Психологический классный час «Жизненные трудности»
классный час на тему

Головина Полина Евгеньевна

Целью данного классного часа является способствие саморазвитию личности студента, осознанию своих ресурсов и возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhiznennye_trudnosti.pptx95 КБ
Файл zhiznennye_trudnosti.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жизненные трудности и способы их решения Педагог-психолог П.Е.Головина

Слайд 2

«Жизненная проблема»

Слайд 3

«Падать и подниматься»

Слайд 4

Ваши примеры…

Слайд 5

Упражнение 1 «Везунчик»

Слайд 6

Упражнение 2 «Путь к успеху»

Слайд 7

Ты можешь стать умнее тремя путями: Путём опыта; Путём подражания; Путём размышлений.

Слайд 8

Волевые качества Целеустремлённость; Сила воли; Решительность; Выдержка; Самообладание; Самоконтроль; Терпеливость.

Слайд 9

Приёмы психологической саморегуляции

Слайд 10

Упражнение 3 Регуляция состояния при помощи расслабления мышц тела

Слайд 11

Упражнение 4 Статическое напряжение

Слайд 12

Техника «Выпускание пара»

Слайд 13

Спасибо!



Предварительный просмотр:

Психологический классный час «Жизненные трудности»

Цель: способствовать саморазвитию личности, осознанию своих ресурсов и возможностей.

Ход занятия.

Мотивация обучающихся на совместную работу

     -Поднимите руку те, кто в жизни ни разу не сталкивался с трудностями. У кого в жизни нет проблем? Все верно, абсолютно у всех психически нормальных людей есть проблемы, которые они решают, но решают разными способами. Именно эти способы решения проблем и преодоления трудностей отличают «счастливчиков» от «невезучих». Сегодня мы вместе постараемся научиться преодолевать трудности.

-На протяжении всей своей жизни человек может столкнуться с различными ТРУДНОСТЯМИ, ПРОБЛЕМАМИ, которые могут угрожать его здоровью и жизни.

Человек сталкивается с массой разных ситуаций, где все идет не так уж гладко, как хотелось бы. Насколько хорошо он справляется с ними, показывает, насколько он хорошо стоит на своих ногах. Ведь серьезные неприятности могут возникать как в колледже, так и дома или на улице.

Упражнение «Жизненная проблема»

Ситуация подростка, испытывающего психологические трудности, во многих отношениях похожа на ситуацию человека, который длительное время стоит на одной ноге: ногу сводит судорога, человек испытывает напряжение, дискомфорт, начинает болеть все тело. Он просит о помощи.

Задание 1. Предложите одному из обучающихся выйти и встать на одну ногу. Спросите о его ощущениях. Обратитесь к группе с вопросом: «Какую помощь можно оказать человеку?»

Что можно сделать? (Например, массаж ноги, дать руку для опоры, …..или спросить «Почему ты стоишь на одной ноге? Выпрями другую ногу, и встать на нее. У тебя же есть вторая нога»).

Притча «Падать и подниматься»

Один ученик спросил своего наставника:

- Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моем падении?

- Вставай!

- А на следующий раз?

- Снова вставай!

- И сколько это может продолжаться – все падать и подниматься?

- Пока живешь.

Обсуждение притчи.

-Чтобы органично жить в этом мире, необходимо занять активную позицию, не хандрить. Не бойтесь трудностей, у каждого человека всегда есть выбор. Пока мы живем абсолютно все можно изменить.

-Какие примеры можете привести вы исходя из собственного опыта?

Упражнение 1. «Проблемная ситуация «Везунчик»»

Ситуация: Два друга Дима и Сергей, 18 лет, студенты, летом работали в детском лагере. На заработанные деньги ребята купили подержанные автомашины и были счастливы. Начался учебный год, и ребята ездили на занятия на своих машинах. Наступила поздняя осень, шли дожди, и однажды ночью выпал снег. Утром улицы превратились в ледяной каток, но ребята поленились встать пораньше, чтобы поменять летнюю резину, и «на авось» поехали в колледж. По дороге оба попали в аварию. Никто, к счастью, не пострадал, но машины были разбиты.

