Учебно-методическая разработка для преподавателей
методическая разработка по теме

Николаева Елена Николаевна

Как научить студентов медицинских колледжей осмотру пациентов и предварительной диагностики в рамках федерального образовательного стандарта для СПО.

Данное методическое пособие поможет преподавателям в обучении студентов довольно трудной дисциплине " Пропедевтика в нервных болезнях". В пособии предлагается методика обучения студентов данной дисциплине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_dlya_prepodavateley_1.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по здравоохранению

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования «Фельдшерский техникум»

_____________________________________________________________________________

                                                                                                         

   

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

_________________  Н.П. Белоконева

«_22_» ______05_______ 2014 г.

Практическое занятие по теме: «Методика выявления неврологического дефицита по алгоритму. Оценка полученных результатов»

ТЕМА

Учебно-методическая разработка для преподавателей

по учебной дисциплине « Пропедевтика нервных болезней»

для специальности  060101  «лечебное  дело»

ЦМК клинических дисциплин

Разработано: Николаева Е. Н.

Преподаватель неврологии

Санкт-Петербург

2014 год


Рассмотрено и одобрено на заседании                

Методического совета

Протокол № 9 от 22.05.2014

Одобрено на заседании ЦМК

Протокол № 9 от 22.05.2014

Председатель:             /Полонская И.И./

Рецензенты:               /Семеняко Н.А./


1. Место проведения занятия, оснащение

Занятие проводится в стационаре на отделении неврологии

Оснащение учебного класса:

- Мел, доска

- ситуационные задачи

- Папки с дидактическим материалом на 8 рабочих мест (таблицы, схемы, алгоритм осмотра для выявления неврологического дефицита.)

- Оснащение для манипуляций (неврологический молоточек-5 штук )

2. Продолжительность изучения темы

Продолжительность изучения темы:           4         академических часа

Продолжительность данного занятия:         4        академических часа

3. Актуальность темы

Изучение данной темы актуально, т.к.  без знания симптомов основных неврологических нарушений и методики выявления невозможна предварительная диагностика заболеваний. Данное занятие вносит вклад в формирование следующих компетенций: (перечисление)

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ПК 1.1. Определять программу обследования пациентов различных возрастных групп.

ПК 1.2. Определять наличие неврологического дефицита у пациента.

ПК 1.3. Выполнять диагностические вмешательства.

ПК 1.6. Осуществлять диагностику смерти пациента.

ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию

4. Цели занятия

Учебная: Формирование способности и готовности к научно-обоснованному применению современных методик сбора и обработки информации о состоянии здоровья населения, деятельности различных типов медицинских учреждений и их подразделений, анализу информации в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения (ПК-36)

Развивающая: Формирование  культуры мышления, способности к критическому восприятию информации, логическому анализу и синтезу (ПК-7)

Воспитательная: Формирование готовности к самостоятельной, индивидуальной работе, способности к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации (ПК-8)

Развивающая – реализация

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Воспитательная реализация 

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.

Учебная – реализация

ПК 2.1. Определять методы обследования  пациентов различных возрастных групп.

ПК 2.2. Определять наличие неврологического дефицита у пациента.

ПК 2.3. Выполнять диагностические вмешательства.

ПК 2.5. Осуществлять диагностику смерти пациента.

ПК 2.8. Оформлять медицинскую документацию

Задачи занятия

Студент должен знать

Студент должен уметь

Студент должен владеть

1

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность (в условиях данной темы).

Клинические проявления неврологического дефицита, патогенез и факторы риска развития заболевания, теорию методики выявления  заболевания Терминологию

Определять основные неврологические нарушения  у пациента (нарушение сознания, речи, движения и координации, в пределах профессиональной компетенции

Методикой осмотра  пациента по алгоритму

2

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, пациентами (в условиях данной темы).

Оказывать консультативную помощь окружению и семье пациента. Взаимодействовать в бригаде.

3

Организовывать рабочее место с соблюдением требований  (в условиях данной темы).

Обеспечить безопасность пациента и персонала.

4

Определять программу  обследования пациентов различных возрастных групп.

Этиологию, патогенез и факторы риска развития заболевания.  

