Обобщение опыта работы.
статья на тему

Представлен опыт работы мастера производственного обучения по теме:«Формирование профессиональной мотивации как способа повышения учебной мотивации обучающихся».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx38.55 КБ

Предварительный просмотр:

Шитова Надежда Вячеславовна

Департамент образования администрации Владимирской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Владимирской области

«Владимирский экономико – технологический колледж»

Описание педагогического опыта мастера производственного обучения

Шитовой Надежды Вячеславовны

Содержание:

  1. Наименование опыта……………………………………………………….2
  2. Сведения об авторе………………………………………………………...3
  3. Актуальность опыта………………………………………………………..5
  4. Ведущая педагогическая деятельность…………………………………...6
  5. Теоретическая база опыта……………………………………...………...10
  6. Новизна опыта…………………………………………………………….12
  7. Технология опыта…………………………………………………………15
  8. Результативность опыта………………………………………………….16
  9. Адресная направленность………………………………………………...17

1.Наименование опыта.

«Формирование профессиональной мотивации как способа повышения учебной мотивации обучающихся».

2.Сведения об авторе.

Образование:

1.) Владимирский государственный педагогический институт им.П.И.Лебедева–Полянского, 1980г.

2.) Учебно–производственный комбинат управления бытового обслуживания населения г. Владимира, 1991г.

Специальность по диплому:

1.) Учитель физического воспитания.

2.) Парикмахер – модельер.

Место работы: «Владимирский экономико-технологический колледж»

Должность: мастер производственного обучения

Педагогический стаж: 35 лет

Стаж работы в занимаемой должности: 23 года

Квалификация: высшая категория

Награды: Почетная грамота Министерства образования и науки РФ, 2004г., «Почетный работник начального профессионального образования Российской Федерации» 2010г.

3.Актуальность опыта.

Проблема подготовки квалифицированного, свободно владеющего профессией, готового к постоянному профессиональному росту, конкурентоспособного специалиста является особенно актуальной на современном этапе развития общества.

Уровень профессиональной компетентности обучающихся обусловлен многими причинами: и качеством теоретического и производственного обучения, и степенью мотивированности обучения, и особенностями материально – технической базы.

В настоящее время существуют множество проблем, порожденных изменениями, происходящими в образе жизни российского общества в целом и, обучающихся, как большой социальной группы, в частности. В последнее десятилетия изменения социально-экономических условий, как то демографический спад, популярность и доступность высшего образования повлекли за собой сокращение числа обучающихся в системе среднего профессионального образования. Не осознавая значимости профессионального выбора, приходят учащиеся, имеющие низкий уровень обученности, и как следствие это - с низкой мотивацией обучения.

В условиях современного производства необходим квалифицированный, свободно владеющий профессией, готовый к постоянному профессиональному росту, конкурентоспособный специалист.

В профессиональном образовании чрезвычайно актуальны проблемы профессиональной мотивации, или другими словами, система мотивов, определяющих позитивное или негативное отношение к избранной профессии. Одним из основных условий повышения качества профессиональной подготовки является учет социально-психологических факторов, в особенности мотивационных и смыслообразующих, которые во многом определяют процесс формирования личности специалиста.

Каждый педагог хочет, чтобы его обучающиеся хорошо учились, с интересом и желанием занимались. Но часто приходится констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у обучающегося не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к обучению. Для того, чтобы обучающиеся по – настоящему включились в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им и нашли отклик и опорную точку в его переживании.

К нам приходят выпускники общеобразовательных школ, которые не поступили в колледжи, которые не проходили тестированиена профпригодность именно к профессии парикмахер, у которых не сформировано профессиональное самоопределение. А задача мастера-преподавателя – показать значимость, красоту, перспективность этой профессии, научить и подготовить конкурентоспособного профессионала своего дела. Трудно? Безусловно, но вполне выполнимо.

4. Ведущая педагогическая идея.

Чтобы деятельность обучающихся была полноценной и приводила к действительному усвоению содержания, к выработке умений, навыков, способов деятельности, у обучающихся должна быть сформирована внутренняя цель деятельности. Мотивация деятельности обучающихся– первая и основная задача преподавателя, без которой нельзя решить никакие педагогические задачи.

5.Теоретическая база опыта.

