Урок внеклассного чтения "До боли в сердце жалко мне детей, страдающих недугом" по рассказу В.Н.Крупина "Женя Касаткин"
план-конспект урока на тему

Мутагирова Ирина Федоровна

Несколько лет мы переписываемся с православным писателем Владимиром Николаевичем Крупиным и его супругой Надеждой Леонидовной. И выбор его рассказов для уроков внеклассного чтения очевиден. Урок построен в форме заседания творческих микрогрупп.  Каждая группа  к уроку готовила свои задания, поэтому на уроке учащиеся узнают новое в области музыки, живописи, а самое главное - нравственные уроки Крупина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_krupinu.doc597 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Институт развития образования Республики Татарстан

Бугульминский центр повышения квалификации

работников образования ИРО РТ

Методическая разработка урока внеклассного чтения

в форме заседания творческих микрогрупп

по рассказу В.Н.Крупина «Женя Касаткин»

с презентационной программой

Выполнена

учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Зелено-Рощинской основной общеобразовательной школы

Бугульминского муниципального района

Республики Татарстан

Мутагировой Ириной Федоровной

                                                    Бугульма, 2016 год

Цель: Знакомство с творчеством писателя В.Н. Крупина и его рассказом «Женя Касаткин».

Задачи:

1) познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Н. Крупина;

2) формировать понятия «милосердие», «жалость», «сочувствие», «сострадание», «альтруист»;

3) формировать умение анализировать художественный текст;

4) воспитывать чувство сочувствия и сострадания.

Оборудование:

  • портрет писателя В.Н. Крупина,
  • текст рассказа В.Н. Крупина «Женя Касаткин»,
  • презентация к уроку

(слайд 1)

УЧИТЕЛЬ:  Доброе утро всем присутствующим в нашем классе: и вам, дорогие ребята, и Вам, уважаемые коллеги. Я желаю всем добра, а главное, как говорит ведущий телевизионной программы Геннадий Петрович Малахов: «Доброго нам всем здоровьечка».

Да, от здоровья зависит жизнь человека. А жизнь, как свеча, может долго гореть, а может сразу погаснуть. Мы зажигаем свечу и надеемся, что она будет гореть до конца, но как бывает обидно, когда она гаснет преждевременно.

Сегодня на уроке мы будем говорить о том, что, к сожалению, жизнь бывает порой жестока к людям, что мы иногда оказываемся в трагических ситуациях, изменить которые невозможно.

(слайд 2)

Итак, тема урока:  «До боли в сердце жалко мне детей, страдающих недугом» по рассказу Владимира Николаевича Крупина «Женя Касаткин». Наш урок пройдет в форме заседания творческих микрогрупп.

Ребята, ответьте на вопрос: вы написали хорошее сочинение, его учитель зачитывает в классе перед всеми учащимися, но не называет вашего имени, вам будет обидно?

УЧЕНИКИ:  Конечно, обидно.

УЧИТЕЛЬ:  Поэтому было бы несправедливо говорить о рассказе «Женя Касаткин», ничего не сказав о его авторе.

К сегодняшнему уроку вы все выполняли те задания, которые выбрали сами. Как знать, может быть, выполнение этих заданий подтолкнет вас к выбору вашего взрослого жизненного пути.

Итак, я предоставляю слово творческой микрогруппе «Биографов», которая работала под руководством сельского библиотекаря Ирины Владимировны.

(слайд 3)

БИБЛИОТЕКАРЬ:  Выполняя задание, мы с группой «Биографы» нашли в фонде библиотеки книги Владимира Крупина, а так же заглянули на страницы Интернет-энциклопедии. И сейчас расскажем о том, что нам запомнилось и что нас удивило.

(слайд 4)

БИОГРАФ  1:  Владимир Николаевич Крупин родился в деревне Кильмезь Кировской области в 1941 году. Родители были глубоко верующими людьми. Его детство легло на голодный конец войны и на тяжелое послевоенное время. Рассчитывая только на свои собственные силы, пробивался к образованию и высокой культуре. Мне кажется, у Владимира Николаевича получаются интересными рассказы потому, что он сам шел сложным жизненным путем: работал слесарем, грузчиком, служил на Северном флоте.

