Внеклассное занятие в 9 – ом классе на тему "Россия - Родина моя!"
план-конспект занятия на тему

Якунина Лидия Анатольевна

Закрепление знаний детей о своей Родине – России, полученных на уроках и во время внеклассных занятий. Привитие гражданско – патриотических чувств. Воспитание любви к Родине, её ценностям.

                                                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya_-_rodina_moya.docx33.69 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Лесно – Конобеевская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа – интернат».

Внеклассное занятие в 9 – ом классе на тему:

Воспитатель: Якунина Л.А.

                             2014 – 2015 учебный год

Цель: закрепление знаний детей о своей Родине – России, полученных на уроках и во время внеклассных занятий. Привитие гражданско – патриотических чувств. Воспитание любви к Родине, её ценностям.

                                                       «Мне о России надо говорить

                                                       Да так, чтоб вслух стихи произносили;

                                                       Да так, чтоб захотелось повторить,

                                                       Сильнее всех имён сказать: «Россия!»

 Звучит песня Олеси Густинович «Россия – мать» на фоне слайдов с изображением родных просторов. Слайды с 1 по 10.

 - Ребята, как вы поняли, сегодня мы поговорим о России. Тема нашего занятия: «Россия – Родина моя». Обратите внимание на карту России. Слайд 11. Широко раскинулись её просторы. Россия – самая большая по площади страна мира. Какова её площадь, кто скажет? (17,1 млн. кв. км.) А какова протяжённость её границ? (60 932 км.)

   Население России по переписи в 2011 году составляло 145 млн. человек, сейчас наверняка больше. Составляет население 160 национальностей, народностей и этнических групп.

                    Ирина Б.: Живут в России разные

                                      Народы с давних пор.

                                      Одним тайга по нраву,

                                      Другим – степной простор.

                                      У каждого народа язык свой и наряд:

                                      Один черкеску носит,

                                      Другой – надел халат.

                                      Один – рыбак с рожденья,

                                      Другой – оленевод.

                                      Один кумыс готовит,

                                      Другой качает мёд.

                                      Одним приятней осень,

                                      Другим – милей весна.

                                      А Родина – Россия,

                                      У нас у всех одна.

                                     

  Назовите столицу нашего государства. (Москва. Слайд 12.) Кем заложен этот город? (Юрием Долгоруким в 1147 году на месте древнего поселения. Слайд 13.) Почему Москву называют Белокаменной? ( В 1367 году при Дмитрии Донском деревянные стены московского Кремля перестроили, используя блоки белого камня: известняка и доломита.) Какая крепость нашей страны самая крупная во всём мире? (Московский кремль. Его площадь равна 27 га. Слайд 14.) Что мы называем символом Москвы? (Красную площадь – главную площадь России. Здесь проходят военные парады страны. Слайды 15,16.) Какой  из храмов на Красной площади считается самым значимым? (Храм Покрова Божией Матери (Собор Василия Блаженного). Слайд 17.  Он построен в середине 16 века по указу царя Ивана Грозного, в честь взятия Казанского ханства – части бывшей Золотой Орды.)

  Угадайте, о каком российском городе идёт речь? « Я – город – герой, стою над Невой». (Ленинград. Слайд 18.) Почему этот город называют героем? (Выдержал 900 блокадных дней.) Что такое блокада? (Нахождение в кольце противника.) А можно ли было каким – то образом выбраться из города или, наоборот попасть в него? (Только по «Дороге жизни».) Что вы знаете о ней и по какому озеру она проходила? ( По Ладожскому озеру.) (Краткий рассказ о «Дороге жизни. Показ слайдов 19: «Первый

санный обоз по льду Ладожского озера.24.11.1941 г.», 20: «Движение транспорта по

 «Дороге жизни» в марте 1943 г.»,21: « Ладожская военная флотилия прикрывает

«Дорогу жизни». 1943 г.») Хочу добавить, что 70 лет назад, 27 января 1944 года, была  снята блокада с Ленинграда. Этот день назвали Днём воинской славы России.

  А как этот город сейчас называется? (Санкт – Петербург.)

Какая российская картинная галерея  самая большая в мире? (Эрмитаж. В Санкт – Петербурге.)

  Какой российский город занимает первое место по количеству мостов? (Санкт – Петербург, сейчас там насчитывается 342 моста, в том числе 21 разводной.)

  Россия имеет самое большое количество морей, омывающих её берега. Кто их назовёт? А какое российское море самое мелководное на Земле? (Азовское. Слайд 22.)

 В России самое большое в мире количество озёр. Сколько же их? (Более 1 млн.) Какое озеро самое глубокое в мире? (Байкал. До 1620 м. Слайд 23.)

