Программа школы социального менеджмента "Лидер"
рабочая программа на тему

Швецова Ольга Анатольевна

Программа дополнительного образования для студентов-активистов и студенческих лидеров

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shkoly_lider.gotovaya_s_liter.docx43.13 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО

 ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ МОНТАЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Рабочая программа

школы социального менеджмента

«ЛИДЕР»

Разработчик: Швецова О.А.,

педагог дополнительного образования

ГБОУ СПО СО «Екатеринбургский монтажный колледж»

        Согласовано:

Зам. директора по СПР

 ___________________Г.В. Комиссарова

        Утверждаю:

Директор ГБОУ СПО СО

_______________________ А.В. Ханин

Программа рекомендована к реализации

педсоветом (протокол № …от 13.3.3)

«___» _______________ 2014 г.

Возраст обучающихся по программе – 15-18 лет

Срок реализации - 2014-2020 гг

Екатеринбург

2014

Пояснительная записка

Создание актива группы, колледжа – это первая задача любой системы воспитательной работы. В любом учебном заведении такой актив существует, гласно или негласно. Всегда есть ребята, которым тесно в рамках только учебной работы. Создание актива студентов и вовлечение  как можно большего числа студентов в продуктивную деятельность способствует повышению уровня социальных притязаний студентов, повышению качества образования, созданию благоприятного психологического климата в учебном заведении.  Студенческий актив помогает администрации  решать множество задач, способствует улучшению имиджа колледжа.

Вовлеченность в активную деятельность – лучшее средство профилактики социально опасного поведения, поэтому увеличение численности актива – первоочередная задача.  Но зачастую работа студенческого актива носит эпизодический характер, что снижает ее эффективность. В результате многие студенты уходят из актива, снова попадая в «группу риска». Поэтому мы считаем, что нужна систематическая работа с активными студентами, чему и способствует школа социального менеджмента «Лидер».

Важнейшая задача социального менеджмента — «создание теоретической базы для формирования социального механизма управления производством. В решении этой задачи существенная роль отводится непосредственно самому коллективу, который полномочен участвовать в производственном и социальном развитии хозяйственных систем». В нашем случае производством  предприятием является колледж (студенческая среда в первую очередь), а коллективом – актив студентов колледжа.

Предлагаем в рамках работы школы социального менеджмента  еженедельно проводить теоретические занятия в форме тренингов, практикумов, небольших лекций, где студенты смогли бы получить знания и навыки по проблемам личностного развития, работы в команде, организации различных творческих и социально значимых мероприятий, о формах работы актива, об истории и символике колледжа. Кроме того студенты включаются в реальную практическую деятельность – участвуют и организуют все традиционные мероприятия колледжа, предлагают свои, участвуют в акциях, волонтерском движении, профориентационной  работе, конкурсах районного, городского и областного значения. Также предлагаем студентам участвовать в распространении собственного опыта работы в форме Учебы актива для студентов Ленинского района, участия в форумах, конференциях и конкурсах научных работ.

 При реализации программы клуба мы делаем основной упор на проектную технологию.  Основным критерием успешности деятельности актива является умение создавать и осуществлять собственные проекты.

Программа школы социального менеджмента «Лидер» является экспериментальной и новаторской. Она охватывает практически все виды внеучебной деятельности студентов, направлена на развитие лидерских качеств, социальной активности и формирует у студентов социальную успешность.

Кроме того, работа школы социального менеджмента «Лидер» реализует следующие общие компетенции образовательного стандарта:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Цель:  создание актива колледжа, обучение социальному менеджменту в рамках студенческой среды Екатеринбургского монтажного колледжа.

 Задачи:

- приобретение студентами знаний по  социальному менеджменту и социальной психологии;

- вовлечение студентов в продуктивную деятельность;

- развитие у студентов лидерских качеств, навыков работать в команде;

- воспитание чувства любви к колледжу, сопричастности к его достижениям, гордости, уважения к истории и традициям колледжа;

- создание условий для всестороннего творческого развития личности;

- практическое применение полученных знаний: организация мероприятий, участие в концертах и конкурсах, участие и организация различных акций;

- повышение уровня социальных притязаний студентов;

- профилактика различных видов зависимостей и девиантного поведения.

