Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста "Ознакомление с профессиями взрослых"
проект

Вьюхина Ольга Фёдоровна
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста "Ознакомление с профессиями взрослых"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "В мире профессий"43.14 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Проект для детей старшего дошкольного возраста «В мире профессий»

Пояснительная записка

В современном мире активно и стремительно изменяется не только общее число профессий, но и качественное содержание разных видов деятельности, в связи с чем большое значение приобретает ранняя подготовка к профессиональному самоопределению. Дошкольный возраст является значимым этапом в развитии личности, в ходе которого происходит первоначальная подготовка ребёнка к выбору будущей профессии. В её основе лежит формирование представлений о разных видах труда и разных профессиях,  формирование положительного отношения к трудовой деятельности для того чтобы в будущем осуществить самостоятельно выбор.

 В числе целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования обозначены также те,  которые направлены на раннюю профориентацию дошкольников:

− ребёнок овладевает культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,  конструировании;

 − способен выбрать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

− ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда и людям, самому себе, обладает чувством достоинства;

−  активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками,  участвует в совместных играх; способен договариваться учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам, радоваться успехам других;

−  адекватно проявляет свои чувства, в том числе, чувство уверенности в себе, умеет разрешать конфликты.

 Ранняя профориентация дошкольников способствует введению детей в мир профессий,   пониманию того, что обозначает профессия, какие предметы труда характерны для разных профессий, каково содержание видов деятельности в них. При этом в силу возрастных особенностей детей дошкольного возраста существует определённая специфика организации данной работы, в ходе которой важно учитывать, что у детей преобладает непроизвольное внимание, которое необходимо поддерживать, используя разные приемы, одним из которых является новизна изучаемого материала. Кроме этого у детей достаточно ограничен кругозор, мышление  находится на начальном этапе своего формирования, что предъявляет определённые требования к содержанию и форме представляемой детям информации. Вместе с тем, у детей в дошкольном возрасте достаточно устойчивый проявляется интерес к познанию окружающего мира, активность в процессе познания, что создает благоприятные условия для включения ребенка в разные виды деятельности и через них знакомство с миром профессий.

Одной из форм организации работы, которая позволяет достичь положительных результатов в формировании представлений о мире профессий является проектная деятельность. Ее отличает развитие субъектных качеств ребёнка, широкие возможности для использования разных видов деятельности, продолжительности организации работы. В связи с этим нами был разработан долгосрочный проект «В мире профессий» для детей старшего дошкольного возраста.

Тип проекта: долгосрочный, познавательный.

Цель проекта: расширить и систематизировать представления детей о  профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.

Задачи проекта:

1. Формировать элементарные представления у детей дошкольного возраста о профессиях взрослых.

2.  Развивать эмоционально-положительное отношение к человеку труда;

3. Формировать представления о необходимости и значимости трудовой деятельности в жизни людей;

4. Развивать  познавательную активность, интерес к профессиям взрослых;

5. Формировать обобщенные представления о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

6. Воспитывать бережное отношение к труду взрослых и результатам их труда;

7.  Формировать у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий;

Ожидаемые результаты реализации проекта: 

− владеют элементарными представлениями о мире профессий;

− знают название профессий и содержание деятельности, орудия труда;

−   проявляют интерес к трудовой деятельности взрослых;

− сформировано эмоционально-положительное отношение к профессионально-трудовой деятельности

Целевая группа: Воспитатели, дети группы, родители

Сроки проведения: 1 год.

Алгоритм ознакомления с профессией.

Название профессии

Место работы

Материал для труда

Форменная одежда

Орудия труда

Трудовые действия

          Личностные качества

Результат труда

Польза труда для общества.

Взаимодействие с социальными партнерами

1.    Экскурсии в библиотеку.

2.    Экскурсии в музеи.

3.    Экскурсия к светофору.

4.    Экскурсия к пешеходному переходу.

5.    Встречи с интересными людьми.

   Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учетом следующих принципов:

1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).

2.  Принцип доступности, достоверности и научности знаний.

