Антипенков А.В. Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся»
рабочая программа

Программа по выявлению и развитию творческих способностей на профессиональные предпочтения студентов предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых, внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества, расширение возможности для участия одарённых и способных студентов в конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.

Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных студентов, обеспечение их личностной и социальной самореализации.

Задачи:

1. создание системы целенаправленного выявления одарённых обучающихся в разных областях науки и творчества;

2. организация научно-исследовательской и поисковой деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации, воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;

3. отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

4. расширение возможностей для участия способных и одарённых студентов

в городских, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБПОУ «Смоленская областная технологическая академия»

ПРОГРАММА

«Выявление и развитие творческих способностей

обучающихся»

для обучающихся дисциплины

МДК 02.02 «Инфокоммуникационные системы и сети»

по специальности

09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»

г. Смоленск

2017 г.


        

Организация разработчик: Областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Смоленская областная технологическая академия»

Разработчик: Антипенков Анатолий Васильевич, преподаватель


Пояснительная записка

Программа по выявлению и творческих способностей на профессиональные предпочтения студентов предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых, внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества, расширение возможности для участия одарённых и способных студентов в конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального

государственного образовательного стандарта (ФГОС) и на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года No273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Сроки реализации: 2017 – 2020 гг.

Этапы работы:

1 этап – диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная

оценка познавательных, творческих возможностей и способностей студента

через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

Цель: выявление способностей обучающихся.

На этом этапе работы с обучающимися проводятся диагностика выявления способностей и мотивации к обучению.

2 этап  – этап формирования, углубления и развития способностей обучающихся.

Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития

одаренных студентов, обеспечение их личностной и социальной самореали-

зации.

Задачи:

1. создание системы целенаправленного выявления одарённых обучающихся в разных областях науки и творчества;

2. организация научно-исследовательской и поисковой деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации, воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;

3. отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

4. расширение возможностей для участия способных и одарённых студентов

в городских, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

Основные направления реализации программы

  1.  Выявление обучающихся с творческим потенциалом;
  2.  разработка форм работы
  3.  внедрение в учебный процесс современных технологий
  4.  использование активных форм и методов организации образовательно-

го процесса;

  1. развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности

обучающихся, которая позволит студентам демонстрировать свои до-стижения на муниципальных, региональных, всероссийских олимпиадах,

конкурсах, смотрах и т.д.

  1.  включение в научно-исследовательскую деятельность с последующим

выходом на муниципальные, региональные, всероссийские конференции и публикацией тезисов или докладов.

Выявляемые способности:

- склонность к какой профессии имеет обучающийся;

- к какой сфере проявляет интерес;

- является ли обучающийся творческой личностью;

- имеет ли обучающийся склонность к риску.

Организация воспитательной работы в рамках программы:

- Формирование духовного потенциала личности, её развития, направлен-

ного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;

- Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетен-

ции;

- Формирование высокой речевой культуры;

- Утверждение здорового образа жизни студента;

- Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей

одарённых студентов.

Основные мероприятия по реализации программы

  1.  Диагностика:
  1.  Изучение диагностических методик.
  2.  Создание банка тестов для диагностирования.
  3.  Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся пу-

тем анкетирования.

  1.  Изучение личностных потребностей обучающихся путем собеседова-

ния.

  1.  Изучение работы обучающихся на уроке путем посещения занятий

преподавателем.

  1.  Развитие творческих и познавательных  способностей:
  1.  Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению

олимпиад и конкурсов в образовательном учреждении.

  1.  Использование в практике работы с одаренными обучающимися следующих приемов:

- творческие ответы;

- выполнение творческих тематических заданий;

- выполнение проблемных поисковых работ;

- назначение ответственными за проведение предметных недель;

- приобщение (в различных формах) к работе преподавателя;

- повышение степени сложности заданий;

III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:

  1.  Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучаю-

щихся.

