Программа по выявлению и развитию творческих срособостей обучающихся по спецдисциплинам.
методическая разработка

Шашнина Инна Олеговна

Программа по выявлению и развитию способностей у студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sposobnostey_u_stud.docx41.04 КБ

Предварительный просмотр:

смоленское областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Рославльский многопрофильный колледж»

«Выявление и развитие

творческих способностей студентов в процессе  

изучения междисциплинарных курсов(МДК)»

Преподаватель: Шашнина  Инна Олеговна

Рославль, 2017 г.

Выявление и развитие  творческих  способностей студентов в процессе  изучения междисциплинарных курсов (МДК)

На основании Концепции модернизации российского образования и концепции профильного обучения среднего специального образования, основой обучения должна быть не воспроизводящая деятельность, а творческая. Ведь современному обществу требуется не просто грамотный человек, а человек, который свободно владеет знаниями, умеет мыслить логично, научно, творчески.

Ещё Л.Н. Толстой говорил: «Если ученик не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».

 Двадцать шестой год, работая в колледже, я прихожу к выводу, что эти слова Льва Николаевича Толстого будут актуальны столько, сколько будет существовать образовательные учреждения. Важность проблемы – развитие творческих способностей студентов на уроках специальных дисциплин – обусловлена, на мой взгляд, двумя основными причинами. Первая из них – падение интереса к учёбе.  Чем объяснить такое падение интереса к учёбе? Возрастными особенностями студентов? Современным состоянием общества? Несомненно, эти факторы играют не последнюю роль. Но  главная  причина, мне думается,  в  другом.

Учитывая мнение Торренса, создателя системы измерения творческих способностей, о том, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности, а степень превращения творческих импульсов подростка в творческий характер зависит больше от взрослых. Делаем вывод, что большее значение в развитии творческих способностей студентов отводится преподавателю, который способствует созданию атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений.

Именно преподаватель формирует положительную мотивацию у студентов, создаёт ситуации в организации учебного процесса, при которых студенты с разными способностями и подготовкой могли бы с удовольствием включаться в поисково-познавательную деятельность, испытывая успех при изучении предметов.

Поэтому ведущая педагогическая идея опыта – создание оптимальных условий для развития творческого мышления, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности, формирование исследовательских умений и навыков – основы развития творческих способностей студентов. Мною накоплен определённый опыт работы по формированию и развитию творческого мышления и способностей изучения студентами специальных дисциплин.

Свою цель как преподавателя МДК я вижу не только и не столько в том, чтобы передать студентам определённый объём знаний, но – главное – в развитии творческих возможностей, продуктивного мышления подростков.

Поставив целью развитие творческих способностей студентов, я выделила ряд задач:

  1. Изучить и проанализировать педагогическую, психологическую и методическую литературу по данной теме;
  2. Определить уровень способностей и творческой активности своих студентов;
  3. Выявить наиболее рациональные и эффективные приемы и методы обучения (нестандартные, исследовательские, творческие), способствующие формированию данных способностей;
  4. Апробировать эти приёмы на уроках;
  5. Поделиться с коллегами опытом развития способностей у студентов;
  6. Выработать рекомендации для педагогов и разработать уроки, содержащие исследовательские и творческие приёмы обучения.

Проведенный мною анализ специальной литературы свидетельствует о том, что учёными-психологами, методистами, выделяются следующие особенности мыслительной деятельности, характеризующие человека:

  • интуиция;
  • способность к умозаключениям;
  • фантазия;
  • математическое воображение;
  • сообразительность;
  • гибкость ума;
  • волевая активность и работоспособность;
  • системность и последовательность;
  • способность к обобщению и умению анализировать.

Из всех характеристик мыслительной деятельности cпособностей, я выделяю пять основных качеств, указывающих на наличие  у студентов  способностей. Это:

Ц – Целенаправленность мышления (планирование ясной ориентировки на конечную цель).

Ш – Широта. Это умение обобщать знания и переносить их на нейтральные случаи.

