Совершенствование образовательного процесса в работе с детьми старшего дошкольного возраста
статья на тему

Морозова Людмила Вячеславовна

 Совершенствование образовательного процесса возможно в следующих  направлениях:

       1)  обновление содержания образования;

       2) внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности ребенка;

       3)  использование активных методов обучения.

В статье освещены примеры работы по этим направлениям на материале объединения "Начальное обучение английскому языку"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_13.11.2018.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Л.В. Морозова

педагог дополнительного образования

МУ ДО «Центр детского творчества» Ленинского район г. Саратова

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА  

(на материале объединения «Начальное обучение английскому языку»)

      Совершенствование образовательного процесса возможно в следующих   направлениях:

       1)  обновление содержания образования;

       2) внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих          развитие личности ребенка;

       3)  использование активных методов обучения.

      Что касается содержания образования, то для меня как педагога дополнительного образования это предмет совместной деятельности с детьми и их родителями, не имеющий жестких нормативных границ и корректирующийся в зависимости от социальных запросов родителей и современных реалий.

        С целью оптимизации образовательного процесса в объединении «Начальное обучение английскому языку» на занятиях широко используются не только технологии традиционного обучения, но и элементы инновационных, таких как:

  • технология игрового обучения, предполагающая создание игровых ситуаций и решение ситуативных задач с целью обеспечения личностно-деятельностного характера усвоения знаний, умений и навыков и развития мотивации обучающихся к познанию и творчеству;
  • технология проблемного обучения, которая с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста предполагает постановку и решение познавательных задач с целью развития познавательной активности и творческой самостоятельности обучающихся;
  • технология «Диалог культур», сущностью которой является построение обучения на сквозном диалоге двух основных сфер учебного процесса: речи и культуры (англоязычных стран и родной);
  • здоровьесберегающие технологии, предполагающие использование на занятиях соответствующих возрастным и функциональным возможностям дошкольников методов обучения, регулярную смену видов деятельности, соблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  • технология педагогики сотрудничества, сущностью которого является совместная, целенаправленная, мотивированная деятельность педагога и учащегося;
  • технология личностно-ориентированного развивающего обучения, предполагающая ориентацию образовательного процесса на потенциальные возможности каждого ребенка и их реализацию; целью использования данной технологии является развитие личности учащегося и ее способностей, которое осуществляется через обучение на высоком уровне трудности, использование на занятиях заданий развивающего характера, создание для учащихся атмосферы заинтересованности  и ситуаций успеха, побуждение детей к высказыванию оригинальных идей без боязни получить неодобрение педагога, выстраивание индивидуального образовательного маршрута ребенка с учетом его особенностей.

     Успешное применение указанных педагогических технологий подразумевает эффективное и правильное применение каждого метода, выбранного для определённого этапа занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретной группой детей. При этом помимо методов, направленных на самопознание и развитие на занятиях объединения «Начальное обучение английскому языку» имеют место и активные методы, такие как:

  • обучение действием;
  • обсуждение в группах;
  • ролевая игра.

       Всё вышеперечисленное позволяет говорить о возможности использования целого веера современных технологий в образовательном процессе. Кроме того, в условиях УДО, идея организации учебно-воспитательного процесса как совместного маршрута педагога и обучающегося, основанного на их сотворчестве и содружестве получает все большее признание и распространение. И здесь речь идет не только о поддержании педагогом интереса, любопытства, любознательности и положительно-эмоционального настроя ребенка, но и о побуждении его к дальнейшей самостоятельной учебной и творческой деятельности. С этой целью необходимо постоянно создавать условия для всестороннего развития учащегося, в том числе и для развития его надпредметных компетенций и объективной самооценки, вводя на каждом занятии этап совместного целеполагания и рефлексию и используя задания творческого и развивающего характера.

      Остановимся подробнее на вышеперечисленном. Начнем с совместного целеполагания. С учетом возрастных особенностей детей дошкольников в этом направлении осуществляется подготовительная работа по развитию навыков целеполагания, планирование своей деятельности. Каждый ребенок отвечает на вопрос о том, что бы он хотел узнать нового на данном занятии, чему бы хотел научиться, обговариваются возможные способы достижения поставленных задач и последовательность действий по их решению.

