Главные вкладки

    Методическая разработка на тему:
    Методическая разработка по Экономике организации на тему: " Маркетинговые исследования в строительстве"

    Шашнина Инна Олеговна

    СОГБПОУ «Рославльский  многопрофильный  колледж»

     

     

     

     

     

     

    Методическая разработка

    открытого урока по предмету «Экономика организации»

    тема урока: «Прибыль и рентабельность предприятия»

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Автор разработки –Шашнина И.О.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2014/2015 уч. год

     

     

     

     

     

     

     

    Цели урока:

    1. Образовательная: знакомство с основными понятиями «рентабельность предприятия», «рентабельность продукции», их сущностью, формирование умения анализировать работу предприятия.

    2. Воспитательная: формирование расчетливости, усидчивости, качеств личности, развитие интеллектуальных способностей.

    3. Развивающая: умение решать производственные задачи, анализировать эффективность использования материальных ресурсов предприятием.

     

    Тип урока: Комбинированный урок.

     

    Методы проведения: Беседа, лекция, фронтальный опрос.

     

    Межпредметные связи: Курс «Экономика организации» связан с дисциплинами «Ценообразование в строительстве», «Менеджмент организации».

     

    Ход урока.

    1.      Организационный этап.

    2.      Актуализация знаний.

    3.      Изучение нового материала.

    4.      Закрепление нового материала.

    5.      Подведение итогов урока.

    6.      Выдача домашнего задания.

     

    Дидактические средства: интерактивная доска, мультимедийное оборудование, доска для работы с мелом, рабочая тетрадь, конспект лекций.

     

    Методические средства:

    - алгоритм решения задач, карточки с условием задач, карточки с тестовым заданием (приведены ниже).

     

    ЭТАПЫ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С ПРИМЕРНОЙ РАЗБИВКОЙ НА МИНУТЫ

     

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП  (5 мин).

    1.                Взаимное приветствие преподавателя со студентами.

    2.                Проверка посещаемости.

    3.                Активизация на учебную деятельность.

     

    Актуализация знаний - 10 мин.

    Занятие поводится с применением групповых технологий: все учащиеся самостоятельно объединяются в группы экспертов по 3 – 4 человека: в течение урока действует накопительная система баллов, которые начисляются всей команде -  за правильные ответы при повторении изученного материала, за решение задач, за правильно выполненные тестовые задания.

    Для устного повторения изученного материала используется презентация: по ходу демонстрации слайдов студентам задаются вопросы для выяснения степени усвоения изученного материала:

    ·        дайте определение понятию «себестоимость» (затраты предприятия на производство и реализацию продукции)

    ·        назовите экономические элементы, формирующие себестоимость продукции (основные и вспомогательные материалы, фонд оплаты труда, стоимость топлива и электроэнергии, амортизация ОФ, ЕСН, прочие расходы)

    ·        что такое ЕСН? (единый социальный налог)

    ·        какой показатель в структуре себестоимости относится к вновь созданной стоимости? (фонд оплаты труда, амортизация, ЕСН, прочие расходы)

    ·        какая часть себестоимости относится к перенесённой стоимости? (стоимость материалов и электроэнергии)

    ·        какие элементы формируют цену продукции? (себестоимость, прибыль, НДС)

    ·        расшифруйте аббревиатуру НДС (налог на добавленную стоимость)  

     

    ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА 10 мин.

    Об эффективности работы предприятия недостаточно судить только по одному показателю – прибыли. Например, две фирмы получают одинаковую прибыль, но при этом по-разному используют имеющиеся у них производственные фонды и затраты. Значит ли это, что обе фирмы работают одинаково эффективно? Нет. Для более правильной оценки необходимо сопоставить полученный результат в виде прибыли с понесёнными затратами. Такое соизмерение прибыли с затратами называется рентабельностью, или, более точно, нормой рентабельности.

    Известны два варианта определения нормы рентабельности.

    1.     Отношение прибыли к себестоимости, выраженное в процентах. Определяется по формуле:

    R = image × 100

    где R – рентабельность; П – прибыль; С – себестоимость

    2.     Отношение расчётной (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и оборотных средств, также выражаемое в процентах. Определяется по формуле

            R = image × 100

    где  R – рентабельность; П – чистая прибыль; ОФ – среднегодовая стоимость основных фондов; ОС – среднегодовой остаток оборотных средств.

    Используются следующие показатели рентабельности:

    1. Рентабельность производственных фондов – рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости ОФ и нормируемых оборотных средств.

    2. Рентабельность продукции. Рассчитывается по всей реализованной продукции и по отдельным её видам. Рентабельность продукции определяется как отношение прибыли от реализации товарной продукции к её полной себестоимости.

    3. Рентабельность вложений в предприятие - определяется по стоимости имущества, имеющегося в его распоряжении. При расчёте используются показатели балансовой и чистой прибыли. Стоимость имущества определяется по бухгалтерскому балансу (отражающему состояние ресурсов в денежном виде). Кроме прибыли, при расчёте рентабельности вложений можно использовать выручку от реализации продукции. Этот показатель характеризует уровень продаж на 1 руб. вложений в имущество предприятия.