Г – Глубина. Это умение  поставить вопросы «Почему?», «Отчего?», вскрыть суть, отделить  главное от второстепенного. Антиподом широты и глубины является узость и поверхностность.

К – Критичность. Это реальная оценка, проверка результатов решения, анализ поставленного вопроса и полученного результата.

О – Оригинальность. Это когда  идеи легко приходят на ум, способность найти различные варианты в решении, умение справиться с нестандартной задачей.

Развитие этих качеств  начинается ещё в детстве, со школы. Чарльз Дарвин говорил, что развить способности можно на любом уровне, но успех здесь пропорционален исходному уровню – чем выше начальные способности, тем больше их прирост.

Как развить эти качества? Какими приемами, методами?

Конечно же, необходимо так организовать деятельность студентов на уроке, чтобы они сами «открывали» новые истины. Добиться же этого можно, если включать студентов в познавательный поиск, развивать их наблюдательность, мышление, то есть, умение подмечать важное и существенное, сравнивать и анализировать, обобщать и делать выводы. Основная нагрузка в процессе обучения должна падать не на память студентов, а на их мышление. Другими словами, основой обучения должна быть не воспроизводящая деятельность, а творческая, когда большую часть знаний студенты  должны усваивать не со слов преподавателя, а в процессе самостоятельного поиска информации и способов решения задач.

Учеными-дидактами выделяются три основных фактора, влияющих на успешность в учении:

1) ПП – Правильное понимание  учебного материала (выражается без ошибок воспроизводить).

2) БУ – Быстрота усвоения. Она проявляется в объеме воспринимаемого материала, которым студент овладевает за время однократного объяснения учителя.

3) ПЗ – Прочность запоминания.  Это способность студента при усвоении новых знаний оперировать ранее усвоенными без предварительного их повторения.

Многолетнее преподавание, наблюдение и изучение студентов, позволяет мне сформулировать вывод о том, что в любой группе студенты распределяются по 6 условным группам:

Первая группа – учебный материал понимает правильно, усваивает быстро, надолго запоминает.

Вторая группа – учебный материал понимает правильно, усваивает медленнее, надолго запоминает.

Третья группа – учебный материал понимает правильно, усваивает быстро, быстро забывает усвоенное.

Четвертая группа – учебный материал понимает правильно, усваивает медленно, быстро забывает усвоенное.

Пятая группа – с однократного объяснения преподавателя учебный материал понимает неправильно, понятое усваивают и забывают.

Шестая группа – с однократного объяснения преподавателя учебный материал понимает неправильно, понятое усваивают медленно и быстро забывают.

Каждая группа студентов играет специфическую отрицательную и положительную роли и наличие всех шести групп необходимо для познавательного процесса всего коллектива в целом.

Пятая и шестая группы – самые инертные, менее усваивающие новые знания, им требуются больше времени для закрепления знаний. Но, благодаря этим группам, происходит постоянное повторение пройденного материала, что полезно для всех.

Третья и четвертые группы – наиболее подвижные, располагающие различными цепочками знаний, стимулируют весь класс к перебору вариантов решения, но глубокий анализ результатов у этих групп отсутствует. И пока идет повторение пройденного материала в интересах пятой и шестой групп, происходит сдерживание темпа усвоения новой информации студентов третьей и четвертой групп, что дает им время на обдумывание и вынуждает относиться более критично к выбранным способам решения, нахождению оптимального решения.

Первая и вторая группы – медленно и критично усваивая новые знания, опираются на работу третьей и четвертой групп. Причем, если для студента третьей или четвертой группы важно получение ответа на задание, то для студента первой или второй группы важна идея, общий план решения. Часто замечание первой или второй группы стимулирует студентов третьей или четвертой группы к нахождению нового решения.

Выявляя способности студентов различных типов групп на начальном этапе дисциплин с помощью разработанных методик, можно с уверенностью сказать, что творческие способности и элементы мышления поддаются культивированию и развитию.    

