Воспитательная система группы как педагогическое явление
статья на тему
В последние годы значительно возрос интерес педагогов к использованию системного подхода в обучении и воспитании детей, в управлении жизнедеятельностью образовательного учреждения в целом и детского коллектива в частности. Применение системного подхода позволяет сделать педагогический процесс более целенаправленным, управляемым и, самое важное, эффективным. Построение воспитательной системы в структурном подразделении образовательного учреждения является не только субъективным желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 24.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательная система группы как педагогическое явление
В последние годы значительно возрос интерес педагогов к использованию системного подхода в обучении и воспитании детей, в управлении жизнедеятельностью образовательного учреждения в целом и детского коллектива в частности. Применение системного подхода позволяет сделать педагогический процесс более целенаправленным, управляемым и, самое важное, эффективным. Построение воспитательной системы в структурном подразделении образовательного учреждения является не только субъективным желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью. Для обоснования педагогической целесообразности создания воспитательной системы группы можно привести следующие аргументы:
- ребенок, являясь сложной целостной системой, должен развиваться в условиях целостного интегрированного воспитательного процесса, в котором все компоненты максимально взаимосвязаны;
- воспитательная система группы - это благоприятная среда жизнедеятельности и развития ребенка, эффективно содействующая его личностному росту;
- системный подход позволяет классному руководителю рационально распределить свои усилия при организации воспитательного процесса в группе;
- в процессе построения воспитательной системы формируется «лицо» группы, его неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности членов группового сообщества;
- воспитательная система группы позволяет расширить диапазон педагогического влияния на детей и процесс их развития.
Осознание возможностей и преимущество системного построения практики воспитания учащихся стимулирует желание педагогов применять системный подход в воспитательной деятельности. Однако следует заметить, что создать воспитательную систему группы нелегко. Чтобы системно мыслить и действовать, надо, в первую очередь, иметь отчетливые представления о сущности воспитательной системы, ее структуре и основных компонентах.
Воспитательная система группы - это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов группы.
Воспитательная система группы как сложное социально-педагогическое явление состоит из большого количества компонентов. Выделю компоненты воспитательной системы группы, которые на мой взгляд следует отнести к разряду наиболее существенных и важных.
- индивидно-групповой;
- ценностно-ориентационный;
- функционально-деятельностный;
- пространственно-временной;
- диагностико-результативный.
Рассмотрим каждый из перечисленных компонентов.
Первый компонент - индивидно-групповой, представляющий собой сообщество детей и взрослых, объединенных совместной жизнедеятельностью в рамках учебной группы. Он состоит из нескольких элементов:
- классного руководителя;
- студентов;
- родителей;
- педагогов и других взрослых, принимающих участие в воспитательном процессе и жизнедеятельности группы.
Индивидно-групповой компонент имеет исключительную важность. Во-первых, именно члены группового сообщества (педагоги, учащиеся, родители), обладая субъектными полномочиями, решают, какую воспитательную систему создавать, как ее моделировать и строить, каким образом система должна функционировать и т.д. Во-вторых, основное предназначение воспитательной системы заключается в содействии развитию личности каждого обучающегося в группе и формированию целостного коллектива.
Главную роль в построении и функционировании воспитательной системы группы играет классный руководитель. Ценностные ориентации классного руководителя, его педагогические воззрения и позиция, интересы и увлечения являются одними из наиболее существенных системообразующих факторов.
Очень часто нам приходилось замечать: если основу личности классного руководителя составляют духовно-нравственные ценности, то такие же ориентиры преобладают в группе; если учитель занимает активную позицию, то и студенты отличаются активностью и самостоятельностью; если педагог увлекается изучением и реализацией толерантных отношений внутри коллектива, то и в группе системообразующим видом деятельности становятся коммуникативные связи. Не случайно при смене классного руководителя значительные изменения претерпевает воспитательная система группы.
Отвечая за успешность проектирования учебно-воспитательного процесса в группе, классный руководитель оказывается самым заинтересованным лицом в построении эффективной воспитательной системы.