Окончив Московский областной педагогический институт, работал учителем в школе, затем журналистом на телевидении, редактором журнала «Москва», преподавал в духовной академии.

 (слайд 5)

БИОГРАФ  2:  Им написано более 30 книг. А начинал Крупин, как и многие, со стихов. Но известным стал благодаря первому сборнику рассказов «Зерна» (1974).

Писатель и сегодня продолжает работать, создавая произведениями, которые притягивают своей искренностью, открытостью, совестливостью, готовностью всегда прийти на помощь. Это очень важно в наши дни.

 (слайд 6)

БИОГРАФ  1:  Нас удивило то, что он одним из первых открыто заявил о себе как о писателе православном. Своих героев Владимир Николаевич оценивает с точки зрения соблюдения ими библейских заповедей. Писатель проверяет, есть ли у них совесть, умеют ли они любить, прощать, делать добро.

(слайд 7)

БИОГРАФ  2:  Владимир Николаевич считает, что только любовью друг к другу, к Родине, к дедовским могилам мы одолеем зло. Читая его рассказы, мы понимаем: автор через слово хочет помочь людям стать лучше.

(слайд 8)

БИБЛИОТЕКАРЬ:  Выполняя задание, мы обратились к переписке учеников нашей школы с Владимиром Николаевичем, которая состоялась в 2008 году.

БИОГРАФ  1:  Тогда в письме ребята просили писателя рассказать о детских годах, о прототипе героя рассказа «Женя Касаткин».

(слайд 9)

БИОГРАФ  2:  Владимир Николаевич не только ответил на вопросы, но и прислал книгу «От застолья до похмелья», в которой много маленьких рассказов. В своём письме он так и написал: «Ведь вам некогда читать большие».

(слайд 10)

БИБЛИОТЕКАРЬ:  На книге он оставил автограф и послание: «Моим самым лучшим читателям… Интернет хорош как справочник и помощник, но когда он начинает пожирать ваше время, вашу волю, - бегите от него. Любите Россию, другой нет и не будет».

В этом году мы возобновили переписку с Владимиром Николаевичем. К нашему большому сожалению, осуществить видеосвязь по Интернету у нас не удалось, но мы воспользовались электронной почтой и задали писателю интересующие нас вопросы:

(слайд 11)

БИОГРАФ  2:  Первый вопрос звучал так: ваше отношение к проблеме двуязычия?

БИОГРАФ  1: Человек хочет говорить на родном языке детства, и как же ему это запретить? Я вырос среди русских, татар, марийцев, удмуртов, жили мы всегда очень и очень дружно. В Татарстане решили разумно, и подали пример всем остальным: мы в России, у нас будет два языка.

БИОГРАФ  2:  Вопрос второй: есть ли у вас друзья-писатели в Татарстане?

БИОГРАФ  1: Да, были это – Диас Валеев, Гариф Ахунов.

БИОГРАФ  2:  И третий вопрос: кто такой патриот в вашем понимании?

(слайд 12 природа)

БИБЛИОТЕКАРЬ:  Быть патриотом – знать, что твоя родина лучше всех. Да, она наша мама, а мама для каждого ребёнка самая лучшая. И когда ей хорошо, и когда ей, тем более, плохо, мы с нею, и никакие заграничные радости нам не нужны. Мы на родине, мы здесь родились, и мы отсюда уйдём в вечность. Сердечно всех приветствую. Прошу вспоминать дедушку Володю.

БИОГРАФ  1:  Мы прочитали не одно произведение Владимира Николаевича Крупина, но рассказ «Женя Касаткин» оставил глубокий след в нашей душе.

УЧИТЕЛЬ:  Спасибо, девочки. Мы все видим, что вы старались свое задание выполнить хорошо.

(слайд 13)

Давайте  отдохнем.

Погляди на солнце,

В стороны всмотрись    

И Земле родимой низко поклонись.

Ты присядь на травку,

Грудью всей вдохни,

От трудов своих немножко отдохни.

Мы идем дальше. Прежде чем приступить к анализу рассказа «Женя Касаткин», давайте передадим содержание этого рассказа от 3 лица, и я предоставляю творческой микрогруппе «Мастеров пересказа».