    4. Рентабельность собственных средств предприятия – определяется как отношение чистой прибыли к его собственным средствам.

    5.  Рентабельность долгосрочных финансовых вложений – рассчитывается как отношение суммы доходов от ценных бумаг и долевого участия в других предприятиях к общему объёму долгосрочных финансовых вложений.

    Повышения уровня рентабельности можно добиться следующими путями:

    -       увеличением оптовых цен в результате повышения качества продукции;

    -       снижением себестоимости (для материалоёмких отраслей промышленности – за счёт экономии материальных ресурсов; для трудоёмких – за счёт роста производительности труда; для фондоёмких – путём улучшения использования основных производственных фондов)

    -       увеличением объёма производства за счёт внутри производственных резервов без привлечения дополнительных внутрипроизводственных резервов без привлечения дополнительных капитальных вложений для расширения производства;

    -       переходом к выпуску более конкурентоспособной продукции, что приведёт к увеличению прибыли и соответственно к повышению уровня рентабельности;

    -       улучшением использования основных производственных фондов и оборотных средств. Так как их стоимость находится в обратно пропорциональной зависимости от рентабельности, то сокращение производственных фондов ведёт не только к увеличению рентабельности, но и к росту прибыли.

    В заключение следует отметить, что рентабельность – очень важный экономический показатель функционирования предприятия любой формы собственности и размера. Поэтому повышение рентабельности – одна из главных целей, к которой стремится каждый производитель.

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРАЛА (15 мин).

    Закрепление полученных знаний и умений в виде решения задач.

    Для решения задач в группах учащимся раздаются бланки – задания: каждый участник команды в ходе решения своей задачи должен проанализировать результаты маркетингового исследования по внедрению нового продукта на рынок и записать результаты в бланк; главный эксперт  в  группе выделяет самый рентабельный продукт и отображает рентабельность на диаграмме.  Для закрепления полученных знаний учащимся предлагается выполнить тестовое задание по вариантам. Правильность выполнения тестовых заданий учащиеся проверяют самостоятельно, предварительно обмениваясь выполненными заданиями

    Задачи приведены ниже.

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (5 мин).

    Оценка работы студентов на занятии. Все поставленные оценки необходимо прокомментировать.

    Замечания по уроку

     

    ВЫДАЧА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

    Используя конспект лекции составить таблицу «Виды рентабельности»


    Условие задач

    Вариант 1: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции

    Стоимость единицы продукции (руб.)

     

     

    Ц

    Выпуск и реализация продукции (шт.)

     

     

    К

    Выручка (руб.)

    Себестоимость единицы продукции

    Прибыль на единицу продукции (руб.)

     

     

    П

    Рентабельность

    %

     

     

     

     

    R

    Общая прибыль от реализации продукции (руб.)

    Себестоимость

     

     

     

    С

    в том числе вновь созданная стоимость

    В

    480

    200

     

    386

    198

     

     

     

    543

    350

     

    475

    215

     

     

     

    398

    200

     

    321

    165

     

     

     

    571

    100

     

    506

    274

     

     

     

     

     

     

    Вариант 2: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции

    Стоимость единицы продукции (руб.)

     

     

    Ц

    Выпуск и реализация продукции (шт.)

     

     

    К

    Выручка (руб.)

    Себестоимость единицы продукции

    Прибыль на единицу продукции (руб.)

     

     

    П

    Рентабельность

    %

     

     

     

     

    R

    Общая прибыль от реализации продукции (руб.)

    Себестоимость

     

     

     

    С

    в том числе вновь созданная стоимость

    В

    1240

    300

     

    1110

    645

     

     

     

    1375

    280

     

    984

    710

     

     

     

    1596

    350

     

    1163

    540

     

     

     

    1644

    360

     

    1214

    850

     

     

     

     

     

     

    Вариант 3: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции

    Стоимость единицы продукции (руб.)

     

     

    Ц

    Выпуск и реализация продукции (шт.)

     

     

    К

    Выручка (руб.)

    Себестоимость единицы продукции

    Прибыль на единицу продукции (руб.)

     

     

    П

    Рентабельность

    %

     

     

     

     

    R

    Общая прибыль от реализации продукции (руб.)

    Себестоимость

     

     

     

    С

    в том числе вновь созданная стоимость

    В

    2340

    270

     

    1980

    1170

     

     

     

    1980

    250

     

    1650

    993

     

     

     

    2130

    230

     

    1680

    1080

     

     

     

    2250

    280

     

    1870

    1540

     

     

     

     

     

    Вариант 4: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции

    Стоимость единицы продукции (руб.)

     

     

    Ц

    Выпуск и реализация продукции (шт.)

     

     

    К

    Выручка (руб.)

    Себестоимость единицы продукции

    Прибыль на единицу продукции (руб.)

     

     

    П

    Рентабельность

    %

     

     

     

     

    R

    Общая прибыль от реализации продукции (руб.)

