Воспитательная система группы как педагогическое явление
статья на тему

Михеева Светлана Михайловна

В последние годы значительно возрос интерес педагогов к использованию системного подхода в обучении и воспитании детей, в управлении жизнедеятельностью образовательного учреждения в целом и детского коллектива в частности. Применение системного подхода позво­ляет сделать педагогический процесс более целенаправленным, управляемым и, самое важное, эффективным. Построение воспитательной системы в структурном подразделении образовательного учреждения является не только субъективным желанием классного руководителя, но и объективной необ­ходимостью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная система группы как педагогическое явление 

В последние годы значительно возрос интерес педагогов к использованию системного подхода в обучении и воспитании детей, в управлении жизнедеятельностью образовательного учреждения в целом и детского коллектива в частности. Применение системного подхода позволяет сделать педагогический процесс более целенаправленным, управляемым и, самое важное, эффективным. Построение воспитательной системы в структурном подразделении образовательного учреждения является не только субъективным желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью. Для обоснования педагогической целесообразности создания воспитательной системы группы можно привести следующие аргументы:

  • ребенок, являясь сложной целостной системой, должен развиваться в условиях целостного интегрированного воспитательного процесса, в котором все компоненты максимально взаимосвязаны;
  • воспитательная система группы - это благоприятная среда жизнедеятельности и развития ребенка, эффективно содействующая его личностному росту;
  • системный подход позволяет классному руководителю рационально распределить свои усилия при организации воспитательного процесса в группе;
  • в процессе построения воспитательной системы формируется «лицо» группы, его неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности членов группового сообщества;
  • воспитательная система группы позволяет расширить диапазон педагогического влияния на детей и процесс их развития.

Осознание возможностей и преимущество системного построения практики воспитания учащихся стимулирует желание педагогов применять системный подход в воспитательной деятельности. Однако следует заметить, что создать воспитательную систему группы нелегко. Чтобы системно мыслить и действовать, надо, в первую очередь, иметь отчетливые представления о сущности воспитательной системы, ее структуре и основных компонентах.

Воспитательная  система группы  - это комплекс  взаимодействующих компонентов,  взаимосвязь и интеграция которых обусловливает  формирование  благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов группы.

Воспитательная система группы   как   сложное   социально-педагогическое явление состоит из большого количества компонентов. Выделю компоненты воспитательной системы группы, которые на мой взгляд следует отнести к разряду наиболее существенных и важных.

- индивидно-групповой;

- ценностно-ориентационный;

- функционально-деятельностный;

- пространственно-временной;

- диагностико-результативный.

Рассмотрим каждый из перечисленных компонентов.

Первый компонент индивидно-групповой, представляющий собой сообщество детей и взрослых, объединенных совместной жизнедеятельностью в рамках учебной группы. Он состоит из нескольких элементов:

  • классного руководителя;
  • студентов;
  • родителей;
  • педагогов и других взрослых, принимающих участие в воспитательном процессе и жизнедеятельности группы.

Индивидно-групповой компонент имеет исключительную важность. Во-первых, именно члены группового сообщества (педагоги, учащиеся, родители), обладая субъектными полномочиями, решают, какую воспитательную систему создавать, как ее моделировать и строить, каким образом система должна функционировать и т.д. Во-вторых, основное предназначение воспитательной системы заключается в содействии развитию личности каждого обучающегося в группе и формированию целостного коллектива.

Главную роль в построении и функционировании воспитательной системы группы играет классный руководитель. Ценностные ориентации классного руководителя, его педагогические воззрения и позиция, интересы и увлечения являются одними из наиболее существенных системообразующих факторов.

Очень часто нам приходилось замечать: если основу личности классного руководителя составляют духовно-нравственные ценности, то такие же ориентиры преобладают в группе; если учитель занимает активную позицию, то и студенты отличаются активностью и самостоятельностью; если педагог увлекается изучением и реализацией толерантных отношений внутри коллектива, то и в группе системообразующим видом деятельности становятся коммуникативные связи. Не случайно при смене классного руководителя значительные изменения претерпевает воспитательная система группы.