(слайд 14)

ПЕРЕСКАЗЧИК:  Повествование ведется от лица автора, его героя я назвала Володей.

Володя рассказывает, что к ним в 7 класс пришел ученик, которого звали Женя Касаткин. Женя болел неизлечимой болезнью: пороком сердца, поэтому из деревни семья переехала в село, чтобы вылечить Женю. Он учился очень хорошо. Хотя по болезни он пропускал очень часто занятия, но любой урок знал лучше всех.

Володя говорит, что ему сидеть с Женей было очень хорошо, что они подружились, но дружба их была неравна. Неравна потому, что Женя не мог угнаться за ребятами, но зато он изобрел авторучку. Он и другу своему подарил такую авторучку.

Однажды на уроке Володя спросил: «Как называется твоя болезнь?» Женя ответил, а Володя решил написать на промокашке «окорок сердца». Ему показалось это остроумно, он не подумал, что Жене было очень обидно.

Весной ребята ходили на речку и ловили усачей, которые жили под камешками. Однажды Володя и Женя пошли на речку. Вода была очень холодная. Володя решил выхвалиться и полез первым в воду, но колоть рыбу у него не получалось. А у Жени банка быстро наполнялась. Он ловил очень аккуратно.

Из-за того, что Женя около километра шел в ледяной воде, он попадает в больницу. В больнице ребята его навещали, рассказывали о своих делах и желали ему здоровья. Но произошла трагедия: на 4 день Женя умер. Как и полагается в таких случаях, весь класс и учительница пришли к гробу Жени.

Для мамы Жени уход сына был трагедией, и она просит всех одноклассников сына написать на тетради свои имена. Она сказала, что будет вспоминать всех за здравие. Хоронили Женю все. Учительница вела по руку маму Жени.

После похорон весь класс не расходился домой. Ребята долго стояли на спортивной площадке, молчали и «пинали» лед ногами. Они не могли понять и осознать, что Жени больше нет с ними рядом, что он умер.

(слайд 15)

УЧИТЕЛЬ:  Спасибо. А теперь, ребята, нам всем вместе необходимо поговорить об этом очень нужном и важном рассказе.

Скажите, ребята, вам этот рассказ понравился?

УЧЕНИК  1:  Да, мне рассказ «Женя Касаткин» очень понравился. Он растрогал мою душу. Речь идет о нашем сверстнике. У него вся жизнь была впереди, но смерть оказалась сильнее. Разве может такой рассказ оставить кого-то равнодушным? Мы все люди, а людям свойственно сочувствие и сострадание.

УЧИТЕЛЬ:  А что в нем такого, что подкупает читателя?

УЧЕНИК  2:  Мне кажется, что такие рассказы просто так не пишутся. Это исповедь души. Необычное начало. Писатель сразу говорит о смерти, и эти слова заставляют нас настроиться на очень серьезное чтение.

УЧИТЕЛЬ:  Какие проблемы В. Н. Крупин затрагивает в рассказе?

УЧЕНИК  3:  По-моему, здесь несколько проблем: проблема здоровья человека, проблема человеческих взаимоотношений, проблема сочувствия и сострадания по отношению друг к другу.

УЧИТЕЛЬ:  Жалко ли вам Женю? Почему?

УЧЕНИК  4:  Конечно, очень жалко. Когда человек умирает, нам всегда его жалко, но когда он молод, его жалко вдвойне. Женя никого не обидел, он очень добрый, у него чистая душа.

УЧИТЕЛЬ:  Что отличало Женю от остальных?

УЧЕНИК  5:   Я считаю, что Женю отличало от остальных его благородство, терпимость, умение помочь другим, никогда не жаловаться на свою болезнь. Он начал изобретать, например, авторучку.

 (слайд 16)

УЧИТЕЛЬ:  Можно ли считать кого-то виноватым в смерти Жени?

УЧЕНИК  6:  Я думаю, что никто не виноват, ведь порок сердца в то время не могли вылечить.

УЧЕНИК  7:  А я считаю, что в какой-то мере Володя виноват, потому что не отговорил Женю не лезть в ледяную воду. А на уроке пишет на листке: «окорок» сердца, тем самым проявляет жестокость и обижает Женю. Мы иногда бываем жестоки по отношению друг к другу.