Осуществлять диагностику, поставить диагноз в соответствии с современной классификацией

5

Осуществлять диагностику  в пределах профессиональной компетенции

Клинические проявления заболевания (основные жалобы, данные анамнеза, которые могут указывать на развитие именно этого заболевания, данные осмотра)

Определить неврологический дефицит у пациента в пределах профессиональной компетенции.

6

Выполнять диагностические вмешательства.

Диагности-ческими приёмами

7

Осуществлять контроль состояния пациента.

степени дефицита сознания

определять

8

Оформлять медицинскую документацию

Оформить медицинскую документацию

5. Мотивация

Знания и умения, приобретенные на занятии, необходимы при изучении других клинических дисциплин по неврологии, а также в  дальнейшем при работе с пациентами неврологического профиля, пациентами, имеющими симптомы, сходными с таковыми при нейроинфекциях, травмах ЦНС и пациентами терапевтического профиля.

6. Межпредметные и внутрипредметные связи

7. Задания для самоподготовки

Повторить пройденные темы: «Нарушения основных неврологических функций »

Литература, рекомендованная для самоподготовки:

Обязательная: Учебное пособие «Нервные и психические болезни» С.М. Бортникова, В. Т. Зубахина . Изд.2000 г.

Дополнительная: А.М. Пулатов и др. «Пропедевтика нервных болезней»

Вопросы для самоподготовки:

1) причины развития центрального спастического паралича или пареза

2) причины развития периферического паралича или пареза

3) причины развития дефицита сознания

8. Этапы занятия и контроль их усвоения

№ п/п

Этапы занятия

Формы и методы проведения каждого этапа

Контроль усвоения (формы контроля, уровни усвоения)

Пример-ное время

8.1

Вводный этап

8.1.1

Проведение организационного момента

Проверка присутствующих студентов

3 мин

8.1.2

Постановка цели практического занятия.

Предъявление мотивационного блока занятия и выявление межпредметных и внутрипредметных связей

Озвучивается тема занятия и обосновывается её практическая значимость, её место в структуре цикла и дальнейшей деятельности.

5 мин

8.2

Контроль исходного уровня знаний

8.2.1

Тестовый контроль исходного уровня знаний

Проведение тестового контроля

----------------------

--------

8.2.2

Фронтальный опрос

Опрос студентов по вопросам самоподготовки

30 мин

8.3.

Основной этап

8.3.1

Работа над понятиями (реализация конкретных задач 1, 4)

Демонстрация пациентов с различными неврологическими нарушениями (преподавателем) студент запоминает

Определяет нарушение (студент) записывает

45 мин

8.3.2

Клинический разбор (реализация конкретных задач 2, 5, 7)

Обсуждение осмотренных пациентов

Излагает своё представление о имеющемся неврологическом дефиците  : пациент №1, №2 и далее

45 мин

8.3.3

Отработка манипуляций (реализация конкретных задач 3, 6)

Отработка методики осмотра пациента по алгоритму (в малой группе по парам)

Отработана методика осмотра пациента по алгоритму»

45мин

8.4

Заключительный этап

8.4.1

Подведение итогов занятия

4 мин

8.4.2

Домашнее задание

3 мин

Представление содержания учебного материала:

8.1.2 Предъявление мотивационного блока занятия и выявление межпредметных и внутрипредметных связей.

        Преподаватель обосновывает актуальность изучения     темы занятия, которая определяется  как необходимый (базовый) уровень знаний и формирование ПК, необходимых для  дальнейшего обучения. Владение терминологией, знание анатомии и патогенеза  заболеваний, методов современной диагностики, проявление неврологических нарушений у пациентов терапевтического профиля и возможность выявления на ранней стадии заболевания является актуальной проблемой. Подчеркивается проблема социальных факторов возникновения,  и возрастные особенности.

8.2.2 Фронтальный опрос

        Преподаватель проводит опрос студентов по представленным вопросам, корректирует и дополняет ответы.

Контрольные вопросы:

1)нарушение сознания

2)нарушения речи

3)нарушения функции черепных нервов

4)нарушения произвольных движений

5)нарушение чувствительности

6)нарушение координации

8.3.1 Работа над понятиями (реализация конкретных задач 1, 4)

Самостоятельная работа: определение неврологических нарушений при демонстрации пациентов

Дифференциально-диагностические признаки параличей и парезов

Дифференциальная диагностика (повреждение ЦНС и периферической нс).

