Статья: "Здоровьесбережение как приоритетное направление системы образования"
статья по теме

Гиль Анна Сергеевна

В настоящее время система образования функционирует в условиях  перехода к новым стандартам, что обусловливает необходимость выдвижения и научного обоснования новых концептуальных подходов к отбору содержания образования и организации обучения по всем предметам 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесбережение  как приоритетное направление системы образования

 

Гиль Анна Сергеевна

Синькевич Вера Фадеевна, заведующий отделом научно-методического и информационного сопровождения ОГБПОУ «Ульяновский колледж культуры и искусства»

В настоящее время система образования функционирует в условиях  перехода к новым стандартам, что обусловливает необходимость выдвижения и научного обоснования новых концептуальных подходов к отбору содержания образования и организации обучения по всем предметам [6].          

Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании - красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик».

Процесс становления здоровьесберегающей концепции школьных систем находится лишь в начале, уже сейчас определены их основные цели и задачи. Среди них одно из ключевых направлений –  это организация процесса сохранения и формирования здоровья,  который включает в себя социальные,  медицинские,  педагогические и целый ряд других аспектов.

Согласно стратегии ФГОС ОО второго поколения предметом пристального внимания педагогических коллективов становится создание комфортной внутришкольной среды как системы условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье младшего школьника, способствующих их оптимальной включенности в общеобразовательную деятельность, успешной самореализации. В целом состояние комфорта несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что в свою очередь ведет к индивидуальному развитию личности каждого ученика.

На основе сложившихся в науке точек зрения на проблему сохранения

здоровья и валеологизацию образования, М.М.  Яловенко  понятие здоровьесбережения рассматривает как ценность,  систему,  процесс,  результат [8, с.8].          

Здоровьесбережение в образовании как ценность представлено тремя взаимосвязанными блоками:  здоровьесбережение как ценность государственная, общественная, личностная [2, с.64].          

Здоровье человека как личное достояние –  это залог полноценной жизни. Здоровый человек может учиться, овладеть любой специальностью, полностью развить свои способности,  работать при любой нагрузке,  родить и вырастить детей. Ценность здоровья для общества – это производительность труда и богатство общества,  обеспечение рабочих мест и решение проблемы занятости населения. Здоровье ценно для государства в регуляции народонаселения,  борьбе со старением общества,  защите государства.

Согласно утверждениям педагогов В.Ф. Базарного, Е.А. Ямбурга, В.К. Крючкова, М.М. Безруких  успешным может стать ученик в той среде, которая способна создать ему комфортные условия для получения образования, реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, где используются технологии, позволяющие сохранить здоровье учащихся.

Структурными составляющими общего комфорта являются психологический, интеллектуальный и физический комфорт, а их единство в процессе образовательной деятельности есть условие полноценного личностного роста школьника. Источником психологического комфорта выступают в первую очередь организационно - коммуникативные условия внутришкольной среды, т.е. организация межличностных взаимодействий субъектов образования [7, с.12].            

Интеллектуальный комфорт говорит об удовлетворенности человека процессами своей мыслительной деятельности и ее результатами. В учебном процессе - это удовлетворение потребности в получении новой информации. На занятиях интеллектуальный комфорт достигается сменой видов деятельности, дифференцированием заданий для разных групп учеников, индивидуальной поддержкой отдельных ребят [5, с.34].          

Физический комфорт школьника характеризуется соответствием между его телесными, соматическими потребностями и предметно - пространственными условиями внутришкольной среды. Нередко говоря о здоровье, на первый план выдвигают его физическую составляющую, выражающуюся в уровне физического развития ребенка, степени его заболеваемости на тот или иной момент, забывая о социально-психологических и духовно-нравственных компонентах. В результате не формируется комплексная система оценки уровня здоровья учащегося, которая охватывала бы все его составляющие [4, с.154].          

Практика здоровьесберегающего обучения постепенно накапливает опыт, опираясь на различные методологические основания. Понимая  «здоровье» как целостность, разные  авторы  и  научные коллективы предлагают различные модели его интерпретации:

•  Трехкомпонентный «цветок здоровья» (физическое, психическое, социальное) - первое определение Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

•     Четырехкомпонентный цветок (добавляется нравственный компонент) - второе определение ВОЗ. Практически преломлено в опыте В.Ф. Базарного [1, с.93].          

•  Семикомпонентное наполнение модели (по органам и системам жизнеобеспечения), использующих возможности искусства, в частности, музыку для лечения детей в процессе обучения [3, с.24].          

     В международной практике в настоящее время получила распространение 6-компонентная модель «цветка здоровья». Каждый компонент отражает один из аспектов здоровья:

1.   Физический - согласованная работа органов и систем;

2.  Психоэмоциональный - способность   человека   выражать эмоции,   проявлять   их, управлять ими;

3.  Интеллектуальный - способность работать с информацией;

4.  Личностный - самооценка (восприятие себя как личности и на отношения окружающих к себе) самозначимость;

5. Социальный -

а) половой аспект Я (модель поведения);  

б) взаимоотношения с социумом в различных ситуациях;

6.  Духовный - стержень человека (отношение к непреходящим ценностям, нравственные принципы, вопросы веры и. т. д.).

 Основной установкой становится сегодня - сохранение здоровья и творение здоровья, но это возможно осуществлять только через педагогические действия и установление психологического контакта с учеником. Учитель должен помочь ребенку адаптироваться к жизни и максимально точно выбрать оптимальный жизненный путь самореализации [1, с.145].        

 

Литература

1.        Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс – контроль в школе и дома» /М.Ф.Базарный. – М.: Аркти. – 2005. – 176 с.

2.        Бузунов В.П. Принципы здоровьесберегающего образования /В.П. Бузунов. - М.: - 2002. - С. 252

3.        Науменко  // Педагогика. -2005. - № 6.- С.12-29.

4.        Проект Минобразования «Школа, содействующая здоровью». - М., 2003. - 34 с.

5.        Самыгин С.И.  Психология управления /С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко.-  Ростов н /Д, - 2009. - 505 с.

6.        Усова А.В. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года  - новый этап в развитии образования, его плюсы и минусы  /А.В. Усова // Наука и школа. - 2011. - №2. - С.2-6.

7.        Шайхуллина, Р.М. Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе  /Р.М. Шайхуллина // Начальная школа . – 2010 .-№7. - С.23-45.

8.        Шклярова О. В. Здоровьесберегающие принципы в организации образовательного процесса  /О.В. Шклярова  // Школа Здоровья. - 2010. - №8.- С.5-13.