Методическая разработка классного часа на тему "Вирус сквернословия"
классный час

Мясникова Фаина Федоровна

Методическая разработка классного часа предназначена для педагогов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики

 Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение

 «Нижегородский губернский колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА

на тему

ВИРУС СКВЕРНОСЛОВИЯ

 МК Экономика и управление:

 Преподаватель Мясникова Ф.Ф.

 

 

2017 г

«Вирус сквернословия»

Цель:

Формирование нравственных позиций, культуры поведения

Задачи:

  • Расширить знания студентов о вредных привычках.
  • Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.
  • Побуждать к нравственному самосовершенствованию.

Словно травы шелестят слова.

Как слова и травы в жизни схожи!

Говорим «целебная трава», -

Есть слова целительные тоже.

Есть слова исполненные яда,

Есть простые, словно васильки,

А порой с собою нету сладу,

Если всходят в речи сорняки.

Есть слова, пьянящие, как розы,

Есть сухие, как степной ковыль,

Есть слова, рождающие слезы,-

Горькие слова, слова - полынь.

Словом можно душу искалечить,

Словом можно раны исцелить.

Тяжкий груз недобрых слов на плечи

Берегитесь ближнему свалить!

Я смотрю на луг, в цветы одетый.

Как прекрасен сочных трав покров!

Научи нас, Бог, дарить букеты,

Состоящие из мудрых, добрых слов!

К большому сожалению, в нашем колледже появился новый вирус – вирус сквернословия. Подвержены этому вирусы не только мальчики, но и девочки.

Опасайтесь этой болезни! Ведь недаром говорят: «Речь – это показатель ума». Не стремитесь казаться глупее, чем вы есть на самом деле.

Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».

Что такое сквернословие? Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».

Как вы думаете, почему молодые люди в соей речи употребляют бранные слова, ругательства?(ответы студентов)

Мат используется для:

  • Бедный словарный запас.
  • Самоутверждение в компании сверстников.
  • Казаться взрослым.
  • Скрыть собственную слабость.
  • Показать отсутствие страха.
  • Демонстрация агрессии.
  • Оскорбление и унижение других людей.
  • Пренебрежительное отношение к окружающим.

Знаете ли вы, что согласно результатам исследований:

а) Среди учащихся 71% используют при общении со сверстниками нецензурную лексику,

б) 59% преподавателей колледжа сталкивались со сквернословием и непристойными жестами.

2. Теперь поговорим о корнях сквернословия.

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Предки пугали демона скверной бранью, а ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие, призывая себе на помощь демонов зла.

Увы, мат все больше и больше входит в обиходный лексикон россиян. Трудно поверить, что еще «какие-то» двести-триста лет назад проблемы массовой матерщины на Руси не существовало. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне , но и являлось уголовно наказуемым.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. За использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.

Во времена правления Великий Петр Первый грубая брать зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеров.

молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом.

Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Проводились эксперименты: поливали растения водой, над которой матерились, и той, над которой говорили добрые слова, и это отражалось на всхожести семян. Те семена, над которыми матерились, не прорастали либо плесневели, а те, над которыми говорили, добры слова, прорастали лучше.

Таким образом, эксперименты проводились в разных странах и разными людьми, но все показывают одно: зло разрушает структуру воды, а добро улучшает.

А ведь человек состоит на 80-90% из воды. Страшно представить себе, что происходит с человеком, когда его ругают, матерят. Вот почему так мало здоровых людей остается, вот почему болеют дети, чьи родители постоянно матерятся.

Отношение государства к сквернословию:

Ст. 20, ч. 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда (штраф от 500 до 1500 тыс. руб.) или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!

А сейчас ответьте на вопрос (можно в письменном виде), готовы ли вы излечиться от вируса сквернословия?


Анкета «Сквернословие в моей жизни»

Группа______ «____»

Пол м / ж

1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?

_________________________________________________________________

2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему?

__________________________________________________________________

3. Как часто ты произносишь эти слова?

__________________________________________________________________

4. В каких ситуациях это происходит?

__________________________________________________________________

5. Как ты думаешь, плохо это или нет?

__________________________________________________________________

6. Как ты думаешь, приятно ли другим людям, когда слышат, как ты произносишь бранные слова?

___________________________________________________________________

7. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом?

___________________________________________________________________

8. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова?

___________________________________________________________________

9. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему?

___________________________________________________________________

Спасибо за откровенность!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность»

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность» предназначена для студентов НПО и СПО. Разработка пропагандирует здоровый образа жизни, показывает вред и пагубное...

Методическая разработка классного часа "Любимых окон негасимый свет"

Данная методическая разработка относится к разделу "Семейное воспитание". Классный час проводился в студенческой группе третьего курса педагогического колледжа. Цель кураторского часа: рассмотрет...

методическая разработка классного часа "День согласия и примирения"

"День Согласия и примирения" тема эта обязательно должна звучать,т.к. есть хороший повод привить обучающимся любовь к Родине, партиотизм, поговорить о толерантности, о дружбе, о единстве народа...

Методическая разработка классного часа "В начале было слово"

Обращение к отправной точке нашей письменности наводит на мысль и об исторической изменчивости языка. Старославянский язык (под которым традиционно понимается язык первых переводов греческих бог...

Методическая разработка классного часа «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» (Правила поведения во время зимних каникул) методическая разработка

Цель классного часа - повышение осведомлённости студентов о безопасном поведении во время каникул.Методическая разработка классного часа на тему: «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» отража...

С ДНЁМ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ! Методическая разработка классного часа для классных руководителей групп старших курсов

Совершеннолетие непростой этап в жизни каждого студента. Вчерашний ребёнок вдруг становится взрослым и должен принять на свои юные плечи серьёзный груз - взрослую жизнь.Конечно, и до восемнадцатого дн...

Методическая разработка классного часа: тема « Профилактика суицидального поведения в работе классного руководителя»

Актуальность выбранной темы классного часа обусловлена тем, что проблема суицида и суицидальных попыток     приобрела значительный масштаб в наше время. Это обусловлено тем, что мн...