Проблема вокально – хорового воспитания детей школьного возраста в современной музыкальной педагогике.
статья на тему

Алимова Надежда Вячеславовна

методика Огороднова и Емельянова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx17.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Проблема вокально – хорового воспитания детей школьного возраста в современной музыкальной педагогике.

    В наше время проблеме формирования вокально- хоровых навыков у младших школьников уделяется довольно большое внимание. Эта тема подробно рассматривается в методических трудах  Г. П. Стуловой, Д. Е. Огороднова, В. В. Емельянова и других.       Методика комплексного музыкально- певческого воспитания разрабатывалась Д. Е. Огородновым в течение более чем 25 лет. Его книга «Музыкально- певческое воспитание детей в общеобразовательной школе» в сокращенном варианте была переведена на болгарский язык. Своей главной задачей данная методика ставит бережное воспитание голоса, обогащение его естественного тембра и на этой основе комплексное развитие всех музыкальных способностей. По мнению Огороднова, современная методика музыкального воспитания должна быть комплексной, чтобы развивать все задатки творческих способностей учащихся,

в том числе их музыкальные способности, интеллектуальную и

 эмоциональную активность.

     Певческий аппарат есть двигательный аппарат со сложной системой мышц, обладающей высокой чувствительностью и пластичностью, богатой нервной организацией. Д. Е. Огороднов, согласовывая движения рук и певческого аппарата, выделяет их в более сложную, но и одновременно совершенную систему. Автором выстроена система специальных упражнений, где все начинается с простейшего, легко выполнимого движения, а каждое последующее упражнение немногим отличается от предыдущего. Это Огороднов называет «минимальным шагом программы», что, наряду с  применением наглядных схем – алгоритмов, является важнейшей особенностью данной методики.

     Все алгоритмы составлены в строгой музыкальной форме и включают  в себя решение задачи не только постановки голоса учащегося, но и развитие у него ладового чувства. Чувства метроритма и музыкальной формы. В центре данной методики стоит вопрос о правильном полноценном функционировании голосового аппарата не только учащегося, но и педагога.

    Методика комплексного музыкально- певческого воспитантя включает в себя шесть видов художественных музыкальных движений в коллективной хоровой работе:

       художественное тактирование;

       работа по алгоритму постановки голоса и воспитания вокальных навыков и музыкальности;

       ладо-вокальные жесты;

       декламация с жестикуляцией;

       вспомогательные движения при вокальной работе над песней;

       поиски выразительных движений во время слушания музыки.

       Первые три вида движений автор называет дидактическими, так как каждый из них строго регламентирован и требует точности в выполнении их формы. Остальные носят творческий характер, поскольку являются импровизированными по форме и произвольными по эмоциональному содержанию.

       В работе по постановке голоса в академической манере Огороднов рекомендует опираться на речевые навыки, которые значительно опережают вокальное развитие. В помощь педагогам в вокальной работе по алгоритму Д. Е. Огородновым была составлена памятка, в которой содержатся рекомендации автора. Вот лишь некоторые из них:

«1. Чтобы слух следил за голосом, следи неотрывно за движением

Руки. Рука и глаза дружны, как слух и глаз.

  2. Хочешь работать перспективно – работай фундаментально. Фундамент голоса –  внизу диапазона. Там же - кладовая тембра. Там же - свободная, выразительная артикуляция. Выявляй сначала и развивай нижний отрезок диапазона, а затем середину.»[  3  ]

     Д. Е. Огороднов является одним из основателей и методическим лидером особого направления детского вокально - музыкального воспитания. «Дети, воспитанные в рамках его методики, любят петь, поют музыкально, эмоционально переживают музыку, процесс интонирования».[ 7, 4] Таково мнение известного ученого- исследователя В. В. Емельянова. Продолжая традиции Огороднова, Емельянов создает «Фонопедический метод развития голоса», который получил широкое распространение не только среди профессионалов- вокалистов, но и среди любителей пения. В отличие от методической системы Огороднова, здесь большое место отводится упражнениям, построенных на элементах так называемой «доречевой коммуникации».  

