Статья на тему: «Электронные учебные материалы. Виды электронных учебных материалов»
статья на тему

Соловьева Марина Алексеевна

Электронные образовательные  ресурсы (ЭОР) - это учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные  устройства.

К  ЭОР относятся:

 Учебные видеофильмы

 Звукозаписи, для воспроизведения необходимы  магнитофон или СD – плеера.

 Наиболее современные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Электронные учебные материалы.

Виды электронных учебных материалов»

(мастер производственного обучения Соловьева М.А.,

ГПОУ ТО «Болоховский машиностроительный техникум»)

Учебно – методическое обеспечение учебного процесса состоит из взаимодополняющих  элементов, центральное место среди которых занимают электронные средства обучения, в составе которых отдельно можно выделить электронные учебные материалы.

Электронные учебные материалы – это самостоятельно организованные электронные материалы по определенной дисциплине или группе дисциплин. Предназначены для занятий в аудитории, автоматизированного контроля знаний, самостоятельной работы студента. Электронные материалы проходят редакционно – издательскую подготовку, размещаются на сайтах цифровых материалов ВУЗа.

Выделяют следующие виды электронных учебных материалов.

Электронный учебник – самостоятельное учебное электронное пособие комплексного назначения, которое обеспечивает непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, информационно – поисковую деятельность студента. Электронный учебник содержит теоретический и практический материалы в соответствии с учебной программой, с использованием элементов мультимедиа технологий.

Сетевой курс – электронный учебно – методический комплекс, обеспечивающий все основные виды занятий по дисциплине с учетом специфики всех форм (технологий) обучения, в том числе контроль самостоятельной работы студента. Сетевой курс (электронный учебно – методический комплекс) предназначен для использования через телекоммуникационные сети, а также распространения и использования в виде локальных копий на переносимых машиночитаемых носителях.

Сетевой курс представляет собой систему дидактических средств обучения по конкретной дисциплине, издаваемых с целью наиболее полной реализации образовательных и воспитательных задач, сформулированных соответствующей учебной программой. Обязательными компонентами сетевого курса являются: теоретический материал, глоссарий, промежуточный и итоговый контроль знаний в тестовой форме, практикум для выполнения практических/курсовых заданий (с вариантами) на практических занятиях и на самостоятельную работу студента.

Особенно важным аспектом сетевого курса является обеспечение самостоятельной работы студентов и ее контроль преподавателем. При этом очень важно методически обосновать возможности получения знаний и навыков за счет привлечения новой информации, ознакомления с дополнительными библиографическими источниками, а также представить информацию об организации своей самостоятельной работы и самоконтроля.

Банк тестовых заданий (электронный тест) – электронное издание, содержащее систематизированный комплект заданий, позволяющий качественно и эффективно измерить уровень и оценить степень подготовленности студента, предназначенное для использования через телекоммуникационные сети для промежуточного и итогового контроля знаний по отдельной учебной дисциплине, нескольким учебным дисциплинам (комплексный тест), отдельному учебному циклу.

Электронный справочник позволяет обучаемому в любое время оперативно получить необходимую справочную информацию в компактной форме.

В электронный справочник включается информация как дублирующая, так и дополняющая материал учебника.

Обычно электронный справочник представляет собой электронный список терминов, или используемых в курсе слов изучаемого иностранного языка, или имен цитируемых авторов и т.д. Каждая единица списка гиперактивна – ее активизация позволяет обратиться к гиперссылке, содержащей толкование термина, перевод и грамматические характеристики иностранного слова, энциклопедическое описание и т.д.

В настоящее время наличие справочной системы является обязательным для любого УМК. При этом электронный справочник может быть представлен как  самостоятельный элемент УМК или встроен в электронный учебник.

Компьютерные модели, конструкторы и тренажеры позволяют закрепить знания и получить навыки их практического применения в ситуациях, моделирующих реальные.

В отличие от вышеописанных компонент, компьютерные модели, как правило, не являются универсальными. Каждая их них рассчитана на моделирование достаточно узкого круга явлений. Основанные на математических моделях (которые содержат в себе управляющие параметры), компьютерные модели могут быть использованы не только для демонстрации трудно воспроизводимых  в учебной обстановке явлений, но и для выяснения (в диалоговом режиме) влияния тех или иных параметров на изучаемые процессы и явления. Это позволяет использовать их в качестве имитаторов лабораторных установок, а также для отработки навыков управления моделируемыми процессами.

Компьютерные технологии позволяют не только работать с готовыми моделями объектов, но и производить их конструирование из отдельных элементов.

К тренажерам могут быть отнесены также и компьютерные задачники. Компьютерный задачник позволяет отработать приемы решения типовых задач, позволяющих наглядно связать теоретические знания с конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены.

Электронный лабораторный практикум позволяет имитировать процессы, протекающие в изучаемых реальных объектах, или смоделировать эксперимент, не осуществимый в реальных условиях. При этом тренажер имитирует не только реальную установку, но и объекты исследования и условия проведения эксперимента. Лабораторные тренажеры позволяют подобрать оптимальные для проведения эксперимента параметры, приобрести первоначальный опыт и навыки на подготовительном этапе, облегчить и ускорить работу с реальными экспериментальными установками и объектами.

