Приобщение младших школьников к истокам нравственности и духовности через внеурочную деятельность.
статья на тему

Колесникова Татьяна Николаевна

Выступление  на тему:" Приобщение младших школьников к истокам нравственности и духовности через внеурочную деятельность"подготовлено для регионального этапа 25 Международных Рождественских чтений. В нем раскрыта работа студентов на практике в подшефной школе по духовно -нравственному воспитанию во внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление подготовила студентка РСПК Харченко Елена.

Руководитель: Колесникова Татьяна Николаевна, преподаватель РСПК.

Приобщение младших школьников к истокам нравственности и духовности через внеурочную деятельность.

               Свое выступление я хочу начать вот с такой притчи: «Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. — Есть пять вещей, которые ты должен знать, — сказал он карандашу, — прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть. Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в своей руке. Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это необходимо, чтобы стать лучшим карандашом. Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь. Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя. И пятое: на любой поверхности ты всегда должен оставлять свой след»

              Каждый из нас, студентов Рыльского социально – педагогического колледжа, своим долгом считает оставить  добрый след в душе  обучающихся  Рыльских школ, на базе  которых мы проходим педагогическую практику, как будущие учителя начальных классов. Мы являемся субъектами социально-педагогического партнерства в процессе духовно-нравственного воспитания обучающихся, согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

           В Федеральном Государственном Образовательном стандарте особое внимание уделяется духовно-нравственному развитию и воспитанию личности младшего школьника во внеурочной деятельности. О духовно – нравственных сторонах личности  сейчас говорят очень много, и все понимают, что преобразование общества, его выздоровление в этом направлении должно начинается с детского возраста. Ребёнок наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию и  воспитанию.

                Именно внеурочная деятельность позволяет нам, будущим учителям, с наибольшей полнотой выполнять свои воспитательные функции, здесь мы получаем возможность прямого диалога с учащимися по жизненно важным проблемам. Процесс  духовно – нравственного воспитания нами осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Это беседы, игры, психологические тренинги, чтение и обсуждение произведений художественной литературы, выставки, коллективные творческие дела,   проекты, игровая деятельность, проблемно-ценностное общение, инсценировки. При ведущей роли педагога учащиеся не должны быть пассивными слушателями, мы  максимально включаем их в совместную работу, стимулируем их творческую активность, создаем  условия, для того чтобы каждый мог высказать мнение по обсуждаемому вопросу. Только самостоятельное участие ребенка в обсуждении нравственных проблем, жизненных ситуаций может дать серьезный воспитательный эффект, которого невозможно добиться никакими поучениями и наставлениями.

             Большую роль мы отводим диагностике, по результатам которой планируем деятельность. Для выявления отношения к нравственным нормам мы проводили методику «Как поступать». Ребенку предлагалось  представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. По её результатам можно сделать вывод, что дети хорошо разграничивают добро и зло, хорошие и плохие поступки.

Анализ  результатов диагностической  методики «Волшебная палочка», для  определения  отношения к жизненным ценностям, во 2 классе показал, что в начале учебного года  дети просят выполнить желания  как материального характера (вещи, игрушки)  так и нравственные, приблизительно поровну. А в конце учебного года, нравственная сторона желаний  начинает преобладать. Эти же дети в 3 классе  определили свои приоритете вот таким образом. Результаты на слайде.  Большинство детей на 1 место поставили здоровье родителей,  а вот желание  «иметь много слуг» оказалось на последнем месте.

         Большое внимание уделяем применению этической беседы. Это и метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок, и форма разъяснения школьникам принципов нравственности и их осмысления, и средство формирования системы моральных представлений и понятий, которые в свою очередь выступают в качестве основы для формирования нравственных взглядов и убеждений.

       Один из классных часов, проведенных мною во 2 классе, был посвящен формированию представлений о богатстве. Детям в шкатулку было предложено положить  какое – либо богатство. Вначале дети «клали « туда материальные ценности. Потом одна девочка в качестве богатства «положила» здоровье, остальные, задумавшись, начали называть такие богатства, как родители, дружба и другие. После беседы о духовных ценностях, в нашу шкатулочку  ни одно из материальных богатств не попало. Конечно, это не значит, что дети все переосмыслили и работу в этом направлении  можно заканчивать. Но какой – то маленький кирпичик духовности был заложен. Любят наши дети сюжетно – ролевые игры, которые так же способствуют приучению к выполнению норм и правил общественной морали, устойчивых привычек поведения. Например, с удовольствием проигрывают ситуацию. «В автобусе», где примеряют на себя социальные роли, игра  «Круг радости», когда войти в круг можно, называя какое-либо качество, свойственное, по их мнению, духовно богатому человеку. Во время проведения психологического тренинга «Расскажи мне, какой я», дети смотрят на свои поступки со стороны.  Занятия  «Моя родословная», «Моя семья – мое богатство» направлены на получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье.