    Себестоимость

     

     

     

    С

    в том числе вновь созданная стоимость

    В

    1640

    220

     

    1280

    960

     

     

     

    1280

    260

     

    1002

    770

     

     

     

    1370

    320

     

    1109

    650

     

     

     

    1550

    330

     

    1190

    740

     

     

     

     

     

    Вариант 5: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции

    Стоимость единицы продукции (руб.)

     

     

    Ц

    Выпуск и реализация продукции (шт.)

     

     

    К

    Выручка (руб.)

    Себестоимость единицы продукции

    Прибыль на единицу продукции (руб.)

     

     

    П

    Рентабельность

    %

     

     

     

     

    R

    Общая прибыль от реализации продукции (руб.)

    Себестоимость

     

     

     

    С

    в том числе вновь созданная стоимость

    В

    2360

    280

     

    1820

    1390

     

     

     

    2180

    260

     

    1710

    1280

     

     

     

    2270

    240

     

    1740

    1150

     

     

     

    2450

    220

     

    2090

    1510

     

     

     

     

     

     

    Вариант 6: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции

    Стоимость единицы продукции (руб.)

     

     

    Ц

    Выпуск и реализация продукции (шт.)

     

     

    К

    Выручка (руб.)

    Себестоимость единицы продукции

    Прибыль на единицу продукции (руб.)

     

     

    П

    Рентабельность

    %

     

     

     

     

    R

    Общая прибыль от реализации продукции (руб.)

    Себестоимость

     

     

     

    С

    в том числе вновь созданная стоимость

    В

    1460

    260

     

    1190

    740

     

     

     

    1370

    270

     

    1050

    821

     

     

     

    1550

    230

     

    1224

    935

     

     

     

    1820

    220

     

    1389

    984

     

     

     

     

     

              Для объяснения алгоритма  решения задач по расчёту возможной прибыли (убытка) используются слайды на интерактивной доске.  Алгоритм решения задачи:

    1.     Определяется выручка от реализации партии товара:

    Ц × К = 1367×100 = 136700

              2. Определяется прибыль по формуле: П = Ц – (С + 0,18×В)

                  П = 1367 – (1108 + 0,18×682) = 1367 – (1108 + 122.76) = 136.24

              3. Определяется рентабельность продукции по формуле:

                   R = П/С × 100 = 136.24/1108 × 100 = 12,3%

              4. Определяется прибыль от реализации

                  П ×К = 13624 (руб.)

     

     

    Вариант 1: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции

    Стоимость единицы продукции (руб.) 

     

     

     

    Ц

    Выпуск и реализация продукции (шт.)  

     

     

     

    К

    Выручка (руб.)

    Себестоимость единицы продукции

    Прибыль (убыток) на единицу продукции (руб.) 

     

    П

    Рентабель-ность

    %

     

     

     

     

    R

    Прибыль (убыток) от реализации продукции (руб.)

     

    Себестои-мость 

     

     

     

    С

    В том числе вновь созданная стоимость

     

    В

    480

    200

    96000

    386

    198

    58.36

    15,1

    11672

    543

    350

    190050

    475

    215

    29.30

    6,2

    10255

    398

    200

    79600

    321

    165

    47.30

    14,7

    9460

    571

    100

    57100

    506

    274

    15.68

    3,15

    1568

     

     

     

     

     

    Вариант 2: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции

    Стоимость единицы продукции (руб.)

     

     

    Ц

    Выпуск и реализация продукции (шт.)

     

     

    К

    Выручка (руб.)

    Себестоимость единицы продукции

    Прибыль (убыток) на единицу продукции (руб.)

    П

    Рентабель-ность

    %

     

     

     

    R

    Прибыль (убыток) от реализации продукции (руб.)

     

    Себестои-мость

     

     

    С

    В том числе вновь созданная стоимость

    В

    1240

    300

    372000

    1110

    645

    13.90

    1,3

    4170

    1375

    280

    385000

    984

    710

    263.2

    26,7

    385000

    1596

    350

    5493600

    1163

    540

    335.80

    28,9

    117530

    1644

    360

    591840

    1214

    850

    277

    22,8

    99720

     

    Вариант 3: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции

    Стоимость единицы продукции (руб.)

     

     

    Ц

    Выпуск и реализация продукции (шт.)

     

     

    К

    Выручка (руб.)

    Себестоимость единицы продукции

    Прибыль (убыток) на единицу продукции (руб.)

    П

    Рентабель-ность

    %

     

     

     

    R

    Прибыль (убыток) от реализации продукции (руб.)

     

    Себестои-мость

     

     

    С 

    В том числе вновь созданная стоимость

    В

    2340

    270

    631800  

    1980

    1170

    149.40

    7,5

    40338

    1980

    250

    495000

    1650

    993

    151.26

    9,2

    37815

    2130

    230

    489900

    1680

    1080

    255.60

    15,2

    58788

    2250

    280

    630000

    1870

    1540

    102.80

    5,5

    28784

     

     

     

     

     

    Вариант 4:  расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции

    Стоимость единицы продукции (руб.)

     

     

     

    Ц

    Выпуск и реализация продукции (шт.)

     

     

     

    К

    Выручка (руб.)

    Себестоимость единицы продукции

    Прибыль (убыток) на единицу продукции (руб.)

