Методическая разработка урока: "Определение и устранение дефектов сварочных швов и соединений"
методическая разработка на тему

Конусова Надежда Васильевна

В данной методической разработке вы можете ознакомиться с планом урока, технологической картой, анкетой для обратной связи с учеником, а также с презентацией лабораторной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

на заседании ПЦК (МО) _________

«______» _______________ 2016г.

Председатель Кочелорова А.К.

Министерство образования и науки Республики Хакасия

УТВЕРЖДАЮ 

Зам. директора по УР / УПР

Евтушенко Е.Г

«_____» ___________ 2016г. 

ГБПОУ РХ «Техникум коммунального хозяйство и сервиса»

Абакан

Методическая разработка урока

                                        Дисциплина: Учебная практика

                                        Специальность: Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

                                        Группа № СВК-21           Курс 2

                                        Тема урока Определение и устранение дефектов сварочных швов и соединений

                                        Дата проведения 03.02.16

Разработчики:

Конусова Н.В. – мастер производственного обучения

                                                                                                               

                                                                                                                                                

 

Абакан 2016


ПЛАН УРОКА

Профессия

150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

УД / МДК/ ПМ

ПМ.04 «Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений»

Мастер п/о

Конусова Надежда Васильевна

Место проведения

Сварочная мастерская

Группа

СВК-21, подгруппа №1

курс

2

Время урока

180 мин.

количество обучающихся

10

Тема программы (раздела)

Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений

Тема урока

Определение и устранение дефектов сварочных швов и соединений

Вид урока

Практическое занятие

 

Тип урока

Контрольно-проверочный

Педагогическая технология или методическая цель

Технологии профессионального обучения, ориентированные на действие

Цель урока:

1) дидактическая цель

Определять дефекты сварных соединений, причины их возникновения и устранять дефекты сварочных швов и соединений. Довести уровень усвоения материала занятия обучающимися до Kэф. α2=0.81, β2, Υ2;

 

2) операциональная цель (соотнести образовательные результаты на занятии (знать, уметь / иметь практический опыт) в соответствии с планируемыми результатами программы УД, МДК, ПМ (ПК / ОК, в том числе ПК и ОК региональные / отраслевые))

К концу занятия каждый обучающийся будет:

 

знать:

- основные виды дефектов

- причины возникновения дефектов

ПК 4.2 определять причины дефектов сварочных швов и соединений

ПК4.3 предупреждать и устранять различные виды дефектов в сварных швах

уметь:

- устранять внешние дефекты сварочных швов и соединений

 

ОК2 организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК4 осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК6 работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

иметь практический опыт:

-устранения внешних дефектов  

ОК3 анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

Организация пространства

Ресурсы: 

Посты для РДС, источники питания. для

Зубила, молоток, электроды, металлические пластины, сварочный щиток, электродержатель.сварки,

Лупа увеличение линзы 3-кратное, в том числе измерительная, металлическая линейка, угольник, штангенциркуль, щупы, набор радиусных шаблонов №1(1-6мм), №3 (7-25мм), набор щупов №4 (0,1-1), набор сварных образцов с характерными дефектами (РДС,С2), универсальный шаблон сварщика УШС-3.

РД 03-606-03 Инструкция по визуальному и измерительному контролю,

ГОСТ 5264-80 Ручная дуговая сварка.

Компьютер, мультимедиатехника, расходные материалы для ККМ.

Приложения:

П.1 - мультимедийная презентация.

П.4 – перечень вопросов.

П.5 - модули метапланов.

П.6 – эталон алгоритмов.

Новые термины и понятия:

Визуальный и измерительный контроль, щупы, радиусные шаблоны, УШС-3

Межпредметные связи (указать наименование УД/МДК/ПМ и тему программы):

ПМ.02 «Сварка и резка деталей из различных сталей и цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях»

ПМ.03 «Наплавка дефектов деталей и узлов машин, механизмов конструкций и отливок под механическую обработку и пробное давление»

ПМ.04 «Дефектация сварных швов и контроль качества сварных конструкций»

УД «Основы инженерной графики», тема: «Эскизы»