  На территории России много рек. Какая русская река самая большая в мире среди рек, не имеющих стока в мировой океан? (Волга. Слайд 24.)) Какова её длина? (Около 3 800 км.) А куда она впадает? ( В Каспийское море. Слайд 25.)  Волга – главная улица России. Как называли Волгу в старину? (Идель, Итиль.) Сколько притоков имеет Волга? (200.) Где берёт начало Волга? ( На Валдайской возвышенности. Слайды 26, 27.) Назовите самый большой волжский город. (Нижний Новгород. Слайд 28.)

Назовите волжский город, где в 1942 году начался перелом в ходе Великой Отечественной войны? (Волгоград (Сталинград). Слайд 29.)                                                             Оборонительные действия советских войск на сталинградском направлении велись в течение 125 дней. В этот период ими были проведены последовательно две оборонительные операции. Первая из них осуществлена на подступах к Сталинграду в период с 17 июля по 12 сентября, вторая – в Сталинграде и южнее его с 13 сентября по 18 ноября 1942 года. Немцы, пытаясь захватить Сталинград, шли в атаку. Советским войскам сдержать мощный натиск не удалось. Они были вынуждены отступить в город. Дни и ночи не прекращались бои на улицах города, в домах, на заводах, на берегу Волги. Наши части несли большие потери, но держали оборону, не оставляя город.13 сентября 1942 года было принято контрнаступление. Замысел его состоял в объединении трёх фронтов: Юго – Западного (командующий генерал – полковник Н.Ф.Ватутин. Слайд 30.), Донского (командующий генерал – лейтенант К.К.Рокоссовский. Слайд 31.) и Сталинградский (командующий генерал – полковник А.И.Ерёменко. Слайд 32.)

Они должны были разгромить войска, прикрывавшие фланги ударной группировки противника, перейти в наступление, окружить и уничтожить основные силы, действовавшие в междуречье Волги и Дона. С 10 января по 2 февраля 1943 года войска Донского фронта взяли в плен 91 000 человек, в том числе 2,5 тысячи офицеров и 24 генерала, во главе с командующим 6 – ой армией генерал – фельдмаршалом Паулюсом. (Слайд 33.) Никогда, за всю историю Германии не гибло такого количества войск. А началась Сталинградская битва с молебна перед Казанской иконой Божией матери. (Слайд 34.) Икона была покровительницей наших войск, перед ней постоянно служились молебны и панихиды по погибшим воинам. Среди руин Сталинграда единственным уцелевшим зданием оставался храм во имя Казанской иконы Пресвятой Богородице с приделом преподобного Сергия Радонежского.

  Итак, сегодня, 2- го февраля, 70 лет со дня завершения Сталинградской битвы.

  В то время фашистами была оккупирована большая часть нашей земли. Поэт Д.Кедрин написал стихотворение: « Родина». (Слайд 35.)

                       Весь край этот, милый на веки,

                       В стволах белокурых берёз,

                       И эти студёные реки,

                       У плёса которых ты рос.

                       И тёмная роща, где свищут

                       Всю ночь напролёт соловьи.

                       И липы на старом кладбище,

                       Где предки уснули твои…

                       И санки, что вихрем летели,

                       И волка опасливый шаг.

                       И серьги вчерашней метели

                       У зябких осинок в ушах.

                       И ливни, такие косые,

                       Что в поле не видно ни зги…

                       Запомни: всё это – Россия,

                       Которую топчут враги.

  Эти стихи пользовались популярностью среди солдат, и тоже внесли свою лепту в победу наших войск.

 Саша П. прочтёт отрывок из стихотворения С.Васильева «Россия»: (Слайд 36.)

                       Люблю тебя, моя Россия,

                       За ясный свет твоих очей,

                       За ум, за подвиги святые,

                       За голос звонкий, как ручей…

                       Люблю всё то, что называю,

                       Одним широким словом «Русь»…

А это стихотворение было написано уже после войны, в 1946 году.

  В каком городе России возведена статуя – памятник, самая высокая в мире?                          ( В Волгограде, на Мамаевом кургане. Статуя «Родина – мать». Её высота 82 метра. Слайд 37.)

  Назовите россиянина, который 12 апреля 1961 года, впервые в истории человечества, совершил полёт в космос? (Ю.А.Гагарин. Слайд 38, 39, 40.) 

Фамилия россиянки, первой в мире женщины – космонавта? (В.Н.Терешкова. Слайд 41, 42.)

  Какой российский город самый большой из полярных городов мира? (Мурманск, на Кольском полуострове. Слайд 43.)

