Главные вкладки

    Методическая разработка на тему:
    "Русский народный праздник "Масленица""

    Кяримова Лилия Магомедовна

    Методическая разработка по организации внеклассной работы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл maslenitsa.docx26.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    ГАПОУ СО «СКИПО ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ»

    Методическая разработка по организации внеклассной работы

    на тему:

    «Русский народный праздник «Масленица»

    Воспитатель ГАПОУ СО

                        «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ»

            Кяримова Лилия Магомедовна

    Саратов 2015

            

    СОДЕРЖАНИЕ

    1.Подготовка людей к Масленице

    2. Масленичные обряды

    3. Значение круга

    4. Что означает слово Масленица

    5.Масленичные обычаи

    6. Назначение дней масленичной недели

    7. Масленичные игры, конкурсы

    8. Игра «Взятие снежного городка»

    9. Сжигание чучела Зимы

    10. Финальные забавы

    ВВЕДЕНИЕ

    «Ты у нас краса и слава,

                                                                                                              Наша сила и казна,

                                                                                                                 Наша бодрая забава,

                                                                                                                       Молодецкая зима!

            Скоро масленицы бойкой

                                                                                                                Закипит широкий пир,

                                                                                                                     И блинами и настойкой

           Закутит крещенный мир»

    /П.Вяземский/

    Масленица в христианстве – неделя, предшествующая Великому Посту. Берет начало в весеннем празднестве древних славян. По своему содержанию обрядовая символика масленичных обычаев связана с древнеславянскими традициями проводов зимы и встречи весны.  

    Любили на Руси Масленицу – праздник веселый, озорной, отчаянный. Прощались с зимой, встречали весну. Последний раз катались с гор, устраивали битвы снежками, сжигали чучело Зимы, ели блины. Еще с языческих времен блин был символом солнца. Ритуально съедение блина – во славу Весны, плодородия земли. Это роднило Россиян с самим Солнцем. В масленичную неделю не ели мяса, а королем стола был блин. Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. На масленицу в качестве жертвоприношения изготавливали огромную страшную куклу – древний священный образ божества, ее возили по деревне, а затем убивали, разрывали на части, жгли на костре, топили в воде.           Этот обряд плодородия связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; плодоносящих сил природы, обновления ее жизненной силы. Оказывается, этот первобытный праздник народом был заложен глубокий смысл: рождение жизни через борьбу, смерть и воскрешение.

    ЦЕЛИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

            Познакомить обучающихся с одним из календарных праздников на Руси Масленицей, с ее обрядами, преданиями, играми. Показать, как отмечался этот праздник на Руси, какие события отражал этот праздник, что являлось символом масленицы, как проводились сырная неделя, как проходило сжигание чучела Зимы.

    ОПИСАНИЕ МЕТОДИЧЕМКОЙ РАЗРАБОТКИ

    Оформление зала: стены украшены праздничными плакатами с изображениями солнца, блинов. Празднично убран стол на котором разложены всевозможные кушанья, которые ели на масленицу. Король стола был блин.

    Ведущий.  На масленицу народ душу отводил. Масленица окая, пьяная, разорительная. Перед Масленицей объезжали торги, базары, закупали муки, меду, масла, сыра и молочные продукты. А также обновки бабам и девкам, т.к. на Масленицу положено ходить в гости. По сказаниям церковных историков, в эти дни безумствовали, т.е. надевали на себя личины (маски), костюмы, причем переряжались мужчины в женские костюмы, а женщины – в мужской наряд. Иногда мужчины наряжались в довольно странные костюмы (пугалами), чтобы казаться страшнее. Таким было начало  карнавала, существующего идо сих порот дня трех королей до Пепельной среды.

         Масленицу праздновали и в деревнях и городах. В 1722 году Петр I  снарядил масленичный поезд. Пировали 4 дня. Масленичный обряд связан и с зимним и с весенним календарем. Встречая весну, надо было изгнать зиму, стужу. Цель этого праздника – заставить солнце светит ярче, сильнее. Сдвинуть его по календарному кругу, потому в обряде масленицы, в различных видах, приветствует круг, катание по кругу вокруг села на лошадях, с гор спускание горящие колеса.