УЧИТЕЛЬ:  Можно ли, словом ранить человека?

УЧЕНИК  8:  Я считаю, что словом можно ранить человека, слово имеет большую силу.

(слайд 17)

УЧИТЕЛЬ:  Ребята, у поэта Владимира Солоухина есть хорошее стихотворение о силе слов. Послушайте его и сделайте для себя выводы.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет,

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет!

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить,

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя,

Подумай, как бы им не ранить,

Того, кто слушает тебя!

(слайд 18)

Ребята, мы с вами знаем, что деталь художественного произведения может играть важную роль в идейном замысле писателя. Обратимся к тексту и зачитаем эпизод, изображающий Женю в больнице.

Каким мы видим Женю из окна больницы?

УЧЕНИК  9:  (зачитывает) «Он улыбался и кивал головой. Мы отвалились от подоконника и помчались. От ворот я оглянулся - он стоял в окне в белой рубахе и смотрел вслед».

УЧИТЕЛЬ:  Как вы думаете, случайно ли автор изображает Женю в белой рубашке?

УЧЕНИК  10:  Я считаю, что не случайно, потому что Женя чист душой.

УЧИТЕЛЬ:  Вы должны были узнать, что означает белый цвет?

УЧЕНИК  11:  Я советовалась с библиотекарем. Из энциклопедии я узнала, что белый цвет – это цвет чистоты, непорочности, невинности. Белый цвет символизирует добродетель и радость.

УЧИТЕЛЬ:  Кого еще в этом рассказе мы очень жалеем?

УЧЕНИК  12:  Мне очень жалко маму Жени.

УЧИТЕЛЬ:  Да, ребята, я с вами согласна. Для матери ее дитя самое дорогое, и когда происходит беда, то на сердце матери остается шрам на всю жизнь.

Быть матерью – это огромная ответственность. Посмотрите на экран, перед вами репродукции картин разных времен и народов. На картинах изображены женщины с младенцами на руках.

(слайды 19 – 22)

Как вы думаете, почему лица матерей грустны?

УЧЕНИК  13:  По-моему, они счастливы, но они переживают за своих детей. Что их ожидает в жизни? Мне кажется, что души матерей полны тревоги.

УЧИТЕЛЬ:  Вы, ребята, правильно мыслите. Быть матерью – это прекрасная и сложная миссия. И мы искренне жалеем маму Жени. Ей невыносимо тяжело будет продолжать жить после такой утраты.

(слайд 23)

УЧИТЕЛЬ:  Кто из друзей Жени плакал?

УЧЕНИК  14:  Плакал Коля. Это мальчик, с которым занимался Женя.

УЧИТЕЛЬ:   Я попрошу вас обратиться к тексту и прочитать последний эпизод.

Что скрывается за «пинанием» снега после похорон Жени?

УЧЕНИК  15:  Я думаю, что ребятам очень жалко Женю. Они потрясены его смертью. Смерть трудно понять и осознать.

УЧИТЕЛЬ:   Какие чувства пробудило чтение рассказа «Женя Касаткин»?

УЧЕНИК  16:  После чтения рассказа я испытал чувство горького сожаления, сочувствия и сострадания.

 (слайд 24)

УЧИТЕЛЬ:  Давайте посмотрим на доску и прочтем значения этих слов.

Кого же мы можем назвать альтруистом?

УЧЕНИК  1:  Альтруистом мы можем назвать Женю.

УЧИТЕЛЬ:  Ребята, у меня этот рассказ вызвал особые чувства. Мне как матери «до боли в сердце жалко детей, страдающих недугом». Мне не хотелось, чтобы Женя умирал, а остался жив.

Мы, конечно, не имеем права изменить рассказ известного писателя, это не этично, но все же, если бы Вам предоставили право завершить рассказ иначе, как бы вы его завершили?

Я предоставляю слово творческой группе «Соавторов».

(слайд 25)

СОАВТОР  1(читает свою концовку): «Женя улыбался и кивал головой. Мы отвалились от подоконника и помчались. От ворот я оглянулся – он стоял в окне в белой рубахе и смотрел вслед.