3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).

4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).

5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).

6.  Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.

7. Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.

Данный проект интегрирован в образовательный процесс и построен на определении преемственных связей между тематическим содержанием недель согласно Основной образовательной программе дошкольной  организации.

В таблице 1 представлен перспективный план ознакомления с профессиями.

Таблица 1

Перспективный план мероприятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с миром профессий

Месяц

недели

Тема недели

Ознакомление с профессиями взрослых

Сентябрь

1-я неделя

«Здравствуй, детский сад!»

«Наш любимый детский сад!»

«День знаний»

Воспитатель,  музыкальный работник, помощник воспитателя,  учитель

2 -я неделя

«До свидания,  лето! Осень, здравствуй!»

Флорист

3-я неделя

«Здравствуй, детский сад!»

«Прогулка в лес»

Лесничий

4-я неделя

«Давайте познакомимся»

«Я и мои друзья»

Поэт, писатель, композитор

5-я неделя

«Наши игрушки»

«Я и детский сад.  Кто со мной рядом»

«Кто работает в детском саду»

«Я и взрослые в детском саду»

Заведующий,  инструктор по физической культуре, логопед, медицинский работник ДОО, повар,

Октябрь

1-я неделя

«Дикие животные»

«Дикие животные. Как звери живут в лесу»

«Путешествие в мир животных и их охрана. Животные жарких стран»

«Путешествие в мир животных и их охрана. Красная книга»

Садовод, лесник,  зоотехник

2 -я неделя

«Дары земли (овощи)»

«Во саду ли, в огороде (овощи, фрукты)»

«Дары земли» (откуда хлеб пришел)

«Осень кормит урожаем»

Овощевод, растениевод, тракторист, комбайнер

3-я неделя

«Дары земли (фрукты)»

«Грибы, ягоды»

«Дары осени»

«Здоровое питание»

Кондитер,

4-я неделя

«Деревья золотом укрылись»

«Деревья золотом укрылись. Осень и сезонные изменения»

«Осенины»

Фермер, художник

Ноябрь

1-я неделя

«Мой дом»

«Мой город. Моя страна»

«Путешествуем по России»

«Путешествуем по родной стране»

Металлург, инженер, шахтер, машиностроитель, строитель,

Архитектор, библиотекарь , мэр, губернатор, президент

2 -я неделя

«Маленькие исследователи»

«Мир неживой природы. Юные исследователи»

Научный работник, химик, физик,

инженер-конструктор, биолог,

инженер-испытатель

3-я неделя

 «Дети разных стран – наши друзья»

 «Мы все разные, но мы вместе.

Менеджер по туризму, экскурсовод

4-я неделя

 «Семья и семейные традиции.  

Профессии, династии, представленные в семьях воспитанников

Банковский работник

Декабрь

1-я неделя

«Домашние животные и птицы»

Зоотехник, ветеринар,  дрессировщик,

работник зоопарка, егерь,

2 -я неделя

«Труд взрослых. Профессии»

Дизайнер прически, косметолог, инженер-конструктор, робототехник,автомеханик, машиностроитель, шахтер, архитектор, экономист, пекарь, оператор почты, металлург

3-я неделя

 «Здравствуй, гостья- зима»

Скульптор, дизайнер ландшафта

4-я неделя

 «Новый год   к нам идёт»

Артист театра,  артист цирка

5-я неделя

 «Все встречают Новый год- дружно встали в хоровод!»