   Лист диагностики плана урока

Тема урока:          Цель: α 2        

Дата проведения:         Время урока М = 360

Преподаватель:         Количество студентов Т = 12

Этап урока

Пд

t

Распределение студентов в моносистемах на этапах

0

1

2

3

4

5

6

7

8

m

mj

1. Оргмомент

α1

5

12

-

-

2. Постановка или принятие цели

α2

5

8

5

12

5

α2

5

12

12

12

12

3. Планирование

α2

20

12

12

12

α3

25

12

12

12

α2

10

12

12

12

α2

15

12

12

12

α2

10

9

3

12

3

α3

15

12

12

12

α2

10

12

12

12

4. Выполнение действий

α1

2

12

12

-

α1

3

9

3

9

3

α2

10

12

12

12

5. Выполнение действий, поэтапный контроль и коррекция

α2

10

12

12

12

α3

15

12

12

12

α3

10

12

12

12

α2

10

12

12

12

6. Оценивание результата

α2

10

12

12

-

7. Рефлексия

α2

10

12

12

12

После заполнения таблицы подсчитывается коэффициент эффективности урока (Кэф)  

Кэф = Σ mj  t  / М Т,

К эф = 5*5+12*5+12*20+12*25+12*10+12*15+3*10+12*15+12*10+3*3+12*10+12*10+12*15+12*10=1804/185*12=0,81


 



Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

 №

п/п

Этап занятия

П

Время

Деятельность обучающихся

 Деятельность преподавателя

Особенности урока (форма, метод и средства обучения)

1.

 

 

Организационный момент

 

Мотивация учебной деятельности

d1

2

мин

 

Старший подгруппы докладывает о готовности обучающихся и их рабочих мест к уроку.

Приветствует обучающихся. Проверяет  готовность обучающихся к уроку.

Фронтальная, монолог

3

мин

Слушают

Обеспечивает мотивацию:

Маслов С.- читает стихотворение

«Гимн сварщиков»

Словесный

 

Вводный инструктаж

2.

Постановка или принятие цели

d1

d2

2

мин

15 мин

Записывают тему урока в тетради

Отвечают на вопросы преподавателя.

Определяют вид дефекта, причины и устранение.

 

 Озвучивает тему и цель урока.

Проводит параллель с ранее изученным материалом

1)Организует представление презентации «Внешние дефекты сварных соединений и определение причин их

возникновения»

1.Вид дефекта

2. Причины дефекта

3.Способ устранения

Наглядный, фронтальная,

ПК, видео-проектор, мультимедийная

презентация (П.1)

Групповая, дискуссия

3.

Планирование действий

d2

10мин

Каждая подгруппа рассматривает образец, обсуждает, и представители озвучивают их. В случае несогласия с ответами подгруппы дополняют и (или) исправляют ответы.

Выдает задание:

образцы с дефектами и определить

  1. Вид дефекта
  2. Причины дефекта

Групповая, дискуссия,

 

 

d2

8

мин

Обучающиеся записывают план достижения целей:

1.Подготовка металла к сварке

2.Настройка сварочного аппарата

3.Подбор электрода в зависимости от толщины металла

4.Выбор режима сварки

5.Сборка пластин на прихватке

6.РДС У3

7.Устранение наружных дефектов визуальным осмотром

 Выдает  задание:  

« У нас определена тема и цели занятия, для их выполнения необходимо спланировать  вашу деятельность для достижения поставленных целей; давайте составим план работы»

 

Самостоятельная работа, на слайде  «План достижения целей».

 

Текущий инструктаж

4.

Выполнение действий

d1

d2

5

115

мин

Отвечают «..О правилах техники безопасности»

Обучающиеся выполняют работу, осуществляют само- оценку.

«Прежде чем приступить ко второму пункту нашего плана, нам необходимо вспомнить о Т.Б.»

Организует:

1.Планирование учебного сотрудничества

 Проверяет:

1.Организацию рабочего места, соблюдение техники безопасности

2.Правильность выполнения подготовки металла к сварке

3.Правильность выполнения настройки сварочного аппарата

4.Правильность выполнения подбора электродов в зависимости от толщины металла

5.Правильность проверки сборки пластин на прихватке

6.Правильность выполнения сварки У3 в нижнем положении

7.Правильность устранения дефекта

Фронтальная беседа

Дискуссия, словесный.

Плакат «Дефекты»,

на слайде нормативный документ ГОСТ 5264-80 С2

П.2, П.4, П.6

Групповая, самостоятельная

5.

Выполнение действий, поэтапный контроль и коррекция

d2

10

мин

Контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном

Организует сопоставление работы с эталоном для самопроверки.

Проводит целевые обходы рабочих мест

Плакат «Дефекты», допустимые дефекты ГОСТ 23118-99, ручная дуговая сварка  ГОСТ 5264-80

Заключительный инструктаж

6.

Оценивание результата

d2

10

мин

Защищают свои работы

Подводит итоги работы, анализирует допущенные ошибки, выставляет оценки и озвучивает результаты

Беседа

Фронтальная

7.

