Древний мир в лицах
рабочая программа на тему

Сергеева Тамара Владимировна

Программа дополнительного образования по ФГОС. История. Для профильных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_drevniy_mir_v_litsah.docx38.29 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9

456900,Челябинская область, Саткинский район, г.Бакал, ул.Андрея Костылева, дом 7

Тел.:8(35161)6-13-82,6-18-26

«Рассмотрено»                                                       «Согласовано»                                    «Утверждаю»

Руководитель МО                                          Заместитель директора по ВР         Директор  МБОУ  СОШ №9

_________/_Чебыкина Т.П./                                 МБОУ СОШ №9                                 /Хакимьянова И.В./

Протокол № __1_ от                            __________ /_Бадамшина Е.Б./                       Приказ № _____ от

«_27___» ___08______ 2015  г.                            «_28___» ____08__015  г.                          «____»   ___2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Сергеева Тамара Владимировна, высшая категория

   «Древний мир в лицах», 5  класс

2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка

Программа курса «Древний мир в лицах» составлена для профильного уровня обучения учащихся 5 классов общеобразовательной школы на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта. Содержание курсом  отвечает двум  основным условиям. В- первых, является профильным составляющим курса «История»  гуманитарного профиля в основной школе. Во- вторых, нацелена на привлечение интереса и углубленному изучению предмета. Все содержательные линии курса нацелены на адекватное отражение основополагающих и социально значимых проблем  с учётом необходимой адаптации пятиклассников в  образовательном пространстве. Данный курс позволяет органично ввести учащихся в предмет «История». Программа помогает заложить основы системного подхода к формированию исторических знаний, создать концептуальную вертикаль в гуманитарном  образовании. В современном обществе выдвигаются новые требования не только к обучению и воспитанию подрастающего поколения, но и к уровню образования. Учащиеся основной школы на уроках истории знакомятся с основными историческими личностями. Эта программа рассчитана для     учащихся 5 класса на 1 год. Данный курс составлен в соответствии с рекомендациями  Методического письма  Министерства образования и науки Челябинской области  на 2015 – 2016 учебный год «В зависимости от особенностей школы, интересов учащихся и запросов их родителей, готовности учителей или возможности привлечения специалистов учебный план общеобразовательной школы может включать элективные курсы, углубляющие, расширяющие или дополняющие знания, получаемые на профильных курсах». Особенностью данного курса является обращение педагога к жизненному опыту ребенка, изучение учебного материала в процессе беседы, диалога, игры, при использовании источников художественной литературы,  художественных фильмов, через приобщение их к делам семьи, школы, общества. Это позволяет не только обеспечить базу развития нравственной, правовой культуры школьника и устойчивого интереса к правовым аспектам общественной жизни, но также вызвать интерес ученика к самому себе, своему окружению, семье, обществу.

Программа составлена:

  • на основе ФУБП и ОУБП;
  • На основе ФГОС второго  поколения ;
  • В соответствии с требованием к уровню подготовки выпускников.

Согласно базисному учебному плану школы на элективный курс отводиться 1 часа в неделю. Таким  образом,  весь   курс рассчитан на  35 часа.

Основными целями данного курса являются: 

Цель:  углубленное изучение истории через  биографии  личностей Древнего мира.

УУД

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими

принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностныхотношениях. Применительно к учебной деятельности следует

выделить три вида личностных действий:

— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

— смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

— нравственно-_этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

— планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

— коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

— оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

— саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают:

общеучебные, логические, а также постановку и решение

проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

— структурирование знаний;

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных

жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемтворческого и поискового характера.

Логические универсальные действия:

— установление причинно-следственных связей;

— построение логической цепи рассуждений;

— доказательство;

— выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

— формулирование проблемы;

— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической форма

ми речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативновозрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

В основу курса положены материалы: биографии  персоналий Древнего мира

Формы занятий

  • Практическая работа
  • Ролевая игра
  • Деловая игра
  • Дебаты
  • «Мозговой штурм»
  • Работа с источниками
  • Просмотр художественных фильмов

По итогам изучения курса “Древний мир в лицах” учащиеся должны знать:

Биографии персоналий Древнего мира и соотносить их с событиями Древнего мира

Иметь представление о понятиях:

История, археология, империя, республика, фаланга, пирамиды.