 Программа школы социального менеджмента «Лидер» состоит из двух блоков – теоретического, на который отводится 36 часов (занятия проводятся каждую неделю по 1 часу) и практического, в который включаются традиционные мероприятия колледжа, города и района и социальные акции. Кроме того, в работу клуба включаются мероприятия незапланированные, предлагаемые студентами или необходимые в конкретной ситуации, научная деятельность студентов, участие в конкурсах и мероприятиях района и города.

Программа рассчитана на детей 15-18 лет, студентов 1-2х курсов. И привлечение в качестве лекторов, ведущих, тренеров студентов старших курсов, прошедших обучение по программе.

Основная форма проведения занятия – тренинг, т.к. важно,  чтобы студенты были активно включены в процесс обучения и сразу же применяли отрабатывали полученные навыки.

Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы школы социального менеджмента «Лидер»:

максимальной  нагрузки  260  часов, в том числе:

обязательной аудиторной нагрузки  36 часов;

практической деятельности студентов 224 часа.

Тематический план и содержание программы

школы социального менеджмента «Лидер»

  1. Теоретический блок.

Тема занятия

Содержание

Количество часов

Уровень освоения

1

2

3

4

  1. 1. Самопознание

2

3

2. Лидерские качества

Основы теории лидерства, вычленение лидерских характеристик. Упражнения на выявление лидеров.

2

3

3. Взаимодействие в команде

Способы взаимодействия, выявления эффективного и неэффективного взаимодействия. Упражнения на взаимодействие.

2

3

4. Создание коллектива

Основные черты коллектива. Игры и упражнения на создание команды.

2

3

5. Психология общения

Виды коммуникации. Коммуникативные навыки. Диалог. Общение в группе. Упражнения.

2

3

6. Конструктивное поведение в конфликтной ситуации

Конструктивное и деструктивное поведение. Механизмы психологической защиты. Конфликт. Виды и типы конфликтов. Поиск успешных путей разрешения конфликта.

2

3

7. Взаимоотношения с противоположным полом

Психологические особенности девушек и молодых людей. Трудности в общении с противоположным полом. Стереотипы мышления.

2

3

8. История колледжа

Рассказ об истории училища-колледжа. Посещение музея колледжа.

2

1

9. Символика колледжа

Значение символики в корпоративной культуре. Обсуждение достоинств и недостатков символики ЕМК. Разработка символики клуба «Активист».

2

1

10. Социальные проекты и акции

Основы социального проектирования. Примеры проектов. Разработка социального проекта.

2

2

11. Молодежные движения

Понятие субкультуры. Виды молодежных движений. Презентация студентами различных субкультурных движений. Волонтерское движение.

2

1

12. Студенческое самоуправление

Цели и задачи студенческого самоуправления. Обсуждение проблем колледжа и поиск решений. Разработка структуры самоуправления.

2

3

13. Внеклассные мероприятия.

Основные виды внеучебной деятельности, цели и задачи внеклассных мероприятий. Разработка плана мероприятий по одному из направлений воспитательной  работы.

2

3

14. Организация мероприятий

Условия эффективной организации. Алгоритм составления плана мероприятия. Разработка мероприятия.

2

3

15.         Проблемы трудоустройства молодежи

Обсуждение проблем трудоустройства. Выступление специалиста центра занятости.

2

3

16. Мотивация в учебной и внеучебной деятельности

Понятие мотивации. Виды мотивации. Обсуждение проблемы мотивации студентов к учебной и внеучебной работе. Предложения о дополнительных средствах мотивации.

2

3

17. Тайм-менеджмент

Основы тайм-менеджмента. Планирование собственного времени на неделю.

2

2

18. Гражданская позиция

Подведение итогов курса. Понятие «гражданская позиция». Формулирование собственной гражданской позиции.

2

3

Итого: 36 часов

Для характеристики уровня освоения материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный  (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решениепроблемных задач).

2. Практический блок.

Наименование мероприятия

Содержание

Время проведения

Кол-во часов

Степень самостоятельности студентов

1

                2

3

4

Сбор актива старших курсов

Обсуждение планов на первое полугодие. Рефлексия работы актива за предыдущий учебный год. Подготовка к Дню знаний.

29-30 августа

2

2

День знаний

Концерт, поздравление первокурсников, напутствие от студенческого актива, первое знакомство с колледжем. Готовят студенческий актив совместно с педагогами доп. образования и администрацией.