Педагоги и психологи (Г.В.Акопов,А.Г.Здравомыслов, Ю.М.Орлов, М.Г.Рогов) связывают эффективность деятельности с отношением к ней, выражающееся в удовлетворенности ряда мотивационно – потребностных компонентов.Когда ищут ответ на вопрос: «что же такоемотивы?», нужно помнить, что это одновременно ответ на вопрос: «зачем?», «для чего?», «почему?». Действительно, в качестве мотива назывались самые различные психологические феномены, такие, как:

- намерения, идеи, чувства, переживания. (Л.И.Божович);

- потребности, влечения, побуждения, склонности (Х.Хекхаузен);

- желания, хотения, привычки, мысли, чувства долга(П.А.Рудик);

- психические процессы, состояния и свойства личности (К.К.Платонов).

Тем не менее большинство психологов сходятся на том, что чаще всего мотив – это либо побуждение, либо цел, либо намерение, либо потребность.

Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, ради чего он ее осуществляет, является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. О значимости проблемы не стоит говорить и убеждать, ведь зная мотив, можно прогнозировать деятельность человека, его поведение.

Мотивация – сложная, многоуровневая система побудителей, включающая в себя потребности, мотивы, интересы, стремления, установки.

Мотивационная сфера – еще более широкое понятие – она определяет направленность личности, стержень личности, к которому стягиваются такие ее свойства как ценностные ориентации, социальные ожидания, волевые качества, психологические характеристики.

Структура мотивации- это относительно устойчивое единство элементов. Ученые выделяют 4 компонента;

- удовольствие от самой деятельности;

- значимость для личности непосредственного результата деятельности;

- вознаграждение за деятельность;

- принуждающее давление на личность.

Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений, поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы. В нее входят: потребность в учении, смысл учения, цель, эмоции, отношение и интерес.

Интерес – это эмоциональное переживание познавательной потребности. Важнейшей предпосылкой создания интереса к учению является воспитание широких социальных мотивов деятельности, понимание ее смысла, осознание важности, изучаемых процессов для собственной деятельности.

Необходимое условие для создания у обучающихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать   ими учащихся.

Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению- использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от обучающегося активной поисковой деятельности.

Создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющихся у них запасов знаний – необходимость получить новые.

Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал, не требующий умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоление трудностей – важнейшееусловие возникновения интереса к ней. Трудность должна быть посильной, преодолимой.

Учебный материал и приемы учебной работы должны быть достаточно разнообразны. Показ обучающимся нового, неожиданного, важного в привычном и обыденном. Новизна материала- важнейшая предпосылка возникновения интереса к нему. Однако познание нового должно опираться на уже имеющиеся знания. Использование прежде усвоенных знаний- одно из основных условий появления интереса.

И еще один фактор возникновения интереса к учебному материалу - его эмоциональная окраска, живое слово педагога.

Отношение может быть отрицательное, нейтральное и положительное.

Проблемная ситуация и мотивация – побуждает человека к творческой деятельности.

Из всего выше изложенного я пришла к выводу, чтобы успешно сформировать мотивацию у обучающихся необходимо:

1.Создание проблемной ситуации. Что это дает? Творческое владение знаниями, навыками, умениями, развитие мыслительных способностей, навыки самостоятельной деятельности.

2.Необычная форма обучения(нестандартная форма урока, разнообразие методов, приемов). Что это дает? Вовлечение всех в учебную деятельность; т.е. осуществляется принцип активности (возникновение реакции на новизну учебного материала, на необычные формы урока).

3.Чувство юмора часто разрешает трудные, щекотливые ситуации.

4.Привлечение обучающихся к оценочной деятельности. Требует выработки критериев оценивания(договоренность с учениками, за что и какую оценку ставить, взаимооценка, оценка работы в группе). Важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количественный анализ учебной деятельности, чтобы не только констатировались недостатки, но и выявлялись их причины.

6. Новизна опыта.

Мотивация обучающихся – основа их осознанной и успешной деятельности. Создание мотивационной среды, развитие познавательной активности предполагает работу по обеспечению взаимосвязи содержания материала и методических подходов с потенциалом обучающихся.