Мы проводим занятия по вопросам культуры поведения, которые формируют личностные качества человека: доброту, честность, трудолюбие. Это такие классные часы, как «Сад доброты». «Мы в ответе за тех, кого приручили»,  «Будь вежливым и добрым» и много других.

Уже в начальной школе необходимо дать детям представление о нормах и правилах отношений с окружающими

              Формирование культуры взаимоотношений на конкретных примерах, доступных детскому восприятию, раскрывает сущность отношений между людьми.

   Таким примером может служить архимандрит Ипполит (Халин), настоятель Свято-Николаевского мужского монастыря в г. Рыльске. Его называли афонским старцем, за духовным советом к нему, в обитель маленького провинциального русского городка, приезжали со всех концов России.

      Он был утешителем и помощником всем, кто  испытывал скорби и страдал от тяжелых физических и душевных недугов. Отец Ипполит привел к вере множество людей. Для тех, кто искал духовной жизни, он был мудрым и терпеливым наставником.

При встречах с Батюшкой запоминались его сияющие глаза, улыбка духовной радости, ощущались его заботливость, бережное отношение к каждому человеку. Благодать, исходящая от отца Ипполита, согревала даже самые холодные сердца, приводя их к искреннему покаянию и желанию изменить свою жизнь к лучшему… С ним было рядом хорошо посидеть, поговорить, послушать его простые слова, какие-то шутки... Просто на него посмотреть. Возникало удивительное душевное умиротворение. От него, действительно, исходили любовь,  мир и кротость. Он всегда вел себя так, будто он ниже тебя.

Пастырь добрый, готовый душу свою положить за каждого приходящего к нему. Чужая боль становилась его болью.

 Рассказ о жизни Батюшки,  в ходе классного часа « Самый  добрый батюшка на свете», дети слушают всегда внимательно, запоминают факты из его жизни, Эти беседы оставляют неизгладимый след в душах наших воспитанников.

На последнем вечере памяти Архимандрита Ипполита ученики читали стихи,  посвященные его памяти. Складывалось впечатление, что каждое слово  шло из сердца ребенка.

              Всегда надо помнить, что никакие воспитательные мероприятия  не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для ученика.

 Сделать себя  лучше, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя. Большая работа в этом направлении веется среди студентов нашего колледжа.

 Это  и участие в эстафете «Сотвори добро!», шефская работа над ветеранами, участие в волонтерском движении.

Воспитывать нравственные качества не просто. На этом пути могут случиться неудачи и ошибки, но главное то, чтобы работа по формированию духовно- нравственного воспитания была искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Душа каждого человека-зародыш  прекрасного цветка, но расцветёт ли она,  зависит от духовно-нравственного воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе.

Только построив доверительные отношения с учащимися на основе искренности, доверия,  можно взрастить этот прекрасный цветок нравственности и духовности.

Литературные источники:

1. Данилюк А. Я., Кондаков А.М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009год.

 2. Муравлев Е.Фомичев Д.Звезда утренняя. -М.: Летопись, 2006 год.

3. Савочкин В. Н. Самый добрый батюшка на земле...- М.: Луг духовный, 2010год.

4. https://multiurok.ru/lukaschova-66


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства...

"Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению"

В этой статье я поделилась своим опытом организации совместной работы семьи и школы в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к литературе, к книге....

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Духовно-нравственное,  патриотическое  развитие  и  воспитание  обучающихся  является  первостепенной  задачей  современной  образовательной  сис...

Духовно-нравственное воспитания школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

Эссе на тему: Духовно-нравственное воспитания школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности. Из опыта работы учителя музыки МОУ Быковская СОШ № 14 Башировой Н.Ю....

Презентация доклада на педсовете ГПОУ ТО "АХТТ" по теме "Формирование социально-активной личности студентов через внеурочную деятельность"

Презентация доклада на педсовете ГПОУ ТО "АХТТ" по теме "Формирование социально-активной личности студентов через внеурочную деятельность"...