     Система взглядов, методов работы по постановке голоса была изложена автором в книге «Развитие голоса. Координация и тренаж», которая адресована самому широкому кругу читателей. В. В. Емельянов, таким образом, формулирует принципы фонопедического метода развития голоса:

«1. Биоакустическим фундаментом любых проявлений голосовой активности являются механизмы голосообразования, возникшие в древний период эволюции человека и сохраняющиеся в первые месяцы жизни: голосовые сигналы доречевой коммуникации.

  2. Принцип саморегуляции  голосообразующей системы: создание оптимальных условий функционирования природной автоматики через точные действия управляемой части голосового аппарата, использование некоторых явлений голосообразования в качестве пусковых механизмов певческой саморегуляции.

  3. Принцип элементарных операций: формирование сложного двигательного навыка певческого навыка певческого голосообразования из последовательности и совокупности простейших далее неразделимых на сознательном уровне операций.

   4. Принцип повторяемости: многократное повторение одинаковых операций, вызывающее оптимизацию деятельности всей системы в направлении биологической целесообразности и энергетической экономичности.

    5. Принцип наблюдаемости - визуальной и осязательной.

    6. Принцип самоимитации: повторение не чужого звука, воспринимаемого только слухом, а своего, со всем комплексом вокально - телесных ощущений.

   7. Принцип эстетического негативизма: пение нарочито некрасивым голосом с целью переноса внимания с контроля тембра на контроль ощущений физиологического типа».[ 6, 48  ]

  Значение термина «фонопедия» Емельянов определяет как «комплекс педагогических воздействий, направленных на постепенную активизацию и координацию нервно- мышечного аппарата гортани с помощью специальных упражнений, коррекцию дыхания, а так же коррекцию самой личности обучающегося».[6, 4]

    Наряду с инновационными подходами к вокально - хоровой работе с детьми, существует и традиционное направление, теоретическим и методическим лидером которого является кандидат педагогических наук  Г. П. Стулова. Для начального этапа развития голоса она предлагает использовать звукоизвлечение  в фальцетном режиме и звуковысотную зону преимущественно выше средней.

     С течением времени педагоги, хормейстеры, врачи фониатры пришли к выводу, что невозможно подходить однобоко к решению вопросов о звучании детского голоса и его развитии. На основе их исследований складывались различные современные методические направления в обучении детей пению, которые находят реализацию в деятельности педагогов-хормейстеров, работающих с детскими хоровыми коллективами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы эмоционального неблагополучия детей школьного возраста.

Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей....

Курсовая работа:Творческие способности детей школьного возраста

Природа человеческих способностей волновала мыслителей уже в античности. Попытки их философского осмысленияможно найти в трудах Платона и Аристотеля, Фомы Аквинского и Спинозы.Психологическим изучение...

конспект урока "Развитие вокально-певческих навыков детей дошкольного возраста"

Конспект урока МДК 02.05. Теория и методика музыкального развития детей с практикумом...

Необходимость развития каллиграфического письма у детей школьного возраста

         Именно в начальной школе закладываются основы почерка человека, поэтому в этом возрасте сразу и нужно начинать писать правильно. Для...

О проведении студенческой научно-практической конференции «Вопросы современной музыкальной педагогики и исполнительства: направления, перспективы, опыт»

В Чебоксарском музыкальном училище им. Ф.П. Павлова 19, 26 и 29 апреля 2019 года состоялись заседания Студенческой научно-практической конференции «Вопросы современной музыкальной педагогики и и...

Проект занятия на тему: "Формирование вокально-хоровых навыков у подростков, закрепление знания элементов музыкальной речи"

Проект занятия на тему: "Формирование вокально-хоровых навыков у подростков, закрепление знания элементов музыкальной речи", реализуемого с применением электронного обучения, ДОТ на ос...

Вокально-хоровое воспитание в России

В разные эпохи, в разных странах большое внимание уделялось хоровому воспитанию детей, которое, впоследствии, претерпевало изменения и развивалось. Следует также отметить, что дирижирование не выделял...