В этом году мы его больше не увидели. Дело в том, что на следующий день в нашу поселковую больницу приехал из Германии доктор Карл Мюллер. Он приехал, чтобы поделиться опытом. Моя мама рассказала мне, что этому доктору очень понравился Женя, и он решил увезти его в Германию, чтобы там провести операцию на сердце. Чтобы Женя не тосковал по дому, доктор пригласил и маму Жени.

А через год наш Женька приехал бодрый и здоровый.

Теперь мы все учимся в 9 классе, потому что наш Женя не только в Германии лечился, но и много читал. Когда он приехал домой, то за лето изучил все предметы, которые мы изучали в 8 классе. Так что наш Женька молодец, мы очень рады за него».

СОАВТОР  2:  «Мы часто навещали Женю в больнице. Наша учительница, Вера Ивановна, однажды сказала нам: «Ребята, как же помочь Жене?» Она потом долго молчала, наверно что-то придумывала. Через неделю мы узнали, что нашего Женю увозят в город Москву лечить. Оказывается, наша Вера Ивановна написала письмо в Министерство здравоохранения в Москву. Она слезно просила помочь ее ученику. И из Министерства пришел вызов в больницу, где лечат сердце.

И вот уже 3 года подряд, каждое лето Женя ездит в Москву лечиться. После такого лечения он чувствует себя хорошо, но от уроков физкультуры все равно освобожден. Мы, мальчишки, всегда предлагаем ему самую важную должность: быть судьей на различных соревнованиях. Мы верим, что когда-нибудь наш Женя будет вместе с нами гонять мяч по футбольному полю».

(слайд 26)

УЧИТЕЛЬ:  Читая рассказ, вы, ребята, обратили внимание на то, что нет ни одной иллюстрации. Творческой группе «Иллюстраторов» необходимо было проиллюстрировать рассказ «Женя Касаткин». Давайте послушаем, что у них получилось.

ИЛЛЮСТРАТОР  1 (представляет свой рисунок):  Когда я прочитала этот рассказ, я поняла, что самое большое счастье для человека – это его здоровье. Мне тоже очень жалко Женю. Он рос талантливым мальчиком.

Я, конечно, не художник, но на своей картине я изобразила Женю Касаткина, сидящего на берегу реки. Он ловит рыбу. Вокруг него цветущая природа. Его взгляд устремлен не на удочку, а куда-то вперед. Наверно, он мечтает о своей дальнейшей жизни, о выздоровлении. Мечтает заниматься спортом, бегать, прыгать, поэтому он задумчив. Свою картину я назвала «Мечты Жени».

ИЛЛЮСТРАТОР  2:   Свою работу я назвала «Если б ни эта рыбалка…». Я изобразила тот самый эпизод, когда Женя идет по речке в ледяной воде, ловит усачей и аккуратно накалывает их на вилку. Володя в это время кладет пойманных им усачей в ведро. Я изобразила солнце, заходящее за горизонт. Это символично: после ловли усачей жизнь Жени тоже «закатится», т.е. он умрет.

ИЛЛЮСТРАТОР  3:   Я свою работу назвала «Наш просторный класс». Я изобразила класс, в котором учился Женя. Он очень просторный, уютный. Мне кажется, что здесь Жене было хорошо, здесь он забывал о своей болезни, здесь общался с друзьями. Женины друзья будут еще долго вспоминать его, а на парту, за которой сидел их друг, будут класть живые цветы»

УЧИТЕЛЬ:  Спасибо. Я вижу, что вы старались и с заданием справились.

А мы идем дальше. У творческой микрогруппы «Музыковедов» было задание: подобрать музыкальное оформление к последней сцене рассказа. Давайте послушаем, что у них получилось.

(слайд 27)

МУЗЫКОВЕД:  Получив задание, мы обратились к учителю музыки Инне Владимировне. Она нам посоветовала музыкальные произведения

немецкого композитора Лю́двига ван Бетхо́вена,

советского композитора Дми́трия Шостаковича,

итальянского композитора Э́ннио Моррико́не

американского композитора Билла Конти.

