Методическая разработка По предмету: «Документация, корреспонденция, делопроизводство»
методическая разработка на тему

Назаренко Елизавета Владимировна

Дананая методическая разработки представляет собой итоговое обобщение  теоретического материала по предмету, с применением практических навыков ранее изщученного материала. Итоговое занятие проводится в форме игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_razrabotka_1.doc261.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПОДГОТОВКИ И РАССТАНОВКИ КАДРОВ

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

«САНГАРСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №9»

Горбунова, д.22, п. Сангар, Кобяйского улуса РС(Я), 678300  Тел/факс (41163) 2-14-01,

http://www.sangar9@mail.ru

Методическая разработка

По предмету: «Документация, корреспонденция, делопроизводство»

Деловая игра «Кто хочет стать самым лучшим секретарем?»

                                                                                       Разработал: преподаватель

 специдисциплин Е. В. Щипанова

п. Сангар

Деловая игра «Кто хочет стать самым лучшим секретарем?»

Цель урока: итоговое обобщение  теоретического материала по предмету.

- обучающая: систематизация и применение на практике знаний  по предмету «Документация, корреспонденция, делопроизводство»

- развивающая: развитие логического мышления, памяти и умения правильно обобщить данные, сделать выводы;

- воспитательная: воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительность, аккуратность, добросовестность, чувство гордости за избранную профессию, умение  управлять эмоциями.

Задачи:

  1. оформить  деловую документацию (трудовая книжка, докладная записка)
  2. продемонстрировать полученные ранее теоретические знания по предмету, путем выполнения  тестовых и ситуационных заданий
  3. закрепить ранее изученные правила профессионального делового этикета, путем  решения ситуационных задач.

Тип урока: практический урок – обобщение

Вид урока: деловая игра

Оборудование: проектор,  презентация с вопросами для конкурса «Знаток Секретарского дела», карта – основные термины  в делопроизводстве, стенды для ответов (конкурс Эксперт в заполнении документации), пустые бланки документации ( приказ по основной деятельности, трудовая книжка). Различная бижутерия (бусы, кольца, браслеты, заколки, банты), косметические средства (тени для век, румяна, помада, тональная основа, тональный крем, лек для ногтей и т. д ), карты с ситуационными задачами, Трудовой Кодекс РФ, ручки, блокнот, два планшета с карманами для конкурса «лучший организатор» рейтинговая таблица для выставления баллов за каждый конкурс.

Опережающее задание:

  1. Повторить ранее изученный материал
  2. Произвести разделение на две команды
  3. Подготовить эмблему команды
  4. Выбрать капитана команды

Литература:

  1. Т.Н. Межуева. Справочник по делопроизводству. – М. : ИД «ГроссМедиа». 2012
  2. В.В. Борискин, Н.М. Поликарпова. Официальное делопроизводство. Москва: Омега –Л. 2006
  3. Трудовой Кодекс РФ
  4. Периодические издания: журналы «Секретарское дело», «Делопроизводство»
  5. ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. – Введ. 2003-07-01. – М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 2003. – Пункт 3.27.
  6. Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденные приказом Росархива от 23 декабря 2009 г. № 76. – Приложение № 11.

Мотивация учителя:

И так мы начинаем борьбу за звание «Самый лучший секретарь»! Все то, что мы с вами изучали на протяжении  всего учебного года Вам остается только применить на практике. Желаю Вам удачи и пусть победит сильнейший! Прошу команды занять свои места.

Но какое конкурсное соревнование без жюри.  И для начала разрешите представить вам членов компетентного жюри:

  1. Начальник отдела кадров, секретарь ГБОУ «Професииональное училище №9» - Черданцева Раиса Михайловна.
  2. Заместитель Директора  по Воспитательной работе Марина Александровна Журавлева
  3. Мастер производственного обучения группы «Повар - кондитер» - Людмила Александровна Ляпина
  4. Старший мастер ГБОУ «Профессиональное училище № 9» -0 Виктор Дмитриевич Бобков

Ход игры

Наша игра будет состоять из четырех этапов, пройдя каждый из которых, победившая команда сможет набрать  максимальное количество баллов равное  - СТА! Максимальное  же количество баллов, набранное за один конкурс – 25.

I этап – Знаток Секретарского дела.

Этот этап, демонстрирующий ваши  теоретические  знания по предметам, относящимся к профессиям «Делопроизводитель и Секретарь». Он состоит из двух частей. В первой –  на вопрос отвечает вся команда, причем имеются варианты ответов (как тестирование с одним вариантом правильного ответа).

Во второй части,  вопрос адресуется из каждому из участников лично.