     

    П

    Рентабель-ность

    %

     

     

     

     

    R

    Прибыль (убыток) от реализации продукции (руб.)

     

    Себестои-мость

     

     

     

    С

    В том числе вновь созданная стоимость

     

    В

    1640

    220

    360800

    1280

    960

    187.20

    14,6

    41184

    1280

    260

    358800

    1002

    770

    139.40

    13,9

    36244

    1370

    320

    438400

    1109

    650

    144.00

    13,0

    46080

    1550

    330

    511500

    1190

    740

    226.80

    19,05

    74844

     

     

     

     

     

    5 вариант: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции

    Стоимость единицы продукции (руб.)

     

     

    Ц

    Выпуск и реализация продукции (шт.)

     

     

    К

    Выручка (руб.)

    Себестоимость единицы продукции

    Прибыль (убыток) на единицу продукции (руб.)

    П

    Рентабель-ность

    %

     

     

     

    R

    Прибыль (убыток) от реализации продукции (руб.)

    Себестои-мость

     

     

    С

    В том числе вновь созданная стоимость

    В

    2360

    280

    660800

    1820

    1390

    289.80

    15,9

    81114

    2180

    260

    730600

    1710

    1280

    239.60

    14,1

    62296

    2270

    240

    544800

    1740

    1150

    323.00

    18,6

    77520

    2450

    220

    539000

    2090

    1510

    88.20

      4,2

    19404

     

     

     

     

    Вариант 6: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции

    Стоимость единицы продукции (руб.)

     

     

     

    Ц

    Выпуск и реализация продукции (шт.)

     

     

     

    К

    Выручка (руб.)

    Себестоимость единицы продукции

    Прибыль (убыток) на единицу продукции (руб.)

     

    П

    Рентабель-ность

    %

     

     

     

     

    R

    Прибыль (убыток) от реализации продукции (руб.)

     

    Себестои-мость

     

     

     

    С

    В том числе вновь созданная стоимость

     

    В

    1460

    260

    379600

    1190

    740

    136.80

    11,5

    35568.00

    1370

    270

    369900

    1050

    821

    162.22

    15,4

    43799.40

    1550

    230

    356500

    1224

    935

    157.70

    12,9

    36271.00

    1820

    220

    400400

    1389

    984

    253.88

    18,3

    55853.60

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Вариант 1

     

    1. Какой показатель себестоимости входит в понятие «вновь созданная стоимость»:

    а) фонд оплаты труда;

    б) стоимость основных материалов;

    в) стоимость вспомогательных материалов.

     

    2. Понятие «балансовая прибыль предприятия» включает:

    а) выручку, полученную от реализации продукции;

    б) выручку от реализации продукции за вычетом акцизов;
              в) прибыль от реализации продукции и внереализационные доходы (расходы).

     

    3. В понятие «рентабельность предприятия» входят:

    а) получаемая предприятием прибыль;

    б) отношение расчётной прибыли к средней стоимости ОФ и ОС;

    в) отношение прибыли к цене изделия.

     

    4. Понятие «расчётная прибыль» включает в себя:

    а) выручку, полученную от реализации;

     б) балансовую прибыль за  вычетом налогов и первоочередных платежей;

    в) затраты на производство реализованной продукции.

     

    5. Что входит в понятие «внереализационные операции»

    а) полученные (уплаченные) штрафы и неустойки;

    б) списание безнадёжных долгов;

    в) и то, и другое

     


    Вариант 2

    1. Какой показатель себестоимости входит в понятие «материальные затраты»:

    а) фонд оплаты труда;

    б) стоимость основных материалов;

    в) единый социальный налог.

     

    2. Понятие «прибыль от реализации продукции» включает в себя:

    а) выручку, полученную от реализации продукции;

    б) затраты на производство реализованной продукции;

    в) разность между объёмом реализованной продукции (без НДС и акциза) и себестоимостью

     

    3. Рентабельность продукции определяется:

    а) отношением балансовой прибыли к объёму реализованной продукции;

    б) отношением прибыли к себестоимости продукции;

    в) отношением балансовой прибыли к средней стоимости имущества предприятия.

     

    4. Какая прибыль лежит в основе рентабельности предприятия:

    а) расчётная прибыль;

    б) балансовая прибыль;

    в) прибыль от реализации.

     

    5. Факторами повышения рентабельности производства являются:

    а) совершенствование организации труда и производства;

    б) рост числа работающих;

    в) рост объёма потребляемого сырья.

     

     

    1

    2

    1

    а

    1

    б

    2

    в

    2

    в

    3

    б

    3

    б

    4

    б

    4

    а

    5

    в

    5

    а

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1.     Котерова Н.П. Экономика организации: учебник для студ. СПО- 8-е изд., стер.- М.:  Издательский центр «Академия», 2015.- 288с.

    2.     Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Конспект лекций. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 208 с.

    Жиделёва В.В.. Каптейн Ю.Н. Экономика предприятия: Учебное пособие; 2- изд., перераб. и доп., - М.: ИНФРА – М, 2002. – 133с.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metod_razrabotka_po_ekon_org_marketing_issled.docx40.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    СОГБПОУ «Рославльский  многопрофильный  колледж»

    Методическая разработка

    открытого урока по предмету «Экономика организации»

    тема урока: «Прибыль и рентабельность предприятия»

    Автор разработки –Шашнина И.О.

