Формирование общих компетенций в результате олимпиадной исследовательской деятельности
статья на тему

Юденич Лариса Михайловна

Одним из средств формирования общих компетенций может быть олимпиадная исследовательская деятельность.

Олимпиады (предметные олимпиады, конкурсы по специальности и конкурсы выпускных квалификационных работ) способствуют совершенствованию профессиональных умений, позволяют оценивать уровень управленческого потенциала и владения общими компетенциями. А самое главное – они формируют состязательную образовательную среду, которая положительно влияет на все компоненты учебной деятельности: мотивационный, операционный и контрольно-оценочный.

Участвуя в олимпиадах, обучающиеся вынуждены за ограниченное время решать ряд сложных творческих задач. Успешное выполнение подобных заданий выступает, по нашему мнению, в роли определяющего условия успешности профессиональной деятельности будущего специалиста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_moy2.docx219.21 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая научно-практическая конференция

«Формирование общих и профессиональных компетенций

в соответствии с ФГОС СПО»

Формирование общих компетенций в результате олимпиадной исследовательской деятельности

Автор работы: Юденич Лариса Михайловна,

преподаватель СОГБОУ СПО          

 «Рославльский технический колледж»

Рославль

2015 г.

Не существует сколько-нибудь достоверных

тестов на одаренность, кроме тех, которые

проявляются в результате активного участия

хотя бы в самой маленькой поисковой

исследовательской работе.

А.Н.Колмогоров

«Поддать, да и выиграть: вот, то и мастер»

Русская народная поговорка

Важнейшим качеством квалифицированного специалиста, является компетентность – актуальное качество личности, проявляющееся совокупностью компетенций.

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) третьего поколения построены на компетентностной основе. Компетенция понимается в них как способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности [1]. Наличие у выпускника практического опыта – это принципиально новая составляющая результата образования, нашедшая отражение в ФГОС СПО. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по всем специальностям представлены общими и профессиональными компетенциями. При этом общая компетенция (ОК) понимается как способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности [1].

Общие компетенции характеризуют уровень квалификации выпускников в соответствии с Национальной рамкой квалификаций Российской Федерации по таким критериям, как широта полномочий и ответственности. ОК во многом определяют эффективность и качество сформированности профессиональных компетенций.

ОК формируются в процессе учебной и внеучебной деятельности при изучении комплекса различных учебных дисциплин и профессиональных модулей. При этом приоритетным средством их формирования является способ деятельности. Проблема выбора методов формирования ОК является не просто актуальной, а необходимой для эффективной организации учебной деятельности.

Общие компетенции базируются на личностных и метапредметных результатах обучения в общеобразовательной школе, уровень которых у выпускников школы очень разный. Поэтому отбор методов зависит, прежде всего, от предшествующего опыта обучающихся, который выявляется посредством диагностики на начальном этапе обучения в учреждении среднего профессионального образования.

Выбор методов формирования общих компетенций также во многом зависит от тех приоритетных функций, которые выполняет каждая из них в профессиональном образовании: обучающая, развивающая, воспитательная, информационная, аналитическая, коммуникативная, организационная, технологическая, прогностическая, когнитивная. При этом следует помнить, что в ФГОС третьего поколения красной нитью проходит необходимость использования активных и интерактивных методов обучения, методов самостоятельной работы студентов.

Эффективность формирования общих компетенций определяется актуализацией компетенции как одного из результатов освоения программы учебной дисциплины или профессионального модуля, ориентацией на основные показатели освоения компетенции, конкретизацией методов обучения на занятии с учётом показателей освоения компетенции на основе содержания рабочей программы учебной дисциплины (профмодуля). Примечательно, что один и тот же набор методов может способствовать формированию одновременно нескольких общих компетенций, так как весь перечень общих компетенций формируется непоследовательно, а одновременно.

Одним из средств формирования общих компетенций может быть олимпиадная исследовательская деятельность.

