Тренинг на развитие творческих способностей и креативности, как одна из форм воспитательной работы с учащимися
материал на тему

Козлова Анастасия Юрьевна

Данный тренинг поможет преподавателям в развитии творческого потенциала учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_konferentsiya_volsk.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Козлова А.Ю.

Тренинг на развитие творческих способностей и креативности,

как одна из форм воспитательной работы с учащимися.

Творческие способности понятие комплексное (Джексон, Мессик, Гилфорд и др.), его основу составляет высокий уровень восприятия, воображения, умения находить новые оригинальные решения, проявлять настойчивость, независимость в суждениях. Это своеобразный ключ к успеху. Причем, к успеху не только в артистических профессиях, но практически во всех сферах жизни. Развитые навыки нестандартного мышления открывают перед человеком широкие возможности для самореализации. Психологи и педагоги заметили, что дети с богатой фантазией успешно решают нестандартные, а значит, и сложные задачи, легче переживают неприятности, пользуются уважением среди сверстников, хорошо адаптируются в социальной среде. От того, насколько развиты наши творческие способности, зависит наше восприятие окружающего мира и то, кем и насколько комфортно мы себя в нем ощущаем.

Целесообразность выделения творческой одаренности как отдельного вида определяется тем, что стандартные учебные программы и учебный процесс дают мало возможностей для ее проявления и развития. Иногда педагог видит свою задачу в том, чтобы передать ученику какую-то сумму специальных умений и навыков, которыми тот потом сможет воспользоваться для творческой работы. На самом деле последовательность должна быть как раз обратной. Не нужно обременять ребенка «знаниями» впрок, когда их не к чему приложить. Нужно, чтобы перед ним стояла конкретная творческая задача, а вот для ее решения понадобятся (самому ребенку понадобятся!) те или иные знания и умения, которых ему недостает.

Для развития творческих способностей можно использовать различные формы как учебной, так и воспитательной работы. Говоря о формах воспитательной работы с детьми, особое внимание следует обратить на психологические формы работы с учащимися.  И одной из таких форм является психологический тренинг. Термин «тренинг» (от англ. train, training) имеет ряд значений: обучение, воспитание, тренировка. Это группа методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности.

В данной работе хотелось бы поделиться опытом проведения подобных тренингов и предложить несколько упражнений, направленных на развитие нестандартности мышления и творческих способностей.

Тренинговое занятие является групповым, количество участников 8-10

человек. В начале занятия проходит знакомство.  Предлагается каждому участнику оформить собственную визитку, где указывается тренинговое имя (свое личное, игровое, друга, литературного героя и т.д.), и схематическое изображение себя в виде предмета, цветка, животного. Каждый участник поясняет свое имя, свой рисунок.

Упражнение «Что?, Откуда?, Как?».

Описание. Участникам, сидящим в кругу, демонстрируется какой-либо необычный предмет, назначение которого не вполне понятно (можно использовать даже не сам предмет, а его фотографию). Каждый из участников по порядку должен быстро ответить на три вопроса: Что это? Откуда это взялось? Как это можно использовать? При этом повторяться не разрешается, каждый участник должен придумывать свои новые ответы на каждый из этих вопросов. Самый простой способ брать предметы не целиком (их назначение более или менее ясно), а обломки чего-либо – такие, чтобы по ним сложно было понять откуда они взялись. Это легкая «интеллектуальная разминка», активизирующая беглость мышления участников, стимулируя их к выдвижению необычных идей и ассоциаций.

Упражнение «Применение умений».

Описание.  Каждый из участников называет какое-нибудь спортивное умение, которым он владеет (например, кататься на сноуборде или на роликах, подтягиваться на перекладине, кидать мяч в точно заданном направлении и т. п.). Потом остальные участники предлагают возможные варианты применения этих умений — не только в физкультуре и спорте, но и в других жизненных областях. Упражнение обучает генерировать идеи о способах практического применения имеющихся у участников ресурсов, способствует повышению самооценки, а также повышает мотивацию к выработке новых умений и совершенствованию имеющихся

Упражнение«Арка».
Описание. Участники объединяются в команды, получают бумагу формата А4, ножницы  и им дается задание: изготовить такую арку, чтобы через нее смог пройти любой из участников или все по очереди. Продемонстрировать как можно больше способов. Упражнение развивает творческие способности, стимулирует к поиску  нестандартного решения поставленной задачи.

Упражнение «Портрет креативного человека».

Описание. Группа делится на две группы. На листах ватмана необходимо изобразить портрет творческого человека. На создание образа дается 10 минут. Каждой команде представить свой портрет. Упражнение направлено на обобщение полученных навыков в ходе тренингового занятия.

Успехов вам и побольше положительных эмоций, самых качественных эмоций в мире!

Список литературы:

  1. Грецов А.В. Лучшие упражнения для развития креативности. / Учебно-методическое пособие.- СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006
  2. Ильин Е.П. «Психология творчества, креативности, одаренности».-СПб., Питер Серия: Мастера психологии, 2009
  3. Йири Шерер. Техники креативности: как в 10 шагах найти, оценить и воплотить идею/ Йири Шерер:[пер. с нем. О. Гляйсснер].-М.:СмартБук, 2009