Важнейшей составляющей индивидно-группового компонента, да и воспитательной системы в целом, являются студенты. С одной стороны, они полноправные субъекты своего развития, жизнедеятельности группы, создания воспитательной системы, а с другой - объекты преднамеренно сфокусированного и непроизвольного влияния совместной деятельности, общения и отношений. Своеобразие воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся. Классному руководителю необходимо увидеть и понять специфические черты студентов, определить уровень развития коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем постараться избрать оптимальные формы и способы построения воспитательной системы. Иными словами, невозможно копировать воспитательную систему других групп, необходимо творчески ее создавать после тщательного изучения интересов и потребностей учащихся.
Хочется отметить некоторую степень заинтересованности родителей по отношению к своим детям. Хотелось бы, чтобы родители принимали активное участие в формировании личности ребенка. Следовательно, родители не должны остаться вне рамок процесса моделирования и функционирования воспитательной системы. «Чужими» не могут быть и педагоги, работающие в этом группе. «Ни один воспитатель, - по мнению А.С. Макаренко, - не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».
Второй компонент воспитательной системы - ценностно-ориентационный, который представляет собой совокупность следующих элементов:
- ключевая идея замысла системы;
- цель и задачи воспитания;
- перспективы жизнедеятельности группы;
- принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности группы.
Этот компонент называют ценностно-смысловым ядром системы.
В воспитательном пространстве группы существует широкий спектр индивидуальных и групповых ценностей. Одни ценности играют важную регулятивную роль в построении совместной деятельности и общения, другие - имеют второстепенное значение для членов сообщества и служат лишь фоном их жизнедеятельности, а третьи - вообще не замечаются и как бы вовсе не существуют. Речь идет о приоритете тех или иных ценностей в воспитательной системе. Именно приоритет ценностей, а не их палитра оказывает решающее влияние на выбор целевых ориентиров, установление норм поведения и общения, формирование индивидуальных ценностных ориентаций участников воспитательного процесса.
Третий компонент воспитательной системы группы функционально-деятельностный, который складывается из таких элементов, как:
- системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения;
- основные функции воспитательной системы;
- педагогическое обеспечение жизнедеятельности группы.
Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных функций и связей.
Основу данного компонента составляет совместная деятельность членов группы. Для успешной работы классному руководителю необходимо с одной стороны, пытаться использовать в воспитании и развитии обучающихся разнообразные виды и формы деятельности, а с другой - в широком спектре деятельности выделять какой-то один вид в качестве системообразующего и с его помощью строить воспитательную систему группы, формировать неповторимую индивидуальность («лицо» группы). Чтобы осуществляемая деятельность и ее влияние на развитие личности ребенка носили более целенаправленный и системный характер нужно предпринимать попытки объединить отдельные воспитательные дела и мероприятия в тематические программы, ключевые дела, социально-педагогические проекты.
Наиболее популярными вариантами реализации данного подхода являются:
- систематизация воспитательных дел и мероприятий по направлениям, связанным с развитием таких потенциалов личности ребенка, как познавательный, ценностный (нравственный), коммуникативный, эстетический.
В настоящее время выделяют несколько ведущих функций классного руководителя:
- «контролер», обеспечивающий включение обучающихся в учебно-воспитательный процесс (контроль за посещением, поведением, дежурством, питанием; выяснение отношений с родителями, индивидуальная работа с учащимися, игнорирующими учебно-воспитательный процесс);
- «проводник», создающий условия для развития познавательного интереса и желания учиться (информирование студентов и родителей об особенностях образовательного процесса в техникуме; проведение воспитательных мероприятий познавательного характера; оказание помощи студентам в самообразовании; координация усилий всех педагогов, работающих в группе);
- «нравственный наставник», содействующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих конфликтов как между учащимися, так и между учащимися и педагогами (обучение этике и этикету; проведение бесед на нравственные, социальные, правовые темы; оценка поступков студентов; индивидуальная работа с учащимися, нарушающими нормы поведения в образовательном учреждении);
- «носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности, на
основе которых организован учебно-воспитательный процесс (проведение экскурсий, коллективных походов в музеи, театры, на выставки; организация вечеров и бесед о культуре, культмассовых мероприятий); - «старший товарищ», помогающий включиться в различные виды деятельности, берущий на себя часть заботы об учащихся (формирование коллектива, организация коллективной творческой деятельности);
- «социальный педагог», способствующий решению различных социальных проблем учащихся (создание нормальных условий обучения в техникуме, защита прав ребенка, формирование навыков социальной жизни).