Олимпиады (предметные олимпиады, конкурсы по специальности и конкурсы выпускных квалификационных работ) способствуют совершенствованию профессиональных умений, позволяют оценивать уровень управленческого потенциала и владения общими компетенциями. А самое главное – они формируют состязательную образовательную среду, которая положительно влияет на все компоненты учебной деятельности: мотивационный, операционный и контрольно-оценочный.

Участвуя в олимпиадах, обучающиеся вынуждены за ограниченное время решать ряд сложных творческих задач. Успешное выполнение подобных заданий выступает, по нашему мнению, в роли определяющего условия успешности профессиональной деятельности будущего специалиста.

На многих членов олимпиадной микрогруппы, находящихся на начальной стадии подготовки, эта ситуация оказывает тормозящее, шоковое действие, они приходят в замешательство, поддаются панике и часто отказываются от решения задачи, что сказывается на итоговых результатах. Затрудняющим условием творческой деятельности при проведении олимпиад является и моральная ответственность участников за конечные результаты перед своим учебным заведением, учебным коллективом, членами олимпиадной микрогруппы. Психологическая подготовка обучающихся к участию в олимпиадах, накопленный опыт работы в стрессовых ситуациях позволяет будущему специалисту оптимально действовать в производственных стрессовых ситуациях и находить эффективные конструкторские и организационные решения проблемных ситуаций.

Соревновательный характер деятельности во время олимпиад выдвигает в качестве одной из основных мотиваций стремление их участников к успеху, к победе. При этом, по классификации А. Маслоу, движущим фактором деятельности выступают мотивы высшего порядка: стремление утвердить своё положение в учебном коллективе, гордость за себя и своих коллег, ощущение престижности победы на соревнованиях регионального и всероссийского масштаба, стремление ощутить собственную значимость, и как пик мотивации – желание самовыразиться, достичь победы над действительностью, над собственными слабостями, получить удовлетворение от собственного труда. Такие мотивационные установки интенсифицируют процесс познания и формирования готовности к проявлению познавательной активности в предстоящей производственной деятельности. Не менее сильным мотивом является сам процесс познания (через участие в олимпиаде), его привлекающая способность, вызванная интересом, предоставление участнику возможности проявить себя. Основная предпосылка успешности обучения посредством олимпиадного движения заключается в активной позиции обучающегося, благоприятном микроклимате, предполагающем уважительное отношение к профессиональному росту каждого человека, к его потребности в саморазвитии и самостоятельности.

Участие в студенческих олимпиадах способствует углублению знаний, развитию творческих способностей, приобщает к научно-исследовательской работе, прививает навыки индивидуальной работы и работы в коллективе. А именно, во-первых, студенты приобретают профессиональные навыки, умения использовать и комбинировать приобретенные знания, способность находить нестандартное решение для тех или иных задач. Во-вторых, олимпиада помогает преодолеть ограниченность аудиторных часов, способствует детально овладеть знаниями по отдельным аспектам предмета. В-третьих, способствует умению создавать творческую атмосферу в небольшом исследовательском коллективе. В целом, студенческие олимпиады улучшают подготовку будущих специалистов.

Как показывает практика проведения и участия в олимпиадах, на всех ее этапах студент постоянно демонстрирует одни и те же компетенции. Среди них организация коммуникаций, работа с необходимой информацией, саморазвитие и проектирование и т.д. Но в процессе можно наблюдать их эволюцию. Это позволяет отслеживать у студента не только степень сформированности конкретных умений и навыков, но и контролировать их совершенствование.

Приведу примеры олимпиадной исследовательской деятельности из моей педагогической практики, используемых при формировании общих компетенций. Ежегодно в стенах нашего колледжа проводится Олимпиада, посвященная дню энергетика. Принимают участие обучающиеся второго курса всех специальностей. (Приложение 1Примерные олимпиадные задания по электротехнике).