Нам понравилась «Прелюдия № 5» Дмитрия Шостаковича. Слушая эту музыку, можно думать о чем-то серьезном. В данном случае о безвременной кончине Жени Касаткина, о том, почему так несправедлива жизнь, почему нельзя было спасти Женю.

(слайды 28)

(звучит «Прелюдия №5»Шестоковича)

(слайд 29)

УЧИТЕЛЬ:  Ребята, мы с вами увидели, что в рассказе «Женя Касаткин» автор, В.Н. Крупин, поднимает очень важные проблемы и одна из них – это здоровье детей.

Скажите, в наши дни существует такая проблема?

(слайд 30)

Из письма Владимира Крупина: «Дорогие ребята, к ответам присоединяю еще несколько рассказов. Возможно, что-то вы читали, а что-то нет. Говорю еще раз спасибо вам и Вашим учителям за внимание к моему творчеству. Это внимание поддерживает и дает силы работать и жить.

Желаю вам хорошего настроения, хороших оценок. Хочу, чтобы вы были добрыми и благодарными сыновьями и дочерьми своих родителей, любознательными, уважающими своих учителей учениками, любите родину, большую и малую. Хотя родина малой не бывает, потому что любимая.

Ваш В.Н.Крупин»

(слайд 31)

УЧИТЕЛЬ:  Спасибо, ребята, вы все молодцы. Вы все справились со своими заданиями. Но главное, я увидела, вы растете людьми, понимающими чужую боль, способны сочувствовать и сострадать. И мне хочется пожелать еще раз всем нам: и Вам, уважаемые коллеги, и вам, дорогие ребята, крепкого-крепкого здоровья.

Мудрец Востока Омар Хайям говорил: «Здоровье не купишь, никто не продаст, его берегите, как сердце, как глаз», а еще помните:

Подвижный, быстрый человек

Гордится стройным станом.

Сидящий сиднем целый век,

Подвержен всем изъянам.

(слайд 28)

Пусть никакой недуг не погасит свечу вашей жизни, пусть огонь свечи ярко горит всю вашу жизнь и согревает сердца других людей.

(слайд 29)

Домашние задания:

Подготовиться к читательской конференции:

  • прочитать рассказы В.Н. Крупина «О’кейные дети. Доставка пиццы», «Холодный камень»,
  • ответить на вопросы,
  • заполнить читательский дневник.

Душевно можно пива попить с другом на берегу речки, а духовность - это жертвенность, самоограничение, это путь нелегкий, но вместе с тем радостный.

Как быстро бежит жизнь, наша жизнь скоротечна, как горящая спичка.

Приложение

Из переписки с православным писателем

Владимиром Николаевичем Крупиным:

Учитель:  Выполняя задание, мы с группой «Биографы» нашли в фонде библиотеки книги Владимира Крупина, а так же заглянули на страницы Интернет-энциклопедии. И сейчас расскажем о том, что нам запомнилось и что нас удивило.

Ученица 1:  Владимир Николаевич Крупин родился в деревне Кильмезь Кировской области в 1941 году. Родители были глубоко верующими людьми. Его детство легло на голодный конец войны и на тяжелое послевоенное время. Рассчитывая только на свои собственные силы, пробивался к образованию и высокой культуре. Мне кажется, у Владимира Николаевича получаются интересными рассказы потому, что он сам шел сложным жизненным путем: работал слесарем, грузчиком, служил на Северном флоте.

Окончив Московский областной педагогический институт, работал учителем в школе, затем журналистом на телевидении, редактором журнала «Москва», преподавал в духовной академии.

 (слайд 4)

Ученица 2:  Им написано более 30 книг. А начинал Крупин, как и многие, со стихов. Но известным стал благодаря первому сборнику рассказов «Зерна» (1974).

Писатель и сегодня продолжает работать, создавая произведениями, которые притягивают своей искренностью, открытостью, совестливостью, готовностью всегда прийти на помощь. Это очень важно в наши дни.

 (слайд 5)

Ученица 1:  Нас удивило то, что он одним из первых открыто заявил о себе как о писателе православном. Своих героев Владимир Николаевич оценивает с точки зрения соблюдения ими библейских заповедей. Писатель проверяет, есть ли у них совесть, умеют ли они любить, прощать, делать добро.