Ожидаемые результаты

- формирование системы работы с обучающимися;

- формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики спо-

собных и одаренных студентов. Выработка стратегии и тактики функцио-

нального, педагогического, социально-психологического и научно-методичес

кого обеспечения для изучения и развития способных и одаренных

обучающихся ОУ.

- повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспита-

ния.

- увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных

олимпиадах, конкурсах, фестивалях; повышение показателей успешности

студентов на муниципальных, региональных, всероссийских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.

- изменение показателей социального статуса, социального интеллекта и

успеваемости в ОУ.

- расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучаю-

щихся;

  1. Выявление и оценка познавательных, творческих возможностей и способностей студента через различные виды деятельности:                    учебную и внеклассную

Диагностики:

- Диагностика личной креативности (Е.Е. Туник) (Приложение 1);

- Дифференциально-диагностический опросник Климова Е.А. (Приложение 2);

Показатели результативности:

- определение особенностей творческой личности: любознательность, вооб-

ражение, сложность, склонность к риску.

- в какой профессиональной сфере имеет склонность, обучающийся и в какой

сфере проявляет интерес.

Результаты стартовой диагностики:

Учебный  год

Любознательность

Воображение

Сложность

Склонность к риску

2017-2018

2018-2019

2019-2020

Учебный  год

Человек-техника

Человек - знаковая система

2017-2018

2018-2019

2019-2020

  1. Формирование творческой активности студентов и  развитие творческих способностей при изучении профессиональной дисциплины МДК 02.02 «Инфокоммуникационные системы и сети» по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»

Формирование познавательного интереса и творческой активности студентов при изучении электротехники – процесс, состоящий из нескольких этапов. Они и позволяют правильно определить и построить деятельность преподавателя и студента, а также выбрать форму урока, где могли бы в полной мере раскрыться необходимые качества личности, получить необходимые умения и навыки, которые помогут сформировать  профессиональные компетенции.        
1 этап

Изучение темы «Построение инфокоммуникационных сетей в среде эмулятора Cisco».

Обучающиеся учатся работать с программным эмулятором Cisco, выбирать необходимые элементы сети, строить несложные инфокоммуникационные сети. Лабораторные и практические задания имеют несколько уровней (в методических указаниях это обозначено как варианты).  Практические задания постепенно усложняются, в них добавляются элементы творчества (подобрать самостоятельно необходимые компоненты для сборки сети и т.д.). На последних практических занятиях по теме студенты выполняют творческие работы по настройке и исследованию инфокоммуникационных сетей.

2 этап. Изучение тем «Построение инфокоммуникационных сетей на концентраторах и коммутаторах» и «Построение VPN инфокоммуникационных сетей в среде эмулятора Cisco».

В заданиях лабораторных работ и практических занятий присутствуют   разные уровни, учащиеся самостоятельно подбирают все необходимые сетевые компоненты, самостоятельно проводят исследования сетей (например, исследовать аварийные режимы работы инфокоммуникационной сети). В завершении изучения тем студенты выполняют творческие работы по созданию инфокоммуникационных сетей в среде эмулятора и в учебной лаборатории А217 Инфокоммуникационных сетей на реальном сетевом оборудовании.

3 этап. Изучение тем «Использование технологии NAT при построении сетей в CPT» и «Решение сетевых проблем – Траблшутинг в CPT».

При выполнении заданий по этими темам студенты используют навыки, полученные при изучении предыдущих тем. Половина практических заданий по этими темам являются творческими. На таких уроках можно создавать сложные, интересные работы. Обучающиеся могут проявить свое творчество, воплотить в жизнь какие-то свои идеи. Также есть возможность участвовать в различных конкурсах.