    2014/2015 уч. год

    Цели урока:

    1. Образовательная: знакомство с основными понятиями «рентабельность предприятия», «рентабельность продукции», их сущностью, формирование умения анализировать работу предприятия.

    2. Воспитательная: формирование расчетливости, усидчивости, качеств личности, развитие интеллектуальных способностей.

    3. Развивающая: умение решать производственные задачи, анализировать эффективность использования материальных ресурсов предприятием.

    Тип урока: Комбинированный урок.

    Методы проведения: Беседа, лекция, фронтальный опрос.

    Межпредметные связи: Курс «Экономика организации» связан с дисциплинами «Ценообразование в строительстве», «Менеджмент организации».

    Ход урока.

    1. Организационный этап.
    2. Актуализация знаний.
    3. Изучение нового материала.
    4. Закрепление нового материала.
    5. Подведение итогов урока.
    6. Выдача домашнего задания.

    Дидактические средства: интерактивная доска, мультимедийное оборудование, доска для работы с мелом, рабочая тетрадь, конспект лекций.

    Методические средства:

    - алгоритм решения задач, карточки с условием задач, карточки с тестовым заданием (приведены ниже).

    ЭТАПЫ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С ПРИМЕРНОЙ РАЗБИВКОЙ НА МИНУТЫ

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП  (5 мин).

    1. Взаимное приветствие преподавателя со студентами.
    2. Проверка посещаемости.
    3. Активизация на учебную деятельность.

    Актуализация знаний - 10 мин.

    Занятие поводится с применением групповых технологий: все учащиеся самостоятельно объединяются в группы экспертов по 3 – 4 человека: в течение урока действует накопительная система баллов, которые начисляются всей команде -  за правильные ответы при повторении изученного материала, за решение задач, за правильно выполненные тестовые задания.

    Для устного повторения изученного материала используется презентация: по ходу демонстрации слайдов студентам задаются вопросы для выяснения степени усвоения изученного материала: 

    • дайте определение понятию «себестоимость» (затраты предприятия на производство и реализацию продукции)
    • назовите экономические элементы, формирующие себестоимость продукции (основные и вспомогательные материалы, фонд оплаты труда, стоимость топлива и электроэнергии, амортизация ОФ, ЕСН, прочие расходы)
    • что такое ЕСН? (единый социальный налог)
    • какой показатель в структуре себестоимости относится к вновь созданной стоимости? (фонд оплаты труда, амортизация, ЕСН, прочие расходы)
    • какая часть себестоимости относится к перенесённой стоимости? (стоимость материалов и электроэнергии)
    • какие элементы формируют цену продукции? (себестоимость, прибыль, НДС)
    • расшифруйте аббревиатуру НДС (налог на добавленную стоимость)  

    ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА 10 мин.

    Об эффективности работы предприятия недостаточно судить только по одному показателю – прибыли. Например, две фирмы получают одинаковую прибыль, но при этом по-разному используют имеющиеся у них производственные фонды и затраты. Значит ли это, что обе фирмы работают одинаково эффективно? Нет. Для более правильной оценки необходимо сопоставить полученный результат в виде прибыли с понесёнными затратами. Такое соизмерение прибыли с затратами называется рентабельностью, или, более точно, нормой рентабельности.

    Известны два варианта определения нормы рентабельности.

    1. Отношение прибыли к себестоимости, выраженное в процентах. Определяется по формуле:

    R =  × 100

    где R – рентабельность; П – прибыль; С – себестоимость

    1. Отношение расчётной (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и оборотных средств, также выражаемое в процентах. Определяется по формуле

            R =  × 100

    где  R – рентабельность; П – чистая прибыль; ОФ – среднегодовая стоимость основных фондов; ОС – среднегодовой остаток оборотных средств.

    Используются следующие показатели рентабельности:

    1. Рентабельность производственных фондов – рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости ОФ и нормируемых оборотных средств.

    2. Рентабельность продукции. Рассчитывается по всей реализованной продукции и по отдельным её видам. Рентабельность продукции определяется как отношение прибыли от реализации товарной продукции к её полной себестоимости.

    3. Рентабельность вложений в предприятие - определяется по стоимости имущества, имеющегося в его распоряжении. При расчёте используются показатели балансовой и чистой прибыли. Стоимость имущества определяется по бухгалтерскому балансу (отражающему состояние ресурсов в денежном виде). Кроме прибыли, при расчёте рентабельности вложений можно использовать выручку от реализации продукции. Этот показатель характеризует уровень продаж на 1 руб. вложений в имущество предприятия.

    4. Рентабельность собственных средств предприятия – определяется как отношение чистой прибыли к его собственным средствам.

    5.  Рентабельность долгосрочных финансовых вложений – рассчитывается как отношение суммы доходов от ценных бумаг и долевого участия в других предприятиях к общему объёму долгосрочных финансовых вложений.