         Символ масленицы – блин, как маленький диск солнца. Главную роль в русской Масленице играют блины, которые добрыми хозяйками пекутся всю неделю: на блины зовут гостей и повсюду угощают блинами. Как все народы, пекли пресные лепешки на угольях, прежде чем научились готовить заквасное тесто, поскольку блины символизируют древние хлеба.

          Имя свое Масленица получила от обильной, жирной, масленой еды. Которой надо было угощать всю масленичную неделю. Чем больше едят угощений на масленичную неделю, тем лучше урожай Неслучайно на масленичной неделе играли свадьбы.

    Раньше масленица была две недели, теперь одна.

    В церковном календаре- сыро-пустная неделя масленица. Каждый день масленичного обряда имеет свое название т.е. назначение.

    ПОНЕДЕЛЬНИК – встреча масленицы. С блинами выходят на возвышенность и поют песни солнцу.  Масленицу в виде куклы, как символ без лица, сажают на масленичный поезд, везут по деревне, поют песню.

    (Вокальной группой исполняется песня «Масленица»)

    А мы масленицу устречали,

    Устречали, люли, устречали!

    Мне блинами гору усыпали,

    Усыпали, люли, усыпали.

    Сверху масельцем поливали.

    Как от сыра гора крута,

    Гора крута, люли, гора крута,

    А от масла гора ясна, гора

    Ясна люли, гора ясна.

    А нас мамочки, домой кличут.

    А нам домой не хотится

    Не хотится, люли не хотится.

    Нам хотится прокатиться

    Прокатиься, люли прокатиься,

    А мы масленицу устречали,

    Устречали, люли, устречали.

    ВТОРНИК – Заигрыши, Ходили в гости, веселились, шутили, играли.

    (Проводится игра «Золотые ворота»)

    Описание игры: Играющие выбирают двух ведущих. Они сговариваются, какие возьмут себе названия: один называет себя «Серебряное блюдечко»; другой – «Наливное яблочко». После этого они берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «Золотые ворота». Остальные участники игры выстраиваются один за другим гуськом, берутся за руки, исполняют песенный припев и проходят в ворота. На фразе «не пропусти вас» ведущие опускают руки и закрывают ворота, задерживая одного из игроков. Он просит «Золотые ворота, пропустите вы меня!» Ему отвечают:  «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем! –Что выбираешь  серебряное блюдечко или наливное яблочко? Задержанный игрок выбирает и переходит на одну или другую сторону, он встает за спину ведущего. То же и с другими участниками. Так играющие делятся на две команды. После этого они мерятся силой: берут длинную веревочку и перетягивают на свою сторону.

    (Во время игры исполняется песня «Золотые ворота»)

    Золотые ворота, проходите, господа!

    В первый раз прощается,

    Второй запрещается,

    А на третий раз не пропусти вас!»

    СРЕДА – Лакомка. Свое искусство домашним демонстрируют хозяйки В среду собирала гостей теща.  Главным гостем был зять, которого теща потчевала блинами и пирогами. Зять на двор – пирог на стол. У тещи про зятя и ступа доит. Придет зять, где сметанки взять?

    (Вокальной группой исполняется песня «Было у тещи семь зятьев»)

    Было у тещи

    Семь зятьев:

    Хомка зять

    И Пахомка зять

    И Гаврюшка зять,

    И Гришка зять,

    И Макарка зять,

    И Захарка зять,

    Зятюшка-Ванюшка-

    Милей всех зятьев!

    И стала теща

    Зятьев на стол сажать.

    Хомка сел,

    «Зятюшка Ванюшка,

    Поди вот тут сядь!»

    Стала теща зятьев

    Вином потчевать:

    Хомке рюмка,

    Зятюшке Ванюшке-

    Рюмочка с винцом!

    Стала теща с зятьев

    Деньги обирать;

    С Хомки – рубль.

    С зятюшки Ванюшки –

    Пара серебра!

    Стала теща

    Зятьев провожать;

    И Хомке – в шею,

    А зятюшку Ванюшку

    За светлые волоса.

    Вдущий, ЧЕТВЕРГ – называли «Широким». В этот день ломящимся от масленичных явств столам прибавлялись потехи самые разные: балаганы, качели, кулачные бои, катание на санках и шумные пирушки.

    ПЯТНИЦА – Зятья ходили к теще на блины

    (Вокальной группой исполняется песня «Блины»)

    Ведущий; СУББОТА – Молодая невестка приглашала к себе родных на «Золовкины посиделки», угощала всех блинами и одаривала золовок подарками.