Список используемой литературы

  1. Алексеева, Н.А. Исследование развития коммуникативной креативности в условиях специальной психологической подготовки студентов [Текст] / А.Н. Алексеева // Вестник университета, 2006. – №8 (24). – М.: Государственный университет управления, 2006.- С. 8-13.
  2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002.- 455 с.
  3.  Гальперин П.Я. К вопросу о формировании творческого мышления // Школьный психолог, 1999. – № 8. – с.22 – 30
  4. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-метод. пособие. – М.:Школьная библиотека, 2007 г. – С.18 – 30.
  5. Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия: Сб. науч. тр. / РАН. Ин-т психологии; Ред.-сост. А.Н. Воронин. – М., 2006.  275 с.
  6. Креативность в структуре целостной личности [Текст] // Вестник ИДНК. – вып.2. – Ставрополь, 2010.  258 с.
  7. Кучеренко У.Н., Шальнева Н.Л. Взаимодействие личности и коллектива в студенческих группах. / Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006.  372с.
  8. Матюшкин А.М., Аверина И.С. Развитие творческой активности школьников. – М.: Педагогика, 2011. – 156 с.
  9. Палехина В.Ю., Шальнева Н.Л. Проблема межличностных отношений в студенческих группах / Ставрополь: Издво СГУ, 2006.  372с.
  10. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 379 с.
  11. Туник Е.Е. Диагностика творческого мышления: Креативные тесты. – М.: Чистые пруды, 2006. – 221 с.
  12. Туник Е.Е.. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.2004. – 48 с.
  13. Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур // Вопросы психологии, 2011.  № 6.  С.103.
  14. Шальнева Н.Л. Условия, определяющие формирования креативности при создании специальных видов деятельности. / Ставрополь: Издво СГУ,2006.  372с.
  15. Шальнева Н.Л. Специфика процесса взаимодействия личности и коллектива в совместной деятельности // Проблемы коонтогенеза личности в образовательном пространстве – Ставрополь СГУ, 2011. – 56с.
  16. Щебланова Е.И. Теория и тесты творческого мышления Е.П. Торренса // Психологическая диагностика, 2011.  № 11.  С. 320.
  17. https://nsportal.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Диагностика личной креативности (Е.Е. Туник)

Шкалы: любознательность, воображение, сложность, склонность к риску.

НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

Данная методика позволяет определить четыре особенности творческой лич-

ности: любознательность (Л); воображение (В); сложность (С) и склонность к

риску (Р). Несмотря на ее адресованность юношескому возрасту, она не утрачивает своей прогностичности и в зрелом возрасте.

Интерпретация теста

Основные критериальные проявления исследуемых факторов:

Любознательность. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего

спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических

вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать

новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги,

игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.

Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о

местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать

проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; лю-

бит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено

на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает

удивление по поводу различных идей и событий.

Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений,

проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой

трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет

настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пу-

ти решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные

задания.

Склонность к риску. Проявляется в том, что субъект будет отстаивать

свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой вы-сокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возмож-

ность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддает-

ся чужому мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или

родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть,

чтобы узнать, что из этого получится.

Инструкция к тесту

Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью вы се-

бя считаете. Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, ко-

торые определенно подходят вам лучше, чем другие. Их следует отметить

знаком «Х» в колонке «В основном верно». Некоторые предложения подхо-

дят вам лишь частично, их следует пометить знаком «Х» в колонке «Отчасти

верно». Другие утверждения не подойдут вам совсем, их нужно отметить

знаком «Х» в колонке «Нет». Те утверждения, относительно которых вы не

можете прийти к решению, нужно пометить знаком «Х» в колонке «Не могу

решить».

Делайте пометки к каждому предложению и не задумывайтесь подолгу.

Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что

придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во вре-

мени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждо-

му предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете.

Ставьте знак «Х» в ту колонку, которая более всего подходит вам. На каж-

дый вопрос выберите только один ответ.

Тест

1. Если я не знаю правильного ответа, то попытаюсь догадаться о нем.

2. Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнару-

жить детали, которых не видел раньше.

3. Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.

