагогических знаний, умений и навыков в сфере применения ИКТ в образовательной деятельности;
  • знаний, умений и навыков, которые специфичны для предметной области. Например, учителя естественнонаучных предметов должны уметь использовать компьютерные математические модели процессов, связанных с их предметом (а на более высоком уровне - создавать такие модели).

Деятельностный уровень - уровень использования ИКТ. На этом уровне функциональная грамотность в сфере ИКТ эффективно и систематически применяется учителем для решения образовательных задач.

  • Подуровень организационных инноваций проявляется в эффективной реализации учителем нового организационнотехнологического функционала, в частности
  • организации и сопровождения сетевых форм осуществления образовательного процесса;
  • реализации дистанционного, очно-заочного, домашнего обучения и т. д.;
  • организации и сопровождении обучения на основе индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальных учебных планов учащихся;
  • соорганизации разных форм образовательной деятельности - урочной, внеурочной, самостоятельной, воспитательной и других - в единый образовательный процесс;
  • применении современных технологий мониторинга образования.
  • Подуровень содержательных инноваций характеризуется систематическим, целенаправленным и эффективным использованием ИКТ-ресурсов и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в достижении нового качества образования. Он направлен на модернизацию образовательного процесса в соответствии с концепцией «создания знаний». Содержательные инновации включают в себя комплекс элементов:

•разработку и реализацию учебных курсов на основе ЭОР (элективных курсов, учебных практик, курсов профессиональной и профильной ориентации и др.);

•реализацию новых видов образовательной деятельности, к которым относятся:

  • проблемный и проектный подходы в обучении учащихся;
  • организация образовательного процесса на основе самостоятельной индивидуальной и групповой деятельности учащихся по реализации своих личностных, образовательных, социальных и других потребностей и интересов;

•организацию взаимодействия учащихся при решении проблем и задач на основе ИКТ;

•применение новых диагностических средств оценки качества образования (включая интегральный и по предметный мониторинг качества образования, рейтинговую систему оценивания, динамическую систему оценивания достижений учащихся и др.).

Содержательные инновации являются наиболее сложным и вместе с тем наиболее продуктивным уровнем как профессиональной компетентности учителя в целом, так и ИКТ-компетентности. В сфере ИКТ они имеют свою специфику. Например, для учителей естественнонаучных предметов (физики, химии, биологии) использование методов компьютерного математического моделирования, особенно в профильном варианте обучения, является высокопродуктивным; для филологов аналогичную роль могут играть компьютерные технологии анализа текстов, для историков - технологии баз данных и т.д. Однако на сегодняшний день педагогов - предметников нашего колледжа, обладающих соответствующим уровнем ИКТ-компетентности, совсем немного.

Описанные выше уровни ИКТ-компетентности соответствуют этапам профессионального совершенствования современного учителя в сфере ИКТ. Знаниевый уровень - наиболее массовый, который в ближайшее время должны освоить все без исключения педагоги. Уровень организационных инноваций - это уровень успешной и продуктивной методической работы. (Рис. 2-6)

Достаточно спорным представляется суждение о том, что для подготовки к занятиям с использованием методов интерактивного обучения необходимо прилагать значительно больше усилий, чем при традиционном способе преподавания. Ведь для подготовки качественной традиционной лекции или традиционного урока также требуются и время, и интеллектуальные усилия. Хотя в стратегии интерактивного обучения педагогу, помимо организации своей деятельности, важно удерживать в поле внимания и другие плоскости (организация деятельности учащихся, налаживание коммуникации между ними и т. д.), но здесь новые методы также обладают определенными преимуществами. Они помогают перенести часть нагрузки во время учебного занятия с педагога на учащегося.

Подводя итог, на основании многочисленных экспериментов и
научных исследований можно определенно сказать, что интерактивное обучение позволяет резко увеличить % усвоения материала.

Литература

  1. Образование и наука. 2010г. № 7. Информационные технологии в образовании.
  2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 15 августа 2011 г. № 03-515/59 «Разъяснения по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»
  3. Нестерова И.А. ИКТ-компетентность [Электронный ресурс]//Образовательная энциклопедия
  4. http ://odiplom.m/lab/ikt-kompetentnosthtml



Предварительный просмотр:

Приложения к статье

C:\Users\Алексей\Desktop\CD86~1\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image27.png

Рис 1.

Было проведено анкетирование преподавателей общеобразовательного цикла нашего колледжа. В анкетировании принимали участие 100 человек.

Анкетирование учителей показало следующее:
Формы использования ИКТ

Ответы

%

выступление и работа с классом с использованием проектора ,интерактивной доски,(телевизора)

71,1

размещение материалов в информационной среде (сервера колледжа, сайт колледжа, рассылка по электронной почте и т.п.)