Позиция Сергея:

- Я разбил машину, потому что поленился поменять резину или поехать на автобусе, я проявил лень и безответственность.

Вопрос: Как Вы считаете, Сергей оправдывает себя или критикует. Он прав или нет? Может быть, ему просто не повезло и это случайность? (Обсуждение)

Позиция Сергея:

Больше я никогда в жизни не поеду на летней резине в гололед, лучше пойду пешком.

Вопрос:

Как Вы считаете, делает ли Сергей выводы, которые ведут к решению проблемы? Согласны ли Вы с Сергеем?

Продолжение ситуации:

- Больше Сергей тему разбитой машины не обсуждал. На следующий день он вызвал автослесаря, который сообщил, что ремонт машины обойдется слишком дорого. В выходной день Сергей вместе с друзьями разобрал машину и отложил целые детали для продажи. Дал объявление в газету и через некоторое время распродал все запасные части. Вырученную сумму положил в банк на карточку, устроился на подработку курьером, а по выходным подрабатывал грузчиком на рынке. К лету у него накопилась сумма, приблизительно равная стоимости машины. Летом Сергей снова поехал в детский лагерь, и 1 сентября в колледж он приехал на новой машине. Все ребята завидовали Сергею, до него доносились реплики: «Везет же этому… уже на другой машине».

Вопрос:

- Как Вы считаете, предпринял ли Сергей необходимые действия для решения проблемы? Как бы поступили Вы? (Обсуждение)

Как же поступил Дима?

Позиция Димы:

- Я разбил машину, потому что мне не повезло. Многие выехали утром на летней резине и ничего. Если бы не тот мужик на белой газели, не та тетка на желтых жигулях, ничего бы не случилось. Просто  он меня «подрезал», а она не вовремя затормозила, одни дурочки на дорогах ездят.

Вопрос:

- Как оценивает ситуацию Дима? Согласны ли Вы с ним? (Обсуждение)

Позиция Димы:

- Мне просто не повезло.

Вопрос:

- Кто еще делает такой вывод? Как повлияет этот вывод на дальнейшие действия Димы? (Обсуждение)

        Продолжение ситуации:

 На следующий день Дима пошел к соседу Митьке, рассказал ему о случившемся. Митька ему посочувствовал и достал для утешения бутылку пива. Они выпили, во время разговора Митька говорил о случайности, жертвой которой стал невезучий Дима. Дима провел вечер у Митьки и ему как – будто стало легче на душе. На следующий день он встретил в магазине своих товарищей из колледжа, рассказал им о разбитой машине. Парни посочувствовали, посетовали на невезение и предложили «оттянуться коктейлем. Еще через день Дима сам взял пару «полторашек» пива и пошел к Митьке с ответным визитом. Так прошла неделя, две,… а машина стояла в гараже и покрывалась слоем пыли. Все это время Дима чувствовал себя самым невезучим человеком.

Вопрос:

- Как вы считаете, предприняты ли действия по преодолению  проблемы? Можно ли назвать ведущими к решению проблемы действия Димы? Какая из позиций Вам ближе? Как Вы думаете, определяет ли способ, которым человек преодолевает трудности и жизненные невзгоды, его везение и успех в жизни? (Обсуждение)

         

Упражнение 2. Путь к успеху

На доске записываются слова Конфуция:

Ты можешь стать умнее тремя путями:

- путем опыта

- путем подражания

- путем размышлений

Вопросы:

- Какой путь выбираете вы? Почему?

- Какой путь Вы считаете самым легким, какой самым трудным, какой самым разумным.

-Итак, мы определили, что первый самый горький путь, второй самый легкий, третий самый благородный.

Как вы считаете, в каком процентном соотношении по отношению к успеху находятся старание и удача?

Вывод: Для тех, кто никуда не плывет, нет попутного ветра. Если человек старается активно решать проблему, ему везет.

-На ваш взгляд, какие качества наиболее важны для преодоления сложных ситуаций?