Артист эстрады

Январь

2 -я неделя

 «Королевство этикета»

Работники детского кафе: администратор, кондитер, повар, официант, аниматор

3-я неделя

«Зимние забавы»

Спортсмен, Спортивный тренер, стоматолог, хирург,

 врач – педиатр, отоларинголог (лор), окулист,

4-я неделя

 «Как жили наши предки»

Ювелир, Фармацевт

Февраль

1-я неделя

 «Дорожная безопасность»

Водитель, машинист, летчик, автомеханик

Работник ГАИ, полицейский, пожарный

2 -я неделя

 «Великий поэт России: А.С. Пушкин»

Библиотекарь, архитектор, дипломат

3-я неделя

«Посуда, мебель, бытовая техника»

Дизайнер интерьера, повар, швея, закройщик, модельер

4-я неделя

«Наши защитники»

Военный: моряк, пехотинец, летчик, радист

Март

1-я неделя

 «8 марта - праздник бабушек и мам»

Профессии матерей и бабушек воспитанников

2 -я неделя

  «Мы веселимся, смеемся, грустим. Мир эмоций»

Клоун,  дрессировщик, гимнаст, гримёр, художник по костюму, декоратор

3-я неделя

«Природа проснулась – весне улыбнулась»

Агроном

4-я неделя

 «Водные ресурсы России»                                      

Биолог, геолог, эколог, спасатель

5-я неделя

 «С книжкой дружат все ребята».

Артист кино, почтальон

Апрель

1-я неделя

«Я расту. Я здоровье берегу»

Врач, медицинская сестра,  санитар

2 -я неделя

«Весенние трели»

«Космические путешествия»

Космический архитектор, космонавт, Журналист, репортер

3-я неделя

«Земля – наш общий дом»  (домашние и дикие животные)

Агроном, фермер, лесовод, садовод, полевод, животновод

4-я неделя

 «Огонь друг, огонь - враг»

Работник ГАИ, полицейский, пожарный

Май

1-я неделя

 «День Победы - главный праздник страны»

Военный

2 -я неделя

 «Луга нашей Родины»

Фестиваль профессий. Профессии, династии, представленные в семьях воспитанников

3-я неделя

 «Я поведу тебя в музей»

Пчеловод,

Менеджер по туризму, экскурсовод

4-я неделя

 «Скоро  лето!»

Железнодорожник, , кинолог

       

 Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трем основным линиям:

– приближение детей к труду взрослых;

– приближение работы взрослых к детям;

– совместная деятельность детей и взрослых..

Приближение детей к труду взрослых.

Это направление работы осуществляется в процессе непосредственно образовательной деятельности по формированию представлений о труде людей разных профессий с обязательным включением предварительной беседы о данной профессии.

Следует уделить особое внимание усвоению детьми понятий «профессия» (что это?), «представитель профессии» (как называется человек данной профессии?), «инструменты труда» (чем работает человек?), «трудовые действия» (что делает человек?), «результат труда» (что получилось?), общественная польза труда (кому это нужно?).

Организованная  образовательная деятельность сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций и изображений инструментов, материалов, спецодежды представителей профессий, прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого.

Ознакомление детей с трудом взрослых может происходить и в процессе организованной педагогом изобразительной деятельности воспитанников: дети не только знакомятся с профессиями художник, скульптор, дизайнер, модельер по рассказам педагога, но и попробуют свои силы в этих видах деятельности. Изображение детьми представителей различных профессий также будет способствовать усвоению информации о труде взрослых.

Средством ознакомления с содержанием труда выступают и произведения изобразительного искусства. Рассматривая репродукции мастеров, дети видят не только процесс труда, но и те изменения, которые со временем произошли в нём. Многие русские художники отображали в своих картинах изнурительный труд взрослых и детей (например, В. Г. Перов «Тройка», И. Е. Репин «Бурлаки на Волге»). Показ таких репродукций педагог обязательно должен сопровождать разъяснительной беседой, в которой сделать акцент именно на положительных изменениях условий и содержания современного труда взрослых.

Лепка, аппликация, конструирование – все эти виды деятельности позволяют изучать разные стороны профессий без отрыва от общей темы.

Выполнение физических упражнений также может быть организовано в соответствии с профессионально ориентированным сюжетом. Например, выполнение комплекса общеразвивающих упражнений «Строим дом», в котором символически воспроизводятся действия строителей, или «Летний сад», в котором имитируются действия садовников.

В музыкальную деятельность можно включать игры-импровизации, например «Веселые шофёры», «Плыви, плыви, кораблик».