Для придания новой окраски педагогическому общению, использую инструкционно – технологические карты, рабочие тетради,работу в группе, проведение мастер - классов, контрастные вставки, экскурсии в лучшие парикмахерские, приглашаю на уроки выпускников, это способствует мотивации обучающихся к производственному обучению, самореализации обучающихся.

Отдельные элементы учебной программы: освоение приемов работы инструментами и приспособлениями, технологии современных салонных стрижек и другие виды работ, могут быть успешно реализованы при совместной деятельности мастера производственного обучения и мастера –парикмахера салона. Участие мастера – парикмахера в учебном процессе способствует более эффективной ориентации обучающихся на труд по соответствующему профилю.

Проведены мною мастер-классы по темам:

-Технологии салонных женских и мужских стрижек в соответствии с направлением моды 2014года;

- Выполнение вечерних причесок на длинных волосах.

Контрастные вставки в учебный материал. Суть положительного эффекта этого приема состоит в значительной активизации обучающиеся при резком контрасте изучаемого материала. Изменение учебной обстановки активизирует обучающихся и повышает эффективность обучения. Таким активизирующим фактором может быть контрастная вставка. При изучении темы «Технологии салонных женских и мужских стрижек» - показ оригинальных инструментов и приспособлений фирмы «ESTEI».

Программой учебной практики не предусмотрены экскурсии в парикмахерские. Но очевидно, что дать обучающимся полное представление о современной парикмахерской без ее посещения весьма трудно. Ознакомление учащихся с условиями труда в современной парикмахерской, с возможностями применить свои знания и умения в условиях производства, создает условия для глубокого освоения навыков по профессии, возбуждает познавательный интерес.

7.Технология опыта.

В учебном процессе развитие положительной мотивации у обучающихся составляет часть процесса, не нарушая целостности, то есть обеспечивается единство цели, содержания, выбора оптимальных средств, методов контроля, подведения итогов.

В целях повышения положительной мотивации учебно – познавательнойдеятельности и практической реализации творческого и профессионального потенциала, мною используются методы, активизирующие познавательную деятельность обучающихся:

1. Дискуссионные методы- вид групповых методов обучения, основанных на организационной коммуникации в процессе решения учебно-профессиональных задач;

2. Игровые методы- вид групповых методов обучения, основанных на игровом моделировании учебно-профессиональной деятельности;

3. Проблемно- поисковый метод обучение через проблемные ситуации, которые создаются на уроках эвристическая беседа или во время учебной дискуссии, а также при выполнении поисковой лабораторной работы.

4.  Решение ситуационных производственных задач;

5. Наглядные методы обучения: метод иллюстрации характеризуется показом различного рода иллюстративных пособий, таблиц, схем, зарисовок, моделей, плакатов, картин, карт и т.д.

В процессе обучения обеспечиваю возникновение у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности. Активно использую на уроках приемы эмоционального стимулирования:

- приемы создания ситуаций нравственных переживаний;

- использование необычных наглядных пособий;

- встречи с выпускниками колледжа.

Важную роль отвожу психологической подготовке обучающихся к тому, что их деятельность будет успешной и настраиваю на положительный результат обучения. Чтобы стимулировать интерес к профессии, применяю следующие приемы:

- поддержкой стремления к успеху;

- похвалой в процессе работы;

- показом положительных итогов деятельности.

При проверке знаний, умений, навыков использую приемы: предупреждаю слабого учащегося о предстоящем опросе на следующем занятии; разрешаю еще раз перед ответом повторить трудный для усвоения материал; разрешаю пользоваться инструкционно-технологическими картами. Если группа выполняет работу самостоятельно, менее активным обучающимся даю для выполнения задания больше времени, веду с ними индивидуальную работу. Такая поддержка со стороны мастера вызывает у обучающихся интерес к предмету и будущей профессии, желание лучше выполнить задание. Для того чтобы внушить веру обучающимся в силу, укрепить волю, желание преодолеть трудности, часто использую прием авансирования доверием, который состоит в специальных поручениях, индивидуальных заданиях обучающемуся (подготовить таблицу к занятию, комплект документов, принять участие в подготовке творческого проекта). Активность обучающихся повышается также организацией взаимной проверки знаний. Даю задания обучающемуся, а другие проверяют правильность его выполнения.Практикуется взаимная проверка технологии выполнения стрижек, химической завивки, окрашивания волос, укладок.В коллективной деятельности происходит сложение сил обучающихся и педагога, а в результате каждому из них становитсяинтереснее и радостнее работать. Домашнее задание обучающимся предлагаю в двух направлениях- обязательном и необязательном (меньшем по объему, но более трудным).Обучающийся может выполнить любое из двух заданий или комбинировать их.Практика показывает, что там,где обучающиеся могут использовать свои знания, умения, сообразительность, смекалку они выполняют работу с большим интересом. Заинтересованность у обучающихся вызывает и работа с пособиями, которые изготовлены ими. Обучающиеся с большим интересом изготавливают постижерные изделия, трессы, которые потом используют для оформления причесок. На уроках производственного обучения использую деловые (производственные) игры и ситуации, тематические дискуссии, разрешение производственных задач, технологических ситуаций.При подготовке производственной игры четко формирую учебную цель – какие знания, умения и навыки должны быть закреплены и сформированы, подбираю наиболее интересную производственную ситуацию, разрабатываю сценарий игровой ситуации, в котором описываются роли участников, их задачи и порядок проведения игры.