Рефлексия

d2

10

мин

Самоанализ и самооценка обучающихся

Я не знал…- Теперь я знаю…

- выражают отношение к уроку

- осознают результаты своей деятельности

Ответы на вопросы обучающихся

Индивидуальная, самостоятельная



Предварительный просмотр:

АНКЕТА

  1. На мероприятии я работал
  • Пассивно/ активно

  1. Своей работой я
  • Доволен/недоволен

  1. Мероприятие показалось мне
  • Коротким/длинным

  1. За мероприятие я
  • Не устал/ устал

  1. Мое настроение
  • Улучшилось/ухудшилось

  1. Материал был мне
  • Понятным/непонятным
  • Полезным/ненужным
  • Интересным/скучным
  • Легким/тяжелым

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Определение и устранение дефектов сварочных швов и соединений

Слайд 2

Цель работы: Определение дефектов сварных соединений, причины их возникновения и устранение дефектов сварочных швов и соединений.

Слайд 3

Кратеры Обрыв дуги; Непроизвольное выполнение конечного участка шва.

Слайд 4

Поры Быстрое охлаждение шва; Загрязнение кромок маслом, ржавчиной и т.п.; Непросушенные электроды; Высокая скорость сварки

Слайд 5

Включение шлака Грязь на кромках; Малый сварочный ток; Большая скорость сварки.

Слайд 6

Несплавления Плохая зачистка кромок; Большая длина дуги; Недостаточный сварочный ток; Большая скорость сварки.

Слайд 7

Наплыв Большой сварочный ток; Неправильный наклон электрода; Излишне длинная дуга.

Слайд 8

Свищи Низкая пластичность металла шва; Образование закалочных структур; Напряжение от неравномерного нагрева .

Слайд 9

Подрезы Большой сварочный ток; Длинная дуга; При сварке угловых швов- смещение электрода в сторону вертикальной стенки .

Слайд 10

Непровар Малый угол скоса вертикальных кромок; Малый зазор между ними; Загрязнение кромок; Недостаточный сварочный ток; Завышенная скорость сварки.

Слайд 11

Прожог Большой ток при малой скорости сварки; Большой зазор между кромками; Под свариваемый шов плохо поджата флюсовая подушка.

Слайд 12

Неравномерная форма шва Неустойчивый режим сварки; Неточное направление электрода .

Слайд 13

Трещины Резкое охлаждение конструкции; Высокие напряжения в жестко закрепленных конструкциях; Повышенное содержание серы или фосфора.

Слайд 14

ПЛАН 1.Подготовка металла к сварке 2.Настройка сварочного аппарата 3.Подбор электрода в зависимости от толщины металла 4.Выбор режима сварки 5.Сборка пластин на прихватке 6.РДС С2 7.Устранение наружных дефектов визуальным осмотром

Слайд 15

Практическое задание: Произведите контроль сварного шва измерениями. Условное обозначение сварного соединения Конструктивные элементы S = S 1 b е, не более е g Подготавливаемых кромок свариваемых деталей Сварного шва номин Пред.откл. Номин. Пред. Откл. С2 От 1,0 до 1,5 0 +0,5 6 1,0 + 0,5 Св.1,5 до3,0 1 + 1,0 7 1,5 + 1,0 Св.3,0 до 4,0 2 +1,0 -0,5 8 2,0 Размеры в мм Ручная дуговая сварка. Соединения сварные ГОСТ 5264-80


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока: "Определение качества сварного шва путем внешнего осмотра и измерениями"

Цель урока (дидактическая), познавательная деятельность, развивающие и воспитательные задачи: - научить определять качество сварного шва путем внешнего осмотра и измерениями- доведение уровня усвоения...

Методическая разработка "Техника безопасности при выполнении электро-сварочных работ"

Методические указания к проведению урока по учебной дисциплине «МДК 01.02 «Организация планово-предупредительных работ по текущему содержанию и ремонту дорог и дорожных сооружений с исполь...

Методическая разработка открытого урока производственного обучения на тему: "Сварка тавровых соединений"

Методическая разработка открытого урока производственного обучения  ПМ.02. Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во...

Методическая разработка урока "Определение типа ДВС"

Определение типа двигателя и проведение его идентификации с целью подбора информации по техническому обслуживанию и ремонту двигателя....

Входной контроль заготовок для сварочных работ и устранения дефектов

Доклад на тему "Входной контроль заготовок для сварочных работ и устранения дефектов"...

Методическая разработка занятия учебной практики «Выполнение ручной дуговой сварки стыкового соединения однопроходным швом в вертикальном положении способом выполнения «снизу вверх»

Методическая разработка занятия учебной практики «Выполнение ручной дуговойсваркистыкового соединения однопроходным швом в вертикальном положенииспособом выполнения «снизу вверх» раз...