Уметь:

  • оперировать терминами и формулировками;
  • отстаивать свое мнение, используя доказательства, ссылаясь на статьи основополагающих документов;

Формы контроля:

  • Разработка проекта;
  • Рисунки
  • Рисунки на компьютерах
  • презентации
  • соревнования

Календарно – тематическое планирование

Тема

Число

Коррекция

Александр  Македонский

3.09

Александр  Македонский

10.09

Александр  Македонский

17.09

Клеопатра

24.09

Клеопатра

1.10

Рамсес

8.10

Тутмос III

15.10

Хеопс

22.10

Тутанхамон

29.10

Нефертити

12.11

Хаммурапи

19.11

Гильгамеш

26.11

Соломон

3.12

Моисей

10.12

Дарий I

17.12

Будда

24.12

Конфуций

14.01

Цинь Шихуан

21.01

Цинь Шихуан

28.01

Тесей

4.02

Шлиман

11.02

Гомер

18.02

Герои Трои

25.02

Геракл

3.03

Солон

10.03

Царь Леонид

17.03

Мильтиад

24.03

Спартак

7.04

Ганнибал

14.04

Сципион

21.04

Гай Юлий Цезарь

28.04

Гай Юлий Цезарь

5.05

Октавиан

12.05

        

Иисус

19.05

Атилла

26.05


Содержание:

Александр  Македонский-  македонский царь с 336 до н. э. из династии Аргеадов, полководец, создатель мировой державы, распавшейся после его смерти. В западной историографии более известен как Алекса́ндр Вели́кий.

Клеопатра - последняя царица эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев (Лагидов).

Рамсес -  фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1279 — 1213 годах до н. э., из XIX династии. Сын Сети I и царицы Туйи. Один из величайших фараонов Древнего Египта.

Тутмос - фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1479 — 1425 годах до н. э., из XVIII династии. Сын Тутмоса II от наложницы Исиды. Имя «Тутмос» (Thutmosis или Thutmoses)...

Хеопс - второй фараон IV династии Древнего царства Египта (2589—2566 до н. э. или 2551—2528 до н. э.), предположительно, строитель Великой пирамиды в Гизе.

Тутанхомон  -  фараон Древнего Египта из XVIII династии Нового царства, правивший приблизительно в 1332—1323 годах до н. э. Надписей, в которых указано точное происхождение Тутанхамона, не существует.

Нефертити -  «главная супруга» древнеегипетского фараона XVIII династии Эхнатона...

Хаммурапи- царь Вавилона, правил приблизительно в 1793 — 1750 годах до н. э., из I Вавилонской (аморейской) династии. Сын Син-мубаллита. Хаммурапи был искусным политиком и полководцем, с его именем связано возвышение Вавилона.

Гильгамеш - энси шумерского города Урука, правил в конце XXVII — начале XXVI веков до н. э. Представитель 1-й Династии Урука. Гильгамеш — это аккадское имя; шумерский вариант, по-видимому.

Соломон - третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 965—928 до н. э., в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы).

Моисей - еврейский пророк и законодатель, основоположник иудаизма, организовал Исход евреев из Древнего Египта, сплотил израильские колена в единый народ. Является самым важным пророком в иудаизме.

Царь Давид  -  второй царь Израиля, младший сын Иессея (Ишая) из Вифлеема (Бет-Лехема). Царствовал 40 лет (ок. 1005 — 965 год до н. э., по традиционной еврейской хронологии ок.

Ашшурбанапал- царь Ассирии, правил приблизительно в 669 — 627 годах до н. э. Сын Асархаддона, последний великий царь Ассирии. Военными и дипломатическими средствами пытался сохранить и приумножить огромную

Будда  - «пробудившийся», «просветленный») в буддизме — наиболее высокое «состояние духовного совершенствования», либо имя БуддыШакьямуни, либо имя одного из других бесчисленных существ.

Конфуций - древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство

Цинь Шихуан  - правитель царства Цинь (с 246 г. до н. э.), положивший конец многовековой эпохе Воюющих Царств. К 221 г. до н. э. он установил единоличное господство на всей территории Внутреннего Китая

Тесей - в древнегреческой мифологии сын афинского царя Эгея (или бога Посейдона) и Эфры, 11-й царь Афин. Центральная фигура аттической мифологии и один из самых известных персонажей всей греческой

Шлиман -  немецкий предприниматель и археолог-самоучка, один из основателей полевой археологии.