(слайд 6)

Ученица 2:  Владимир Николаевич считает, что только любовью друг к другу, к Родине, к дедовским могилам мы одолеем зло. Читая его рассказы, мы понимаем: автор через слово хочет помочь людям стать лучше.

Учитель:  Выполняя задание, мы обратились к переписке учеников нашей школы с Владимиром Николаевичем, которая состоялась в 2008 году.

Ученица 1:  Тогда в письме ребята просили писателя рассказать о детских годах, о прототипе героя рассказа «Женя Касаткин».

Ученица 2:  Владимир Николаевич не только ответил на вопросы, но и прислал книгу «От застолья до похмелья», в которой много маленьких рассказов. В своём письме он так и написал: «Ведь вам некогда читать большие».

Учитель:  На книге он оставил автограф и послание: «Моим самым лучшим читателям… Интернет хорош как справочник и помощник, но когда он начинает пожирать ваше время, вашу волю, - бегите от него. Любите Россию, другой нет и не будет».

В этом году мы возобновили переписку с Владимиром Николаевичем. К нашему большому сожалению, осуществить видеосвязь по Интернету у нас не удалось, но мы воспользовались электронной почтой и задали писателю интересующие нас вопросы:

Ученица 1:  Первый вопрос звучал так: ваше отношение к проблеме двуязычия?

Крупин:  Человек хочет говорить на родном языке детства, и как же ему это запретить? Я вырос среди русских, татар, марийцев, удмуртов, жили мы всегда очень и очень дружно. В Татарстане решили разумно, и подали пример всем остальным: мы в России, у нас будет два языка.

Ученица 2:  Вопрос второй: есть ли у вас друзья-писатели в Татарстане?

Крупин:  Да, были это – Диас Валеев, Гариф Ахунов.

Ученица 1:  И третий вопрос: кто такой патриот в вашем понимании?

    Крупин:  Быть патриотом – знать, что твоя родина лучше всех. Да, она наша мама, а мама для каждого ребёнка самая лучшая. И когда ей хорошо, и когда ей, тем более, плохо, мы с нею, и никакие заграничные радости нам не нужны. Мы на родине, мы здесь родились, и мы отсюда уйдём в вечность.

Ученица 2:  Мы прочитали не одно произведение Владимира Николаевича Крупина, но рассказ «Женя Касаткин» оставил глубокий след в нашей душе.

СОАВТОР  1(читает свою концовку): «Женя улыбался и кивал головой. Мы отвалились от подоконника и помчались. От ворот я оглянулся – он стоял в окне в белой рубахе и смотрел вслед.

В этом году мы его больше не увидели. Дело в том, что на следующий день в нашу поселковую больницу приехал из Германии доктор Карл Мюллер. Он приехал, чтобы поделиться опытом. Моя мама рассказала мне, что этому доктору очень понравился Женя, и он решил увезти его в Германию, чтобы там провести операцию на сердце. Чтобы Женя не тосковал по дому, доктор пригласил и маму Жени.

А через год наш Женька приехал бодрый и здоровый.

Теперь мы все учимся в 9 классе, потому что наш Женя не только в Германии лечился, но и много читал. Когда он приехал домой, то за лето изучил все предметы, которые мы изучали в 8 классе. Так что наш Женька молодец, мы очень рады за него».

СОАВТОР  2:  «Мы часто навещали Женю в больнице. Наша учительница, Вера Ивановна, однажды сказала нам: «Ребята, как же помочь Жене?» Она потом долго молчала, наверно что-то придумывала. Через неделю мы узнали, что нашего Женю увозят в город Москву лечить. Оказывается, наша Вера Ивановна написала письмо в Министерство здравоохранения в Москву. Она слезно просила помочь ее ученику. И из Министерства пришел вызов в больницу, где лечат сердце.

И вот уже 3 года подряд, каждое лето Женя ездит в Москву лечиться. После такого лечения он чувствует себя хорошо, но от уроков физкультуры все равно освобожден. Мы, мальчишки, всегда предлагаем ему самую важную должность: быть судьей на различных соревнованиях. Мы верим, что когда-нибудь наш Женя будет вместе с нами гонять мяч по футбольному полю».