    Повышения уровня рентабельности можно добиться следующими путями:

    • увеличением оптовых цен в результате повышения качества продукции;
    • снижением себестоимости (для материалоёмких отраслей промышленности – за счёт экономии материальных ресурсов; для трудоёмких – за счёт роста производительности труда; для фондоёмких – путём улучшения использования основных производственных фондов)
    • увеличением объёма производства за счёт внутри производственных резервов без привлечения дополнительных внутрипроизводственных резервов без привлечения дополнительных капитальных вложений для расширения производства;
    • переходом к выпуску более конкурентоспособной продукции, что приведёт к увеличению прибыли и соответственно к повышению уровня рентабельности;
    • улучшением использования основных производственных фондов и оборотных средств. Так как их стоимость находится в обратно пропорциональной зависимости от рентабельности, то сокращение производственных фондов ведёт не только к увеличению рентабельности, но и к росту прибыли.

    В заключение следует отметить, что рентабельность – очень важный экономический показатель функционирования предприятия любой формы собственности и размера. Поэтому повышение рентабельности – одна из главных целей, к которой стремится каждый производитель.

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРАЛА (15 мин).

    Закрепление полученных знаний и умений в виде решения задач.

    Для решения задач в группах учащимся раздаются бланки – задания: каждый участник команды в ходе решения своей задачи должен проанализировать результаты маркетингового исследования по внедрению нового продукта на рынок и записать результаты в бланк; главный эксперт  в  группе выделяет самый рентабельный продукт и отображает рентабельность на диаграмме.  Для закрепления полученных знаний учащимся предлагается выполнить тестовое задание по вариантам. Правильность выполнения тестовых заданий учащиеся проверяют самостоятельно, предварительно обмениваясь выполненными заданиями

    Задачи приведены ниже.

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (5 мин).

    Оценка работы студентов на занятии. Все поставленные оценки необходимо прокомментировать.

    Замечания по уроку

    ВЫДАЧА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

    Используя конспект лекции составить таблицу «Виды рентабельности»


    Условие задач

    Вариант 1: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции

    Стоимость единицы продукции (руб.)

    Ц

    Выпуск и реализация продукции (шт.)

    К

    Выручка (руб.)

    Себестоимость единицы продукции

    Прибыль на единицу продукции (руб.)

    П

    Рентабельность

    %

    R

    Общая прибыль от реализации продукции (руб.)

    Себестоимость

    С

    в том числе вновь созданная стоимость

    В

    480

    200

    386

    198

    543

    350

    475

    215

    398

    200

    321

    165

    571

    100

    506

    274

    Вариант 2: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции

    Стоимость единицы продукции (руб.)

    Ц

    Выпуск и реализация продукции (шт.)

    К

    Выручка (руб.)

    Себестоимость единицы продукции

    Прибыль на единицу продукции (руб.)

    П

    Рентабельность

    %

    R

    Общая прибыль от реализации продукции (руб.)

    Себестоимость

    С

    в том числе вновь созданная стоимость

    В

    1240

    300

    1110

    645

    1375

    280

    984

    710

    1596

    350

    1163

    540

    1644

    360

    1214

    850

    Вариант 3: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции

    Стоимость единицы продукции (руб.)

    Ц

    Выпуск и реализация продукции (шт.)

    К

    Выручка (руб.)

    Себестоимость единицы продукции

    Прибыль на единицу продукции (руб.)

    П

    Рентабельность

    %

    R

    Общая прибыль от реализации продукции (руб.)

    Себестоимость

    С

    в том числе вновь созданная стоимость

    В

    2340

    270

    1980

    1170

    1980

    250

    1650

    993

    2130

    230

    1680

    1080

    2250

    280

    1870

    1540

    Вариант 4: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции

    Стоимость единицы продукции (руб.)

    Ц

    Выпуск и реализация продукции (шт.)

    К

    Выручка (руб.)

    Себестоимость единицы продукции

    Прибыль на единицу продукции (руб.)

    П

    Рентабельность

    %

    R

    Общая прибыль от реализации продукции (руб.)

    Себестоимость

    С

    в том числе вновь созданная стоимость

    В

    1640

    220

    1280

    960

    1280

    260

    1002

    770

    1370

    320

    1109

    650

    1550

    330

    1190

    740

    Вариант 5: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции

    Стоимость единицы продукции (руб.)

    Ц

    Выпуск и реализация продукции (шт.)

    К

    Выручка (руб.)

    Себестоимость единицы продукции

    Прибыль на единицу продукции (руб.)

    П

    Рентабельность

    %

    R

    Общая прибыль от реализации продукции (руб.)

    Себестоимость

    С

    в том числе вновь созданная стоимость

    В

    2360

    280

    1820

    1390

    2180

    260

    1710

    1280

    2270

    240

    1740

    1150

    2450

    220

    2090

    1510

    Вариант 6: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции

    Стоимость единицы продукции (руб.)

    Ц

    Выпуск и реализация продукции (шт.)

    К

    Выручка (руб.)

    Себестоимость единицы продукции

    Прибыль на единицу продукции (руб.)

    П

    Рентабельность

    %

    R

    Общая прибыль от реализации продукции (руб.)

