Презентация по теме "Теоретические основы сенсорного воспитания"
презентация к уроку на тему

Жаринова Елена Григорьевна

Презентация по теме "Теоретические основы сенсорного воспитания"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Теоретические основы сенсорного воспитания КГБПОУ «Барнаульский государственный педагогический колледж» Преподаватель педагогики и психологии Дошкольного отделения Жаринова Е.Г.

Слайд 2

План урока: Основные понятия: «сенсорный», «сенсорное воспитание», «сенсорное развитие», «эталон»,«сенсорные эталоны», «сенсорная культура», «перцепция», «перцептивные действия»; Цель, задачи сенсорного воспитания; Содержание сенсорного воспитания; История становления методики сенсорного воспитания детей дошкольного возраста; Методика организации сенсорного воспитания в разных возрастных группах

Слайд 3

«Эталон» - шаблон, готовая мерка для чего-нибудь. (Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушакова) Слово «сенсорный »(от лат. sensus - восприятие - чувство, ощущение ), чувствительный, чувствующий, относящийся к ощущениям. ( Большой Энциклопедический словарь)

Слайд 4

Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. (А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева) Формы – геометрические фигуры Цвета – семь цветов спектра и их оттенки Слухового восприятия – звуковысотные отношения, фонемы родного языка и др. Вкусового восприятия – четыре основных вкуса Величины – метрическая система мер Пространственного отношения - вверху, внизу, слева, справа и т.д.

Слайд 5

Перцепция Перцептивные действия — структурные единицы процесса восприятия у человека. Перцептивные действия обеспечивают сознательное выделение того или иного аспекта чувственно заданной ситуации, а также преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватного предметному миру и задачам деятельности. (Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский ) восприятие, непосредственное отражение действительности органами чувств ( Словарь практического психолога)

Слайд 6

Сенсорное воспитание — целенаправленный процесс, в ходе которого при организации правильного педагогического взаимодействия развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, формируются представления об окружающем мире. ( А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева) Сенсорное развитие - предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. (Л. А. Метиева , Э. Я. Удалова) Сенсорная культура – это совокупность воспринимаемых и ощущаемых явлений действительности на эмоциональном уровне. (Б.Г. Ананьев)

Слайд 7

Установлено, что большинство человеческих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу

Слайд 8

Целью сенсорного воспитания является обогащение чувственного опыта восприятия окружающего мира и развитие сенсорных способностей у детей.

Слайд 9

Задачи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста формировать у детей разнообразные обследовательские действия; побуждать детей точно обозначать словом обследовательские действия, свойства предметов и материалов; развивать у детей умение применять обследовательские действия и эталоны свойств предметов в самостоятельной деятельности. формировать у детей знание систем сенсорных эталонов — обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;

Слайд 10

Определенный объем представлений о свойствах и качествах, отношениях предметов и явлений, который осваивается ребенком на протяжении дошкольного возраста. Содержание сенсорного воспитания многообразие особенностей окружающего ребенка мира разнообразие деятельностей , которые начинают складываться в дошкольном возрасте

Слайд 11

Педагогика считает, что сенсорное воспитание надо осуществлять в процессе разных видов деятельности конструктивной изобразительной игровой музыкально-двигательной ознакомлении детей с окружающим

Слайд 12

Развитие ощущений и восприятий происходит успешнее в условиях целенаправленной содержательной деятельности. Продуктивная деятельность рисование лепка аппликация конструирование не только создаёт благоприятные условия для развития ощущений и восприятий, но и вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками.

Слайд 14

Ребёнку трудно осмыслить относительность понятий «вчера», «сегодня», «завтра»), продолжительность времени (минута, 5 минут, час). Это достигается в результате накопленного опыта и целенаправленного обучения.

Слайд 18

Одной из сторон сенсорного воспитания является развитие обонятельных и вкусовых ощущений.

Слайд 19

Большие возможности для сенсорного воспитания предоставляются в работе по ознакомлению детей с окружающим, особенно с природой. Действуя с различными предметами, ребёнок получает множество ощущений: его окружают цвета, запахи, звуки.

Слайд 20

Воспитатель, используя окружающую обстановку, последовательно развивает ощущения и восприятия детей.

Слайд 21

При подготовке к другим видам деятельности, например к труду, отбираются и соответствующие способы обследования.

Слайд 22

Куда? В какую сторону? Невкусно? Не рвётся? Сколько?

Слайд 23

Основным методом сенсорного воспитания является предметов с целью определения их свойств (величина, форма, пространственные отношения, цвет) Это специально организованное восприятие предметов для последующего использования его результатов в той или иной содержательной деятельности. Обследование С помощью перцептивных лействий ребёнок воспринимает в предмете новые качества и свойства: поглаживает, сжимает, растягивает и т.д.

Слайд 24

Обучение обследованию проводиться с учётом возраста детей: младшим даются предметы более простые по форме (мячик, кубик, башенка), окрашенные в основные цвета , без излишних деталей; Старшие могут рассматривать и анализировать все окружающие их предметы, выделять большее количество качеств ( цвет, форму, вес, твёрдость или мягкость, фактуру материала и др.).

Слайд 26

Общие правила для многих видов обследования Важно у детей сформировать умение обследовать предметы в определенной последовательности. С этой целью воспитатель: сначала организует восприятие целостного облика предмета; затем вопросами направляет восприятие детей на выделение главных частей предмета и определение их свойств (форма, величина, цвет, материал); после этого обращает внимание на пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга (выше, ниже, слева); далее выделяет мелкие детали (части), их величину, соотношение, расположение, форму, цвет; наконец, опять организует повторное целостное восприятие предмета.

Слайд 28

Для образовательно-воспитательных занятий с детьми Фридрих Фребель придумал шесть «даров».

Слайд 29

«Процессы различения, группирования и обозначения внешних предметов на основе установившегося в уме прочного порядка, и составляют мышление и вместе с тем и известную степень культуры». М.Монтессори

Слайд 30

Елизавета Ивановна Тихеева Развитие восприятия, мышления и речи детей, - рассматривала в неразрывном единстве.

Слайд 31

Александр Владимирович Запорожец Рассматривал систему сенсорных эталонов как продукт культуры, которым овладевают дети и тем самым получают инструмент познания мира.

Слайд 32

Леонид Абрамович Венгер Вычленил и исследовал два пути усвоения систем сенсорных эталонов — перцептивный и интеллектуальный. Выделение перцептивного пути имело значение для разработки способов сенсорного воспитания младших дошкольников, которым еще недоступен интеллектуальный путь овладения такого рода системами.

Слайд 33

Вера Иосифовна Логинова «Правильно организованное педагогом обследование формы предметов создает базу для познания детьми общей связи между внешним видом предметов и их жизненным назначением». Усвоение этой зависимости играет положительную роль не только в умственном воспитании детей, но и в развитии детской продуктивной деятельности.

Слайд 35

Задание для самостоятельной работы студентов в микрогруппе : - придумать игру с данным дидактическим материалом; определить какие сенсорные эталоны можно использовать в данной деятельности; выявить возможные затруднения ребёнка; продемонстрировать игру.

Слайд 36

В результате сенсорного воспитания ребенок овладевает способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением; происходит дальнейшее совершенствование всех видов детской деятельности, формируется относительная самостоятельность в познавательной и практической деятельности.

Слайд 37

рефлексия сегодня я узнала... было трудно… я поняла, что… я научилась… я смогла… было интересно узнать, что… меня удивило… мне захотелось…

Слайд 38

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие сенсорного воспитания

Понятие сенсорного воспитанияСенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенком и формирование его  представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положе...

Сенсорное воспитание

Сенсорное воспитаниеСенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенком и формирование его  представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в про...

Презентации по МДК 01.02 «Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста»

В презентациях дается информация,  необходимая для организации и проведения теоретических занятий по изучаемым темам....

Дидактические игры как одно из средств сенсорного воспитания детей раннего возраста

Сенсорное воспитание служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной мере зависит от уровня сенсорного развития детей.Одна из задач дошкольно...

Собственная методическая разработка "Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста"

Данаая методическая разработка предназначеная для воспитателей ДОУ....

Консультация для воспитателей "Сенсорное воспитание детей раннего возраста".

Сенсорное воспитание детей раннего возраста.(консультация для воспитателей)...

Презентация на тему сенсорное воспитание детей раннего возраста

Ведущим средством сенсорного воспитания  детей раннего возраста является игра....