Программа учебной дисциплины Основы теплотехники и водоподготовки
рабочая программа на тему

Баранов Владимир Ильич

Представлена программа учебной дисциплины Основы теплотехники и водоподготовки программы профессионального обучения (переподготовка) и дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка) безработных граждан, по профессии  13786 Машинист (кочегар) котельной.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- проводить теплотехнические расчеты с использованием диаграмм и таблиц термодинамических свойств воды и водяного пара;

- определять технологические характеристики оборудования водоподготовительных и очистных сооружений тепловых электростанций (ТЭС);

- определять технологические показатели качества воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_teplotehniki_vodopodgotovki.docx43.49 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Омской области  

 «Седельниковский агропромышленный техникум»

Программа учебной дисциплины

ОП. 04 Основы теплотехники и водоподготовки

программы профессионального обучения (переподготовка) и дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка) безработных граждан,

по профессии  13786 Машинист (кочегар) котельной

Срок обучения: 240 час.

Квалификация: машинист (кочегар) котельной

2 разряда

Форма обучения: очная

Вид обучения: профессиональная переподготовка

Минимальный базовый уровень: основное

общее, профессиональные навыки                                                                                    

Разработал: Баранов Владимир Ильич                                                                                                             мастер производственного обучения

 Седельниково, Омская область,  2016

 Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии  140101.01 Машинист котлов,  учебного плана по профессии ОК 016-94 13786 «Машинист (кочегар) котельной», рекомендаций  БПОУ «Седельниковский агропромышленный техникум» по формированию нормативно-методической документации по реализации ФГОС СПО, от 01.09.2016 г.

Организация-разработчик: БПОУ  «Седельниковский агропромышленный техникум»,

с. Седельниково Омской области.

Разработчик:

Баранов Владимир Ильич мастер производственного обучения БПОУ  «Седельниковский агропромышленный техникум», с. Седельниково.

Согласовано:

На заседании

педагогического совета

Протокол №__________

«__»___________2016 г.

Рассмотрено:

на заседании методического совета

«__»____________2016 г.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 04 Основы теплотехники и водоподготовки

1.1. Область применения программы

 Программа учебной дисциплины является частью образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии:

140101.01 Машинист котлов.

 Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной  подготовке  по профессии:

- Машинист (кочегар) котельной,  

- Машинист блочной системы управления агрегатами (котел - турбина),

- Машинист котлов,

- Машинист - обходчик по котельному оборудованию

 на базе среднего образования, основного общего. Опыт работы не требуется.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- проводить теплотехнические расчеты с использованием диаграмм и таблиц термодинамических свойств воды и водяного пара;

- определять технологические характеристики оборудования водоподготовительных и очистных сооружений тепловых электростанций (ТЭС);

- определять технологические показатели качества воды.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные положения термодинамики, законы идеальных газов, газовые смеси;

- теплоемкость, энтальпию, энтропию, газовые циклы;

- водяной пар и его свойства;

- истечение, дросселирование газов и паров;

- циклы паротурбинных установок;

- основы теплопередачи;

- основные положения теории теплообмена, теплопроводность;

- конвективный теплообмен, теплоотдачу и теплопередачу;

- основные понятия и законы теплового излучения, теплообмен излучением между телами;

- теплообменные аппараты;

- устройство, технологические характеристики оборудования водоподготовительных и очистных сооружений ТЭС;

- основы водоподготовки;

- примеси природных вод и технологические показатели качества воды;

- способы очистки воды;

- основы анализа качества воды и водяного пара;

- обессоливание методом ионного обмена;

- термический метод обессоливания, водный режим ТЭС.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 12 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 6 часов;

самостоятельной работы обучающегося 6 часов.

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 04 Основы теплотехники и водоподготовки

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

12

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

6

в том числе:

     лабораторные занятия

2

     практические занятия

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

6

в том числе:

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Подготовка к лабораторной работе с использованием методических рекомендаций, оформление отчета и подготовка к защите.

6

Итоговая аттестация в форме  контрольной работы


2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины  

Основы теплотехники и водоподготовки

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

ОП. 04.

Основы теплотехники и водоподготовки

6

Тема 1.1.

Основы теплотехники

Содержание

2

 Рабочее тело и основные законы идеального газа. Рабочее тело и параметры его состояния. Основные законы идеального газа: закон Бойля-Мариотта, закон Гей-Люссака, закон Шарля, закон Авогадро. Уравнение состояния газа. Первый закон термодинамики. Понятие о термодинамическом процессе, теплоте, внутренней энергии, работе газа. Первый закон термодинамики. Термодинамические процессы, энтальпия газа, изменение состояния газа. Второй закон термодинамики. Водяной пар. Процесс парообразования. Понятие о круговом процессе, цикл Карно и его термодинамическое значение. Второй закон термодинамики. Понятие об энтропии газа и Т-s.диаграмма. Водяной пар: особенности, процесс парообразования в p-v-диаграмме. Критическое состояние вещества, теплота парообразования и перегрева. i-s - диаграмма водяного пара.

Основные положения теории теплообмена. Виды теплообмена. Распространение теплоты в однородном теле. Основной закон теплопроводности. Конвективный теплообмен. Теплообмен излучением. Коэффициент теплопередачи. Тепловая изоляция.