ИЛЛЮСТРАТОР  1 (представляет свой рисунок):  Когда я прочитала этот рассказ, я поняла, что самое большое счастье для человека – это его здоровье. Мне тоже очень жалко Женю. Он рос талантливым мальчиком.

Я, конечно, не художник, но на своей картине я изобразила Женю Касаткина, сидящего на берегу реки. Он ловит рыбу. Вокруг него цветущая природа. Его взгляд устремлен не на удочку, а куда-то вперед. Наверно, он мечтает о своей дальнейшей жизни, о выздоровлении. Мечтает заниматься спортом, бегать, прыгать, поэтому он задумчив. Свою картину я назвала «Мечты Жени».

ИЛЛЮСТРАТОР  2:   Свою работу я назвала «Если б ни эта рыбалка…». Я изобразила тот самый эпизод, когда Женя идет по речке в ледяной воде, ловит усачей и аккуратно накалывает их на вилку. Володя в это время кладет пойманных им усачей в ведро. Я изобразила солнце, заходящее за горизонт. Это символично: после ловли усачей жизнь Жени тоже «закатится», т.е. он умрет.

ИЛЛЮСТРАТОР  3:   Я свою работу назвала «Наш просторный класс». Я изобразила класс, в котором учился Женя. Он очень просторный, уютный. Мне кажется, что здесь Жене было хорошо, здесь он забывал о своей болезни, здесь общался с друзьями. Женины друзья будут еще долго вспоминать его, а на парту, за которой сидел их друг, будут класть живые цветы»

МУЗЫКОВЕД:  Получив задание, мы обратились к учителю музыки Инне Владимировне. Она нам посоветовала музыкальные произведения

немецкого композитора Лю́двига ван Бетхо́вена,

советского композитора Дми́трия Шостаковича,

итальянского композитора Э́ннио Моррико́не

американского композитора Билла Конти.

Нам понравилась «Прелюдия № 5» Дмитрия Шостаковича. Слушая эту музыку, можно думать о чем-то серьезном. В данном случае о безвременной кончине Жени Касаткина, о том, почему так несправедлива жизнь, почему нельзя было спасти Женю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов и методов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок внеклассного чтения по современной литературе. Татьяна Толстая. «Любишь - не любишь». Рассказ.

Урок подготовила: Иутинская Галина Ивановна   Урок 1-2 Татьяна Толстая . Рассказ «Любишь- не любишь»(Опыт прочтения текста вместе с детьми) Эпиграфы:Чем человек ум...

Урок внеклассного чтения в 4 классе "Сказки С.Г. Писахова."

На уроке ведётся знакомство детей с творчеством Архангельского сказочника и художника С.Г.Писахова.Дети узнают биографию писателя,  учатся понимать тексты его сказок, анализировать их, делать выв...

Презентация к уроку внеклассного чтения в 4 классе "Сказки С.Г. Писахова."

На уроке ведётся знакомство детей с творчеством Архангельского сказочника и художника С.Г.Писахова.Дети узнают биографию писателя,  учатся понимать тексты его сказок, анализировать их, делать выв...

Презентация к лекции по теме: "Уроки внеклассного чтения в начальной школе"

В презентации представлены основные положения для лекции для обучающихся 3 курса СПО по специальности "Преподавание в начальных классах" по методике русского языка по теме: "Уроки внекл...

Методическая разработка мероприятия «Боль в сердце моем» посвященного освобождению несовершеннолетних узников фашистских концлагерей.

11 апреля во всем мире отмечается Международный день освобождения узников концлагерей.Всего на территориях, подконтрольных гитлеровцам, содержалось в лагерях смерти 18 000 000 человек. Из ни...

Приёмы композиционного анализа детского рассказа как средства формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе

Актуальность темы, обусловлена тем, что формирование познавательных УУД является неотъемлемой частью образовательного учебного процесса, оно существенно влияет на развитие полноценной личности, чему с...

Конспект урока внеклассного чтения с использованием игровых технологий Селевко, Щедровицкого (5 класс)

Конспект урока внеклассного чтения с использованием игровых технологий Селевко, Щедровицкого(5 класс) "Путешествие в Книголюбию"...