 Рассмотрим более подробно данную методику – Методику развития качеств мыслительной деятельности студентов на уроках и внеурочной деятельности.                                                                                         

Формирование творческого мышления связано с решением исследовательских задач, требующих создания проблемных ситуаций, таких как:

  1. Установите взаимосвязь;
  2. Используя аналогию, составьте задачу;
  3. Докажите несколькими способами…;
  4. Составьте план вывода формул, план решения задачи;
  5. Напишите мини-сочинение                                               

Например:

Задача №1   (направлена на проявление целенаправленности мышления):

Составьте подробный план решения проблемной ситуации, оформите ее с помощью таблицы в две колонки  «утверждение – обоснование».

Задача №2  (направлена на развитие глубины, широты, критичности)

Найдите два варианта решения данной проблемной ситуации на рабочем месте ).  

При решении у подростков развивается Ц, К, Г, Ш. Отвечая на вопрос об особенности и значении задачи  отмечают:

а)  в условии нет достаточного описания данной ситуации, его следует вводить;

б)  не ограничивать особенность одним случаем, глубже рассматривать вариативность условия.

А я в это время проверяю:

а) умение выбрать  последовательность действий (целенаправленность)

б) умение обобщать (широта)

в) умение отделять главное от второстепенного (глубина)

г) оценка конкретной ситуации (критичность)

При решении исследовательских заданий разной степени трудности в «работу» включаются следующие умения:

  1. Умение выбрать  последовательность  действий (Ц)
  2. Умение обобщать (Ш)
  3. Умение установить причинно-следственные связи между рассматриваемыми фактами (Ц, К, Ш)
  4. Умение отделить главное от второстепенного (Г)
  5. Четкое знание материала (Г, Ш)
  6. Умение делать выводы (К)

Предложенная Вам задача имеет пятую степень трудности, поскольку рассчитана на развитие 5 качеств мышления (Ц, Ш, Г, К, О)

Также я практикую разработку и использование на уроках и вне уроков  логических тестов, которые (см. Приложение №2) содержат некоторый  «секрет».  Для их решения, кроме знаний программы, необходимо умение наблюдать, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы и обосновывать их.

Например:   

(пишу на доске) 

Рассмотрим тест

на развитие Ц, Ш                                      

Задание для решения экономической задачи 

Найдите отличия между двумя понятиями :доходы предприятия и прибыль предприятия. Приведите формулы расчета этих показателей.

В течение пяти лет работы по данной теме, я убедилась, что в ходе учебной деятельности необходимо давать возможность всем студентам экспериментировать, заниматься творческой, исследовательской деятельностью. Потенциал задач, имеющихся в учебниках, необходимо шире использовать для воспитания исследовательских умений.

Выбор типа урока зависит от изучаемой темы, особенностей группы, возраста студентов. На старших курсах мною используется лекционно-семинарская система занятий, нередки уроки-практикумы, уроки-зачёты, уроки - «вихрь задач», уроки-семинары, уроки-консультации, уроки защиты конспектов. Созданию индивидуальных опорных конспектов я уделяю особое внимание.

Помимо того, что конспект должен стать информационно-справочной таблицей, он также играет свою роль на уроках повторения, и конечно же, формирует речь студента – как один из основных показателей уровня мыслительной деятельности и  способности студента.

Умение анализировать свою работу и работу студента я развиваю через такую форму деятельности, как рецензия на ответ. Студент у доски (или с места) отвечает . Вся  группа при этом не просто слушает, а работает по схеме, отмечая правильность формулировки, условия, заключение. Учитывают и наблюдают, какова роль схем при доказательстве, а также устанавливают последовательность, обоснованность и полноту  доказательства. Затем идет полный анализ доказанного. При этом развивается уровень творческой активности, мыслительной способности.

Важным звеном процесса обучения является контроль знаний и умений студентов.  От того, как он организован, на что нацелен, существенно зависит эффективность учебной деятельности. Поэтому в  практике преподавания большое внимание я уделяю способам организации  контроля, его содержанию.