8.3.2 Решение ситуационных задач (реализация конкретных задач 2, 5, 7)  клинический разбор.

8.3.3 Отработка манипуляций (реализация конкретных задач 3, 6)

Отработка методики «алгоритм осмотра пациента »  (самостоятельная работа  студентов в паре).

Цель: освоить ПК

Оснащение: НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ МОЛОТОЧКИ-5ШТ  

Возможные проблемы: Негативный настрой к осмотру.

Оценка достигнутых результатов: методика освоена (не освоена)

8.4.1 Подведение итогов занятия

Преподаватель подводит итоги работы каждого студента, отвечает на вопросы. Обращает внимание студентов на основные недостатки в деятельности студентов, даются рекомендации.

8.4.2 Домашнее задание

Преподаватель дает задание на следующее занятие.

1)современные методы диагностики заболеваний ЦНС и периферической НС

2)подготовка к зачету  

 


НЕВРОЛОГИЯ. ПМ 01.  «ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

I. Анамнестические данные

  1. Жалобы и их характеристика.

Жалобы, предъявленные больным. Характер расстройств, их локализация, интенсивность, длительность, периодичность. Факторы, усиливающие или уменьшающие расстройства. Как отражается заболевание на практических возможностях больного (трудовая деятельность, самообслуживание, передвижение).

  1. Анамнез болезни.

Начало заболевания – острое, подострое, постепенное. Точная или приблизительная дата появления расстройства.

Начальные симптомы: условия, при которых они возникли, обстоятельства, предшествующие или сопутствующие появлению болезни. Течение заболевания прогрессирующее, ремитирующее (временное уменьшение или исчезновение симптомов с последующим их усилением или возникновение новых проявлений болезни, приступообразное) периодическое острое возникновение тех или иных расстройств, рецидивирующие обострения одного и того же заболевания, (регистрирующее после острой фазы стабильное состояние в течение какого-то периода времени).

Последовательность возникновения развития симптомов: изменения работоспособности по этапам заболевания.

Условия и воздействия, ухудшающие или улучшающие состояние. Предшествующее лечение и его результаты. Сведения о диагностических исследованиях в других лечебных учреждениях и точное состояние неврологических симптомов на тот период.

  1. Анамнез жизни.

Особенности развития по возрастным этапам. С какого возраста в детстве начал ходить, говорить, посещать школу. Условия жизни и воспитания в детстве. Успеваемость в школе. Образование. Заболевания, перенесённые в детском возрасте (обратить внимание при расстройстве на наличие или отсутствие припадков, снохождение, заикания, ночного недержания мочи) и во взрослом состоянии. Половая жизнь, с какого возраста. У женщин начало менструального цикла, беременности, аборты медицинские самопроизвольные. Семейное положение, состав семьи. Заболевания у ближайших родственников (составить родословную). Интоксикации (алкоголь, никотин и другие). Физические травмы, перенесённые операции. Травмы черепа и позвоночника, расстройства в остром периоде и последствия. Психические перенапряжения, пережить лишения, неудачи, конфликтные ситуации и реакции на них. Трудовая деятельность: профессия, квалификация, стаж работы, условия труда. Профессиональные вредности. Жизненные условия и материальная обеспеченность. Характеристические особенности больного (по анамнестическим данным). Работоспособность до болезни и связи с настоящим заболеванием. Инициатива и настойчивость, выдержка и выносливость, умение сосредоточиться, впечатлительность, самообладание. Сон, его длительность, глубина, скорости засыпания.

II. Алгоритм осмотра пациента

  1. Состояние психики.

Контакт с пациентом. Состояние сознания (при нарушении отметить степень и характер расстройств сознания: оглушение, сопор, кома, аменция, онейроид, сумеречное расстройство сознания, бред и галлюцинации, психомоторное возбуждение).

Умственное развитие (соответствие по возрасту, и образованию) Внимание на ближайшие и отдалённые события. Амнезии-ретро и антеградные.

