Необходимость развития каллиграфического письма у детей школьного возраста
статья по теме

Завьялова Любовь Юрьевна

 

            Именно в начальной школе закладываются основы почерка человека, поэтому в этом возрасте сразу и нужно начинать писать правильно. Для того чтобы обучить детей красивому и правильному почерку используются различные типы упражнений, проводятся минутки чистописания, многие ученые и методисты предлагают свои методики для выработки каллиграфически правильного почерка.

          

         

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мои наблюдения и выводы о необходимости развития каллиграфического письма у детей школьного возраста  

            Каждый человек, начиная свой путь к знаниям, учился писать. Письмо помогает оформить мысли, передать и получить информацию. Учить письму учитель обязан учащихся с 1 класса, но учить не просто писать, а писать красиво и каллиграфически правильно.

           Слово «каллиграфия» известно из далеких времен. Еще на древнем греческом языке оно было образовано от двух слов, переводящихся на русский язык, как «красота» и «пишу». Под этим термином понимается способность четко, красиво и разборчиво писать от руки, опираясь на имеющиеся образцы письма.

           Для каллиграфического почерка важно соблюдать правила строки, выдерживать ровные поля страницы как справа, так и слева, придерживаться одинакового размера и наклона букв (причем наклон регламентирован и равен 65 градусам), правильно отрисовывать каждую букву и правильно соединять буквы.

           Именно в начальной школе закладываются основы почерка человека, поэтому в этом возрасте сразу и нужно начинать писать правильно. Для того чтобы обучить детей красивому и правильному почерку используются различные типы упражнений, проводятся минутки чистописания, многие ученые и методисты предлагают свои методики для выработки каллиграфически правильного почерка.

             В.А. Илюхина предложила методику «Письмо с секретом», которая подразумевает формирование мускульной памяти. Согласно предложенной автором методики, отдельные элементы нужно писать безотрывно. Также по рекомендации В.А. Илюхиной необходимо проговаривать каждую букву в процессе ее написания. Благодаря проговариванию дети легко усваивают элементы букв, которые встречаются чаще всего. Целесообразно рассмотрение новой буквы на каждом уроке. Большое внимание Илюхина уделяет самостоятельной деятельности учащихся: уже во второй половине сентября дети самостоятельно комментируют свои написания отдельной буквы или целого слова. Они проговаривают каждый элемент в ходе его написания. Важно отметить, что при этом письмо идет безотрывно от бумаги. Многолетние практические исследования доказали, что при тактическом (его еще называют ритмическом) письме под счет дети гораздо лучше усваивают каллиграфически правильное написание.

           Е.М. Гурова, считает, что нужно выделять отдельные элементы каллиграфического почерка и способствовать отработке каждого из них. При этом необходимо учить детей писать в такт или по команде, что способствует не только правильному написанию, но и тренирует внимательность и память учащихся.

           Н.Г. Агаркова также предложила методику, которая основывается на принципах ритмизированного написания, что способствует выработке четкости и плавности письма. Согласно методике Н.Г. Агарковой, занятия по обучению каллиграфически правильному и разборчивому почерку нужно основывать на основных принципах русской графики: – буквы нужно изучать поэлементно; важно добиться стабильного одновариантного написания буквы; – буквенные знаки нужно логически группировать. Проводить занятия, с помощью которых дети до автоматизма доводят действия по написанию букв, необходимо регулярно.

Младшие школьники наиболее часто испытывают такие трудности при написании, как овладение буквенной формой, правильность соединения букв и наклона строки. Происходит это из-за того, что упражнениям для выработки каллиграфически правильного написания не уделяется должное внимание и все эти навыки теряются. Поэтому учитель должен уделять этому важному аспекту как можно больше внимания, проводить соответствующую работу, которая возможна не только на уроках правописания, но и на других.

            Вопрос значения каллиграфического письма при обучении детей школьного возраста  остается актуальным уже на протяжении долгих лет  потому что каллиграфия играет важную роль в процессе обучения школьников.

