Игра-викторина "Музыкальный калейдоскоп"
методическая разработка на тему

Демчинская Лилия Владимировна

Игра – викторина «Музыкальный калейдоскоп»  является продолжением игры-викторины «Музыкальные знатоки». Отличительной особенностью данной разработки является наличие системы переходов от одного задания к другому через информационную функцию.  Главным достоинством игры-викторины «Музыкальный калейдоскоп» является возможность использования нескольких видов информации (статичного текста, визуальной информации, непосредственно связанной с выполненным заданием, музыкальными «паузами» - заданиями). Игра не только активизирует различные умственные процессы, но и влияет на эмоциональное состояние. Как форма контроля полученных знаний – это самая интересная форма работы на уроках музыкальной литературы. Основным преимуществом викторины является возможность в игровой форме проверить и повысить свои знания по определенной теме. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская музыкальная школа»

г. Дзержинский Московской области

Методическая разработка

 урока-контроля знаний

 по музыкальной литературе

в  ДМШ и ДШИ

Игра – викторина «Музыкальный калейдоскоп»

подготовила

преподаватель теоретических дисциплин 

Демчинская Лилия Владимировна

2017 г.

Содержание

     

1.

Пояснительная записка

2.

Цели и задачи

3.

Оборудование и наглядный материал

4.

Правила игры

5.

Теоретические вопросы

6.

Музыкальные вопросы

7.

Заключение

8.

Используемая литература, материалы, интернет-ресурсы

  1. Пояснительная записка

Игра – викторина «Музыкальный калейдоскоп»  является продолжением игры-викторины «Музыкальные знатоки», созданной в 2008 г. Отличительной особенностью данной разработки является наличие системы переходов от одного задания к другому через информационную функцию.  Главным достоинством игры-викторины «Музыкальный калейдоскоп» является возможность использования нескольких видов информации (статичного текста, визуальной информации, непосредственно связанной с выполненным заданием, музыкальными «паузами» - заданиями). Игра не только активизирует различные умственные процессы, но и влияет на эмоциональное состояние. Как форма контроля полученных знаний – это самая интересная форма работы на уроках музыкальной литературы. Основным преимуществом викторины является возможность в игровой форме проверить и повысить свои знания по определенной теме.

Игра развивает потребность в обновлении и расширении объема знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка,  ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.

Учащиеся в увлекательной форме и разнообразных заданиях  соревнуются  в своих знаниях. Успех во многом зависит не только от уровня полученных знаний, но и  от быстроты мышления  и музыкальной памяти.

Для выполнения сложных учебных задач не может быть стандартного единого типа урока, с заданными раз и навсегда этапами и их последовательностью. Обычные формы учебной работы, используемые на занятиях музыкальной литературы (лекции, беседы, практические работы, зачеты), не позволяют формировать активно-познавательную позицию учащегося, поскольку он всегда находится в состоянии обучающегося. В связи с этим и является актуальной разработка и использование нетрадиционных форм обучения, смысл которых заключен в эффекте новизны и оригинальности, как  мощный стимул для получения знаний.

Важной задачей повышения качества обучения является поиск таких форм и методов организации учебного процесса, которые позволят обеспечить его максимальную эффективность. Успешному решению этой задачи способствует применение игрового подхода: уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки- игры и т.д. Одна из задач таких уроков - создать психологическую обстановку эмоционального подъема и активности, при которых знания естественно и легко обнаруживаются. Учащиеся, сохраняя приятные впечатления, постигают и науку общения. Очень часто такие уроки, применяясь как заключительный этап работы, являются самым счастливым переживанием каждого ученика.
        Как показал опыт, игра на занятиях по музыкальной литературе значительно активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет создать обстановку, в которой они могут проявить свои специальные знания, способности. Игра оказывает стимулирующее действие на ход учебного процесса, формирует у учащихся стремление к самообразованию, развивает практические умения и навыки.
 