Сообразительность. Эмоциональный фон: повышенная раздражительность или депрессия, эйфория, слабоумие. Мнительность, навязчивые мысли, действия.

Отношение к своему заболеванию. Оценка тяжести состояния и жизненных перспектив, связанных с заболеванием (критическая, необоснованно преувеличенные опасения).

  1. Речь, праксис.

Речь больного (отметить дизартрию,  скандирование, монотонность, заикание, косноязычие). Спонтанная речь и понимание речи,(афазия) точность целенаправленных действий, понимание значения зрительно-слуховых раздражителей, ориентировка в пространстве и ограничителей своего тела (гнозис).

  1. Функции черепных нервов

1-пара обонятельный нерв. Исследуется при помощи набора склянок с ароматическими веществами. Аносмия, гипосмия, гиперсмия, дизосмия справа, слева.

2-пара зрительный нерв. Острота зрения на правый и левый глаз без коррекции и с коррекцией. Амавроз, амблиопия. Цветоощущение. Поля зрения. Глазное дно. Гемианопсия – выпадение правого или левого поля зрения.

3,4,6-пары-глазодвигательный, блоковидный, отводящий нервы. Исследуется равномерность открытия глазных щелей. Птоз верхних век. Экзофтальм. Энофтальм. Объём движения глазных яблок вверх, вниз, по сторонам. Диплопия. Косоглазие сходящееся, расходящееся. Зрачки и их форма, величина, равномерность, анизокория на свет (прямая и содружественная), конвергенция, аккомодация. Наличие нистагма. Частота и его  направления.

5-пара тройничный нерв. Движения нижней челюсти. Напряжение и трофика жевательных мышц. Боли, парестезии в лице. Болезненность при надавливании на точки выхода ветвей тройничного нерва (надорбитальные, подорбительные, ментального отверстий). Болевая, температурная и тактильная чувствительность кожи выхода ветвей тройничного нерва (надорбитальные, подорбитальные, ментального отверстий). Болевая, температурная и тактильная чувствительность кожи лица и головы, слизистой оболочки полости рта и языка. Корнеальный й нижнечелюстной (вестибулярный) рефлексы.

7-пара лицевой нерв. Функция мимических мышц, лобные и носогубные складки, глазные щели, зажмуривание глаз, положение углов рта, симметрия оскала, лагофтальм. Вкус передней 2/3 языка. Надбровный рефлекс. Симптом Белла.

8-пара нерв слуховой и вестибулярной речи. Звон, шумы в ухе, их характер (острота слуха на разговорную шепотную речь справа, слева). Обследование камертоном на высокие и низкие тона. Воздушная и костная проводимости. Головокружение (характер, постоянное, приступы). Переносимость вестибулярных рефлексов (при поездке в автобусе, метро, самолёте, на корабле).

9,10-пары языкоглоточный и блуждающий нервы. Положение и подвижность верхнего нёба в покое, при произношении звука «а». Глотание, Артикуляция. Чувствительность и на задней трети языка. Парезы голосовых связок, дисфагия, дисфония, афагия, афония. Бульбарный паралич. Слюнотечение. Синдром полный, неполный, псевдобульбарный (дисфункция или ее отсутствие). Невозможность глотания.

11-пара, нерв добавочный. Положение плеч, лопаток, головы. Поднимание плеч, поворот головы. Напряжение и трофика грудино-ключично-сосцевидного и трапециевидной мышц. Кривошея.

12-пара подъязычный нерв. Внешний вид языка (атрофия). Положение языка во рту при высовывании. Дизартрия.

  1. Двигательные функции.

Осмотр мускулатуры, выявление атрофии: проксимальных, дистальных, локальных, диффузных, Истинные гипертрофии мышц, псевдогипертрофия. Фебрильные и фасцикулярные подёргивания в мышцах.

Сила мышц конечностей (проксимальных и дистальных отделов 1, 2, 3, 4, 5 баллов). Проверяется произвольным движением. Проба Баре. Парезы и параличи конечностей.

Активные и пассивные движения (ограничения показать в градусах каждого сустава). Определение мышечного тонуса, выявление гипотонии, гипертонии, дистонии мышц, контрактур. Длительность активности. Отметить бедность, замедленность движений, при гиперкинезной указать локализацию и характер (амплитуда, стереотипность, разнообразие, постоянство в покое или движении).