  Какое самое холодное место в северном полушарии, находящееся на территории России? (Якутия. Посёлок Оймякон. Температура зимой достигает -71 градус. Слайды 44, 45, 46.)

  Какое чудо – дерево в России, единственное в мире имеет белую кору? (Берёза. Слайд 47.)

           

                         Загадки о России.

  1. У тебя, краса – река, женское обличье.

Даже имя у тебя женское, девичье. (Лена. Слайд 48.)

  1. Средь петербургских берегов в гранит она зажата.

Меж разводных течёт мостов. Что за река, ребята? (Нева. Слайд 49.)

  1. Порог Москвы, в Россию двери;

Тут русские дрались, как звери. (Смоленск. Слайд 50.)

  1. Древнерусский городок.

 

До сих пор он молод.

Оружейный там завод.

И молва давно идёт

О пряниках печатных

И самоварах знатных. (Тула. Слайды 51, 52,53.)

  1. Не приметен ничем, не широк

По просторам Валдайского края,

Еле слышно течёт ручеёк

В море Каспийское убегая. (Волга. Слайд 54.)

  1. В дымке синеватой горы и леса.

Что за край богатый, просто чудеса!

Зелень изумрудная, глубина озёр.

А земля там рудная, и кругом простор!

Трав ковёр пахучий у подножья скал.

Ты такой могучий, наш седой … (Урал. Слайд 55.)

            Россия – радуга и синь,

Степная сизая полынь,

Полей разлёт, и снег,

И лёд, и хоровод берёз,

Взметнувшихся над Волгой.

Она – багряный листопад,

И снова – синь, и снова – сад.

А в нём, пленительный и долгий,

Шального соловья раскат.

Россия – ясная роса,

Косого ливня полоса

И запах медуниц от луга,

Глаза ребёнка, сердце друга,

Вечерних росстаней печаль.

И распахнувшаяся даль

От Ладоги и до Байкала.

Всё – всё она в себя впитала!

Россия всё, чем я живу,

К чему во сне и наяву

Душа стремиться не устала!

                  Вот вам лёгкие шарады.

  1. К ноте «н» прибавить надо.

Нота больше не поёт,

А рекой она течёт. ( ДО + Н = ДОН. Слайд 56.)

  1. Часть первая – МОСТ, но без буквы конечной.

Вторая звучит на болоте беспечно.

А целое – местность, любимая пламенно,

Которую люди зовут Белокаменной. (МОС + КВА = МОСКВА. Слайд 57.)

  1. В КУЗОВ машины слог «ТУ» погрузили…

И в полководца его превратили.

Наш полководец с раненым глазом.

Кто назовёт нам фамилию сразу? (КУ ТУ ЗОВ. Слайд 58.)

Ты взяла у весны уйму красок и света,

Навсегда наши души к себе приковав.

О тебе столько сложено песен и спето.

Не тускнеют, не старятся песен слова. (Россия.)

Прослушивание песни «Ты живи, моя Россия…»

Ребята, вы граждане  России. Мальчики – будущие наши защитники. Все вы – будущие матери и отцы. Вот вам небольшое пожелание:

«Берегите Россию,

Без неё нам не жить.

Берегите её,

Чтобы вечно с ней быть.

Нашей правдой и силой.

Всею нашей судьбой,

Берегите Россию, Нет России другой!»

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по математике "Математический гейм" 4 класс (VII вида)

Внеклассное занятие по математике для детей 4 класса с задержкой психического развития. Адаптировано в классах коррекционно-развивающего обучения. Активизирует познавательную активность, развивает лог...

Внеклассное занятие по русскому языку 1 класс

Разработку можно использовать как для внеклассной работы, так на уроках русского языка...

внеклассное музыкальное мероприятие для учащихся начальных классов "Я о Родине пою"

Урок - концерт для начальных классов "Я о Родине пою". Любовь к Родине, семье, родной природе нужно прививать с раннего детства. Такие занятия, где дети  читают стихи о Родине, поют замечательные...

Внеклассное занятие по экономике 2 класс "Что такое деньги?"

Тема урока; «Что такое деньги?»Тип урока: Урок открытия новых знаний.Цель: Формирование у учащихся основных экономических знаний о деньгах, истории их появления.Планируемые результаты:1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "АВТОВАЗ - это класс!"

Данная методическая разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия на тему «АвтоВАЗ – это класс!» среди студентов I курса специальности 23.02.03 Техническое обслужи...

План-конспект внеклассного занятия по русскому языку и литературному чтению на тему «Волшебство народного слова», 2 класс

На данном занятии второклассники познакомятся с сатирическими  русскими народными сказками...