Обратите внимание на экран. Вопросы задаются  по очереди каждой из команд. Время для обсуждения ответа 15 секунд. Всего 50 вопросов. Если же какая – либо из команд не может дать  правильный ответ в течение 15 секунд, право отвечать переходит соперникам. Количество баллов за каждый правильный ответ 0,2

Вопросы:

  1. Какой материал для написания документов был наиболее употребляемым в Древней  Руси?
  2. Когда были учреждены первые  Министерства в России
  3. Отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами – это?
  4. Отрасль деятельности, обеспечивающая хранение и использование архивных документов – это?
  5. Движение документов в организации с момента их  создания или получения до завершения использования или отправления – это?
  6. Что такое «акт»?
  7. Рекламационное письмо – это?
  8. Что такое «Проект документа»?
  9. Какие бываю виды удостоверения документов?
  10. Где проставляется реквизит «Резолюция»?
  11. Реквизит «резолюция» - это…?
  12. Где проставляется печать на документах?
  13. Приказы относятся к группе?
  14. Расшифровку подписи печатают на уровне?
  15. Где на документе проставляются инициалы при оформлении реквизита «адресат»?
  16. Основное требование к рекламным письмам – это…?
  17. При подписании документа несколькими должностными лицами (директор, главный бухгалтер)  их подписи располагают…?
  18. Какими цифрами изображается дата в официальных документах?
  19.  Каким способом сокращено название организации «ВНИИдормаш»?
  20. Где проставляется реквизит «Гриф ограничения доступа»?
  21. Когда вступают в силу  распорядительные документы?
  22. Что такое «Выписка из документа»?
  23. Что такое «Подлинник документа»?
  24. Что такое «Исходящий документ»?
  25. Что такое «Адресат»?
  26. Что такое «»Деловая корреспонденция?
  27. Важно ли при обучении письму научиться ударять по клавишам?
  28. Имеет ли значение при письме ритмичный удар по клавишам?
  29. Каким пальцем производится «удар » по букве П?
  30. Каким пальцем производится «удар» для напечатания  знака ) ?
  31. Каким пальцем производится «удар» для напечатания «»   ?
  32. Каким пальцем производится «удар» для напечатания   :   ?
  33. Каким пальцем производится «удар» для напечатания !  ?
  34. Каким пальцем производится «удар» для напечатания  ?
  35. Каким пальцем производится «удар» для напечатания  ;  ?
  36. Каким пальцем производится «удар» для напечатания  %  ?
  37. Каким пальцем производится «удар» для напечатания  .   на русской клавиатуре?
  38. Каким пальцем производится «удар» для напечатания  Р ?
  39. Под каким именем Word  по умолчанию предлагает сохранить  только что набранный новый документ?
  40. Каким способом можно сохранить документ под новым именем?
  41. С помощью, какой команды можно  вставить в текст документа Таблицу?
  42. Какой цвет подчеркивает все недостатки  лица  и выдает возраст?
  43. Какое максимальное количество украшений приемлемо надевать деловой женщине одновременно?
  44. Какому варианту одежды следует отдавать предпочтение секретарю?
  45. Какой длины разрез,  приемлем на юбке в деловой костюме?
  46.  Укажите цвет блузки, не приемлемый в деловом стиле.
  47. Кто первым заканчивает деловой разговор?
  48. Какова оптимальная продолжительность деловой беседы по телефону?
  49. Укажите правильный вариант расположения гостей при рассадке за столом?
  50. Кем подписывается должностная инструкция секретаря.

А теперь приступим к вопросам второй части этапа. Приглашаем первых участников команд. Цена правильного ответа  1,5 балла

Вопросы:

  1. Самый оптимальный цвет для блузки деловой женщины?
  2. Максимальное количество колец, которое возможно  надевать, работая секретарей руководителя в офисе?
  3. Традиционное и общепринятое название оптимальной длинны юбки деловой женщины?
  4. Какой цвет волос, создает видимость более «старшего» возраста?
  5. Что недопустимо в офисных туфлях?
  6. Идеальная длина рукава для блузки(кофты) для офиса?
  7. Самая оптимальная прическа для работы в офисе?
  8. Назовите цвет «дневного варианта  помады».
  9. Что вы выберите для офиса – «заколку или шпильки»?
  10. Дамская сумочка должна лежать на …. ?
  11. Цвет дневного лака для ногтей?
  12. Имеет ли значение педикюр?
  13. Что вы выберите для офиса – «Брюки или юбка»?
  14. Возможно ли ношение обуви без каблуков в офисе?
  15. Максимальная длина разреза юбке не должна превышать ……?
  16. Возможно ли ношение красного костюма при работе в офисе секретарем руководителя?

II этап – Эксперт в заполнении документов, и лучший «организатор» движения документации в организации

Это коллективный этап задания, которое представлено в виде:

  1. Заполнения предложенных форм документов, согласно ситуационной карточке с заданиями, а именно  - заполнение трудовой книжки, написание докладной записки, составление акта приема – передачи вымышленной организации, причем необходимые реквизиты лежат у вас на столах в конвертах. Именно они (реквизиты) должны быть прикреплены на свое место в каждом документе. А ват выбор – какие необходимы – Ваш!  Максимальное количество баллов –11.
  2. Распределение  по карманам, начиная с первого этапа создания документов, причем для каждого из участников и видов документа, а так же инстанций их движения необходимо подобрать  нужное определение. Все ответы вам нужно положить  в соответствующий карман начиная с самого первого – это начало пути документа и туда же опустите и определение этого документа.  Максимальное количество баллов, за правильный ответ 20.