        Но не следует забывать, что игра, это вовсе не развлечение, а серьезная, увлекательная, интересная деятельность всех участников учебного процесса и по характеру задач и результатов этой деятельности, и по значению этой деятельности в целом для личности  ребенка.

        Данная игра-викторина разработана для учащихся 6 классов детской музыкальной школы и детской школы искусств (третий год обучения по предмету музыкальная литература) и с  большим успехом ежегодно проводится, вызывая активный интерес учащихся.

  1. Цели и задачи

Цель игры - формирование мотивации деятельности к познанию и повышению уровня теоретических знаний и музыкальной памяти.

Задачи:

 Образовательные:

- закрепление полученных знаний на уроках музыкальной литературы (первый, второй и третий годы обучения) в IV, V,  и VI классах.

- совершенствование практических навыков и умений по пройденным темам.

 Развивающие:

- развитие потребности в обновлении и расширении объема знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка, музыкальном фольклоре, классическом наследии зарубежных и отечественных композиторов, о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.

- развитие слуховых музыкально-аналитических навыков

- развитие быстроты мышления

 Воспитательные:

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству, потребности  в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании

- расширение музыкального кругозора учащихся

Методические приемы: обобщение и контроль знаний, практическая работа, поощрение по итогам знаний в виде грамоты, диплома.

  1. Оборудование и наглядный материал 

  1. Мультимедийный проектор
  2. Экран
  3. Компьютер
  4. Музыкальный центр
  5. Игровое поле
  6. Игровой кубик
  7. Игровые фишки  (для каждого учащегося)
  8. CD диск с фрагментами музыкальных произведений зарубежных и русских композиторов.
  9. Электронная презентация игры-викторины в Microsoft Power Point.
  10. Аудиопособие (Кушнир М.Б., ТД Ландграф).

  1. Правила игры
  1. Игровое поле содержит ярлычки с пустым изображением и с изображением «скрипичного ключа». Стрелки указывают направление «хода».

Игровой кубик определяет количество «ходов» фишки и вопрос участника игры.

Ярлычок с пустым изображением – теоретический вопрос.

Ярлычок с изображением «скрипичного ключа» - музыкальный вопрос.

Теоретический вопрос участники игры видят на экране.

Музыкальный вопрос содержит фрагмент музыкального произведения и воспроизводится на музыкальном центре.

Игра-викторина содержит 32 теоретических вопроса и 17 вопросов с фрагментами музыкальных произведений, в которых надо определить композитора  и название произведения.

  1. Участники игры делятся на две команды. Во время игры соблюдается очередность вопросов для каждого члена команды. Каждый теоретический ответ оценивается как «4 балла», музыкальный ответ - «6 баллов». Если ответ содержит неполную информацию – участник получает половину баллов, т.е. «2» или «3». Участник, дополнивший неполный ответ другого игрока, получает 1 балл. Если ответ неправильный, то право ответа переходит к члену команды участника.  Каждый игрок должен пройти по игровому полю до последнего вопроса.

  1. В конце игры подсчитывается количество набранных баллов каждым участником и по итогам знаний определяются: 1-место, 2-место, 3-место, «участник игры».

  1. Учащиеся награждаются грамотами и призами.

  1. Теоретические вопросы

1.

Назовите композитора эпохи барокко:

А) А. Вивальди

Б) В.А. Моцарт

В) Л.В. Бетховен

Г) Й. Гайдн

2.

Основоположник первой русской консерватории
А) А. Г. Рубинштейн 
Б) М. А. Балакирев 
В) Н. А. Римский-Корсаков

3.

Как называется 15-я опера Н.А. Римского-Корсакова?

4.

Тему Шехеразады в одноименной симфонической сюите Н. Римского-Корсакова исполняет
А) флейта
Б) скрипка
В) фагот

5.