1 сентября

6

3

Выборы актива групп

Выбирается староста, сектора, творческий актив в каждой группе. Проводят кураторы.

Первая половина сентября

2

2

День здоровья

Организация этапов «тропы здоровья», церемонии посвящения в студенты силами студенческого актива.

Третья неделя сентября

10

2

Сбор актива всех курсов

Общее собрание актива. Рефлексия итогов Дня здоровья. Знакомство с клубом «Активист», программой работы, выборы Студенческого совета, председателя, руководителей секций. Обсуждение проблем и планов.

Конец сентября

2

2

Концерт на День учителя

Концерт-поздравление от студенческого актива

первая неделя октября

6

2

Учеба актива        

Сборы актива во внеучебное время (в субботу), включающие в себя работу творческих мастерских, игры на сплочение, обсуждение студенческих проблем, создание мини-проектов

октябрь

10

3

Фестиваль творчества

Творческое мероприятие, направленное на выявление талантливых студентов в разных жанрах (хореография, вокал, сценическое мастерство, изобразительное творчество, фотография и т.д.). Форма мероприятия обсуждается с активом.

ноябрь

8

3

Новый год

Мероприятие, предлагаемое и организуемое активом студентов.  

вторая половина декабря

8

1

Учеба актива района

Обучение активов учебных заведений Ленинского района методу социального проектирования. Разработка реального социального проекта для совместного осуществления.

По графику социально-педагогической работы в ГАОУ СПО СО «ЕМК»

10

2

Социальный проект

Координация и осуществление проекта, разработанного на учебе актива района

В течение года

1

Месячник Защитников Отечества

Комплекс мероприятий патриотической направленности: тематические концерты, акции, встречи, экскурсии, беседы, конкурсы, викторины и т.д.

25 января – конец февраля

20

3

День влюбленных

Мероприятие, предлагаемое и организуемое активом студентов.

14 февраля

4

1

Акции: «10 000 добрых дел», «Новое поколение выбирает», «Свеча памяти», «Красная ленточка»,

«Начни с себя – живи безопасно»,

Участие студенческого актива в социально значимых акциях различной направленности, организация подобных акций в колледже

В течение года

20

3

Участие в конкурсах в рамках районного фестиваля «Открой себя миру»

Активное участие и поддержка конкурсантов в мероприятиях фестиваля Ленинского района

Второе полугодие

20

3

День победы

Комплекс тематических мероприятий: помощь ветеранам, уборка территории и памятников, конференции, встречи и т.д. Организация концерта силами студентов совместно с педагогами доп. образования.

Апрель-май

20

2

Весенняя неделя добра

Волонтерская деятельность по уборке территории колледжа и района, помощь детским домам, ветеранам войны и педагогического труда

Конец апреля

6

3

Итоговое собрание

Подведение итогов деятельности актива, обозначение проблем, разработка планов на следующий год, выборы лучших «активистов», награждение

Начало июня

2

2

Волонтерские сборы

Участие лучших студентов в выездных сборах Ленинского района

июнь

60

2

Церемония вручения дипломов

Подготовка творческих выступлений и поздравления

конец июня

6

3

Итого: 224 часа

Степень самостоятельности:

1 – полностью самостоятельное мероприятие, разрабатывается, организуется и проводится только силами студентов;

2 – совместное мероприятие студенческого актива и педагогов дополнительного образования, студенты вносят предложения и коррективы, участвуют в проведении или в самом мероприятии;

3 – мероприятие, организуемое педагогами доп. образования,  где студенты являются активными участниками.

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы школы социального менеджмента «Лидер» требуется:

1. Аудитория для теоретических занятий:

Доска, партами и стульями по количеству участников школы соцального менеджмента.

2. Кабинет организации социального и творческого развития  студентов:

Шкаф для документов – 2 шт.

Диван угловой (6 мест) – 1 шт.

Стул – 5 шт.

Пуф бескаркасный (бин-бэг) – 12 шт.

Стол письменный – 1 шт.

Персональный компьютер – 1 шт.

Проектор – 1 шт.

ЖК телевизор (диагональ экрана – 107 см) – 1 шт.

Комплект акустики объемного звучания 5.1 (5 акустических систем + сабвуфер) – 1шт.

Флип-чат (доска для рисования маркером) – 1 шт.