Отвечая за успешность проектирования учебно-воспитательного процесса в группе, классный руководитель оказывается самым заинтересованным лицом в построении эффективной воспитательной системы.

Важнейшей составляющей индивидно-группового компонента, да и воспитательной системы в целом, являются студенты. С одной стороны, они полноправные субъекты своего развития, жизнедеятельности группы, создания воспитательной системы, а с другой - объекты преднамеренно сфокусированного и непроизвольного влияния совместной деятельности, общения и отношений. Своеобразие воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся. Классному  руководителю необходимо увидеть и понять специфические черты студентов, определить уровень развития коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем постараться избрать оптимальные формы и способы построения воспитательной системы. Иными словами, невозможно копировать воспитательную систему других групп, необходимо творчески ее создавать после тщательного изучения интересов и потребностей учащихся.

Хочется отметить  некоторую степень заинтересованности родителей по отношению к своим детям. Хотелось бы, чтобы родители принимали активное участие в  формировании личности ребенка. Следовательно, родители не должны остаться вне рамок процесса моделирования и функционирования воспитательной системы. «Чужими» не могут быть и педагоги, работающие в этом группе. «Ни один воспитатель, - по мнению А.С. Макаренко, - не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».

Второй компонент воспитательной системы - ценностно-ориентационный, который представляет собой совокупность следующих элементов:

  • ключевая идея замысла системы;
  • цель и задачи воспитания;
  • перспективы жизнедеятельности группы;
  • принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности группы.

Этот  компонент называют ценностно-смысловым ядром системы.

В воспитательном пространстве группы существует широкий спектр индивидуальных и групповых ценностей. Одни ценности играют важную регулятивную роль в построении совместной деятельности и общения, другие - имеют второстепенное значение для членов сообщества и служат лишь фоном их жизнедеятельности, а третьи - вообще не замечаются и как бы вовсе не существуют. Речь идет о приоритете тех или иных ценностей в воспитательной системе. Именно приоритет ценностей, а не их палитра оказывает решающее влияние на выбор целевых ориентиров, установление норм  поведения  и общения, формирование индивидуальных ценностных ориентаций участников воспитательного процесса.

 Третий компонент воспитательной системы группы функционально-деятельностный, который складывается из таких элементов, как:

  • системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения;
  • основные функции воспитательной системы;
  • педагогическое обеспечение жизнедеятельности группы.

Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных функций и связей.

Основу данного компонента составляет совместная деятельность членов группы. Для успешной работы классному руководителю необходимо с одной стороны, пытаться использовать в воспитании и развитии обучающихся разнообразные виды и формы деятельности, а с другой - в широком спектре деятельности выделять какой-то один вид в качестве системообразующего и с его помощью строить  воспитательную систему группы, формировать неповторимую индивидуальность («лицо» группы). Чтобы осуществляемая деятельность и ее влияние на развитие личности ребенка носили более целенаправленный и системный характер нужно  предпринимать попытки объединить отдельные воспитательные дела и мероприятия в тематические программы, ключевые дела, социально-педагогические проекты.

Наиболее популярными вариантами реализации данного подхода являются:

  • систематизация воспитательных дел и мероприятий по направлениям, связанным с развитием таких потенциалов личности ребенка, как познавательный, ценностный (нравственный), коммуникативный, эстетический.

В настоящее время  выделяют несколько ведущих функций классного руководителя:

  • «контролер», обеспечивающий включение обучающихся  в учебно-воспитательный процесс (контроль за посещением, поведением, дежурством, питанием; выяснение отношений с родителями, индивидуальная работа с учащимися, игнорирующими учебно-воспитательный процесс);
  • «проводник»создающий условия для развития познавательного интереса и желания учиться (информирование студентов и родителей об особенностях образовательного процесса в техникуме; проведение воспитательных мероприятий познавательного характера; оказание помощи студентам в самообразовании; координация усилий всех педагогов, работающих в группе);
  • «нравственный наставник»содействующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих конфликтов как между учащимися, так и между учащимися и педагогами (обучение этике и этикету; проведение бесед на нравственные, социальные, правовые темы; оценка поступков студентов; индивидуальная работа с учащимися, нарушающими нормы поведения в образовательном учреждении);
  • «носитель культуры»помогающий освоить культурные ценности, на
    основе которых организован учебно-воспитательный процесс (проведение экскурсий, коллективных походов в музеи, театры, на выставки; организация вечеров и бесед о культуре, культмассовых мероприятий);
  • «старший товарищ», помогающий включиться в различные виды деятельности, берущий на себя часть заботы об учащихся (формирование коллектива, организация коллективной творческой деятельности);
  • «социальный педагог», способствующий решению различных социальных проблем учащихся (создание нормальных условий обучения в техникуме, защита прав ребенка, формирование навыков социальной жизни).

Не столь важно точно выделить главную функцию классного руководителя. Важно, чтобы дети чувствовали доброжелательный настрой к ним со стороны педагога, заинтересованность  его в совместной деятельности, тогда складываются доверительные отношения, которые ведут к конструктивной совместной деятельности. 

Четвертый компонент воспитательной системы группы - пространственно-временной. Он состоит из таких элементов, как:

  • эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда жизнедеятельности и развития учащихся;
  • связи и отношения группы с другими группами;
  • место и роль группы в воспитательном пространстве образовательного учреждения;
  • этапы развития воспитательной системы.

Каждая воспитательная система имеет среду - свое жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов группы, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации. Основным «местом жительства» группы, как правило, является учебный кабинет, закрепленный администрацией техникума за учащимися и классным руководителем . В нем происходят главные события жизни группы.

Однако это не означает, что воспитательная система группы должна быть закрытой системой с максимально ограниченными внешними связями и отношениями. Совершенно не так - лишь открытость системы позволяет ей эффективно действовать и интенсивно развиваться.  Неоправданное ограничение внешних связей воспитательной системы ведет к кризисным явлениям в функционировании и развитии системного образования.

Пятый компонент воспитательной системы группы - диагностико-результативный, включающий в себя следующие элементы:

  • критерии эффективности воспитательной системы;
  • методы и приемы изучения результативности воспитательной системы.

В нашем техникуме разработана целая система определения результативности воспитательной работы.

Таким образом, мною названы и охарактеризованы основные компоненты воспитательной системы группы. Наличие у классного руководителя представлений о сущности и строении воспитательной системы позволяет ему более осознанно и уверенно приступить к деятельности по моделированию и построению системы воспитания  обучающихся группы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – КУЛЬТУРНО-НРАВСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ"

Цель воспитания:В качестве цели воспитательной деятельности проектируется следующие характеристики выпускника. Это человек:- Имеющий особенную нравственную позицию;- Носитель определенного типа культу...

Проект воспитательной системы

Проект  представлен на ярмарку педагогических проектов и идей "Кубань- сторонушка родная!". Организован с целью изучения родного края, традиций и быта  кубанских казаков  на материале н...

План воспитательной работы группы

Задачи годаВ соответствии с Концепцией воспитания в НСГК первоочередными в воспитании определяются следующие задачи:Способствовать успешной адаптации к учебному заведению.Создать  доброжелательны...

Влияние воспитательной системы Кобяконского пришкольного интерната на социализацию, саморазвитие и самореализацию воспитанника.

В Кобяконском пришкольном интернате воспитаетельная программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, которые приезжают учиться из отдаленных. соседних наслегов. Основной целью воспитания в...

ПОСТРОЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ГРУППЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ «ЭЛЕКТРОМОНТЕР ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ»

Построение воспитательной  системы в  учебной группе – это один из  способов  организации жизнедеятельности и воспитания членов сообщества учебной группы, представляющих собой цело...

Заседание городского методического объединения заместителей директоров по воспитательной работе и старших вожатых «Обновление содержания современных моделей воспитательной системы школы»

Заседание городского методического объединения заместителей директоров по воспитательной работе и старших вожатых«Обновление содержания современных моделей воспитательной системы школы»...

Воспитательная система в работе с группой.doc

Поиски обновления и совершенствования воспитательной практики привели к идее создания воспитательной системы группе....