4. Мне не нравится планировать дела заранее.

5. Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиг-

рать.

6. Мне нравится представлять себе то, что мне нужно будет узнать или сде-

лать.

7. Если что-то не удается с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не

сделаю это.

8. Я никогда не выберу игру, с которой другие незнакомы.

9. Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы.

10. Я люблю выяснять, так ли все на самом деле.

11. Мне нравится заниматься чем-то новым.

12. Я люблю заводить новых друзей.

13. Мне нравится думать о том, чего со мной никогда не случалось.

14. Обычно я не трачу время на мечты о том, что когда-нибудь стану извест-

ным артистом, музыкантом, поэтом.

15. Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на

свете.

16. Мне больше понравилось бы жить и работать на космической станции,

чем здесь, на Земле.

17. Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше.

18. Я люблю то, что необычно.

19. Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди.

20. Мне нравятся рассказы или телевизионные передачи о событиях, случив-

шихся в прошлом.

21. Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.

22. Я обычно сохраняю спокойствие, когда делаю что-то не так или ошибаюсь.

23. Когда я вырасту, мне хотелось бы сделать или совершить что-то такое,

что никому не удавалось до меня.

24. Я выбираю друзей, которые всегда делают все привычным способом.

25. Многие существующие правила меня обычно не устраивают.

26. Мне нравится решать даже такую проблему, которая не имеет правильно-

го ответа.

27. Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэксперименти-

ровать.

28. Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не

искать другие ответы.

29. Я не люблю выступать перед группой.

30. Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем-либо из ге-

роев.

31. Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад.

32. Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны.

33. Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмот-

реть, что в них может быть.

34. Мне хотелось бы, чтобы мои родители и руководители делали все как

обычно и не менялись.

35. Я доверяю свои чувствам, предчувствиям.

36. Интересно предположить что-либо и проверить, прав ли я.

37. Интересно браться за головоломки и игры, в которых необходимо рассчи-

тывать свои дальнейшие ходы.

38. Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них внутри и

как они работают.

39. Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.

40. Я люблю выдумывать что-то новое, даже если это невозможно применить

на практике.

41. Мне нравится, когда все вещи лежат на своих местах.

42. Мне было бы интересно искать ответы на вопросы, которые возникнут в

будущем.

43. Я люблю браться за новое, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.

44. Мне интереснее играть в любимые игры просто ради удовольствия, а не

ради выигрыша.

45. Мне нравится размышлять о чем-то интересном, о том, что еще никому не

приходило в голову.

46. Когда я вижу картину, на которой изображен кто-либо незнакомый мне,

мне интересно узнать, кто это.

47. Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть,

что в них.

48. Я думаю, что на большинство вопросов существует один правильный от-

вет.

49. Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о которых другие люди не за-

думываются.

50. У меня есть много интересных дел как на работе (учебном заведении), так

и дома.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Обработка данных теста

При оценке данных опросника используются четыре фактора, тесно коррели-

рующие с творческими проявлениями личности. Они включают Любозна-тельность (Л), Воображение (В), Сложность (С) и Склонность к риску (Р).

Мы получаем четыре «сырых» показателя по каждому фактору, а также об-

щий суммарный показатель.

При обработке данных используется либо шаблон, который можно наклады-

вать на лист ответов теста, либо сопоставление ответов испытуемого с клю-

чом в обычной форме.

Ключ к тесту

Склонность к риску (ответы, оцениваемые в 2 балла)

• положительные ответы: 1, 21, 25, 35, 36, 43, 44;

• отрицательные ответы: 5, 8, 22, 29, 32, 34;

• все ответы на данные вопросы в форме «может быть» оцениваются в 1

балл;

• все ответы «не знаю» на данные вопросы оцениваются в -1 балл и вычитаются из общей суммы.

Любознательность (ответы, оцениваемые в 2 балла)

• положительные ответы: 2, 3, 11, 12, 19, 27, 33, 37, 38, 47, 49;

• отрицательные ответы: 28;

• все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю»

– в -1 балл.