Так, например, для формирования ОК.01 Понимание студентами сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса, олимпиада является дополнительным способом формирования мотивационной компетентности.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК.02 Организационно-деятельностная) студенты смогут научиться в результате решения задач различной сложности. Все виды заданий позволяют обрести практический опыт организационно-деятельностной компетенции. Индивидуальный опыт организации собственной деятельности, выбора типовых способов выполнения задач, оценки их эффективности и качества помогают обрести систематическое выполнение домашнего задания любого типа, подготовка докладов, рефератов, исследовательские и проектные работы любого типа, создание профессионального портфолио, работа по индивидуальному заданию, программе.

Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК.03) формируется в результате использования методов и приемов проблемного обучения (проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация, проблемная лекция, проблемный эксперимент); метода проб и ошибок, предполагающего в том числе возможность обучающегося сомневаться в своих решениях, возвращаться к началу, исправлять свои ошибки; решения одной и той же задачи несколькими альтернативными способами, выбора наиболее оптимального из них на основе аргументированного обсуждения; учебных задач с избыточным условием; учебных задач с недостаточным условием, требующих поиска дополнительной информации; метода кейсов, любых видов проектной деятельности (прежде всего – исследовательских и практико-ориентированных проектов); практических работ поискового и исследовательского характера, имеющих жизненный (бытовой, профессиональный, социальный) контекст; заданий с ограничением по времени, в том числе мини-проекты, реализуемые в рамках урока.

В период подготовки и проведения олимпиады в целях формирования информационной компетенции (ОК.04) обучающиеся используют следующие группы методов, классифицируемых по видам работы с информацией:

-         поиск и сбор информации (задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, интервьюирования, работы с литературными первоисточниками, библиотеках и т.д.);

-         обработка информации (задания на упорядочение информации – выстраивание логических, причинно-следственных связей, хронологическое упорядочение, ранжирование; составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту; задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации, полученной из первоисточников или из учебных материалов);

-         передача информации (оформление решения задачи).

Олимпиадная деятельность в колледже не ограничивается участием обучающихся в олимпиаде по электротехнике, аналогичные конкурсы проводятся во время предметных недель и по другим дисциплинам, а также наши студенты принимают участие в региональных олимпиадах профессионального мастерства по различным профессиям. Многие конкурсы с областной олимпиады предлагаются обучающимся на уроках в качестве творческих работ, тем самым способствуя формированию общих компетенций.

Каждая из компетенций указывает на многосоставную деятельность: планировать деятельность в соответствии с заданным способом и определением ресурсов для ее осуществления, иметь определенные знания для оценивания выполненной работы. Но в одних случаях способ достижения задается обучающемуся извне, а в других - определяется им самостоятельно.

Подготовка обучающихся к олимпиаде осуществляется преподавателями предметниками на уроках путем включения информации, соответствующей уровню вопросов Олимпиады, в структуру урока и путем предоставления обучающимся списка рекомендованной литературы для самостоятельной подготовки.

Такие олимпиады позволяют не только выявить уровень осведомленности студентов об изучаемой дисциплине, но и помогают обучающимся проявить себя: реализовать свои творческие и коммуникативные способности, а также выразить собственный взгляд на заданные темы.

Так, ОК.05. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Формулировка использовать (какое-либо средство) не указывает на деятельность, в процессе которой это средство применяется. Если мы перенесем акцент в формулировке – осуществляет профессиональную деятельность с использованием информационно-коммуникаци-онных технологий, – то получим указание не на универсальные, а на специальные способы деятельности, которые еще нужно конкретизировать. При этом речь пойдет о профессиональной деятельности, в которой могут потребоваться самые разнообразные ИКТ и ИТ-ресурсы в зависимости от ее содержания (например, 1С-бухгалтерия вряд ли понадобится электрику, AutoCAD – бухгалтеру).

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством (ОК.06), студенты могут при выполнении коллективных заданий, творческих или исследовательских проектов в малых группах на занятиях с использованием активных форм проведения, одной из которых является олимпиада.

Обучающиеся учатся работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами (ОК.06) и брать на себя ответственность за работу членов команды (ОК.07).