    ВОСКРЕСЕНЬЕ – Проводы Масленицы. В этот день русские посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся говоря: «Прости меня буде в чем виноват перед тобой». «Бог тебя простит», - отвечает другой. В воскресенье –«Прощенный день» устраивали проводы масленицы. С утра ребятишки собирали дрова для костра жечь Масленицу.

    (Обучающийся читает слова)

    Ельник, березник

    На чистый понедельник!

    Уж то ли не дрова –

    Осиновы дрова

    Березовы дрова!

    Подавайте их сюда

    На Масленицу

    На горельщицу!

    На масленицу проводилось множество игр, конкурсов.

    (Проводится игра «Бритый шарик»)

    Описание игры: А сейчас возобнови старую традицию. На ваших глазах опытные брадобреи будут брить намыленный воздушный шарик используя бритвенный станок. Укого шарик не лопнет, тот и будет объявлен великим мастером.

    Ведущий. В быту, обрядах, сказках русского народа большое значение придавалось поясу. Мужчине без пояса считалось не приличным находиться на народе и в обществе. «Ишь распоясался! –говорили о хмельном крикуне и забияке. Распоясать человека означало оскорбить, обесчестить его. Считали, что пояс приносит удачу в жизни, охоте и земледелии.

    (Проводится конкурс на лучшего художника по росписи пояса)

    Описание: Приглашаются два человека, которым выдаются краски, кисти, бумажные пояса (белые). Им предлагается расписать пояса и представить свою работу.

    Ведущий. На масленицу обязательно пекутся блины и булочки в форме птиц (чаще всего в форме жаворонков, т.к. именно прилет жаворонков свидетельствуют о полном наступлении весны  в природе). Этими блинами и жаворонками и украшали праздничный стол и угощали от души всех гостей.

    (Девушки в русских сарафанах угощают блинами всех присутствующих в зале людей. Вокальная группа исполняет русскую народную песню о Весне).

    Жаворонки, прилетите,

    Студену зиму унесите,

    Студену зиму унесите

    Теплу весну принесите:

    Зима нам надоела,

    Весь хлеб у нас поела!

    Жаворонок, жаворонок!

    На тебе зиму, а нам лето!

    На тебе сани, а нам телег!

    Жаворонушки!

    Прилетите к нам, да принесите нам

    Жаворонушки!

    Нам весну красну да красно летеце.

    Ведущий. И так мы подпоясаны и побриты. Теперь надо причесаться.

    (Проводится конкурс парикмахеров)

    Описание: Мы знаем, что овал лица может быть разным. Представим мастерам подобрать к каждому лицу такую прическу, которая скрывала бы его недостатки. Работу необходимо прокомментировать. Парикмахерам выдается картон с вырезанными отверстиями для лица в виде: круга, треугольника, квадрата и другие.

    (Пока парикмахеры придумывают прически девушки исполняют веселые частушки)

    (Проводится музыкальный конкурс)

    Описание: Приглашаются юноши и девушки не лишенные музыкального слуха. Используя деревянные ложки, тарелки, свисток, барабан, бубны им предлагается создать самодеятельный оркестр и под музыку исполнить «Светит месяц, светит ясный»

    Ведущий «Зима не даром злится, прошла ее пора, весна в окно стучится и гонит со двора».

    (Вокальной группой исполняется песня «Прощай Масленица»)

    Ты прости, прощай

    Масленица дорогая

    Ты гостила у нас, эх недолго,

    Семь денечков.

    Наша масленица

    На отходе, на отходе,

    Ты прости, прощай

    Гостья наша дорогая.

    А мы думали погостишь

    Ты семь годочков,

    А Великий пост, на приходе

    На приходе.

    (2 – часть праздника проводится на улице, на площадке)

    Ведущий; Объявляется конкурс на лучшую снежную поделку.

    Описание. Участникам игры предлагается слепить из снега любую скульптуру и разукрасить ее акварельными красками.

    (Пока подельщики работают, проводится конкурс загадок:)

     

    1. Ток железный, посад яровой (Блин на сковороде)

    2. На плешь капнешь, вставишь, попаришь, вынешь, поправишь.