Сложность (ответы, оцениваемые в 2 балла)

• положительные ответы: 7, 15, 18, 26, 42, 50;

• отрицательные : 4, 9, 10, 17, 24, 41, 48;

• все ответы в форме «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не

знаю» – в -1 балл.

Воображение (ответы, оцениваемые в 2 балла)

• положительные: 13, 16, 23, 30, 31, 40, 45, 46;

• отрицательные: 14, 20, 39;

• все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл.

В данном случае определение каждого из четырех факторов креативности

личности осуществляется на основе положительных и отрицательных отве-

тов, оцениваемых в 2 балла, частично совпадающих с ключом (в форме «может быть»), оцениваемых в 1 балл, и ответов «незнаю», оцениваемых в

-1 балл.

Использование этой оценочной шкалы дает право «наказать» недостаточно

творческую, нерешительную личность.

Этот опросник разработан для того, чтобы оценить, в какой степени способ-

ными на риск (Р), любознательными (Л), обладающими воображением (В) и

предпочитающими сложные идеи (С) считают себя испытуемые. Из 50 пунк-тов 12 утверждений относятся к любознательности, 12 – к воображению, 13

– к способности идти на риск, 13 утверждений – к фактору сложности.

Если все ответы совпадают с ключом, то суммарный «сырой» балл может

быть равен 100, если не отмечены пункты «не знаю».

Если испытуемый дает все ответы в форме «может быть», то его «сырая»

оценка может составить 50 баллов в случае отсутствия ответов «не знаю».

Конечная количественная выраженность того или иного фактора определяет-

ся путем суммирования всех ответов, совпадающих с ключом, и ответов

«может быть» (+1) и вычитания из этой суммы всех ответов

«не знаю» (-1 балл).

Чем выше «сырая» оценка человека, испытывающего позитивные чувства по

отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с во-

ображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах,

он является; все вышеописанные личностные факторы тесно связаны с твор-

ческими способностями.

Могут быть получены оценки по каждому фактору теста в отдельности, а

также суммарная оценка. Оценки по факторам и суммарная оценка лучше

демонстрируют сильные (высокая «сырая» оценка) и слабые (низкая «сырая»

оценка) стороны студента. Оценка отдельного фактора и суммарный «сырой»

балл могут быть впоследствии переведены в стандартные баллы и отмечены

на индивидуальном профиле обучающегося.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова

Методика предназначена для выявления склонности (предрасположенности)

человека к определенным типам профессий. Представляет собой достаточно

короткий опросник, состоящий из 20 альтернативных суждений. По резуль-

татам, в соответствии с ключом, выявляется ориентация человека на 5 типов

профессий, по классификации Е.А.Климова:

  1.  человек - природа;
  2.  человек - техника;
  3.  человек - человек;
  4.  человек - знаковая техника, знаковый образ;
  5.  человек - художественный образ.

Инструкция:

«Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать

только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»

Внимательно прочитайте следующие вопросы и выберите соответствующий ответ. Вы должны в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак « + ».

Время обследования не ограничивается. Хотя, следует предупредить о том,

что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение

задания требуется 20–30 мин.

ТЕСТ

1а. Ухаживать за животными

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных

открыток, грампластинок

3б. Следить за состоянием, развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) сред-

ством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро,

на экскурсии и т.д.)

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, конце

ртов)

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных

10б. Выполнять вычисления, расчеты

11а. Выводить новые сорта растений

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (м

ашины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приво-

дить в порядок)

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а. Составлять точные описания - отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)

16а. Делать лабораторные анализы в больнице

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры,

музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить

здания

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

Ключ к тесту

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.