ОК.08. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Обучающиеся анализируют собственные мотивы и внешнюю ситуацию при принятии решений, касающихся выполнения заданий, анализируют (формулируют) запрос на внутренние ресурсы (знания, умения, навыки, способы деятельности, ценности, установки, свойства психики) для решения задачи, определяют трудности, с которыми столкнулись при решении задачи, и предлагает пути их преодоления в дальнейшей деятельности.

ОК.09. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Следует признать, что данная формулировка не конкретизирована в отношении деятельности. Неясно, что делает техник, когда «ориентируется» еще при этом неизвестно, какой именно смены технологий и проф. деятельности имеется в виду.

Другими словами, мы имеем дело с общей характеристикой работника, являющейся следствием (при наличии у него соответствующих мотивов) сформированности всех рассмотренных выше общих компетенций, а также профессиональных компетенций, а не с формулировкой общей компетенции как достижимого и измеримого результата образования.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Данная формулировка не указывает на способ деятельности, тем более на универсальный (сама формулировка содержит ограничение по гендерному признаку). Если рассматривать воинскую обязанность как временную профессиональную деятельность, мы имеем дело с профессиональной компетенцией, требующей определенных знаний и умений и опыта деятельности для ее формирования.

Таким образом, получение качественного образования предполагает создание благоприятных условий для максимально широкого развития личности, формирование системы ценностей, ориентированной на индивидуальное развитие и общественное процветание. Профессиональная деятельность в современных условиях требует полного раскрытия творческого потенциала будущего специалиста, усиление личной ответственности за социальную реализацию собственного предназначения, а также за решение конкретных проблем. Формирование общих компетенций способствует становлению профессиональных специалистов, способных к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию.

Обобщая и анализируя опыт своей работы, опыт моих коллег, мы видим, что олимпиадная исследовательская деятельность способствует эффективному формированию общих компетенций.

Список литературы

  1. Словарь-справочник современного российского профессионального образования/ авторы-составители: Блинов И.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лей6ович А.Н., Новиков П.Н. - Выпуск 1. -М.: -ФИРО, 2010.
  2. Баранников А.В. Содержание общего образования. Компетентностный подход - М.: ГУ ВШЭ, 2012.
  3. Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности // «Завуч», № 1, 2001.
  4. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. – М.: «Ось-89», 2006. – 480 с.
  5. Вахитова Г. Х., Семенова Н. А. Студенческая педагогическая инициатива: материалы студенческих олимпиад по педагогике и методикам // Методические материалы, Вып. 1. Педагогика и методика начального образования. Томск: Изд-воТГПУ. 2008. 24 с.

Приложение 1

Примерные олимпиадные задания по электротехнике

1. Нарисовать схему соединения резисторов R1= 2 Ом, R2= 4 Ом и R3=6 Ом, в которой общее сопротивление цепи равно 3 Ом.

2. Электрическая цепь состоит из двух резисторов сопротивлением по 4 Ом, амперметра и источника тока с ЭДС =30 В и внутренним сопротивлением 2 Ом. Нарисовать схему соединения этих элементов цепи, при которой амперметр показывает 3 А.

3. Лампа накаливания с сопротивлением R = 440 Ом включена в сеть с напряжением U = 110 В. Определить силу тока в лампе.

4. К сети напряжением 220 В подключены: электродвигатель, потребляющий мощность 5,5 кВт, и 11 ламп накаливания мощность по 100 Вт. Определить ток в подводящих проводах.

5. Номинальные данные декоративных электрических ламп равны 6 В и 1,8 Вт. Какое наименьшее число ламп потребуется для елочной гирлянды, если ее присоединяют к сети напряжением 220 В, и какой ток будет в цепи гирлянды?

6. Определить добавочное сопротивление Rд в цепи лампы при следующих данных: мощность лампы Pл =15 Вт; напряжение сети Uс=220 В; напряжение на лампе Uл=0,75Uс.