Судорожные припадки их подробное описание (если они наблюдались во время заболевания).

Сухожильные надкостничные рефлексы:

  • на лице: нижнечелюстной, надбровный, справа, слева.
  • на верхних конечностях: рефлексы с двуглавой, трёхглавой мышц, карпорадиальный. Гиперрефлексия, гипорефлексия, арефлексия, справа, слева.
  • на нижних конечностях: коленный, ахиллов, гиперрефлексия, гипорефлексии, арефлексия, справа, слева.

Кожные рефлексы: брюшные (верхний, нижний, средний). Кремастерный,  анальный, справа, слева.

Рефлексия слизистых оболочек: конъюнктивный, глоточный, нёбный, корнеальный, гиперрефлексия, гипорефлексия, арефлексия, справа, слева. Патологические знаки :Бабинского,Россолимо. Клонус стопы и коленной чашечки. Миастеническая  реакция.

  1. Чувствительная сфера (поверхностно)

Боль и поражении, их подробная характеристика. Условия при которых они протекают, усиливаются или стихают. Боли при натяжении нервных стволовых корешков (симптом Лассега, Вассермана, Бехтерева). Пальпация нервов и корешков, болевые точки. Болезненность при перкуссии черепа и позвоночника. Проверка тактильной и суставно-мышечной чувствительности. Определение степени и характера расстройств (анестезия, гиперестезия, гипостезия, дизестезия).

  1. Координация движений.

Проверка точности и плавности движений. Статическая проба. Проба Ромберга. Локомоторные пробы: пальценосовая, указательная, пяточно-коленная. Интенционный тремор. Тесты на гиперметрию, адиадохокинез. Проверка подчерка. Скандированная речь. Атактическая походка. Атаксия мозжечковая, вестибулярная, заднестолбовая, корковая.

  1. Менингиальные симптомы.

Ригидность затылочных мышц, симптомы: Кернига, Брудзинского (верхний, средний, нижний). Поза. Напряжение брюшных мышц, гиперестезия. Светобоязнь.

  1. Вегетативные функции (косвенные).

Местные изменения температуры и окраски кожи. Дермографизм местный и рефлекторный. Потоотделение. Трофические изменения кожи и её придатков. Пролежни. Трофические изменения в костях и суставах. Выявление артериального давления в динамике. Пульсовые пробы.

III. Анализ данных анамнеза и объективного исследования

     Предварительный диагноз _________________________________

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для составления учебно-методического комплекса преподавателями СПб технического колледжа

Настоящие методические рекомендации составлены в помощь преподавателям колледжа для разработки учебно-методических комплексов по преподаваемым дисциплинам. Рекомендации включают требования к структуре...

Учебно-методическая разработка практического занятия для преподавателей латинского языка "Имя существительное"

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей латинского языка в СПО медицинского профиля. Предлагаются методы преподавания тем, направленных на изучение изменения имени существ...

Диплом II место, за победу в V Межрегиональном конкурсе учебно-методического обеспечения образовательного процесса преподавателей СПО

Диплом за  II место, за победу в V Межрегиональном конкурсе учебно-методического обеспечения образовательного процесса преподавателей профессиональных образовательных организаций в номинации: Луч...

Учебно-методическая разработка для преподавателя для проведения практического занятия "Грудное вскармливание" Специальность: 34.02.01. очн. отд

Учебно-методическая разработка для преподавателя для проведения практического занятия "Грудное вскармливание" Специальность: 34.02.01. очн. отд...

Список учебно-методических пособий и рекомендаций преподавателя Ахаржановой Туяны Викторовны.

По ссылке можно ознакомиться  с содержанием некоторых изданий...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей «Требования к содержанию и оформлению методических материалов по разработке учебно-методического комплекса по учебной дисциплине/ профессиональному модулю» в ГБПОУ КНТ им. Б.И.Корнилова

В методических рекомендациях обобщен и систематизирован материал, включающий основные требования к содержанию и оформлению учебно-методического комплекса по учебной дисциплине (УД)/профессиональному м...