Кто написал оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта»

А) В.А. Моцарт

Б) Л.В. Бетховен

В) Ф. Шуберт

Г) Н.А. Римский-Корсаков

6.

Кто из этих композиторов не является венским классиком

А) Й. Гайдн

Б) Ф. Шуберт

В) В.А. Моцарт

Г) Л.В. Бетховен

7.

Меценат, основатель частного оперного театра в Москве, в котором дирижировал молодой С. Рахманинов и пел Ф. Шаляпин
А) П. Третьяков 
Б) С. Мамонтов
В) М. Беляев

8.

Кто автор симфоний «С тремоло литавр», «Прощальная», «Детская»

9.

Какая музыкальная форма основана на конфликте двух тем

А) вариации

Б) рондо

В) сонатная форма

Г) фуга

10.

Кто написал музыку к драме Ибсена «Пер Гюнт»

11.

Кто написал оперу «Фиделио»?

А) Й. Гайдн

Б) В.А. Моцарт

В) Л.В. Бетховен

Г) Ф. Шопен

12.

Он учился в морском кадетском корпусе, совершил кругосветное плавание на клипере «Алмаз». Но он оставил морскую службу и навсегда посвятил свою жизнь музыке. Кто это?

13.

Кто автор симфонии, в финале которой использован хор?

А) Й. Гайдн

Б) В.А. Моцарт

В) Ф. Шуберт

Г) Л.В. Бетховен

14.

Кто положил начало трем типам симфонизма в русской музыке – эпическому, лирико-драматическому и жанровому?

А) М.И. Глинка

Б) А.П. Бородин

В) А.С. Даргомыжский

Г) М.П. Мусоргский

15.

Симфоническая фантазия М. Глинки «Камаринская» написана
А) в сонатной форме
Б) в сложной 3-х частной форме
В) в форме двойных вариаций

16.

События конца 17 века (стрелецкие бунты против реформ Петра I, протест раскольников) нашли отражение в опере М. Мусоргского 
А) «Сорочинская ярмарка»
Б) «Хованщина»
В) «Борис Годунов»

17.

Автор романсов «Мне грустно», «Мне минуло шестнадцать лет», «Старый капрал»
А) А. Гурилёв
Б) А. Даргомыжский 
В) М. Глинка

18.

Юродивый, Варлаам, Пимен, Шуйский — персонажи оперы М. Мусоргского
А) «Хованщина»
Б) «Борис Годунов»
В) «Женитьба»

19.

Кто был руководителем «Могучей кучки» и кто входил в состав этого содружества?

21.

Какая из этих опер написана на сюжет А.С. Пушкина?

А) «Борис Годунов»

Б) «Снегурочка»

В) «Князь Игорь»

Г) «Иоланта»

22.

Какое музыкальное произведение было создано под впечатлением выставки работ художника и архитектора Виктора Гартмана?

23.

К жанру симфонии относится:

А) «Картинки с выставки»

Б) «Богатырская»

В) «Хованщина»

Г) «Спящая красавица»

25.

Сколько песен поет Лель в 1 действии оперы «Снегурочка»?

32.

В каком веке происходит действие оперы «Князь Игорь»

  1. Музыкальная викторина.
  1. И.С. Бах. Французская сюита до минор. Жига.
  2. Й. Гайдн. Симфония № 103, I часть, вступление.
  3. В.А. Моцарт. Симфония № 40, I часть, главная партия
  4. Л.В. Бетховен. Симфония № 5, часть I, главная партия.
  5. Ф. Шопен. Этюд «Революционный» до минор.
  6. Ф. Шуберт. Музыкальный момент фа минор.
  7. Э. Григ. «В пещере горного короля»
  8.  М.И. Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье», ст. А. С. Пушкина
  9. М.И. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».
  10.  М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Романс Антониды.
  11.  М.И. Глинка. Вальс-фантазия.
  12. А.П. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская».
  13.  П.И. Чайковский. Балет «Щелкунчик». Танец феи Драже.
  14. А.С. Даргомыжский. Романс «Мне грустно»
  15. М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» Монолог Пимена
  16. Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка» Каватина Берендея
  17. Н.А. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». Часть 1 «Море и Синдбадов корабль»

  1. Заключение

        Подобную игру-викторину можно проводить как контрольные уроки по итогам четверти, полугодия, учебного года, изменяя учебный материал в зависимости от тематического планирования.  Итоги можно суммировать и засчитывать на выпускном зачете по предмету «Музыкальная литература».