Музыкальный центр (минисистема) – 1 шт.

Материалы для занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством (краски гуашь, кисти, цветная бумага, маркеры, фломастеры, ватман)

3.  Актовый зал

264 посадочных места

Комплект акустики (усилитель и две акустических системы) – 2 шт.

Экран для проектора -1шт.

Проектор – 1 шт.

Трибуна – 1 шт.

Каркас для декораций – 3 шт.

Многоуровневое освещение

Плакаты для оформления сцены

- комната творчества;

3.2 Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы

Для руководителя:

1. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию / Э. Аронсон. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 517 с.

2. Белинская Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект пресс, 2005. – 301 с.

3. Большаков В. Ю. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры. СПб., 1996.

4. Буйлова Л. Социальное проектирование в дополнительном образовании детей / Л. Буйлова // Соц. педагогика. – 2006. – № 4. – С. 35–46.

5. Бэрон Р.  Социальная психология группы: процессы, решения, действия /  Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер. – СПб.: Питер, 2003. – 272 с.

6. Девид Льюис. Управление стрессом. Как найти дополнительные 10 часов в неделю. М.: Альпина Паблишер, 2012

7. Милграм, С. Эксперимент в социальной психологии / С. Милграм. – СПб.: Питер, 2000. – 336 с.

8. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – 6-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008. – 752с.

9. Тренинг. Формирование здорового образа жизни среди подростков и молодежи, включая профилактику употребления психоактивных веществ и передачи ВИЧ-инфекции. Москва.2010.

10. Сысоева И. М. Школа социального становления / И.М. Сысоева // Вестн. пед. инноваций. – 2006. – № 4. – С. 157–160.        

11. Хорева Е. М. Общественные объединения и ученическое самоуправление / Е. М. Хорева // Доп. образование и воспитание. – 2006. – № 9. – С. 44–46.

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        Контроль и оценка результатов усвоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и  при анализе выполненных студентами  проектов.  

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

Организовывать и проводить мероприятия в группе, колледже и на уровне Ленинского района

Оценка качества проводимых студентами мероприятий, участие в конкурсах, фестивалях, учебах актива на уровне района, города и обрласти.

Создавать и осуществлять социально значимые проекты

Оценка качества осуществленных студентами проектов, саморефлексия.

Знания:

Основных теоретических понятий курса:  социальный менеджмент, командообразование, тайм-менеджмент, мотивация, социальное проектирование, гражданская позиция

Участие студентов в проведении учеб актива и лекций по курсу в качестве тьюторов для студентов нового набора. Контрольная игра в конце года по теоретическому материалу.

Общие компетенции:

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

Тренинги, проектная деятельность

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

 Осуществление проектов

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

Выполнение индивидуальных заданий, подготовка проектов.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

Выполнение индивидуальных заданий, подготовка к мероприятиям

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

Подготовка и осуществление социальных проектов, участи в мероприятиях различного уровня.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий;

Подготовка и проведение мероприятий, осуществление эффективной работы актива колледжа.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

практические задания, составленные с учётом будущей специальности студентов

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;

Осуществление социально значимых проектов, участие в профориентационных мероприятиях

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Осуществление проектов патриотической направленности, участи в мероприятиях патриотического характера различного уровня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ДО по футболу Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа футбола»

Рабочая программа ДО по футболу. Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа футбола»...

Школа социального менеджмента "Лидер" как способ работы со студенческим активом

Статья представляет одну из форм дополнительного образования, которая охватывает практически все стороны студенческой жизни...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ» Профессия среднего профессионального образования 54.01.20 Графический дизайнер

Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 54.01.20 Графический ди...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ» по профессии среднего профессионального образования 43.01.02 Парикмахер

Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 43.01.02 Парикмахер....

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, направлена  на коррекцию и развитие системы личностных отношений, на формирование навы...

Программа курса социально-педагогической направленности обучающихся школ "Мы - Славяне!"

Программа курса социально-педагогической направленности обучющихся школ "Мы - Славяне!"...

Программа семинара "Социальный диалог "Социально-педагогическое и психологическое сопровождение обучающихся в поликультурном образовательном пространстве""

Цель семинара: обмен опытом по применению в практической деятельности актуальных подходов по реализации поликультурного воспитания обучающихся; привлечение преподавательского состава к активноум участ...