В результате моей работы созданы оптимальные условия для развития и самореализации индивидуальных и творческих способностей личности обучающихся. Формируется творчески мыслящая личность, обладающая прочными базовыми умениями и навыками, способная адаптироваться к условиям жизни вне колледжа.

8.Результативность опыта.

Эффективность созданной и реализуемой методики формирования профессиональной мотивации как способа повышения учебной мотивации обучающихся, подтверждается следующими результатами:

Год выпуска

Всего учащихся

Сдали экзамен на «5»

Получили повышенный разряд

чел.

%

чел.

%

2010-2011

15

9

63

8

56

2011-2012

15

10

66

9

60

2012-2013

12

6

50

6

50

Ежегодно не менее 90 % обучающихся устраиваются работать по специальности в парикмахерские города и области.

Ежегодно обучающиеся группы участвуют в областных выставках технического и художественного – прикладного творчества обучающихся и работников учреждений среднего профессионального образования.

Участвуют в областных конкурсах по профессии «Парикмахер», в 2011году учащаяся Мишанова Екатерина заняла 1 место на областной олимпиаде профессионального мастерства по профессии «Парикмахер».

В течении последних 3 лет обучающиеся моей группы занимают в общеколледжных конкурсахпрофмастерства призовые места.

9.Адресная направленность.

Опыт может быть использован как коллегами «Владимирского экономико-технологического колледжа», так коллегами по системе среднего профессионального образования. Опираясь на данный опыт, мастера производственного обучения могут, в зависимости от конкретных ситуаций, с той или иной степенью полноты достичь желаемый результат – значимым образом повысить уровень профессиональной и учебной мотивации обучающихся. Результаты опыта могут быть использованы мастерами производственного обучения, работающими с группами, обучающимися по профессии «Парикмахер».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Обобщение опыта работы"

Презентация посвящена обобщению опыта работы на тему "Формирование универсальных учебных действий путем применения кейс-технологии на уроках общественных дисциплин"...

Обобщение опыта работы

Способы повышения познавательного интереса у студентов к занятиям гуманитарного цикла путем использования методов активного обучения,проблемного обучения, ИКТ и интернет-ресурсов. Примеры заданий для ...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

Доклад на тему: "Выполнение курсовой работы студентами техникума в условиях ФГОС"...

Обобщение опыта работы

Современный этап развития образования характеризуется поиском педагогических направлений, отвечающих современных потребностям общества. Одним из направлений решения задачи реформирования, модернизации...

Самостоятельная работа слушателей в Ессентукском филиале СтГМУ. Обобщение опыта работы преподавателя Смирновой В.А.

Самостоятельная работа слушателей является неотъемлемой частью обучения при повышении фельдшерами-лаборантами своих профессиональных знаний и умений в специализированных учебных заведениях....

Обобщение опыта работы учебной фирмы ГБПОУ "НГК"

Представлен анализ работы учебной фирмы, созданной  на базе специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), который позволит преподавателям использовать данный опыт работы в своей про...

Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности в воспитательной работе. Отчетные материалы по учреждению.

Елена Никулина Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности в воспитательной работе. Отчетные материалы по учреждению. Сборник проектов социальных инициатив подготовлен с целью пе...