        Данная форма проведения контрольного опроса предъявляет к ученикам максимальную собранность и подготовленность по пройденным темам, а также позволяет в активной игровой форме самостоятельно проверить свои знания.

        В разработке игры немаловажная роль относится к эмоциональному эффекту, который является важной особенностью для результативности изучения нового материала и повторения пройденного. Также применяется психологический контраст при переходе от одного рода деятельности к другому: переход от одного теоретического вопроса к другому, слуховой анализ отрывка музыкального произведения (музыкальная викторина). После просмотра информации на экране в виде вопросов, привычный процесс ответов освежается яркими зрелищными заставками (картины природы, виды городов, в которых жили композиторы, портреты композиторов, фотофрагменты музыкальных спектаклей и т.д.)

Правила игры носят вариативный характер и могут быть изменены.

  1. Используемая литература:
  1. Калинина З.Г., Изд. «Музыка» Москва, 1998 г. «Пособие по музыкальной литературе»
  2. Козлова Н.П. «Русская музыкальная литература». Москва «Музыка» 2002 г.
  3. Осовицкая З., Казаринова А. «В мире музыки». Москва «Музыка» 2004 г.
  4. Островская Я., Фролова Л.. Изд. «Валерии СПб», С-Петербург, 2006 г. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе. 1-й год обучения.
  5. Тихонова А. Изд.    «Классика-XXI» Москва 2007 г. «Как преподавать музыкальную литературу». Мастер-класс  
  6. Шорникова М. Учебные пособия по музыкальной литературе: 1-й год обучения,

2-й год обучения, 3-й год обучения. Ростов-на-Дону «Феникс» 2005 г.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Аудиопособие (Кушнир М.Б., ТД Ландграф).

2.  Электронная презентация игры-викторины в Microsoft Power Point.

3. http://www.google.ru/search?num (портреты композиторов, репродукции картин, фотографии оперных и балетных спектаклей, и т.д.)

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра-викторина «Музыкальный калейдоскоп» Л.В. Демчинская МБУДО «ДМШ» г.Дзержинский 2017

Слайд 2

Назовите композитора эпохи барокко: А) А. Вивальди Б) В.А. Моцарт В) Л.В. Бетховен Г) Й. Гайдн

Слайд 3

Основоположник первой русской консерватории А) А. Г. Рубинштейн Б) М. А. Балакирев В) Н. А. Римский-Корсаков

Слайд 4

Как называется 15-я опера Н.А. Римского-Корсакова?

Слайд 5

Тему Шехеразады в одноименной симфонической сюите Н. Римского-Корсакова исполняет А) флейта Б) скрипка В) фагот

Слайд 6

Кто написал оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта» А) В.А. Моцарт Б) Л.В. Бетховен В) Ф. Шуберт Г) Н.А. Римский-Корсаков

Слайд 7

Кто из этих композиторов не является венским классиком А) Й. Гайдн Б) Ф. Шуберт В) В.А. Моцарт Г) Л.В. Бетховен

Слайд 8

Меценат, основатель частного оперного театра в Москве, в котором дирижировал молодой С. Рахманинов и пел Ф. Шаляпин А) П. Третьяков Б) С. Мамонтов В) М. Беляев

Слайд 9

Кто автор симфоний «С тремоло литавр», «Прощальная», «Детская»

Слайд 10

Какая музыкальная форма основана на конфликте двух тем А) вариации Б) рондо В) сонатная форма Г) фуга

Слайд 11

Кто написал музыку к драме Ибсена «Пер Гюнт »

Слайд 12

Кто написал оперу « Фиделио »? А) Й. Гайдн Б) В.А. Моцарт В) Л.В. Бетховен Г) Ф. Шопен

Слайд 13

Он учился в морском кадетском корпусе, совершил кругосветное плавание на клипере «Алмаз», но оставил морскую службу и навсегда посвятил свою жизнь музыке. Кто это?