Знакомство с профессиями произойдёт и в ходе формирования элементарных математических представлений, если педагог предложит посчитать, например, количество гвоздей у плотника, количество банок с краской у маляра, количество ёлок у лесника.

При ознакомлении детей с трудом взрослых с помощью непосредственно образовательной деятельности очень важно не только расширять, но и углублять знания о профессиях, ориентироваться не только на количество, но и на качество предоставляемой детям информации. Именно основательность такой информации положительно сказывается на дальнейшем профессиональном самоопределении детей.

Приближение работы взрослых к детям.

К данному направлению работы с детьми относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Важно помнить, что наглядно воспринятое требует пояснений со стороны взрослого. В процессе дальнейших бесед и занятий с детьми обязательно нужно уточнять, дополнять, закреплять сведения, полученные ими во время наблюдений.

Исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала дошкольной образовательной организации, можно организовать экскурсии:

– в медицинский кабинет;

– в прачечную;

– в библиотеку;

– в школу;

– в магазин;

– в аптеку;

– в парикмахерскую;

– в ателье;

– к светофору;

– на почту;

– в пожарную часть;

– на приусадебный участок;

– на работу к родителям.

Педагог во время экскурсии может дополнить полученную информацию, рассказать о тех качествах, которыми должны обладать представители данных профессий, используя занимательный материал, стихи, загадки, пословицы. По возращению в группу с детьми обязательно нужно обсудить увиденное, возможно провести рисование по памяти «Что запомнилось?», «Что понравилось?».

Совместная деятельность взрослого и ребёнка.

К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка.

Осознать общественную значимость труда взрослого ребенку помогают дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда.

В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:

– игры с предметами;

– настольно-печатные игры;

– словесные игры.

Игры с предметами подразумевают использование игрушек и реальных предметов с целью ознакомления с профессиями взрослых. Например, в игре «Собери набор повара» дети должны из множества разнообразных предметов выбрать игрушечную посуду и столовые приборы, а также куклу в соответствующей одежде. Аналогичные игры – «Кто здесь был и что забыл», «Оденем куклу на работу», «Соберём ящик с инструментами».

       В детской художественной литературе много произведений, посвящённых труду. Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве, скороговорки, в которых упоминаются профессии и орудия труда, считалки, стихи для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультурной минутки помогут в непринуждённой форме дать детям новую информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания.

Для систематизации детских представлений о мире профессий и формирования ценностного отношения к результатам труда человека используются образовательно-игровые ситуации, например, «Научим Почемучку мыть чашку (сервировать стол, вытирать пыль)», «Весёлые поварята», «Поиграем в магазин».

В процессе проведения праздников и развлечений также можно затронуть тему ознакомления с профессиями взрослых. На утренниках, посвящённых празднованию Дня защитника Отечества и Международного женского дня, уместно напомнить о профессиях родителей и общественной значимости их профессиональной деятельности. Спортивные праздники, Дни здоровья – хороший повод обратить внимание детей на профессии, представителям которых необходимо иметь крепкое здоровье, хорошую физическую подготовку, например, лётчику, пожарному, водолазу. Стоит обратить внимание и на проведение тематических праздников, например, День геолога, День нефтяника, День учителя, День энергетика.

Участие детей в различных творческих конкурсах также может носить профориентационный характер.

Полученные в процессе вышеперечисленных форм работы с детьми представления о людях разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх.

Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации.

Педагогу необходимо научить ребёнка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие.

В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, не даёт новых знаний. В ходе такой игры, ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт, посредством которого эти знания ребёнком присваиваются.

Литература

  1. Алябьева Е.А. «Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет  /  Е. А. Алябьева —  «ТЦ Сфера»,  2014 — (Библиотека воспитателя (Сфера);

2. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. Изд. 3-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 251 с. - (Школа развития);

3. Потапова Т.В. «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет» М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с. (Серия «Вместе с детьми»);

4. Комарова Т. С. Трудовое воспитание в детском саду [Текст]: Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова; ред.: Т. С. Комарова, В. В. Гербова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 70 с.

Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. – 96 с.

Аналитическая записка

Муниципальное образование

Образовательная организация (полное наименование)

ФИО, должность

Номинация №___    _____________________________

                                                           (Наименование номинации)

Методическая разработка   _________________________________

                                                                      (Название методической разработки)

 

Проект «В мире профессий» был реализован на базе МБДОУ …. Продолжительность проекта составляла один учебный год. Реализация проекта осуществлялась на основе составленного плана включающего  три этапа реализации проекта.

 На целевом этапе была определена проблема,  связанная с необходимостью ранней профориентации детей дошкольного возраста как подготовки к продуктивному профессиональному самоопределению в  старшем школьном возрасте,  были обозначены цели деятельности и пути решения проблемы. На целевом этапе была организована работа со всеми участниками проекта по введению их в содержание и создание положительной мотивации к включению в разные виды деятельности.

 На организационном этапе  осуществлялась разработка планирования мероприятий в рамках проекта по ознакомлению с профессиями. С детьми старшего дошкольного возраста,  а также с родителями подготавливались необходимые материалы для оснащения развивающей предметно- пространственные среды,  а также организации разных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста.

 На содержательном  этапе последовательно реализовывались намеченные планы мероприятий в образовательном процессе  на основе организации разных видов совместной деятельности, осуществлялось формирование первоначальных представлений о профессиях,  отношения к трудовой деятельности взрослых, развивался интерес к миру профессий,  создавались предпосылки для успешного освоения содержания разных видов деятельности.

 Заключительным этапом организации работы являлся этап рефлексии,  в ходе которого подводились итоги проведенной работы, создавались условия для применения детьми полученных знаний.

Оценка  эффективность организации работы  основывалась на мониторинге сформированости профессиональных представлений и отношения к трудовой деятельности детей  старшего дошкольного возраста.

Результаты проекта показали,  что систематическая организация работы по ознакомлению детей с миром профессии интегрированная в образовательный  процесс  и учитывающая особенности  возраста позволяет достичь положительного результата. По итогам проекта у детей расширился объём представлений о мире профессий,  об инструментах труда, видах труда расширился спектр трудовых умений и навыков, которые освоили дети в разных видах деятельности, укрепилось эмоционально положительное отношение к трудовой деятельности.

 Во взаимодействии с родителями  было достигнуто повышение интереса к проблеме, повышение активности в участии в совместных мероприятиях, активности в самостоятельном обогащении у детей представлений о мире профессий.

 Реализация проекта опиралась на базовые закономерности развития детей  дошкольного возраста. Оптимальный выбор форм методов и приёмов работы  позволил достичь запланированных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – схема конспекта интегрированного занятия с использованием ТРИЗ-технологии с детьми старшего дошкольного возраста «В гости к сказке»

План – схема конспекта интегрированного занятия с использованием ТРИЗ-технологии с детьми старшего дошкольного возраста «В гости к сказке»...

Перспективный план работы с родителями разновозрастной старшей группы на 2015-2016 уч.г.

План работы с родителями разновозрастной старшей группы на 2015-2016 уч.г. по темам учебного развития детей и ЗОЖ. Консультации по занятиям для родителей подготовительной группы. Информация о пси...

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья поможет воспитателям научиться понимать «сложных» детей, выбирать оптимальные способы взаимодействия с ними. В данной статье автор рассматривает причины возникновения детской тревожности. Предл...

проект- "Сказкотерапия" для работы с детьми старшего дошкольного возраста

Этот проект-  целью которого является сохранение и укрепление психического здоровья, профилактике тревожности, аггрессивности, развитие положительных эмоций, добрых чувств, формирование позитивно...

Картотека: Беседы с детьми старшего дошкольного возраста.

Картотека: Беседы с детьми старшего дошкольного возраста. №1  Беседа о дружбе, щедрости...

Совершенствование образовательного процесса в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Совершенствование образовательного процесса возможно в следующих  направлениях:       1)  обновление содержания образования;       2) ...