И так первое задание – ваши конверты с ситуационными заданиями:

  1. Задание 1: Заполните макет трудовой книжки на имя Иванова Ивана Ивановича, который был принят на работу в организацию менеджером  в любую дату, на ваше усмотрение, а через два месяца его призвали в ряды российской армии. Сделайте соответствующие отметки в документе. – 5,5 баллов
  2. Задание 2: напишите докладную записку  на сотрудника вымышленной организации от имени отдела кадров. Причина – систематические  опоздания на работу. Имя – на ваше усмотрение. 5,5 баллов
  3. Задание 3: (движение документации в организации). Документ – приказ о премировании. Руководитель  организации – генеральный директор. Место назначения – структурное подразделение организации. Адресат  - начальник цеха. Доведение до сведения  – секретарь. Произведение выплаты – главный бухгалтер.  10 баллов – 20 баллов

IV этап – «Ох, уж эти бусики

                И последний этап соревнований на звание «Лучший секретарь» - это конкурс капитанов. Максимальное количество баллов, заработанных  на данном этапе 20. Мы приглашает капитанов подойдите к столу с бижутерией и косметическими средствами. 

Сейчас перед вами стоит задача сделать правильный выбор. У вас 1 минута.  У каждого из вас по двадцать предметов на все случаи жизни.  Вам же необходимо выбрать только те, которые необходимы деловой женщине в дневное рабочее время.  Каждый свой ответ кратко обоснуйте.

                Настало время для подведения итогов. Для оглашения результатов слово предоставляется каждому из членов жюри.

                Все участники соревнований получают памятные медали. Победители оценки «отлично», второе место «хорошо»

          Так же жюри и гостям мероприятия  предлагается присудить шесть новации:

  1. Лучший деловой стилист
  2. Гуру документации
  3. Лучший советчик
  4.  Лучшая «машинистка»  
  5. Душа команды
  6. Спокойствие и невозмутимость

Приложение 1

Рейтинговая таблица для членов жюри

Команда

Знаток секретарского дела  I часть

Макс. 25

Знаток секретарского дела  II часть

Макс.

 24 балла

Эксперт в заполнении документов

Заполнение документации Макс. 11баллов

Эксперт в заполнении документов

Движение документации

Макс. 20 баллов

Конкурс капитанов «Ох, уж эти бусики» Макс. 20 баллов

Итоговое количество баллов

№ 1

№ 2

Приложение 2

Ситуационные задачи

Задание 1: Заполните макет трудовой книжки на имя Иванова Ивана Ивановича, который был принят на работу в организацию менеджером  в любую дату, на ваше усмотрение, а через два месяца его призвали в ряды российской армии. Сделайте соответствующие отметки в документе. – 5,5 баллов

Задание 2: напишите докладную записку  на сотрудника вымышленной организации от имени отдела кадров. Причина – систематические  опоздания на работу. Имя – на ваше усмотрение. 5,5 баллов

Приложение 3

Данные для заполнения конвертов на конкурс

движение документации в организации

Приказ – Правовой акт руководителя органа власти  управления, учреждения, организации, предприятия в целом в целях разрешения организационных, финансовых, кадровых или иных вопросов их деятельности.

Руководитель организации – - физическое лицо, которое в соответствии с законом или учредительными документами организации осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Структурное подразделение организации – официально выделенная часть предприятия или учреждения вместе с относящимися к ней работники, выполняющими установленный круг обязанностей и отвечающих за выполнение возложенных на них задач.

Адресат –  физическое или юридическое лицо, к которому направлена корреспонденция.

Начальник цеха – относится к категории  руководителей, принимается на работу и увольняется с нее приказом директора  предприятия по представлению

Секретарь –  офисный работник с широким кругом обязанностей от приёма телефонных звонков (ресепшионист) до помощника руководителя

Бухгалтер – это специалист по бухгалтерскому учёту, работающий по системе учёта в соответствии с действующим законодательством.

Исполнитель  - лицо, производящее контроль за состоянием и движением документа. Так же контролирующие своевременное исполнение всех пунктов документа.  

Приложение 4

Примерный список косметических

средств и бижутерии

  1. румяна для лица ярких и пастельных тонов
  2. губная помада ярких и пастельных тонов
  3. лак для ногтей дневного и вечернего варианта
  4. кольца с крупными и мелкими камнями
  5. цепи с крупными и  мелкими звеньями
  6. бусы ярких оттенков
  7. браслеты различных видов
  8. тональный крем
  9. заколки и шпильки для волос
  10. клатч и портмоне