Детское чтение в эпоху цифровых технологий. Чтение без принуждения?
статья на тему

Афентьева Ольга Александровна

Сегодня учителю начальных классов, одна из главных предметных задач которого научить читать, пополнить ряды юных читателей, приходится специально увлекать ребенка чтением, решать новые педагогические задачи. Как сделать так, чтобы чтение приносило ребенку удовольствие, чтобы читали наши дети без принуждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_afenteva_o.a._vneklassnoe_chtenie.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Секретарь\Desktop\П.jpg

Российская Федерация

Министерство образования и науки

Муниципальное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа № 13 с углубленным изучением отдельных предметов г.о.Жуковский Московской области

140180, г. Жуковский, Московская обл., ул. Осипенко, дом 7

тел./факс  8 (495) 556-89-46

E-mail: shcool13-zhuk@ya.ru

    ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ В ЭПОХУ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ЧТЕНИЕ БЕЗ ПРИНУЖДЕНИЯ?

Афентьева Ольга Александровна,

МОУ школа  №13 с УИОП, г. Жуковский, учитель начальных классов

для педагогического совета школы 15.11.2016г.

Приобщить ребенка к художественному слову, к хорошей книге, сформировать его читательский кругозор  – одна из приоритетных задач учителя начальных классов.

 В современной начальной школе детская книга является предметом  изучения урока литературного чтения. Иерархия задач этих уроков  очевидна – овладеть непосредственно техникой чтения, раскрыть секреты смыслового чтения, открыть для ребенка книгу как копилку знаний человечества, средство удовлетворения познавательного интереса и учить видеть в книге источник  эмоциональных впечатлений. Именно из этого круга педагогических задач и выстраиваются впоследствие читательские компетенции ученика.

.Сегодня литературная образовательная сфера претерпевает значительные изменения.

Во-первых, сам учебный предмет изменил название с «Чтение» на «Литературное чтение». Реализуются параллельные УМК по литературному образованию младших школьников (вариативные учебные курсы, учебники, рабочие тетради). Часть литературных произведений детских авторов сегодня выбыла из круга детского чтения. И напротив,  детская отечественная и зарубежная литература с каждым годом стремительно обогащается новыми авторами и произведениями. Плодотворно работают детские издательства. Полки книжных магазинов изобилуют выбором на любой вкус.  

И в этой внешне благополучной обстановке учитель зачастую имеет дело с учеником не желающим читать. Множество вопросов задает сегодня учитель. Аудиокниги, электронные книги приходят в современную школу как альтернатива или конкурент бумажной книге? Посещение библиотеки сегодня для младшего школьника – это радость от встречи с книгой или скучная необходимость?

 Современные исследования констатируют, что у значительной части детей младшего школьного возраста среди мотивов самостоятельного обращения к книге господствует один – читаю, потому что задал учитель.

Есть ли объяснение такому положению дел?

С началом систематического обучения в школе маленький человек ежедневно получает некоторый объем учебной информации. До недавнего времени печатное слово в виде бумажной книги являлось основным способом передачи информации ученику. Не секрет, что в современной школе доля альтернативных средств передачи  информации (видео и аудио) значительно возросла. Такой способ получения информации более естественен и привлекателен для ребенка, т.к не требует от него владения сложными аналитико-синтетическими навыками, столь необходимыми в чтении.

Становится очевидно, что сегодня учителю начальных классов, одна из главных предметных задач которого научить читать, пополнить ряды юных читателей, приходится увлекать ребенка, решать новые педагогические задачи. Как сделать так, чтобы чтение приносило ребенку удовольствие, чтобы читали наши дети без принуждения.

Сегодня я хочу представить Вам лишь некоторые используемые мною приемы в рамках литературного проекта «Чтение без принуждения».

   1. Тематические уроки внеклассного чтения (Читаем о войне, о детях, юмористические произведения для детей)

   2. Инсценирование литературных произведений средствами кукольного театра (р.н.с. Каша из топора, С.Маршак «Теремок», К.Чуковский «Федорино горе», Г.Андерсен «Снежная королева»)

   3 Инсценирование литературных произведений на сцене (С.Маршак «Зоопарк», «Багаж», «12 месяцев)

  4. Участие в детских литературных проектах «Познание и творчество», журнала «Грани успеха», литературные конкурсы издательства «Лабиринт»

Литературный КВН «По дорогам сказок», «Детские писатели-юмористы»

  6. Урок - «Кинозвезды поневоле», посвящен литературным произведениям, экранизированным для детей (В.Губарев «Королевство кривых зеркал», Г.Андерсен «Снежная королева», Ю.Лагин «Старик Хоттабыч», А.Пушкин «Руслан и Людмила», А.Толстой «Золотой ключик»

Большую помощь учителю оказывает школьный кинозал. Идейным вдохновителем которого является наш школьный библиотекарь Втюрина А.А.