      В настоящее время педагоги и психологи уделяют большое внимание развитию объективной самооценки у детей, в том числе и у детей 5-7 летнего возраста. Десятилетний опыт педагога-практика убедил меня, что систематическая работа в этом направлении дает хорошие результаты, и не стоит жалеть затрат учебного времени на развитие навыков рефлексии у детей дошкольного возраста. На занятиях объединения «Начальное обучение английскому языку» предпочтение отдается следующим методам рефлексии:

  • «Цветограмма»;
  • «Волшебная линейка»;
  • «Мордашки».

    Теперь о развивающих заданиях. Развивающие задания бывают разных типов. В силу специфики обучения детей иностранному языку и их возрастных особенностей на занятиях объединения «Начальное обучение английскому языку» используются следующие:

  • задания на практическое или мысленное экспериментирование;
  • задания на комбинирование частями целого объекта, процесса, явления;
  • задания на выбор альтернатив, вариантов;
  • задания, порождающие сомнение в привычном состоянии вещей, последовательности процессов, событий;
  • задания на продумывание чего-либо при ограничении условий, средств;
  • задания на передачу ощущений языком конкретных предметов;
  • задания на разработку другого способа выполнения какой-либо работы.

     Работа в этом направлении ведется систематически, и практика показала, что целесообразно создавать «банк» таких заданий, авторами которых часто становятся сами дети. В качестве примера приведу задание, сущностью которого является создание диалога в стихотворной форме.

     Вопрос и образец ответа на него детям уже знакомы, а для того, чтобы они не запутались с героями стихотворения, перед ними выставляют игрушечных зверей: зайца, медведя, собаку и лягушку. В ходе построения диалога учащиеся с присущей их возрасту потребностью в тактильном восприятии предметов берут игрушки, переставляют их, и в результате создают новые стихотворения. Вот такие замечательные поэты и поэтессы занимаются в объединении «Начальное обучение английскому языку»!

     Развитию интереса учащихся к занятиям также способствует продуманный подбор нетрадиционного дидактического материала. В качестве примера можно назвать мини-театр,  пользующийся у них большой популярностью. В нем действуют картонные персонажи, которых с огромным удовольствием озвучивают сами дети. Нравятся им и сказки в исполнении педагога.

    На основании всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: организация образовательного процесса с опорой на формирование у учащихся надпредметных компетенций, самооценки, мотивации, познавательной активности и включение в структуру занятий заданий творческого и развивающего характера способствуют успешному обучению детей дошкольного возраста английскому языку в рамках развивающего образовательного пространства, созданного в условиях совместной творческой деятельности педагога и учащихся в условиях их личностного взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – схема конспекта интегрированного занятия с использованием ТРИЗ-технологии с детьми старшего дошкольного возраста «В гости к сказке»

План – схема конспекта интегрированного занятия с использованием ТРИЗ-технологии с детьми старшего дошкольного возраста «В гости к сказке»...

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья поможет воспитателям научиться понимать «сложных» детей, выбирать оптимальные способы взаимодействия с ними. В данной статье автор рассматривает причины возникновения детской тревожности. Предл...

проект- "Сказкотерапия" для работы с детьми старшего дошкольного возраста

Этот проект-  целью которого является сохранение и укрепление психического здоровья, профилактике тревожности, аггрессивности, развитие положительных эмоций, добрых чувств, формирование позитивно...

Картотека: Беседы с детьми старшего дошкольного возраста.

Картотека: Беседы с детьми старшего дошкольного возраста. №1  Беседа о дружбе, щедрости...

Квалификационная работа Тема: Совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами

*Актуальность данной работы обусловлена тем, что на современном этапе развития отечественной педагогики роль «оригами» в развитии мелкой моторики рук мало исследована, что и побудило к выб...

Рекомендации по составлению конспектов занятий по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста

     Подробно рассмотренна структура занятия, целеполагание и формулировка задач для подготовки конспекта к занятию в ДОУ. Материал будет полезен начинающим педагогам и студентам...