    Себестоимость

    С

    в том числе вновь созданная стоимость

    В

    1460

    260

    1190

    740

    1370

    270

    1050

    821

    1550

    230

    1224

    935

    1820

    220

    1389

    984

              Для объяснения алгоритма  решения задач по расчёту возможной прибыли (убытка) используются слайды на интерактивной доске.  Алгоритм решения задачи:

    1. Определяется выручка от реализации партии товара:

    Ц × К = 1367×100 = 136700

              2. Определяется прибыль по формуле: П = Ц – (С + 0,18×В)

                  П = 1367 – (1108 + 0,18×682) = 1367 – (1108 + 122.76) = 136.24

              3. Определяется рентабельность продукции по формуле:

                   R = П/С × 100 = 136.24/1108 × 100 = 12,3%

              4. Определяется прибыль от реализации

                  П ×К = 13624 (руб.)

    Вариант 1: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции

    Стоимость единицы продукции (руб.)  

    Ц

    Выпуск и реализация продукции (шт.)  

    К

    Выручка (руб.)

    Себестоимость единицы продукции

    Прибыль (убыток) на единицу продукции (руб.)  

    П

    Рентабель-ность

    %

    R

    Прибыль (убыток) от реализации продукции (руб.)

    Себестои-мость  

    С

    В том числе вновь созданная стоимость

    В

    480

    200

    96000

    386

    198

    58.36

    15,1

    11672

    543

    350

    190050

    475

    215

    29.30

    6,2

    10255

    398

    200

    79600

    321

    165

    47.30

    14,7

    9460

    571

    100

    57100

    506

    274

    15.68

    3,15

    1568

    Вариант 2: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции

    Стоимость единицы продукции (руб.)

    Ц

    Выпуск и реализация продукции (шт.)

    К

    Выручка (руб.)

    Себестоимость единицы продукции

    Прибыль (убыток) на единицу продукции (руб.)

    П

    Рентабель-ность

    %

    R

    Прибыль (убыток) от реализации продукции (руб.)

    Себестои-мость

    С

    В том числе вновь созданная стоимость

    В

    1240

    300

    372000

    1110

    645

    13.90

    1,3

    4170

    1375

    280

    385000

    984

    710

    263.2

    26,7

    385000

    1596

    350

    5493600

    1163

    540

    335.80

    28,9

    117530

    1644

    360

    591840

    1214

    850

    277

    22,8

    99720

    Вариант 3: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции

    Стоимость единицы продукции (руб.)

    Ц

    Выпуск и реализация продукции (шт.)

    К

    Выручка (руб.)

    Себестоимость единицы продукции

    Прибыль (убыток) на единицу продукции (руб.)

    П

    Рентабель-ность

    %

    R

    Прибыль (убыток) от реализации продукции (руб.)

    Себестои-мость

    С  

    В том числе вновь созданная стоимость

    В

    2340

    270

    631800  

    1980

    1170

    149.40

    7,5

    40338

    1980

    250

    495000

    1650

    993

    151.26

    9,2

    37815

    2130

    230

    489900

    1680

    1080

    255.60

    15,2

    58788

    2250

    280

    630000

    1870

    1540

    102.80

    5,5

    28784

    Вариант 4:  расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции

    Стоимость единицы продукции (руб.)

    Ц

    Выпуск и реализация продукции (шт.)

    К

    Выручка (руб.)

    Себестоимость единицы продукции

    Прибыль (убыток) на единицу продукции (руб.)

    П

    Рентабель-ность

    %

    R

    Прибыль (убыток) от реализации продукции (руб.)

    Себестои-мость

    С

    В том числе вновь созданная стоимость

    В

    1640

    220

    360800

    1280

    960

    187.20

    14,6

    41184

    1280

    260

    358800

    1002

    770

    139.40

    13,9

    36244

    1370

    320

    438400

    1109

    650

    144.00

    13,0

    46080

    1550

    330

    511500

    1190

    740

    226.80

    19,05

    74844

    5 вариант: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции

    Стоимость единицы продукции (руб.)

    Ц

    Выпуск и реализация продукции (шт.)

    К

    Выручка (руб.)

    Себестоимость единицы продукции

    Прибыль (убыток) на единицу продукции (руб.)

    П

    Рентабель-ность

    %

    R

    Прибыль (убыток) от реализации продукции (руб.)

    Себестои-мость

    С

    В том числе вновь созданная стоимость

    В

    2360

    280

    660800

    1820

    1390

    289.80

    15,9

    81114

    2180

    260

    730600

    1710

    1280

    239.60

    14,1

    62296

    2270

    240

    544800

    1740

    1150

    323.00

    18,6

    77520

    2450

    220

    539000

    2090

    1510

    88.20

      4,2

    19404

    Вариант 6: расчёт возможной прибыли (убытка) при реализации различных видов продукции

    Стоимость единицы продукции (руб.)

    Ц

    Выпуск и реализация продукции (шт.)

    К

    Выручка (руб.)

    Себестоимость единицы продукции

    Прибыль (убыток) на единицу продукции (руб.)