Не столь важно точно выделить главную функцию классного руководителя. Важно, чтобы дети чувствовали доброжелательный настрой к ним со стороны педагога, заинтересованность его в совместной деятельности, тогда складываются доверительные отношения, которые ведут к конструктивной совместной деятельности.
Четвертый компонент воспитательной системы группы - пространственно-временной. Он состоит из таких элементов, как:
- эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда жизнедеятельности и развития учащихся;
- связи и отношения группы с другими группами;
- место и роль группы в воспитательном пространстве образовательного учреждения;
- этапы развития воспитательной системы.
Каждая воспитательная система имеет среду - свое жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов группы, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации. Основным «местом жительства» группы, как правило, является учебный кабинет, закрепленный администрацией техникума за учащимися и классным руководителем . В нем происходят главные события жизни группы.
Однако это не означает, что воспитательная система группы должна быть закрытой системой с максимально ограниченными внешними связями и отношениями. Совершенно не так - лишь открытость системы позволяет ей эффективно действовать и интенсивно развиваться. Неоправданное ограничение внешних связей воспитательной системы ведет к кризисным явлениям в функционировании и развитии системного образования.
Пятый компонент воспитательной системы группы - диагностико-результативный, включающий в себя следующие элементы:
- критерии эффективности воспитательной системы;
- методы и приемы изучения результативности воспитательной системы.
В нашем техникуме разработана целая система определения результативности воспитательной работы.
Таким образом, мною названы и охарактеризованы основные компоненты воспитательной системы группы. Наличие у классного руководителя представлений о сущности и строении воспитательной системы позволяет ему более осознанно и уверенно приступить к деятельности по моделированию и построению системы воспитания обучающихся группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – КУЛЬТУРНО-НРАВСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ"
Цель воспитания:В качестве цели воспитательной деятельности проектируется следующие характеристики выпускника. Это человек:- Имеющий особенную нравственную позицию;- Носитель определенного типа культу...
Проект воспитательной системы
Проект представлен на ярмарку педагогических проектов и идей "Кубань- сторонушка родная!". Организован с целью изучения родного края, традиций и быта кубанских казаков на материале н...
План воспитательной работы группы
Задачи годаВ соответствии с Концепцией воспитания в НСГК первоочередными в воспитании определяются следующие задачи:Способствовать успешной адаптации к учебному заведению.Создать доброжелательны...
Влияние воспитательной системы Кобяконского пришкольного интерната на социализацию, саморазвитие и самореализацию воспитанника.
В Кобяконском пришкольном интернате воспитаетельная программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, которые приезжают учиться из отдаленных. соседних наслегов. Основной целью воспитания в...
ПОСТРОЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ГРУППЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ «ЭЛЕКТРОМОНТЕР ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ»
Построение воспитательной системы в учебной группе – это один из способов организации жизнедеятельности и воспитания членов сообщества учебной группы, представляющих собой цело...
Заседание городского методического объединения заместителей директоров по воспитательной работе и старших вожатых «Обновление содержания современных моделей воспитательной системы школы»
Заседание городского методического объединения заместителей директоров по воспитательной работе и старших вожатых«Обновление содержания современных моделей воспитательной системы школы»...
Воспитательная система в работе с группой.doc
Поиски обновления и совершенствования воспитательной практики привели к идее создания воспитательной системы группе....