Ооткрытый классный час на тему "Вирус сквернословия"
презентация к уроку по теме

Хасанов Ильнур Мулланурович

ГБОУ «АКТАНЫШСКАЯ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ХАСАНА ЗАМАНОВА»

открытый

классный час

на тему

"Вирус сквернословия"

 

ОФИЦЕР ВОСПИТАТЕЛЬ И.М. ХАСАНОВ

2015 год

 

 

 

 

Классный час "Вирус сквернословия"

  Цели:

·                      Формирование навыков здорового образа жизни

·                      Формирование  культуру речи, эстетического вкуса, культуры поведения

·                     Развить умение работать в группах

Задачи:

·                     Расширить знания учащихся о вредных привычках.

·                     Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества

·                     Побуждать к нравственному самосовершенствованию.

Подготовительная работа:

1)                Провести опрос среди учащихся: «Твое отношение  к сквернословию»

2)                Плакаты, отражающие данную проблему:

 «Мат укорачивает жизнь»

      «Сквернословие вредит здоровью»

             « Здоров будешь – все добудешь»

              «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял,

              здоровье потерял – все  потерял»

             «Здоровье сгубишь – новое не купишь»

                                                                                              Речь - это показатель ума.

                                                                                                                            Сенека.

Здравствуйте, ребята!

Мы сегодня проведем классный час  «Вирус сквернословия».

Проводя этот классный час,  мы поднимем  самый больной вопрос, волнующий не только нас, но и  окружающее нас общество. На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность. Сегодня “матом” разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины.

(ВИДЕО ОПРОС)

Так ли уж безобидна эта вредная привычка? Мы сегодня с вами об этом поговорим.

Эту тему мы выбрали не случайно, потому что в последнее время многие девушки и юноши часто стали использовать в речи бранные слова, то ли не зная значение этих слов, то ли  из-за недостаточности словарного запаса,   поэтому  чтобы узнать, зачем мы произносим эти матерные, бранные слова провели опрос учащихся «Твое отношение к сквернословию»

 (СЛАЙД 2)

В анкете 8 вопросов, даны три варианта ответа, учащиеся должны выбрать один  правильный ответ. (СЛАЙД 3)

Какой вывод можно сделать по проведенному анкетированию?

Во первых, спасибо учащимся  за откровенность!

Из  20 ответивших учащихся  первого вопроса, к сожалению половина  употребляют  в речи бранные слова,  потому что стала привычкой. (2-9 вопрос – обсуждение)

Проведя и обсудив опрос многие пришли  к духовному, к душевно-лексическому оздоровлению. (СЛАЙД 4)

А теперь, начнем наш классный час «Вирус сквернословия»,  я хочу вкратце ознакомить вас со значением слова сквернословия, т.е. поговорим с вами о вреде  сквернословия, какую отрицательную роль причиняют высказанное не цензурными словами.

 

Что такое сквернословие?

(СЛАЙД 5) Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика "телесного низа" и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова "скверна".

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, дети старшего возраста  стараются бранными словами  задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

(СЛАЙД 6) Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: "Каков человек, такова его и речь"

И я попрошу  участвовать  в диалоге о сквернословии, об истории возникновения сквернословия,  о сквернословии и здоровья, о научном  исследовании о сквернословии  не только учащихся нашего класса но и уважаемых коллег.

    1)  сообщение: «История   возникновения сквернословия»  - Ассанкулова Дж.

   2) сообщение «Сквернословие и здоровье» - Д. Айлана.

   3) сообщение «Научные исследования ученых о вреде сквернословия» - Б.Милля.

 

 

 

История возникновения сквернословия (СЛАЙД 7)

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом,  так называемый, мат  является языком общения с демонами. (СЛАЙД 8) Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя  мат в разговоре с друзьями,  родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову  и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. (СЛАЙД 9) Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению, т.е. по церковному закону, за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.

Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. В наше время мат используется:

(СЛАЙД 10) 1) для повышения эмоциональности речи,

2) эмоциональной разрядки,

(СЛАЙД 11) 3) оскорбления, унижения адресата речи,

4) демонстрации агрессии,

5) демонстрации отсутствия страха,

6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,

(СЛАЙД 12) 7) демонстрации принадлежности к "своим".

Может кто-то спросит, что такое ЭМОЦИЯ.  Это-чувство, переживание человека.

Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева), т.е. человек не может выразить словами свое состояние из-за не хватки словарного запаса.

 

Сквернословие и здоровье (СЛАЙД 13)

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки или можно сказать языковой информации эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

В 20-м  веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки. (СЛАЙД 14)

Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. (Видео ролик с кристаллами воды.)

Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности живого организма, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

Группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые  матершинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

О том, что сквернословие — далеко не безобидная привычка, говорят нам и другие научные исследования. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все «обруганные» матом семена арабидопсиса погибли, (СЛАЙД 15) а выжившие стали генетическими  уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни (Arabidopsis Thaliana - родственник горчицы и капусты. Однако, в отличие от них является сорным растением). Во второй части эксперимента исследователи «обласкали» самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в «благословленных» семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали стали на свои места и восстановились!

(СЛАЙД 16) К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.

Не только религия, эзотерика, но и научные исследования доказали вредоносное воздействие сквернословия на самого говорящего и окружающих. Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни.

 

  А  сейчас  ответьте на вопрос:

         Готовы ли вы излечиться от вируса сквернословия?  Каким образом?

1)                                 Развивать устную, литературную речь.

2)                                 Читать много классическую литературу.

3)                                 Я думаю, что обязательно надо развивать культуру речи.

4)                                 Я думаю, вести здоровый образ жизни, беречь здоровье.

       

Уважаемые учащиеся, присутствующие здесь коллеги!

Спасибо  Вам за Ваше участие в нашем диалоге по наболевшему  в сегодняшнее время вопросу – вопросу о сквернословии.               

Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.

Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!   Давайте будем надеяться, что проведенный сегодня  нами, классный час  принесет положительный результат  и  те  привыкшие к сквернословию задумаются.

 Спасибо.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

великая отечественная война 1941 - 1945

Слайд 3

Война началась 22 июня 1941 года в 4 часа утра. Это было воскресенье, люди спали. Война длилась 4 года. Она закончилась 9 мая 1945 года. В годы войны погибли 20 миллионов советских людей. Полностью было разрушено 1710 городов и посёлков городского типа, 70 тысяч сёл и деревень. Осталось без крова почти 25 миллионов человек.

Слайд 4

Этот плакат призывал молодых и старых на войну с врагом.

Слайд 5

Государство увековечило подвиг безымянных героев Вечным огнём Славы над могилой Неизвестного солдата в Москве, у Кремлёвской стены.

Слайд 6

Вечный огонь в Москве. Могила Неизвестного солдата.

Слайд 7

Пискарёвское кладбище в Санкт- Петербурге

Слайд 10

Мамаев курган в Волгограде

Слайд 11

Сапун – гора в Севастополе


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ «АКТАНЫШСКАЯ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ» Классный час на тему ВИРУС СКВЕРНОСЛОВИЯ Офицер-воспитатель И.М. Хасанов

Слайд 3

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ 1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? а) стала привычкой – 10 человек б) символ взрослости - 8 в) недостаточный словарный запас - 2 2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? а) от злости -9 б) из-за неуважения к людям - 8 в) стала привычкой - 3 3. Как часто ты произносишь эти слова? а) почти каждый день -2 б) редко- 12 в) никогда не использую - 6 4. В каких ситуациях это происходит? а) во время ссоры - 9 б) когда плохое настроение - 4 в) вообще не использую - 7 5. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? а) неловкость -11 б) храбрость -1 в) мне иногда станет легче -8 6. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? а) чувство отвращения - 6 б) невоспитанность - 8 в) низкая культура - 6 7. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? а) стыдно за него -14 б) ничего не чувствую -2 в) обычный повседневный разговор -4 8. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? а) от парней - 8 б) от девушек - 9 в) от взрослых -3

Слайд 4

ЧТО ТАКОЕ СКВЕРНОСЛОВИЕ?