2

Самостоятельная работа

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

2

Тема 1.2.

Основы водоподготовки.

Содержание

2

2

Введение. Методы подготовки воды для теплоэнергетических установок. Типы теплоэнергетических предприятий. Требования к водно-химическому режиму котлов, реакторов, парогенераторов, турбоустановок, тепловых сетей и другого оборудования. Показатели качества воды. Взвешенные вещества. Солесодержание, удельная электрическая проводимость. Жесткость воды. Формы жесткости: кальциевая, магниевая, фосфатная, карбонатная, некарбонатная. Щелочность воды. Формы щелочности: гидратная, карбонатная, бикарбонатная, силикатная, фосфатная и др. Кремнесодержание в виде ионов и коллоидов. Показатель концентрации ионов водорода. Сухой и прокаленный остатки. Растворенные газы О2, СО2, N2. Ионный состав воды. Нормирование качества воды для технологических схем в теплоэнергетике. Очистка добавочной воды методом коагуляции. Реагенты (коагулянты и флокулянты). Расход реагентов на коагуляцию. Схема коагуляционной установки с осветлителем. Изменение показателей качества воды при коагуляции. Совместная обработка воды методами коагуляции и известкования. Осветление воды фильтрованием. Схемы осветлительных фильтров. Технологические характеристики осветлительных фильтров. Расчет осветлительных фильтров. Обработка воды методом ионного обмена. Химическое обескислороживание воды. Пленочные методы обработки воды. Термическое обессоливание. Дистилляция. Термическая деаэрация. Водные режимы котельных и ТЭЦ с барабанными котлами среднего и высокого давлений. Водные режимы ТЭС и АЭС. Контрольная работа.

Лабораторная работа.

2

 Определение жесткости воды.

Самостоятельная работа

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Подготовка к лабораторной работе с использованием методических рекомендаций, оформление отчета и подготовка к защите.

2


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации учебной дисциплины имеется в наличии оборудованный учебный кабинет для проведения занятий.

Оборудование учебного кабинета:

 посадочные места по количеству обучающихся;

 рабочее место преподавателя;

 специализированная мебель;

 комплект учебно-методической документации;

 наглядные пособия;

 раздаточный материал к практическим занятиям;

 информационные стенды;

 материал для внеаудиторной работы по дисциплине.

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и документ-камера EIKI

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в Интернет

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Белан Ф.И. Водоподготовка: Учебник для техникумов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Энергия, 1979. — 208 с.        
  2. Костырев Ф.М., Кушнырев В.И. «Теоретические основы теплотехники» - М.: 1978г.
  3. Ривкин С.Л. Теплофизические свойства воды и водяного пара / С.Л.Ривкин, А.А.Александров. – М.: Энергия, 1980. – 423 с.

Дополнительные источники:

1.        Водоподготовка: справочник / Под ред. С.Е.Беликова. – М.: Аква-Терм, 2007. – 240 с.

2.        Субботина В. П. Водный режим и химический контроль на тепловых электростанциях: Учебник для техникумов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Энергия, 1979. — 208 с.

3.        Егорушкин    В.Е.,    Цеплович   Б.И.    "Основы   гидравлики    и   теплотехники".    -М.: Машиностроение, 1981.

4.        Ерохин В.Г., Маханько М.Г. Сборник задач по основам теплотехники и гидравлики. -М.: Энергия, 1972.

5.        Ерохин   В.Г.,   Маханько   М.Г.,   Самойленко   П.И.   "Основы   термодинамики".   -М.: Машиностроение, 1980.

6.        Тихомиров К.В., Сергеенко Э.С. "Теплотехника, теплогазоснабжение и вентиляция". -М.: Стройиздат, 1991.

Журнал «Водоочистка. Водоподготовка. Водоснабжение»

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

- проводить теплотехнические расчеты с использованием диаграмм и таблиц термодинамических свойств воды и водяного пара;

- определять технологические характеристики оборудования водоподготовительных и очистных сооружений тепловых электростанций (ТЭС);

- определять технологические показатели качества воды;

Текущий контроль в форме:

устный опрос, защита отчёта по лабораторной работе.

Знания:

- основные положения термодинамики, законы идеальных газов, газовые смеси;

- теплоемкость, энтальпию, энтропию, газовые циклы;

- водяной пар и его свойства;

- истечение, дросселирование газов и паров;

- циклы паротурбинных установок;

- основы теплопередачи;

- основные положения теории теплообмена, теплопроводность;

- конвективный теплообмен, теплоотдачу и теплопередачу;

- основные понятия и законы теплового излучения, теплообмен излучением между телами;

- теплообменные аппараты;

- устройство, технологические характеристики оборудования водоподготовительных и очистных сооружений ТЭС;

- основы водоподготовки;

- примеси природных вод и технологические показатели качества воды;

- способы очистки воды;

- основы анализа качества воды и водяного пара;

- обессоливание методом ионного обмена;

- термический метод обессоливания, водный режим ТЭС.

Текущий контроль в форме:

устный опрос, защита отчёта по лабораторной работе, оценка выполнения самостоятельной работы.