           Во-первых, если ребенок надлежащим образом не относится к разборчивости своего почерка, то это оказывает непосредственное влияние на усвоение орфографических норм. Например, при крупном написании букв учащимся сложнее дается орфографически правильное написание, так как что глаз ребенка с напряжением охватывает слово, написанное крупно, и с трудом воспринимает подлежащие усвоению орфограммы.  Если ребенок торопится, в его письме зачастую наблюдаются замены и искажения букв, ведь некоторые буквы схожи зрительно (например, «о» и «а», «и» и «ш»), а некоторые – схожи в движениях руки при их написании (п и т, л и м). В этих буквах начертание первого элемента совпадает. Также, проверяющий может испытывать трудности при определении буквы, находящейся в тексте, что может привести к снижению оценки за выполненную работу.

           Во-вторых, работа с навыками письма является неотъемлемой частью полноценного развития личности ребенка. Как утверждал советский педагог В.А. Сухомлинский, интеллект ребенка находится на кончиках его пальцев. Роль каллиграфии при этом трудно недооценить. При занятиях каллиграфией происходит широкое развитие мелкой моторики ребенка, что способствует его интеллектуальному и умственному развитию. Когда ребенок осваивает письмо, у него возникает интерес к познанию, учебе и окружающему миру во всем его многообразии.

           Также при тренировке чистописания развиваются личностные качества и психические процессы учащихся такие, как умение управлять собой, избавление от рассеянности, развитие терпения и усидчивости, тренировка внимательности.

           Необходимо помнить и то, что о человеке, пишущем неправильным почерком, зачастую складывается не самое лучшее впечатление, его могут посчитать неграмотным и небрежным. Проверяющему трудно определить, какие буквы написал ученик, а это, в свою очередь, приводит к снижению оценок. Компьютеризация в образовании при всех ее положительных сторонах имеет, однако, и много отрицательных. Одной из них является именно ухудшение почерка. Дети меньше времени уделяют письму, что приводит к трудности усвоения каллиграфических навыков.

           Соединение букв, наклон, методы написания буквенной формы – это часто возникающие проблемы у школьников при освоении каллиграфии и написании слов. Ввиду того, что время для упражнений сокращают и проводят их теперь не так часто, как раньше, навыки теряются.

           Значение каллиграфии в обучении младших школьников достаточно велико. Каждый учитель должен понимать это и проводить определенные виды работ для формирования правильных каллиграфических навыков у учащихся. При этом важно помнить, что нужно учить детей не только разборчиво, но и быстро, сохраняя правильное написание слов. В начальной школе дети учатся писать, закладываются основы правильного письма. В этом возрасте и необходимо учиться писать правильно.

           Для ускорения письма рекомендуется проводить соответствующие упражнения. Например, письмо под ритмический счет. Сначала умеренно, потом постепенно ускоряя темп. Письмо под счет играет важную роль в формировании навыков письма, и учащиеся допускают меньше ошибок при написании букв и слов.

         В заключении, могу сделать вывод, что каллиграфия важна для детей школьного возраста   и необходима для развития мелкой моторики, психических качеств и процессов и формирования разборчивого почерка. Задача учителя – подобрать методики, позволяющие ученикам овладеть каллиграфическим почерком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы эмоционального неблагополучия детей школьного возраста.

Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей....

Курсовая работа:Творческие способности детей школьного возраста

Природа человеческих способностей волновала мыслителей уже в античности. Попытки их философского осмысленияможно найти в трудах Платона и Аристотеля, Фомы Аквинского и Спинозы.Психологическим изучение...

Карта профессионального развития "Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста"

центр для несовершеннолетних»(Стационарное отделение с. Красный Яр)  Карта профессионального развития Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возра...

Проект: «Формирование основ здорового образа жизни у детей школьного возраста через речевое развитие».

Проект: «Формирование основ здорового образа жизни у детей школьного возраста через речевое развитие»....

Статья "ТИМ-моделирование среди детей школьного возраста"

Направление "технология информационного моделирования" активнго развивается в нашей стране, эту тему изучают уже состоявшиеся специалисты, преподают в университетах, но что для школьного воз...

Восприятие - как необходимая часть художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста

Изобразительная деятельность (ИД) дошкольника- один из видов продуктивной деятельности, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоят...