Исследовательская краеведческая работа "Земляки"
творческая работа учащихся на тему

Кондратенкова Нина Петровна

Исследовательская краеведческая "Земляки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР ТУРИЗМА, КРАЕВЕДЕНИЯ И СПОРТА»

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КРАЕВЕДЧЕСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ «КРАЙ МОЙ СМОЛЕНСКИЙ»

Тема работы: «Земляки »

Подготовил:

Ветитнев Антон Сергеевич

7 класс

МБОУ «Иозефовская ОШ.»

Смоленская область,

 Хиславичский район,

деревня Иозефовка

e-mail: iozefovkach@yandex.ru

2016г.

Оглавление:

1.Введение

2.Николай Петрович Шендеров.

3.Перевалов Стефан Наумович.

4.Заключение.

В сердцах наших жить будут вечно
Герои минувшей войны.
Нам память о них дорога бесконечно
И  ею с тобой мы сильны
Память…

Она неподвластна времени, она как немой свидетель тех незабываемых событий, которые в каждой семье отозвались горем и непоправимой потерей. Выросло не одно мирное поколение, но память о Великой Отечественной войне жива в наших сердцах. Проходит время, и чем дальше отделяет она нас от тех страшных событий, тем ценнее воспоминания очевидцев, тем актуальнее становится тема Великой Отечественной войны. В России нет ни одной семьи, которую не затронула бы Великая Отечественная война. О войне написано бесчисленное количество книг, сняты художественные фильмы, основанные на реальных события С каждым годом документальных свидетельств становится все больше: открываются секретные архивы, то о чем раньше говорить было не принято – становится доступным. Подвиг советского воина от этого не блекнет, наоборот, становится более понятной самоотверженность простых людей, отдавших лучшие годы, здоровье и жизнь за Победу. Уже почти не осталось живых свидетелей той смертельной схватки с жестоким и сильным врагом. Уходит поколение, которое не воевало с фашизмом, но выросло на осознании подвига отцов и дедов. Молодое поколение, вступающее в жизнь, должно знать о героизме простых людей, которые завоевали им право на жизнь и свободу. Память народа хранит историю своего Отечества, которая складывается из отдельных историй рядовых и сержантов, офицеров и генералов, принимавших участие в той далекой войне - каждый в силу своих возможностей вносил свой вклад в победу, сражаясь на фронте или работая в тылу. Учащимися  краеведческого кружка была проведена серьёзная работа по сбору материала о военной истории родного края, о ветеранах – односельчанах, тружениках тыла. Обнаруженные документы, фотоматериалы пробудили интерес к истории родного края в годы Великой Отечественной войны, вызвали желание пополнить летопись  деревни Иозефовка новыми фактами из военной истории. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О земляках, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем. Этим было продиктовано мое желание узнать от живых свидетелей того времени о жизни народа в годы Великой Отечественной войны

Нами собран большой материал о Николае Петровиче  Шендерове.

 Шендеров Николай Петрович – ветеран Великой Отечественной войны родился 24 июня 1925 года в деревне Иозефовка в семье потомственных крестьян. С раннего детства он познал труд, помогал отцу в поле.

  В 1969 году Николай Петрович окончил семилетнюю школу в деревне Городище. Он очень хорошо учился. Ему легко давались математика и русский язык. Дома он обучал грамоте младших братьев и сестер.  После успешного окончания школы в 1940 году поступает в ремесленное  училище в городе Ленинграде.  Николай  Петрович старается познать все тонкости мастерства по дереву. Он изо всех сил старается не подвести своих родителей и является образцовым учеником. Но грозная война сорвала планы Николая. Не успел он познать все азы такого интересного мастерства.

  Шестнадцатилетний мальчишка роет противотанковые рвы с другими такими же подростками. 25 апреля Николай Петрович был призван в ряды Советской Армии. Он мужественно сражается на фронте. У Николая Петровича  в деревне остались мать и младшие братья и сестры. И эта память о своей семье придавала ему сил в борьбе с врагом.

В 1945 году закончилась война. Николай Петрович со своими однополчанами праздновал победу. После войны он возвращается в родную деревню. Женился. Воспитали со своей женой Пелагеей Кондратьевной 5 детей. Николай Петрович имеет много наград: Орден за оборону Ленинграда,  Медаль за победу над Германией. Медаль за Отвагу, Орден Красной Звезды. Николай Петрович – частый гость в школе. Ежегодно он приходил на митинги, посвященные Дню освобождения Смоленщины от немецко-фашистких захватчиков и  Дню Победы. Учащиеся Иозефовской школы никогда не забудут его интересные рассказы о блокаде Ленинграда. Мы гордимся своим замечательным земляком.

Николая Петровича всегда сопровождала его верная спутница по жизни жена Пелагея Кондратьевна. Пелагея Кондратьевна является труженицей тыла.

  В краеведческом музее собран материал о  нашем земляке - Перевалове Стефане Наумовиче.

Перевалов  Стефан  Наумович родился в 1872 году, в городе Мстиславле в семье мелкого кустаря – сапожника родом из предместья Верхняя  Тура  города Тюмени . В этот небольшой предместный белорусский городок  Наум Перевалов был заброшен в царской армии .Отслужив долгий срок в качестве ротного сапожника , он остался в Мстиславе навсегда . Родители очень хотели выучить единственного сына Стефана и приложили для  этого неимоверные усилия . После начального городского  училища он окончил духовную семинарию. Педагогическая работа Стефана Наумовича видимо началась последние годы прошлого века в сельских церковно - прихотских  школах Могилёвской области(губернии).Молодой учитель отличался душевностью и внимательностью, умением приохотить детей к старательной учёбе , к сознательному обращению к окружающим людям .Дети платили ему искренней любовью. Не сторонился он и взрослого населения. Заходил в избы к родителям учеников. Ласково беседовал. Видел бедность и убогость крестьянской жизни. Надеялся, что просвещение приведёт к  улучшению материального положения крестьян, расширить их духовный мир .Богатых сторонился ожидая от них в любой момент какой – нибудь  каверзы. Стефан Наумович похоронил своего отца, а мать пригласил  на жительство в свою сельскую каморку при школе,  где жил с молодой женой Василисой Семёновной. В это время он работал  в волостном селе  Пиряны  Смоленской губернии .Школа там была небольшая, на 4 класса .Не сладко в деревне жилось учителям.  Зарплата мизерная ,дороговизна , огород помогал, но многое надо было покупать. А в семье Перевалова  5 душ. Стефан Наумович без колебания принял октябрьскую революцию. А в 1918 году семья Перевалова  переселяется в Иозефовку. Стефан  Наумович  становится заведующим Иозефовской начальной школой. Будучи человеком уже немолодым ,он всё же находит время для общественной работы. Стефан Наумович знал о событиях в стране и за рубежом .Радовался успехам индустриализации .Обо всём этом рассказывал людям своей деревни .Перевплов  как мог помогал росту и укреплению колхоза « Союз».Стефан Наумович редактировал стенную газету, агитировал при подписке на заем ,был постоянным депутатом сельского совета. Длительное время колхозники доверяли ему колхозную кассу , и он  честно берёг каждую копейку .  Замечательном человеком был С , Н, Перевалв и в семье. Он всегда находил время для воспитания своих детей: Петра, Зинаиды. Бориса, Валентины, Михаила и Леонида . Часто вечерами Стефан Наумович брал скрипку, семья садилась кругом ,получался семейный хор, дружно исполнявший под аккомпонемент  отца русские народные песни. И долго не гас огонь школы приютившейся на берегу озера .А потом снова дети ,работа ,класс  колхоз. Мы удивлялись, как знает наш учитель всё он умеет как у него всё просто получается вспоминал его учение М,П Шендеров . А также он говорил : «Стефан Наумович любил с нами петь и участвовать в художественной самодеятельности.

Он проводил сам репетиции много читал, хорошо знал литературу и русский язык .Он был искренним человеком, Трудился самоотверженно , не покладая рук ,не жалея ни времени ,не здоровья ибо хотел всегда приносить людям добро .Советское правительство высоко оценило заслуги С Н Перевалова и  Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 мая 1939 года наградила его Орденом Трудового Красного Знамени. В это время учителю было 67 лет. Это событие было праздником всего колхоза.

Грянула война.

Советский народ грудью встал на защиту своих интересов. трое сыновей С.Н.Перевалова ушли на фронт. Дома оставались четырнадцатилетний Леонид и взрослая Валентина. Учитель-патриот, не смотря на свой преклонный возраст, не сидел сложа руки. Когда Хиславичский район был захвачен фашистами, семья  Переваловых  включилась в борьбу с ними. С.Н.Перевалов имел связь с районным подпольем, помогал партизанам. Василиса Семеновна пекла хлеб для партизан, собирала теплую одежду.С.Н.Перевалов не расстался с наушниками  дитекторного приемника, слушал Москву, рассказывал людям правду о положении на фронте. В доме учителя находили приют военные ,выходившие из окружения. Но у Стефана Наумовича были и враги. О деятельности учителя узнала Хиславичская полиция. Доносчик выбрал момент, когда в доме у учителя было двое военных. В эту ночь дом окружили около 200 немецких солдат и полицейских. В доме все было перевернуто, фашисты учинили обыск. Был найден пистолет, наушники. С.Н.Перевалов, Василиса Семеновна, Валя, Лейтенант (фамилию не удалось установить),бывший председатель сельского совета  Кормаков  Демьян были арестованы. В родные места они больше не вернулись. В опустевшей хате остался один Леня. Арестованных погнали в Хиславичи. Все арестованные были зверски казнены.Сначала всех пятерых заставили рыть яму. Кормаков и летчик бросились к реке. Но пули врагов догнали их. Оба были убиты. Когда яма была готова, один из немцев ударил лопатой по голове Стефана Наумовича. Он зашатался ,упал в яму. Мать и дочь крепко обнялись ,их тоже начали избивать лопатами, а потом полуживыми зарыли. Долго были слышны глухие стоны.

Мы – праправнуки героев войны, тех, кто подарил нам мирное небо над головой, помним и чтим память дорогих нам людей. К памятникам и монументам возлагаем цветы: В канун дня Победы в память о героях - воинах крепим на грудь георгиевскую ленточку, как символ Победы.. 1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война - ожесточенная схватка советского народа со злейшим врагом  человечества - фашизмом. Советские люди напрягли все силы для спасения Родины и ее независимости и добились победы. Но эта победа была завоевана ценой огромных жертв. Не вернулось после войны в деревню около 200 земляков. На сегодняшний день в живых  не осталось ни одного ветерана  Великой Отечественной войны.

В процессе поисков достоверных сведений мне удалось пообщаться с интересными людьми - нашими земляками, увидеть и прочитать подлинные документы времён Великой Отечественной войны, предвоенного и довоенного времени.

Список литературы;

«Живет в веках твой подвиг благородный»- героические страницы истории Смоленского края.

«Наш первый орденоносец и его семья» Викентий Арганов.

Приложение;

Справа налево четвёртым стоит Борис Стефанович Перевалов
в сером костюме
, в чёрной шляпе и очках

Борис Стефанович и Анна Алексеевна Переваловы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий историко-краеведческой композиции "Краснодар архитектурный"

Классный час, посвященный 220-летию г.Краснодара для студентов специальности 270802 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"...

Научно-практическая краеведческая конференция "Их имена мы в сердце сохраним"

Областная научно-практическая конференция, проводилась среди студентов Барышского индустриально-технологического техникума и Жадовского сельскохозяйственного техникума. Были подготовлены рефераты об у...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Сегодня при обострении проблемы национальной идентичности формирование такого качества личности учащегося, как патриотизм, выражающегося в любви к малой родине, гордости за Отечество, приоритетно. Изу...

Программа эколого - краеведческого кружка "Юные экологи"

Программа способствует творческой самореализации учащихся с помощью организации эколого - краеведческой деятельности, на основе углубленного, комплексного изучения родного края....

Урок русского языка в краеведческом музее: о роли музеев в духовном развитии современных старшеклассников и студентов

Из опыта проведения факультативных занятий по русскому языку в краеведческом музее....

Исследовательская краеведческая "Край мой смоленский"

Исследовательская краеведческая "Край мой смоленский"...