7. На строительной площадке при потреблении электроэнергии от сети мощности отдельных потребителей составляли: растворного узла 30 кВт, башенного крана 10 кВт, деревообделочной мастерской 15 кВт, механической мастерской 25 кВт, арматурно-сварочного участка 50 кВт, освещения 5 кВт.Определить электрическую энергию, соответствующую непрерывному потреблению в течение двух часов.

8. Определить напряжение на зажимах нагревательного прибора с сопротивлением R = 44 Ом, если сила тока в нем I = 5 А.

9. Определить эквивалентное сопротивление 10 параллельно включенных ламп накаливания, если номинальная мощность лампы 200 Вт, а номинальное напряжение 220 В.

10. Какую наибольшую мощность может иметь приемник энергии, присоединенный к линии при напряжении на ее конце: а) 110 B, б) 220 B, если медные провода имеют площадь поперечного сечения 35 мм2 и наибольший допускаемый ток 170 A?

11. Электрическая лампочка, рассчитанная на напряжение 120 В, имеет мощность 40 Вт. Какое добавочное сопротивление нужно включить последовательно с лампой, чтобы она нормально горела при напряжении 220 В?

12. В цепи питания нагревательного прибора, включенного под напряжение 220 В, сила тока 5 А. Определить мощность прибора и стоимость энергии, израсходованной прибором за 4 ч работы. Стоимость 1 кВт∙ч электрической энергии 1 руб.

13. Определить неизвестные величины в схеме

14. Решить кроссворд.

пример кроссворда

По горизонтали:

  1. Физическая величина, единица измерения которой названа в честь итальянского ученого Вольта.
  2. Фамилия русского ученого, участвовавшего в первых опытных исследованиях атмосферного электричества в России.

По вертикали:

  1. Вещества, хорошо пропускающие электрический ток.
  2. Фамилия русского ученого, построившего первый электрический двигатель.

15. Имеются четыре одинаковых аккумулятора (см. рис.). Что покажут вольтметры при замыкании ключа S? ЭДС одного аккумулятора равна Е.

16. Каково показание стрелки амперметра, включенного в электрическую цепь (см. рис.)? Напряжение между точками А и В равно 1 Ом, а сила тока равна 1 А. Сопротивления R1=R2=R3=3 Ом.

17. Через электрическую плитку прошло 9720 Кл электричества за 1 ч. Сколько энергии выделилось за это время, если напряжение в сети 220 В? Определить силу тока в цепи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование профессиональных компетенций с использованием проектно-исследовательской деятельности студентов СПО специальности 26.02.06 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики» в Жатайском техникуме.

Аннотация: Проектно-исследовательская работа студентов по изучению принципа действия электрического генератора посредством преобразования асинхронного двигателя от стиральной машины в электричес...

Результаты формирования общих компетенций обучающихся по итогам мониторингов, проводимых организацией

Содержит результаты стартовой и итоговой диагностик по каждому виду компетенции....

Результаты формирования общих компетенций обучающихся

Результаты формирования общих компетенций обучающихся по итогам мониторингов, проводимых организацией...

Результаты формирования общих компетенций обучающихся по итогам мониторингов, проводимых организацией

Результаты формирования общих компетенций обучающихся по итогам мониторингов, проводимых организацией....

Результаты формирования общих компетенций обучающихся по итогам мониторингов за 2017-2019г.

Формированию общих компетенций обучающихся способствует достижение целей каждого занятия. Продумав показатели оценки результатов их достижения, можно оценить и степень сформированности общих компетенц...

Формирование и развитие исследовательских компетенций учащихся через учебно-исследовательскую деятельность

Формирование и развитие исследовательских компетенций учащихся через учебно-исследовательскую деятельность...

Результаты формирования общих компетенций обучающихся

Мониторинг сформированности общих компетенций осуществляется в процессе освоения учебных дисциплин, профессиональных модулей, самостоятельной работы обучающихся, внеаудиторной воспитательной работы, п...