    3. Берега железны, рыба без костей, вода дорога.  (Сковорода, блин и масло)

    4. Сидит царь – птица на золотых яичках (Сковорода на углях)

    5. Прилетела пава, села на лаву, распустила перья для всякого зелья (Весна)

    6. Была белая, да седая, пришла зеленая, молодая. (Зима и весна)

    7. Старый деде, ему сто лет, мост намостил во всю реку, а  пришла молода – весь мост размела (Мороз и весна)

    8.Живет – летит, умрет -  бежит (Снег)

    9. Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает (Снег)

    10. На дворе горой, а в избе – водой (Снег)

    11. Всю зиму смирно лежит, а весною убежит. (Снег)

    (Участникам праздника предлагается поиграть в игру «Горелки»)

    Описание игры; Играющие выстраиваются парами друг за другом в колонну. Впереди, спиной к ним, становится горельщик. Ему поют песню:

    Гори, гори ясно,

    Чтобы не погасло!

    Глянь на небо

    Птички летят,

    Колокольчики звенят:

    Диги дон, диги дон,

    Беги с разных сторон!

    После игроки, стоящие в последней паре бегут с двух сторон вдоль колонны. Горельщик старается поймать одного из них. Если бегущим игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает горельщик, тони встают впереди колонны, горельщик опять возвращается на свое место, и игра повторяется. А если он поймает одного из бегущих, то встает с ним впереди колонны, а новым горельщиком становится игрок оставшийся без пары.

    (Участникам праздника предлагается принять участие  в игре «Взятие снежного городка»)

    Описание игры; Строится огромная снежная крепость (целый городок), где хозяева (1 команда) заготавливают все необходимое для боя (в первую очередь запасы снежков-снарядов). Наступившие на снежный городок (2 команда) должны любой ценой овладеть им, выбить из него хозяев. Первая команда защищает крепость, вторая – осаждает. У первой команды есть комендант города. При взятии крепости коменданта топят в снегу.

    (И, наконец, -кульминация Масленицы)

    Описание; ряженые участники праздника на санках вывозят соломенную куклу больших размеров, наряженную в русский национальный костюм. Это зима. Ее устанавливают в центре костровой площадки и прощаются с ней шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний голод и благодарят за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают под веселые возгласы и песни.

    Когда костер разгорается, в него кидают разные старые личные вещи. Считалось, что со сгоранием старых вещей сгорали все людские неудачи.

          С Масленицей прощались и в шутку, и всерьез. Подбрасывая дровишки в огонь, говорили: «Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай!»

         (Когда чучело сгорит, молодым участникам праздника предлагается завершить карнавал финальной забавой: перепрыгиванием через костер и покататься с ледяной горки.)

    Этим состязанием в веселье и ловкости завершается праздник Масленицы.

    РЕКОМЕНДАЦИИ АВТОРА

    1. Данную литературно-музыкальную разработку рекомендую проводить как в училище, так и в школах.

    2. Масленица издавна являлась одним из любимейщих праздников проводимых на Руси.

    Современная молодежь должна знать обычаи, обряды, суеверия русского народа. Услышать масленичные песни, научиться играть в масленичные игры.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие эмоциональной выразительности у детей младшей группы «Ансамбля русской народной песни» средствами индивидуализации обучения.

    приобщение детей к фольклору и развитие их творческих способностей, путём погружения в этнокультурные традиции....

    План открытого урока по музыке на тему "Русская народная песня"

    Данный урок разработан для студентов 3 курса специального дошкольного отделения, изучающих учебную дисциплину "Музыка, ритмика"...

    Русские народные промыслы

    Презентация о народных промыслах России...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету « Коллективное музицирование» Ансамбль русских народных инструментов для специальности Музыкальное исполнительство (Народные инструменты)

          Рабочая  программа  дисциплины  «Музыкальный  инструмент»   Ансамбль русских  народных инструментов    составлена  с ...

    Русские народные инструменты: баян

    Статья для широкого круга любителей инструмента баяна о создании и развитии....

    Инструментовка для оркестра русских народных инструментов. "Русская кадриль" муз. О. Дымова

    Инструментовка произведения "Русская кадриль" О. Дымова для оркестра русских народных инструментов детской музыкальной школы....

    Инструментовка для оркестра русских народных инструментов р.н.п. "А я по лугу"

    Инструментовка р.н.п. "А я по лугу" для оркестра русских народных инструментов детских музыкальных школ...