Слайд 5

Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью.

Слайд 6

Речь — это показатель ума. Сенека

Слайд 7

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Слайд 8

МАГИЯ И РИТУАЛЫ

Слайд 9

КОЛИЧЕСТВО В КАЧЕСТВО

Слайд 10

ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИИ ПОВЫШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ РЕЧИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗРЯДКИ

Слайд 11

ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИИ ДЕМОНСТРАЦИЯ АГРЕССИИ И ОТСУТСТВИЯ СТРАХА ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СИСТЕМЕ ЗАПРЕТОВ

Слайд 12

ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИИ ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К СВОИМ

Слайд 13

СКВЕРНОСЛОВИЕ И ЗДОРОВЬЕ ПРИМЕРНО 80 % НАШЕ ТЕЛО СОСТОИТ ИЗ ВОДЫ

Слайд 14

КРИСТАЛЛЫ ВОДЫ ХОРОШО ПЛОХО

Слайд 15

Резухови́дка Та́ля (лат. Arabidópsis thaliána) — растение; вид рода Резуховидка (Arabidopsis) семейства Капустные (Brassicaceae). Это небольшое цветковое растение, его исходный ареал включает Европу, Азию и север Африки; сейчас резуховидка Таля распространилась по всем континентам, кроме Антарктиды АРАБИДОПСИС - родственник горчицы и капусты. Однако, в отличие от них является сорным растением

Слайд 17

ПОСЛОВИЦЫ Из привычки сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков. Аристотель Бранные слова оскорбляют уста, из которых исходят, столько же, сколько уши, в которые входят. Екатерина II . Не сквернословь! Не сыпь бездумно маты! Слова должны быть человеку святы… Иначе ты в аду подвешан будешь за язык. Не пожелаешь и врагу такой расплаты! У скверных душ случаются «припадки»… В словах становятся они чрезмерно гадки. Джулиана Вильсон «От гнилого сердца и гнилые слова» ( русская пословица ) «Моя речь- мое зеркало, мое достоинство» ( русская пословица ) «Каков человек, такова его и речь». Сократ «Лучше извергать гнилость изо рта, нежели сквернословие...». Святитель Иоанн Златоуст «Берегите чистоту языка, как святыню!» И.С.Тургенев «Речь — это показатель ума». Сенека «Злой язык — признак злого сердца». Публий Сир «Злоречивый язык выдает безрассудного». Плутарх «Говорящий плохое — всегда в убытке». Григорий Богослов

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Сквернословие"

 В   Цель: Формирование навыков здорового образа жизни. Задачи: - Расширить знания учащихся о вредных привычках. - Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечест...

Классный часс:Сквернословие

В нашей жизни мы часто в обращении слышим слова нецензурной лексики,в ходе этого классного часа стараюсь обьяснить,как негативно сказывается на человеке такое обращение...

Конспект классного часа. Тема: «О сквернословии в нашей жизни. Сила слова или яд сквернословия»

Аннотация.Данная работа посвящается проблеме сквернословия в нашем обществе. Выясняется отношение подростков к этой проблеме; широко и полно представлена история вопроса, освещаются научные дост...

Классный час на тему: "Сквернословие и здоровье"

Для проведения классного часа в группе.  Материал изложен доступно и конкретно....

Методическая разработка классного часа на тему "Вирус сквернословия"

Методическая разработка классного часа предназначена для педагогов...

Классный час "Сквернословие в нашей речи - необходимость или вредная привычка"

1. Вступительное слово.2. Исторические истоки.3. Как появилась нецензурная брань в нашей речи?4. Заключение....

Методическая разработка для проведения классного часа "Вирус сквернословия"

Материал предназначен для классных руководителей, кураторов групп и может быть использован  в воспитательной работе по профилактике употребления обучющимися ненормативной и нецензурной  лекс...