Слайд 14

Кто автор симфонии, в финале которой использован хор? А) Й. Гайдн Б) В.А. Моцарт В) Ф. Шуберт Г) Л.В. Бетховен

Слайд 15

Кто положил начало трем типам симфонизма в русской музыке – эпическому, лирико-драматическому и жанровому? А) М.И. Глинка Б) А.П. Бородин В) А.С. Даргомыжский Г) М.П. Мусоргский

Слайд 16

Симфоническая фантазия М. Глинки «Камаринская» написана А) в сонатной форме Б) в сложной 3-х частной форме В) в форме двойных вариаций

Слайд 17

События конца 17 века (стрелецкие бунты против реформ Петра I, протест раскольников) нашли отражение в опере М. Мусоргского А) « Сорочинская ярмарка» Б) « Хованщина » В) «Борис Годунов»

Слайд 18

Автор романсов «Мне грустно», «Мне минуло шестнадцать лет», «Старый капрал» А) А. Гурилёв Б) А. Даргомыжский В) М. Глинка

Слайд 19

Юродивый, Варлаам , Пимен, Шуйский — персонажи оперы М. Мусоргского А) « Хованщина » Б) «Борис Годунов» В) «Женитьба»

Слайд 20

Кто был руководителем «Могучей кучки» и кто входил в состав этого содружества?

Слайд 21

Какая из этих опер написана на сюжет А.С. Пушкина? А) «Борис Годунов» Б) «Снегурочка» В) «Князь Игорь» Г) «Иоланта»

Слайд 22

Какое музыкальное произведение было создано под впечатлением выставки работ художника и архитектора Виктора Гартмана?

Слайд 23

К жанру симфонии относится: А) «Картинки с выставки» Б) «Богатырская» В) « Хованщина » Г) «Спящая красавица»

Слайд 24

Сколько песен поет Лель в первом действии оперы «Снегурочка»?

Слайд 25

В каком веке происходит действие оперы «Князь Игорь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Химический калейдоскоп

методическая разработка урока по химии...

Спортивно-массовая игра - "Спортивный калейдоскоп".

Командам выдаются маршрутные листы. Строго соблюдая порядок, участники должны выполнить задания на каждом этапе....

семейно-развлекательное мероприятие "КАЛЕЙДОСКОП ВЕСЕЛЬЯ"

Семейно-развлекательное мероприятие разработано для совместной деятельности родителей и детей направленной на гармонизацию детско-родительских отношений....

Методическая разработка "Информационный калейдоскоп"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ (Интеллектуальная игра) «Информационный калейдоскоп» по учебной дисциплине "Информатика" для студентов экономического и технического отделений. Данная...

Материал к научно- практической конференции "Экологический калейдоскоп"

Работу выполнил учащийся группы №13 Тиунов Александрс. Юсьва, ГБПОУ «Юсьвинский агротехнический техникум»В данном исследовательском проекте проведена определенная работа по систематизации и отбору мат...

Игра-квест «Сказочный калейдоскоп» ( по типу игры «Кладоискатели») Для учащихся начальных классов

Игра-квест «Сказочный калейдоскоп»( по типу игры «Кладоискатели»)Для учащихся начальных классовМесто проведения: парк «Юнатов»(в случае плохих погодных условий игра проходит в  здании ОДОД «Север...