ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
статья на тему

Ненашева Марина Юрьевна

За последние годы появился целый ряд концепций образования, в которых его реформирование связано с изменением содержания образования и повышением роли воспитания.

Современный период в российской истории и образовании  время смены ценностных ориентиров. Новое общество  значит новое поколение, поколение, способное к творческому мышлению, вооружённое самыми современными знаниями, владеющее новейшими технологиями и, самое главное, с высоким духовно-нравственным потенциалом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_duhovno.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

За последние годы появился целый ряд концепций образования, в которых его реформирование связано с изменением содержания образования и повышением роли воспитания.

Современный период в российской истории и образовании  время смены ценностных ориентиров. Новое общество  значит новое поколение, поколение, способное к творческому мышлению, вооружённое самыми современными знаниями, владеющее новейшими технологиями и, самое главное, с высоким духовно-нравственным потенциалом. Всё это – гарант стабильности государства и общества. Духовное воспитание как одна из форм развития личности, является одновременно необходимым аспектом других элементов воспитания, формирования мировоззрения личности. Специфика такого воспитания заключается в том, что его конечной целью выступает гармонически развитая личность. Оно направленно на активизацию творческих способностей человека, на повышение его общей культуры. Поэтому сегодня духовно-нравственное воспитание приобретает особое значение.Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания молодёжи. Федеральный государственный стандарт определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы.

Соотношение понятий «духовное» и «нравственное» воспитание представляет серьезную проблему в педагогике. Осмысление духовности есть осмысление не только единичных фактов, но и культурно-ориентированных общественных систем. Духовность базируется на прошлом, соприкасается с настоящим, ориентируется на будущее. Без духовности, как в обществе, так и в отдельном человеке не может быть определяющей воли к жизни, устремленности в ее продолжение. Обращение к духовности, к личности человека, т.е. признание всеобщности единичного как осознанного само-строителя собственного «Я» указывает на перспективность диалогического пути взаимодействий разных образовательных структур и уровней социокультурной динамики.

Нравственность это компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность  это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи во вне своего внутреннего духовного мира. Духовность и нравственность  понятия существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 87, п. 1) установлено, что «В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)».

«Мы смело высказываем убеждение,  писал великий русский педагог К.Д. Ушинский,  что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, много-плановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

  • концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечено: «Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности, является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни».

  • решении комплекса задач духовно-нравственного воспитания должны принять участие все субъекты общественной жизни. Ведущая роль в этом процессе, конечно же, принадлежит образовательным организациям. Образовательный стандарт раскрывает содержание приведённого в Законе «Об образовании» понятия «духовно-нравственное развитие обучающегося». Оно понимается как педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности обучающегося, развития его способности сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, обществу государству, Отечеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов. Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются определённые ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению.

Я.А. Коменский считал, что главное назначение педагога состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием, и другими качествами стать образцом для подражания со стороны учащихся и личным примером воспитывать у них человечность. Человек, ставший педагогом, ответственен за всё, всё знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого обучающегося, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется должность педагога. Какими будут результаты труда педагогов сегодня – таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которой так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.

  1. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ», 2012.

  1. Подласый И.П. Педагогика – М.: Юрайт, 2013. – 696 с.

  1. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания : Собр. Соч. – М. – Т. 2. – С. 557.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опрос учащихся о духовно-нравственном воспитании молодёжи

Опрос  о духовных ценностях и нравственных нормах, которыми вы руководствуетесь в своей жизни. 1. Нужны ли в современном мире духовно-нравственные ценности?–нужны...

по классному руководству на тему: Мировоззренческие и духовно-нравственные основы воспитания во взаимосвязи с прикладной этикой

Обращение к названной теме  обусловлено рядом причин:необходимостью преподавания педагогики, в том числе и проблемы духовно-нравственного воспитания с различных мировоззренческих пози...

Тема: «Проблемы духовно-нравственного воспитания студентов профессиональных учебных заведений на современном этапе развития общества»

Статья написана к научно-практической конференции  «Великий строитель нашего нравственного порядка», посвященной 700-летию Сергия Радонежского...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ – ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию молодежи, обучающейся в средне-специальных образовательных учреждениях...

взаимодействие семьи и школы в гражданско-патриотическом воспитания, как части духовно- нравственного воспитания учащихся

Мы уверены, что  родители, работа с семьей поможет осуществить  воспитание нравственности, духовности, гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения, что даст новый импульс духов...

Круглый стол по вопросам гражданско – патриотического и духовно – нравственного воспитания Формы и методы гражданского воспитания

Уважаемые гости, студенты! Всем нам понятно, что ключевым качеством в стандартах нового поколения названы гражданственность и патриотизм, любовь к своей малой и большой Родине. И для нас с вами, для т...

Статья «Духовно-нравственное воспитание молодежи в ПОО СПО. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося СПО»

Аннотация в данной статье раскрывается вопрос о возможностях образовательной организации среднего профессионального образования помогающих обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обуча...