Так, при традиционном методе контроля педагогически неверно ориентирована система оценивания: она строится по методу «вычитания». Отправной оценкой в этой системе является оценка «5».  В зависимости от недочетов и ошибок, допущенных студентом, она снижается. Так, одинаковые отметки «3» у двух разных студентов не означают, что они имеют одинаковый уровень подготовки. Другими словами, данная система не дает возможности ввести достаточно информативные, содержательные критерии оценки. С другой стороны, оценка становится наказанием для тех учеников, которые не справляются с максимальным уровнем, она становится путем к поражению, а не движению вперед.

Альтернативой рассмотренному является оценка методом «сложения», в основу которой кладется минимальный уровень общеобразовательной подготовки, заложенный в государственных стандартах. Достижение этого уровня требуется от каждого студента в обязательном порядке. Критерии оценок более высоких уровней формируются на базе минимального посредством содержательного приращения по глубине и объему усвоения. Достоинство оценки «сложением» вытекает из ее сути.  Главное заключается в том, что  возвращается мотивация учебного успеха.

На протяжении многих лет в рамках проведения предметной недели мы предлагаем своим ученикам конкурс «Лучший в профессии» по   стандартам «WorldskillsRussiа»

Это вносит дух здоровой конкуренции и поддерживает постоянный интерес к профессии. В рамках этого конкурса проводится серьезная работа на развитие творческих способностей в виде индивидуальной исследовательской деятельности.                      

Проводимые преподавателями  недели строительных спецдисциплин  включают такие интересные моменты, как: 1) Еженедельные решения пяти нестандартных задач из различных разделов ; 2) Научно-практическая конференция студентов 2-4 курсов; 3) Итоги конкурса «Лучший по профессии».

Интеллектуальные испытания дают положительный результат на  конкурсе  исследовательских работ.               

2014-2015 г.  Платонова Н.О.  Тема: «Занимательно о строительстве»

2014-2015 г. Максимова М. А.- Тема: «Что нужно знать о пластмассах»

2015-2016 г. .–  ГолубковаА. Тема: «Живешь на Смоленщине –будь строителем.»

2015-2016 г. Матвеев М.А. – Тема: «Необычные высотные здания. .История их строительства».

2016-2017 г. Евсеенко А. – Тема: «Современные кровельные материалы в гражданском строительстве

Так, в группах, где я работаю, снизилось количество студентов, работающих на репродуктивном уровне, а количество учащихся, способных выполнять задания творческого и исследовательского характера, выросло.

                                                 

Главным результатом моей педагогической деятельности считаю создание ситуации успеха – создание обстановки, располагающей студента к деятельности, вызывающей положительные эмоции и направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой. Используемые с этой целью мною активные формы и методы обучения различны, но назначение их одно: сделать сложное простым и доступным.

Современное общество ждет мыслящих, инициативных, творческих специалистов с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества. За развивающимся преподавателем, преподавателем, который «учит мыслить, а не учит мыслям» (Кант), будущее не только образовательных учреждений, но и всего общества!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся в концертмейстерском классе.

Программа по выявлению и развитию у обучающихся творческих способностей в концертмейстерском  классе  предусматривает создание благоприятных условий для выявления и развития творческих спосо...

Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся»

Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся»...

Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся и их стремления к обучению»

Программа  «Выявление и развитие  творческих способностей обучающихся и их стремления к обучению»...

Антипенков А.В. Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся»

Программа по выявлению и развитию творческих способностей на профессиональные предпочтения студентов предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, ...

ПРОГРАММА «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся»

Программа по выявлению и развитию творческих способностей, обучающихся предусматривает создание наиболее благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способност...

Программа (исследование) по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках информатики

Цель  программы: изучение и анализ формирования творческих умений у студентов в процессе изучения дисциплины «Информатика».Задачи:1.     Определить социально-...

ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно орг...