ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья на тему

Лобанова Анастасия Андреевна

Статья поможет воспитателям научиться понимать «сложных» детей, выбирать оптимальные способы взаимодействия с ними. В данной статье автор рассматривает причины возникновения детской тревожности. Предлагает практические рекомендации и приёмы работы, способствующие адаптации таких «проблемных» детей в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

А.А.Лобанова

Детский сад № 112

комбинированного вида

Адмиралтейского района

Санкт- Петербург

   Статья поможет воспитателям научиться понимать «сложных» детей, выбирать оптимальные способы взаимодействия с ними. В данной статье автор рассматривает причины возникновения детской тревожности. Предлагает практические рекомендации и приёмы работы, способствующие адаптации таких «проблемных» детей в детском саду.

   На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребёнка. Многие основные свойства и личностные качества ребёнка формируются в данный период жизни. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является актуальной. Решение этой проблемы в старшем дошкольном возрасте поможет устранить трудности принятия на себя новых социальных ролей, в связи с переходом из детского сада в школу, проблем адаптации, успешности учебной деятельности.

   Под тревожностью в психологии понимают индивидуальную психологическую особенность, заключающуюся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в тех, которые к этому не предрасполагают.

   Тревожность ребёнка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передаётся ребёнку.

Интересен тот факт, что после развода родителей, когда, казалось бы, в семье закончились скандалы, уровень тревожности ребёнка не снижается, а, как правило, резко возрастает. Психолог Е.Ю. Брель выявила и такую закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже способствует внутреннему спокойствию ребёнка.

   Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребёнку, постоянные сравнения его с другими детьми. Родители нанимают ребёнку многочисленных учителей, часами выполняют с ним задания. Неокрепший и еще не готовый к такому обучению организм ребёнка иногда не выдерживает, он начинает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастает.

   Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.

Как же помочь тревожным детям, посещающим детский сад?

   Работу с тревожными детьми желательно проводить в трёх направлениях:

-повышение самооценки;

-обучение ребёнка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;

-снятие мышечного напряжения.

Повышение самооценки

   Повысить самооценку ребёнка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу.

   Обращайтесь к ребёнку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Ребёнок обязательно должен знать, за что его похвалили.

   Желательно, чтобы тревожные дети почаще участвовали в таких играх в кругу, как «Комплименты», «Я дарю тебе…», которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей».

   Можно отмечать достижения детей в ежедневной информации для родителей (например, на стенде «Мы сегодня», «Наши достижения»). В раздевалке, на шкафчике можно закрепить «Цветок достижений», вырезанный из цветного картона. В центре цветка - фотография ребёнка, а на лепестках, соответствующих дням недели - информация о результатах ребёнка, которыми он гордится. Можно оформить стенд, на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного ребёнка.

   Позитивная информация очень важна и для взрослых и для детей, для установления взаимопонимания между ними.

   Таким образом, использование наглядной формы работы (оформление стендов, «цветков достижений» и т.п.) помогает решить сразу несколько педагогических задач, одна из которых - повышение уровня самооценки детей, особенно тех, у кого высокая тревожность.

Обучение детей умению управлять своим поведением

   Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. В этом случае желательно привлекать ребёнка к совместному обсуждению проблемы.

   В детском саду можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать, о них. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.

   Нельзя сравнивать детей друг с другом. Лучше сравнивать достижения ребёнка с его же результатами, показанными, например, неделю назад. Даже если ребёнок совсем не справился с заданием, ни в коем случае нельзя сообщать родителям: «Ваша дочь хуже всех выполнила аппликацию» или «Ваш сын закончил рисунок последним».

   Если у ребёнка проявляется тревога при выполнении заданий, не рекомендуется проводить какие - либо виды работ, учитывающие скорость. Таких детей следует спрашивать не в начале и не в конце образовательной деятельности, а в середине. Нельзя подгонять и торопить их.

   Обращаясь к тревожному ребёнку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо вы наклонитесь к нему, либо приподнимете ребёнка до уровня ваших глаз.

   Совместное со взрослым сочинение сказок и историй научит ребёнка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребёнка.

   Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребёнка (например, ситуация «боюсь воспитателя», даст ребёнку возможность поиграть с куклой, символизирующей фигуру педагога).

   Обучать ребёнка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях можно и нужно в повседневной работе с ним.

Снятие мышечного напряжения

   Состояние тревоги, как правило, сопровождается повышенным мышечным напряжением в области лица, шеи, рук , живота и т.д. Поэтому при работе с тревожными детьми особенно эффективными являются упражнения на релаксацию мышц.

   Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться.

   Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре ребёнок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни. Начинать работу с ним лучше с релаксационных игр и дыхательных упражнений, например: «Воздушный шарик» (упражнение на снятие напряжения, успокоение ребёнка), «Корабль и ветер» (упражнение на позитивный настрой группы, особенно если дети устали), «Дудочка» (расслабление мышц лица, особенно вокруг губ), «Штанга»(расслабление мышц спины и рук), «Водопад» (игра на воображение, поможет детям расслабиться) и др.

   Чуть позднее, когда дети начнут осваиваться, можно к этим упражнениям добавить следующие: «Подарок под елкой» ( упражнение на расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз), «Драка» (расслабление мышцы нижней части лица и кистей рук), «Танцующие руки»( игра на прояснение своих чувств (особенно огорченным, неспокойным) и внутреннее расслабление).

   В коллективные игры тревожного ребёнка можно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него особых трудностей. На этом этапе работы будут полезны игры «Слепой танец» (развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения), «Насос и мяч» (расслабить максимальное количество мышц лица), «Гусеница» (игра учит доверию, успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников).

   Игры «Зайки и слоны» (дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми), «Волшебный стул»(улучшение взаимоотношений между детьми), Способствующие повышению самооценки, можно проводить на любом этапе работы. Эффект от этих игр будет лишь в том случае, если они проводятся многократно и регулярно.

   Таким образом, организация эмоционально - положительного отношения к тревожным детям, создание спокойной, дружелюбной обстановки в группе, подбор посильных заданий во время образовательной деятельности, вовлечение детей в процесс общения так, чтобы они сами могли дозировать степень своего в нём участия, отсутствие негативных оценок со стороны педагога и родителей - всё это заметно снижает уровень тревожности у детей и обеспечивает их благоприятную жизнь в условиях детского сада. Повышение самооценки и развитие инициативности у тревожных детей гармонизирует их личностное развитие и снижает риск проявления тревожности, как в детском саду, так и за его пределами.

Список литературы

  1. Монина Г.Б., Лютова Е.К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПб.: «Речь», 2007.
  2. Алексеева Е.Е. Что делать ,если ребёнок…Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет. СПб.: «Речь», 2013.
  3. Гурин Ю.В., Г.Б. Монина. Игры для детей от трех до семи лет. – СПБ.: Речь, 2008.
  4. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого- педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. СПб.:1«КАРО», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – схема конспекта интегрированного занятия с использованием ТРИЗ-технологии с детьми старшего дошкольного возраста «В гости к сказке»

План – схема конспекта интегрированного занятия с использованием ТРИЗ-технологии с детьми старшего дошкольного возраста «В гости к сказке»...

проект- "Сказкотерапия" для работы с детьми старшего дошкольного возраста

Этот проект-  целью которого является сохранение и укрепление психического здоровья, профилактике тревожности, аггрессивности, развитие положительных эмоций, добрых чувств, формирование позитивно...

Картотека: Беседы с детьми старшего дошкольного возраста.

Картотека: Беседы с детьми старшего дошкольного возраста. №1  Беседа о дружбе, щедрости...

Совершенствование образовательного процесса в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Совершенствование образовательного процесса возможно в следующих  направлениях:       1)  обновление содержания образования;       2) ...

Рекомендации по составлению конспектов занятий по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста

     Подробно рассмотренна структура занятия, целеполагание и формулировка задач для подготовки конспекта к занятию в ДОУ. Материал будет полезен начинающим педагогам и студентам...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие по математическим островам"

Конспект НОД с интеграцией образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.Цель: закрепление полученных знаний де...