39,8

просмотр материалов, размещенных учащимися в Интернете

54,9

формирование и рассылка информации родителям (в том числе работа в Электронном журнале)

77,9

помощь в формировании портфолио учащихся (в электронном виде)

19,5

тестирование в компьютерном кабинете

26,5

рекомендую учащимся для самостоятельной работы ссылки на информационные ресурсы в Интернете

71,7

использование виртуальных лабораторий (в том числе ресурсы, предлагаемые "Единой коллекцией ЦОР"; в том числе для самостоятельной работы учащихся

24,8

использование устройств сбора данных (в том числе видеокамера, фотокамера и т.п.)

40,7

подготовка к уроку (мероприятию) с использованием Интернета

87,6

разработка дидактических материалов на компьютере

69,9

интернет-олимпиады и игры по предмету

47,8

ученический проект с использованием ИТ

50,4

дистанционные конкурсы по предмету

24,8

Рис. 2

C:\Users\Алексей\Desktop\CD86~1\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image28.jpeg

Рис.3

Из таблицы видно, что ИКТ используется чаще всего для подготовки к уроку, его проведения в классе, для формирования и рассылки информации родителям и рекомендации учащимся для самостоятельной работы. Менее всего ИКТ используется для сетевого взаимодействия: интернет- олимпиады, дистанционные курсы для учащихся, ресурсы ЭОР для самостоятельной работы учащихся.

Что из перечисленного является наиболее важным, на Ваш взгляд, препятствием в использовании ИКТ и ЭОР в обучении:

Ответы

%

Невозможно гармонично встроить использование ЭОР в программу по моему предмету

11,5

Не обладаю достаточным уровнем компьютерной грамотности

24,1

Это существенно увеличивает время работы педагога

33,6

Недостаточная техническая оснащенность моего кабинета в школе

32,7

Отсутствие необходимых ЭОР

16,8

Отсутствие поддержки со стороны технической службы школы

7,1

Нежелание учащихся применять новые технологии

6,2

Отсутствие методической поддержки по использованию ЭОР

10,1

Использование ЭОР снижает эффективность обучения

3,5

Просто не вижу особой необходимости в их использовании

2,6

Н ет препятствий!

34,5

Рис.4

C:\Users\Алексей\Desktop\CD86~1\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image29.jpeg

Рис.5

Из ответов учителей можно сделать вывод, что основным препятствием по использованию ЭОР в образовательном процессе является, с одной стороны, пробелы в знаниевом аспекте, что можно подтянуть через серию обучающих семинаров и курсов, с другой стороны -  увеличение времени работы педагога. Учителя должны понимать, что это явление временное - создав банк электронной поддержки к урокам, трудоемкость при подготовке к урокам в дальнейшем сокращается во много раз.

Педагогам нашей колледжа было дано задание.

Определить. Каковы положительные стороны обучения с применением ИКТ технологий в организации учебного процесса?

Какие риски могут ожидать нас?

Эффекты

Риски

1. Эффективное усвоение знаний.

1. Трудность в преподнесении большого количества материала на занятиях. (Исключение: активная лекция)

2. Снижение утомляемости.

2. Учителю требуется много времени на подготовку занятия.

3. Повышение учебной мотивации

3. Сопротивление учащихся новым подходам и методам (выход учащихся из привычной «зоны комфорта»).

4. Развитие навыков социального взаимодействия: работа в группе, разрешение конфликтов, обоснование своей позиции и т.п.

4. Не готовность учащихся к взаимодействию друг с другом (не умеют работать в группах, высказываться, слушать и т.п.).

5. Перенесение части нагрузки во время учебного занятия на учащегося.

6. Учащиеся не имеют возможности отсидеться, нужно думать самому, не полагаясь на других. Работают как сильные, так и слабые учащиеся.

7. У учащихся проявляется интерес к изучаемому предмету.

8. Учителю интереснее работать. Появляется возможность анализировать свою деятельность, делиться своими «находками».

Рис.6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование компетентности школьника"

Современный человек должен быть компетентным специалистом. Начало пути в этом направлении- это дополнительное образование, где школьник исходя из своих интересов, способностей, склонностей определяетс...

Статья "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ИНДИВИДУАЛЬНОМ АСПЕКТЕ"

В статье рассматриваются опыт и результаты профессиональной компетентности педагога в индивидуальном аспекте, анализируются методы и приемы работы в этом направлении. В основу стать положены основы и...

Статья «Формирование ключевой компетентности в области информационной безопасности у учащихся колледжа»

По материалам магистерской диссертации «Формирование ключевой компетентности в области информационной безопасности у учащихся колледжа» Крюков А.В., РГПУ им Герцена 2018г...

Самообразование педагога как способ формирования педагогической компетентности

Самообразование педагога как способ формирования педагогической компетентности....

Доклад на тему "Формирование профессиональной компетентности педагога для работы в инклюзивной образовательной среде"

Доклад на тему "Формирование профессиональной компетентности педагога  для работы в инклюзивной образовательной среде"...

статья ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

В современных условиях развивающейся глобализации происходит смена морально-ценностных ориентиров, нивелировка устоявшихся стереотипов мышления. Возникновение новых субкультур, хаотичный поиск новых и...