  7. Литературный ринг «Мой любимый литературный герой»

  8. Просмотры театральных постановок, предворяющих чтение литературных произведений или после их прочтения (мюзиклы «Остров сокровиш», «Праздник непослушания», спектакли «Кошкин дом» Маршака, «Каштанка»А.Чехова , «Снежная королева» Г.Андерсена)

  9. Урок-путешествие или путешествуем вместе с литературным героем (Гаршин «Лягушка-путешественница», Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями», А.Некрасов «Приключения капитана Врунгеля» др.)

 10. Урок – дискуссия (былины, нравственно-этические произведения)

11. Поэтические турниры (учим и читаем стихи)

12. Литературный Урок экскурсия (Мемориальный дом-музей В.И.Васнецова, Третьяковская галерея, дом-музей К.И.Чуковского в Переделкино)

13. Сотрудничество со школьной библиотекой (подборка книг по теме, рекомендация библиотекаря, лекция о правилах пользования библиотечной книгой)

14.  Сотрудничество с детской городской библиотекой Т.Л.Лыжиной. (уроки по детской периодической современной литературе, участие в акции «Библионочь», проведение уроков внеклассного чтения А.Гайдар «Судьба барабанщика», В. Гюго «Козетта»)

15. Участие в социальных акциях «Подари книгу в библиотеку», «Книжка-малышка своими руками», «Подари книге вторую жизнь», «Книга – лучший подарок»

16. Организация книжных выставок

17. Участие в детских литературных проектах «Познание и творчество», литературные конкурсы издательства «Лабиринт»

18. Читаем книгу по выбору (мальчики-девочки, поэзия-проза)

19. Работа с дневником читателя: рисуем иллюстрацию к произведению, составляем план пересказа, описываем героя, отвечаем на контрольные вопросы и т.д.)

20. Читаю маме. (Отзыв родителя о чтении ребенка вслух)

21. Мой папа – писатель. (папа, бабушка – авторы книг на различную тематику)

Подводя итоги, еще раз обращу внимание коллег на то, всех мы учим читать. А вот читателями становятся не все. И от нас многое зависит.

И технология проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе,  идущей от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей, стимулирующей детскую самодеятельность и открывающей большие возможности для формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекционный материал по предмету Детская литература с практикумом по выразительному чтению

Данный материал поможет студентам специальности Преподавание в начальных классах освоить дисциплину Детская литература с практикумом по выразительному чтению...

Использование приемов и методов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок внеклассного чтения по современной литературе. Татьяна Толстая. «Любишь - не любишь». Рассказ.

Урок подготовила: Иутинская Галина Ивановна   Урок 1-2 Татьяна Толстая . Рассказ «Любишь- не любишь»(Опыт прочтения текста вместе с детьми) Эпиграфы:Чем человек ум...

Использование современных цифровых технологий в педагогической и концертмейстерской практике

В данной работе подробно описывается возможность применения в обучении игре на фортепиано а также концертмейтсерской деятельности цифрового фортепиано...

Методическая разработка по организации внеурочной самостоятельной работы студентов по дисциплине МДК. 01.03. Детская литература с практикумом по выразительному чтению основной профессиональной образовательной программы по специальности 44.02.02 ( 05014

Специфика детской литературы связана с характером изображения действительности, с особым предметом ее изображения: он тот же, что и во всяком искусстве, но в то же время особый: главный герой де...

Использование современных цифровых технологий в процессе изучения музыкальной литературы

Методическое сообщение посвящено различным формам использования цифровых технологий, активно практикуемым преподавателями «Детской музыкальной школы №30» Советского района г. Казани...

презентация "Введение в МДК "Детская литература с практикумом по выразительному чтению"

представлена общахая характеристика дисциплины. рассмотрены такие вопросы как: ´Чтение детям художественной литературы – как культурная практика. Понятия детская литература и детское чтени...

Открытый урок по МДК 03.05. "Детская литература с практикумом по выразительному чтению".

Открытый урок по МДК 03.05. "Детская литература с практикумом по выразительному чтению"....