Для преодоления трудностей наиболее важны волевые качества: целеустремленность, сила воли, решительность, выдержка, самообладание, самоконтроль, терпеливость. Развивая эти качества мы с легкостью преодолеем любые трудности.

-Что необходимо для развития волевых качеств?

Чтобы развивать волевые качества, личности необходимо ставить перед собой значимые для неё цели и направлять свои волевые усилия на преодоления препятствий на пути достижения этих целей.

К успеху может привести только ясная, точная цель.

-Далее мы поговорим о конкретных техниках, о некоторых упражнениях, которые помогут вам развить волевые качества, более легко выйти из тяжелой ситуации и добиться успеха, смягчат неприятное воздействие трудностей.

Приёмы психологической саморегуляции.

Саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием и воздействие на себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Овладение этими приёмами является условием достижения высокого уровня в развитии успешной личности, ее стрессоустойчивости.

Упражнение 3. Регуляция состояния при помощи расслабление мышц тела. Когда человек умеет полностью расслаблять свое тело, он способен быстро совладать с собой в любой ситуации. Поэтому, все те люди, кому не хватает выдержки, прежде всего, должны научиться расслабляться.

Упражнение 4. Статические напряжение.

Это упражнение прекрасно развивает вашу терпеливость, самообладание и способность переносить трудности.

Сидя или стоя, поднимите обе руки (или же одну руку) на уровень плеч. Можно направить руки вперед или развести в стороны. Так их надо держать некоторое время. Начинайте с трех минут и постепенно доведите время выполнения до 15-30 минут. Если у вас не развиты мышцы, выполнить это упражнение очень трудно. На первых порах у вас может возникнуть боль (особенно в плечах), причем она может быть очень сильной. От вас потребуются значительные волевые усилия, чтобы удержать руки и не опустить их.

Техника «Выпускание пара» Когда с вами произошла ситуация, которая вызвала у вас сильное раздражение или злость, нужно эти эмоции выпустить:

- «поколотить подушку», вспоминая обиду, злость;

- порезать, порвать что-то не нужное;

- прокричаться в лесу, в комнате;

- потанцевать.        

Подводя итог, давайте подумаем, что вы почерпнули для себя из нашего классного часа, чему научились?

Какой вывод по теме занятия мы можем сделать?

ВЫВОД

Итак, Вы познакомились с приёмами психологической регуляции, такими как релаксация, самовнушение, Они довольно просты, но очень эффективны.

Эти упражнения, помогут вам развить качества, необходимые для того, чтобы справиться с любыми неприятностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к семинару классных руководителей " Особенности психологического общения классного руководителя с родителями студентов учебной группы"

В презентации представлены: система работы с родителями,  стили семейного воспитания, правила эффективного взаимодействия  и формы взаимодействия  классного руководителя с семьей ...

Классный час "Психологический КВН"

Развитие дружеских взаимоотношений, умения преодолевать неуверенность в себе, личностную тревожность....

Психологический классный час "Формирование умения справляться с трудностями"

Вопросы правильной самоценки, преодоления жизненных проблем - все это чаще тягостные и болезненные вопросы подросткового возраста. Однако только благодаря проблемам мы растем. Ведь именно проблемы взы...

Классный час на тему: «Психологические проблемы подросткового возраста» или «Как узнать себя лучше»

Классный час на тему: «Психологические проблемы подросткового  возраста» или «Как узнать себя лучше» поможет помочь выявить и обсудить основные проблемы, переживаемые подростками, показать некото...

Аспекты деятельности классного руководителя по созданию благоприятного социально-психологического климата

Выступление классного руководителя группы студентов 1 курса СПО. Обобщение педагогического опыта....

Методическая разработка социально-психологического классного часа "Счастливая семья"

Методическая разработка социально-психологического классного часа "Счастливая семья". Форма проведения: Круглый стол. Целевая аудитория: обучающиеся....

Классный час на тему: «Жизненные ценности и ценность жизни»

Данное мероприятие позволяет разобраться в понятии "ценность"....