В качестве тренажера может использоваться и компьютерная тестирующая система, которая обеспечивает, с одной стороны, возможность самоконтроля для обучаемого, а с другой – принимает на себя рутинную часть текущего или итогового контроля.

Компьютерная тестирующая система может представлять собой как

Отдельную программу, не допускающую модификации, так и универсальную программную оболочку, наполнение которой возлагается на преподавателя. В последнем случае в нее включается система подготовки тестов, облегчающая процесс их создания и модификацию (в простейшем случае это может быть текстовый редактор). Эффективность использования тестирующей системы существенно выше, если она позволяет накапливать и анализировать результаты тестирования. Тестирующая система может быть встроена в оболочку электронного учебника, но может существовать и как самостоятельный элемент УМК. В этом случае тестирующие программы по различным дисциплинам целесообразно объединять в единой базе данных.

Представленные компоненты мультимедиа курса сами по себе не решают педагогических задач. Обучающая функция реализуется в мультимедиа курсе через педагогический сценарий, с помощью которого преподаватель выстраивает образовательные траектории.

Таким образом, в данной главе рассмотрены понятия средств обучения, классификация средств обучения, электронные учебные материалы и их виды.

Что такое электронные образовательные ресурсы?

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

К ЭОР относятся:

Учебные видеофильмы

Звукозаписи, для воспроизведения необходимы магнитофон или CD – плеер. Наиболее современные  для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере.

Чем отличаются ЭОР от учебников?

Материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге, хотя его очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.

Страницы книги мы читаем последовательно, при этом достаточно часто в учебном тексте встречаются термины или ссылки на другой раздел того же текста. В каких случаях книга не очень удобна: нужно разыскивать пояснения где – то в другом месте, листая множество страниц.

В ЭОР это можно сделать гораздо комфортнее: указать незнакомый термин и тут же получить его определение в небольшом дополнительном окне, или мгновенно сменить содержимое экрана при указании так называемого ключевого слова.

Что такое мультимедиа ЭОР?

Английское слово «multimedia» в переводе означает «много способов».

Представление учебных объектов множеством способов, т.е. помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Используя все, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха.

Например: известный мультимедиа плеер называется мультимедийным потому, что он может по очереди  воспроизводить фотографии, видеофильмы, звукозаписи, текст.

Когда мы говорим о мультимедиа ЭОР. Имеется в виду возможность одновременно воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами.

Какие новые педагогические инструменты используются в ЭОР?

- Интерактив

- Мультимедиа

- Моделинг (имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов)

- Коммуникативность (возможность быстрого доступа к образовательным ресурсам, расположенном на удаленном сервере)

- Производительность

Что такое ЭОР нового поколения?

ЭОР нового поколения представляет собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС)

ЭОР позволяет не только самостоятельно изучать описание объектов, процессов, явлений, но и работать с ними в интерактивном режиме, решать проблемные ситуации и связывать полученные знания из жизни.

Обучающиеся вовлечены в увлекательный процесс познания, где самостоятельно добывают информацию, анализируют ее, обмениваются мнениями, делают вывод.

Электронно – образовательные ресурсы

  1. www.fcior.edu.ru – ФЦИОР

Портал Федерального центра информационно – образовательных ресурсов: ФЦИОР (слева) установить проигрыватель ресурсов версии 1.0 (8216 К) для ОС windows сохранить → сохранить идет загрузка OMS

  1. www.school-collection.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронный банк лекций, тестовых заданий, дидактических материалов по разделу "Пищеварительная система"

Электронные образовательные ресурсы повышают информационно-коммуникативную деятельность студентов.Электронные лекции позволяют обучающимся легче увидеть общую структуру содержания темы, есть возможнос...

Статья на тему: "Применение групповой технологии на уроках учебной практики (из опыта работы мастера производственного обучения)"

Данная статья будет полезна при организации работы студентов во время учебной практики при создании коллекций или подготовке для участия в различных конкурсах....

Электронный образовательный ресурс "Устройство и обслуживание локальной сети коммутатор" Электронный образовательный ресурс "Создание электронного учебного курса" (Сиденко О.Н.,Нюргечкин Н.С.)

Электронный образовательный ресурс "Устройство и обслуживание локальной сети коммутатор"  Электронный образовательный ресурс "Создание электронного учебного курса"  (Сиде...

Электронный образовательный ресурс "Создание электронного учебного курса" (Сиденко О.Н.,Нюргечкин Н.С.)

Электронный образовательный ресурс "Создание электронного учебного курса"  (Сиденко О.Н.,Нюргечкин Н.С.)...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей «Требования к содержанию и оформлению методических материалов по разработке учебно-методического комплекса по учебной дисциплине/ профессиональному модулю» в ГБПОУ КНТ им. Б.И.Корнилова

В методических рекомендациях обобщен и систематизирован материал, включающий основные требования к содержанию и оформлению учебно-методического комплекса по учебной дисциплине (УД)/профессиональному м...