Типы профессий

Номера вопросов

Человек -природа

1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а

Человек-техника

1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а

Человек-человек

2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а

Человек-знаковая система

2б, 5а, 9б, 10б, 12б,15а, 19б, 20б

Человек-художественный образ

3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б

Интерпретация результатов теста

рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное

количество знаков баллов. Название типов профессий:

• «человек–природа» –все профессии, связанные с растениеводством, жи-

вотноводством и лесным хозяйством;

• «человек–техника» –все технические профессии;

• «человек–человек» –все профессии, связанные с обслуживанием людей, с

общением;

• «человек–знак» -все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и бук-

венными знаками, в том числе и музыкальные специальности;

• «человек–художественный образ» –все творческие специальности.

Краткое описание типов профессий

  1. «Человек-природа».

Если вы любите работать в саду, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа». Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:

• животные, условия их роста, жизни;

• растения, условия их произрастания.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды дея-

тельности:

• изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений

или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик);

• выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цвето-

вод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);

• проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар,

врач карантинной службы).

Психологические требования профессий «человек-природа»:

• развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная

память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые

природные факторы;

• поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно

длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчиво-

стью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных по-

годных условиях, в грязи и т. п.

II. «Человек-техника».

Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек

техника» являются:

• технические объекты (машины, механизмы);

• материалы, виды энергии.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды дея-

тельности:

• создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектиру-

ют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);

• эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках,

управляют транспортом, автоматическими системами);

• ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неис-

правности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регу-

лируют, налаживают их).

Психологические требования профессий «человек-техника»:

• хорошая координация движений;

• точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;

• развитое техническое и творческое мышление и воображение;

• умение переключать и концентрировать внимание;

• наблюдательность.

III. «Человек-знаковая система».

Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек -знаковая система».

Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек

знаковая система» являются:

• тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, маши-

нистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);

• цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бух-

галтер, статистик);

• чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копи-

ровальщик, штурман, геодезист);

• звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:

• хорошая оперативная и механическая память;

• способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знако-

вом) материале;

• хорошее распределение и переключение внимания;

• точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;

• усидчивость, терпение;

• логическое мышление.

IV. «Человек-художественный образ».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек

знаковая система» является:

• художественный образ, способы его построения.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды дея-

тельности:

• создание, проектирование художественных произведений (писатель, ху-

дожник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хорео-

граф);

• воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, ре-

ставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);

• размножение художественных произведений в массовом производстве (ма-

стер поросписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печат-

ник).

Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:

• художественные способности; развитое зрительное восприятие;

• наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; твор-

ческое воображение;

• знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

V. «Человек-человек».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек-человек» являются:

• люди.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды дея-

тельности:

• воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);

• медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);

• бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);

•информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);

• защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военно-

служащий).

Психологические требования профессий «человек-человек»:

• стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми

людьми;

• устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;

• доброжелательность, отзывчивость;

• выдержка;

• умение сдерживать эмоции;

• способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во

взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, орга-

низовывать их взаимодействие;

• способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;

• способность владеть речью, мимикой, жестами;

• развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;

• умение убеждать людей;

• аккуратность, пунктуальность, собранность;

• знание психологии людей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся в концертмейстерском классе.

Программа по выявлению и развитию у обучающихся творческих способностей в концертмейстерском  классе  предусматривает создание благоприятных условий для выявления и развития творческих спосо...

Программа Выявление и развитие творческих способностей студентов

Программа по выявлению и творческих способностей на профессиональные предпочтения студентов предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творчески...

Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся»

Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся»...

Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся и их стремления к обучению»

Программа  «Выявление и развитие  творческих способностей обучающихся и их стремления к обучению»...

ПРОГРАММА «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся»

Программа по выявлению и развитию творческих способностей, обучающихся предусматривает создание наиболее благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способност...

Программа (исследование) по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках информатики

Цель  программы: изучение и анализ формирования творческих умений у студентов в процессе изучения дисциплины «Информатика».Задачи:1.     Определить социально-...

ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно орг...