Классный час как форма воспитательной работы.
материал на тему

Колемаскина Лариса Викторовна

Классный час - это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_kak_forma_vospitatelnoy_raboty.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

                Классный час как форма воспитательной работы  

                        Технология и проведение классных часов

Классный час - это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.

В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:

  • обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, технике, человеке;
  • формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности;
  • развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностно-смыслового ядра личности ребенка;
  • содействие становлению и проявление субъектности и индивидуальности учащегося, его творческих способностей;
  • формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

                        Воспитательные функции классного часа

Просветительная функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний учащихся из этики, эстетики, психологии - наук, не нашедших отражения в учебных программах, или из физики, математики, литературоведения и других уже известных школьникам наук. Эту функцию классного часа зачастую называют функцией «ознакомления с миром».

Ориентирующая функция заключается в формировании у учащихся определенных отношений к объектам окружающей действительности, в выработке у них определенной иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительная функция помогает знакомиться с миром, то ориентирующая помогает оценивать мир. Правда, она неразрывно связана с просветительной: нельзя ученику передать отношение к объекту мира, с которым ученик незнаком; нельзя привить любовь к Родине тому, кто не знает ее красоты, никогда не удается развить уважительное отношение к классической музыке без ознакомления с нею; будут бесплодными попытки воспитать любовь к прекрасному без организации «встречи» с этим прекрасным.

Направляющая функция помогает переводить разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Эта функции выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни воспитанников, на их поведение, на выбор жизненного пути, на постановку жизненных целей и реализацию этих целей.

Готовить классный час надо не менее тщательно, чем урок: продумывать содержание, определять четкую структуру, создавать обстановку и заранее готовить вспомогательный материал. Не менее выстраивать тематическую систему ряда классных

часов так, чтобы они составляли цепь воздействий, а не были бы рядом разрозненных, случайных влияний, которые легко «смываются» стихийными жизненными влияниями.

Методика организации классного часа складывается из трех основных направлений работы педагога:

  • определение содержания классного часа,
  • организационное оформление,
  • планирование серии классных часов как целенаправленного процесса.

Методы и приемы проведения классных часов

  1. Рассказ, в ходе которого освещается определенный фактический материал, достоверный или основанный на художественном воображении. Передача информации производится в конкретно-образном виде и потому легко воспринимается любой аудиторией школьников. Но чтобы рассказ эффективнее выполнял воспитательные функции, необходимо по ходу повествования передавать определенное отношение к событиям, явлениям и их героям с помощью интонации, лексических и мимических средств.
  2. Анкетирование и анализ его результатов можно назвать переходным этапом от информационного метода к дискуссионному. Здесь возможны два варианта: предварительное анкетирование, его анализ и выступление учителя на классном часе по итогам анализа; непосредственное анкетирование на классном часе с немедленным анализом анкетных данных.
  3. Беседа за круглым столом. На такой классный час подготавливаются материалы самостоятельно по заранее объявленной теме. Вопросы же для осуждения предлагаются на самом классном часе. Опираясь на подобранный и изученный материал, учащиеся пробуют дать верные ответы на поставленные вопросы. Создается обстановка непринужденного общения, «свободы» и самостоятельности принятого решения. Однако руководство беседой должно осуществляться путем умелой постановки вопросов и сопоставления приводимых учениками аргументов, контраргументов.
  4. Обсуждение конкретных событий общественной и школьной жизни организуется в том случае, если это событие яркое и есть прямая необходимость сформировать определенное к нему отношение. Школьники в данном случае не только слушатели, активные участники разговора.
  5. Встречи с произведениями искусства есть важное средство расширения жизненного кругозора и опыта учащихся, репродукции, фотографии, слайды, фонозаписи и др. - все это, принесенное на классный час, как бы раздвигает стены школы, позволяет вобрать в себя мир в широких его проявлениях. Вариацией этой формы является классный час с элементами художественно-творческой деятельности самих учащихся: они поют, читают стихи, демонстрируют свои поделки, рисунки.

Алгоритм подготовки и проведения классного часа

1. Составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год.

  1. Уточнение-темы классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению.
  2. Выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов и разработка плана их действий.
  3. Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа.
  4. Составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа.
  5. Психологическая подготовка учащихся. Они должны ожидать классный час, настроиться на важный и серьезный разговор. Настрой создается начиная с момента оповещения учащихся о предстоящем классном часе.
  6. Проведение классного часа.
  7. Анализ деятельности по его подготовке и проведению, оценка результативности классного часа.

Структура классного часа

  1. Вступительная часть (5 мин). Мобилизовать внимание учащихся, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме беседы, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека.
  2. Основная (содержательная) часть (30 мин). Назначение основной части определяется воспитательной задачей классного часа.
  3. Заключительная часть (10 мин) может быть больше по времени, если разговор перешел в русло практических дел класса, но не более 10 минут, чтобы не затмить, не «смыть» впечатления от основного содержания классного часа.

ЛИТЕРАТУРА

Дюкина О.В. Учебно-методическое пособие : Дневник классного руководителя. – Киров :изд. «ВАКО», 2011.

Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 3: Психодиагностика.

Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изд. - М.: ТЦ «Сфера», 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разнообразие форм воспитательной работы по формированию нравственно-патриотических качеств у студентов среднего профессионального образования

Патриотизм – важнейшее моральное качество человека. Сущность патриотизма, его содержание.Структурные компоненты патриотического воспитания. Организация практической деятельности студентов по...

«Разнообразие форм воспитательной работы по формированию нравственно-патриотических качеств у студентов среднего профессионального образования»

Патриотизм – важнейшее моральное качество человека.Сущность патриотизма, его содержание.Структурные компоненты патриотического воспитания.Организация практической деятельности студентов по...

Тренинг на развитие творческих способностей и креативности, как одна из форм воспитательной работы с учащимися

Данный тренинг поможет преподавателям в развитии творческого потенциала учащихся...

Классный час - как форма воспитательной работы в хореографическом коллективе - методическая разработка

В работе рассказано о методике проведения классных часов, даны примерные темы,приведён план проведения ситуационного рефлексивного классного часа на тему: " Анализ проведения открытого занятия "Танцы ...

Формы воспитательной работы

Более 60 форм воспитательной работы предложены в картотеке. Разработка предложена для вожатых, педагогов - организаторов, педагогов дополнительного образования, классных руководителей....

Доклад на ЦМК КР "Классный час как одна из приоритетных форм воспитательной работы в ССУЗе"

Доклад на ЦМК КР "Классный час как одна из приоритетных форм воспитательной работы в ССУЗе"...

"Активные формы воспитательной работы с учащимися"

Профессионализм педагога, организатора заключается в овладении наибольшим количеством форм работы и умением их использовать для решения конкретной педагогической задачи с максимальным воспитательным э...