Гомер- легендарный древнегреческий поэт-сказитель, создатель эпических поэм «Илиады» (древнейшего памятника европейской литературы) и «Одиссеи».

Герои Трои - имя двух участников Троянской войны; оба воевали под Троей как соискатели руки Елены

Геракл - герой, сын бога Зевса и Алкмены — жены героя Амфитриона. При рождении был назван Алкидом (Ἀλκείδης). Неоднократно упомянут уже в «Илиаде» (II 658 и др.).

Солон - афинский политик, законодатель и поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции. Солон происходил из знатного рода Кодридов, который ранее был царской династией.

Царь Леонид  - царь Спарты из рода Агидов, правивший в 491 до н. э.—480 до н. э., сын Анаксандрида. Считался потомком Геракла в 20-м поколении. 

  Мильтиад - афинский государственный деятель, полководец периода греко-персидских войн (500—449 гг. до н. э.), тиран Херсонеса Фракийского (около 520—493 гг. до н. э.), сын Кимона Старшего.

Перикл - афинский государственный деятель, один из «отцов-основателей» афинской демократии, знаменитый оратор и полководец. Перикл родился в Афинах в семье аристократов.

Ганнибал - карфагенский полководец. Считается одним из величайших полководцев и государственных деятелей древности.

Сципион -  римский полководец времён Второй Пунической войны, победитель Ганнибала.

Гай Юлий Цезарь - древнеримский государственный и политический деятель, полководец, писатель. Консул 59, 48, 46, 45 и 44 годов до н. э., диктатор 49, 48—47 и 46—44 годов до н. э., великий понтифик с 63 года

            Октавиан - древнеримский политический деятель, основатель Римской империи. 13 раз занимал должность консула (43 год до н. э., 33 до н. э., ежегодно с 31 до 23 до н. э., 5 до н. э., 2 до н. э.), с 12 года до н. э. — великий понтифик.

Иисус -  центральная личность в христианстве, которое рассматривает его как предсказанного в Ветхом Завете Мессию, ставшего искупительной жертвой за грехи людей.

Перечень литературы:

  1. Интернет-ресурсыhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Персоналии:Древняя_Греция
  2. https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Служебная:Поиск&search=категории+персонажи+древний+рим&profile=default


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию "История философии Древней Индии и Древнего Китая"

Презентация к занятию по разделу "История философии"...

Тема. Костюм стран Древнего мира Практическое занятие: Выполнение творческого эскиза современного костюма с элементами костюма Древнего мира (по выбору)

МДК.01.01. Процесс создания моделей одежды, подбор декоративных элементов. Практическое занятие..Выполнение творческого эскиза современного костюма с элементами костюма Древнего мира (по выбору)Цель р...

«Серия косметики для жирной кожи лица.Уход за жирной кожей лица».

Урок-презентация "Серия косметики для жирной кожи лица. Уход за жирной кожей лица" . Цель урока: ознакомить учащихся с основными приемами по уходу за кожей лица. Развить навыки косметическог...

Урок-презентация "Серия косметики для сухой кожи лица. Уход за сухой кожей лица"

Данный материал способствует развитию у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению. прививает навыки соблюдать правила гигиены, правильно подбирать косм...

Лекция «Философия Древней Индии и Древнего Китая» для специальности "Гостиничное дело" для дисциплины "Основы философии"

Лекция «Философия Древней Индии и Древнего Китая» для специальности "Гостиничное дело" для дисциплины "Основы философии"...

Презентация к занятию по дисциплине "Родной язык" на тему: "Риторика как наука.Риторика в Древней Греции и Древнем Риме"

Презентация предназначена для проведения учебных занятий по дисциплине "Родной язык" на тему: "Риторика как наука.Риторика в Древней Греции и Древнем Риме"...

Презентация на тему "Риторика как наука Риторика в Древней Греции и Древнем Риме"

Презентация на тему "Риторика как наукаРиторика в Древней Греции и Древнем Риме"...