    П

    Рентабель-ность

    %

    R

    Прибыль (убыток) от реализации продукции (руб.)

    Себестои-мость

    С

    В том числе вновь созданная стоимость

    В

    1460

    260

    379600

    1190

    740

    136.80

    11,5

    35568.00

    1370

    270

    369900

    1050

    821

    162.22

    15,4

    43799.40

    1550

    230

    356500

    1224

    935

    157.70

    12,9

    36271.00

    1820

    220

    400400

    1389

    984

    253.88

    18,3

    55853.60

    Вариант 1

    1. Какой показатель себестоимости входит в понятие «вновь созданная стоимость»:

    а) фонд оплаты труда;

    б) стоимость основных материалов;

    в) стоимость вспомогательных материалов.

    2. Понятие «балансовая прибыль предприятия» включает:

    а) выручку, полученную от реализации продукции;

    б) выручку от реализации продукции за вычетом акцизов;
             в) прибыль от реализации продукции и внереализационные доходы (расходы).

    3. В понятие «рентабельность предприятия» входят:

    а) получаемая предприятием прибыль;

    б) отношение расчётной прибыли к средней стоимости ОФ и ОС;

    в) отношение прибыли к цене изделия.

    4. Понятие «расчётная прибыль» включает в себя:

    а) выручку, полученную от реализации;

     б) балансовую прибыль за  вычетом налогов и первоочередных платежей;

    в) затраты на производство реализованной продукции.

    5. Что входит в понятие «внереализационные операции»

    а) полученные (уплаченные) штрафы и неустойки;

    б) списание безнадёжных долгов;

    в) и то, и другое


    Вариант 2

    1. Какой показатель себестоимости входит в понятие «материальные затраты»:

    а) фонд оплаты труда;

    б) стоимость основных материалов;

    в) единый социальный налог.

    2. Понятие «прибыль от реализации продукции» включает в себя:

    а) выручку, полученную от реализации продукции;

    б) затраты на производство реализованной продукции;

    в) разность между объёмом реализованной продукции (без НДС и акциза) и себестоимостью

    3. Рентабельность продукции определяется:

    а) отношением балансовой прибыли к объёму реализованной продукции;

    б) отношением прибыли к себестоимости продукции;

    в) отношением балансовой прибыли к средней стоимости имущества предприятия.

    4. Какая прибыль лежит в основе рентабельности предприятия:

    а) расчётная прибыль;

    б) балансовая прибыль;

    в) прибыль от реализации.

    5. Факторами повышения рентабельности производства являются:

    а) совершенствование организации труда и производства;

    б) рост числа работающих;

    в) рост объёма потребляемого сырья.

    1

    2

    1

    а

    1

    б

    2

    в

    2

    в

    3

    б

    3

    б

    4

    б

    4

    а

    5

    в

    5

    а

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Котерова Н.П. Экономика организации: учебник для студ. СПО- 8-е изд., стер.- М.:  Издательский центр «Академия», 2015.- 288с.
    2. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Конспект лекций. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 208 с.
    3. Жиделёва В.В.. Каптейн Ю.Н. Экономика предприятия: Учебное пособие; 2- изд., перераб. и доп., - М.: ИНФРА – М, 2002. – 133с.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Исследовательская работа по дисциплине "Экономика организации" на тему "Прибыль и рентабельность промышленного предприятия"(на примере ОАО "Трансмаш" г.Энгельс, Саратовской области)

    Исследовательская  работа  на тему "Прибыль и рентабельность промышленного предприятия"(на примере фирмы города Энгельса Саратовской области ОАО "Трансмаш")....

    Исследовательская работа по дисциплине " Экономика организации " на тему : Анализ затрат на производство и реализацию продукции ЗАО «Тандер»

    Исследовательская  работа по дисциплине "ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ" на тему:  Анализ затрат на производство и реализацию продукции ЗАО «Тандер»( Г.Энгельс, Саратовской области)....

    Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине "Экономика организации" специальность 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

    Курсовая работа «Составление оперативно-производственных планов строительства объектов» разрабатывается по дисциплине "Экономика организации" обучающимися по специальности 08.02.01 "Строительство и зк...

    методическая разработка открытого урока по предмету "Экономика организации" на тему "Рентабельность предприятия"

    методическая разработка включает в себя презентацию и разработку урока "Рентабельность предприятия"...

    Методическая разработка урока по дисциплине «Экономика организации» на 4 курсе специальности СЭЗС по теме «Составление объектной сметы и определение структуры сметной стоимости»

    Методическая разработка урока по дисциплине «Экономика организации» на 4 курсе специальности СЭЗС  по теме «Составление объектной сметы и определение структуры сметной стоимости»...

    Методическая разработка урока по дисциплине "Право" на тему "Право в системе социального регулирования"

    Урок позволяет учащимся познакомиться с существующими социальными нормами; формирует знания  о понятиях: «социальная норма», «право»;  развивает умение проводить сравнительный анализ...

    Календарно-тематическое планирование по дисциплине "Экономика организации" (на базе 11 классов)

    Календарно-тематическое планирование по дисциплине "Экономика организации" (на базе 11 классов)...