Открытое занятие Школы педагогического мастерства по теме «Особенности современного урока в среднем профессиональном образовании»
план-конспект занятия на тему

Открытое занятие Школы педагогического мастерства по теме «Особенности современного урока в среднем профессиональном образовании»

Цель занятия: освоение требований  к современному уроку в условиях ФГОС СПО

Задачи:

1 Выявить требования к современному уроку и обсудить способы их реализации

2 Обсудить отличия современного урока от традиционного

3 Выполнить предложенные задания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие Школы педагогического мастерства

 ГБПОУ КК «Краснодарский краевой колледж культуры»,

подготовленное и проведённое методистом С. В. Минько

по теме «Особенности современного урока в среднем профессиональном образовании»

Цель занятия: освоение требований  к современному уроку в условиях ФГОС СПО

Задачи:

1 Выявить требования к современному уроку и обсудить способы их реализации

2 Обсудить отличия современного урока от традиционного

3 Выполнить предложенные задания.

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга. 

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций, ведутся дискуссии. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не проводились реформы, урок остается главной формой обучения.

Любой урок имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом.

Как для студентов, так и для преподавателя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

Современному обществу нужны образованные, компетентные специалисты, которые могут:

  • анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • быть способны к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

На основе этого выделяются требования к современному уроку в условиях ФГОС СПО:

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация Стандартов на результаты освоения образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Требования предъявляемые к современному уроку в системе среднего профессионального образования:

  •  хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, имеющий четкую структуру, взаимосвязь всех его этапов, логическое завершение;  
  •  урок должен быть проблемным и развивающим: педагог сам нацеливается на сотрудничество со студентами, умеет направлять их на сотрудничество с преподавателем и одногрупниками;
  • на уроке благоприятный психологический микроклимат;
  • имеет место организация проблемных и поисковых ситуаций, активизация деятельности студентов;
  • учет уровня и возможностей студентов;
  • умение демонстрировать методическое искусство педагога;
  • планирование обратной связи;

Исходя из этого, нужно иметь представление о структуре урока. В зависимости от его типа структура может отличаться.

Рисунок 1. Особенности современного урока

         Таблица 1. Отличие современного урока от традиционного.

Требования к уроку

Традиционный урок

Современный урок

Объявление темы урока

Преподаватель сообщает студентам

Формулируют сами студенты

Сообщение целей и задач

Преподаватель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Преподаватель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством преподавателя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Преподаватель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Преподаватель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Преподаватель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Преподаватель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей

Рисунок 2 Принципы современного урока

При проведении современного урока в системе СПО  используются современные педагогические технологии. Рассмотрим некоторые из них.

Личностно-ориентированные технологии обучения

Личностно-ориентированный подход к обучению предполагает признание обучающегося главной действующей фигурой всего образовательного процесса. На основе данного положения и развиваются такие методические технологии образовательного процесса, которые личность обучающегося признают центральным звеном в системе обучения. Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения следует различать следующие понятия.

  • Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного обучаемому.
  • Дифференцированный подход — выделение групп на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.
  • Индивидуальный подход — распределение обучающихся по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.
  • Субъектно-личностный подход — отношение к каждому студенту как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого обучающегося, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен специально подготовленный педагог, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.

Под личностно-ориентированным обучением понимать такой тип образовательного процесса, в котором личность обучаемого и личность педагога выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности человека, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации обучаемого и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий обучаемых, а отношения педагог - обучаемый построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.

При подготовке и проведении личностно - ориентированного урока педагог должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план обучаемого, а затем деятельность, определяя собственную позицию. Важно отметить, что практически все ныне существующие образовательные технологии являются внешне ориентированными по отношению к личностному опыту обучаемых. Личностно ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъектного опыта каждого обучаемого, то есть его способностей и умений в учебной деятельности. Педагогика, ориентированная на личность обучаемого, должна выявлять его субъектный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. При этом оцениваются не только результаты, но и процесс их достижения.

Технология полного усвоения знаний

Технология полного усвоения знаний является одним из достижений педагогической науки конца прошлого столетия. Авторами технологии полного усвоения знаний являются американские психологи Дж. Кэрролл, Б. Блум и их последователи. В нашей стране теоретическое обоснование этой технологии изложено в работах М.В. Кларина.

Разработчики этой технологии в качестве рабочей гипотезы приняли предположение о том, что способности обучающегося определяются не при усреднённых, а оптимально подобранных для данного обучающегося условиях,  для чего необходима адаптивная система обучения, позволяющая всем обучающимся полностью усвоить программный материал.

Дж. Кэрролл обратил внимание на то обстоятельство, что в традиционном учебном процессе всегда фиксированы условия обучения (одинаковые для всех учебное время, способ предъявления информации и т.д.). Единственное, что остаётся нефиксированным, это результат обучения. Кэрролл предложил сделать постоянным параметром результат обучения, а условия обучения переменными, подстраиваемыми под достижение каждым обучаемым заданного результата.

Этот подход был поддержан и развит Б. Блумом, который предложил способности обучаемого определять темпом учения не при усреднённых, а при оптимально подобранных для данного обучающегося условиях. Б. Блум изучал способности учеников в ситуации, когда время на изучение материала не ограничивается. Он выделил следующие категории обучаемых:

  • малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;
  • талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные;
  • обучющиеся, составляющие большинство (около90%), чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.

Эти данные легли в основу предположения о том, что при правильной организации обучения, особенно при снятии жёстких временных рамок, около 95% обучающихся смогут полностью усвоить все содержание учебного курса. Если же условия обучения одинаковы для всех, то большинство достигает только «средних» результатов.

Реализуя данный подход, Дж. Блок и Л. Андерсон разработали методику обучения на основе полного усвоения знаний. Исходным моментом методики является общая установка которой должен проникнуться педагог, работающий по этой системе: все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса.

Далее педагогу предстоит определить, в чём состоит полное усвоение, и какие результаты должны быть достигнуты всеми. Точное определение критерия полного усвоения для всего курса является важнейшим моментом в работе по данной системе.

Для реализации данной технологии требуется существенная реорганизация традиционной классно-урочной системы, задающей для всех учеников одно и то же учебное время, содержание, условия труда, но имеющей на выходе неоднозначные результаты.

Репродуктивные технологии и особенности их реализации в процессе педагогической деятельности по своей специальности

Репродуктивное обучение включает в себя восприятие фактов, явлений их осмысление (установление связей, выделение главного и т.д.), что приводит к пониманию.

Основная особенность репродуктивного обучения состоит в том, чтобы передать обучающимся ряд очевидных знаний. Обучающийся должен запоминать учебный материал, перегружать память, тогда как другие психические процессы – альтернативное и самостоятельное мышление – блокируются.

Репродуктивные технологии вне зависимости от характера преподаваемой дисциплины и содержания материала отличаются следующими признаками.

  1. Знания студентам предлагаются в готовом виде.
  2. Педагог не только сообщает те или иные сведения, но и объясняет их в устной или графической форме.
  3. Обучающиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают.
  4. Необходимая прочность формирования навыков и умений достигается путем многократного повторения.

Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой педагогом и другим источником учебной информации. Применение этого метода не возможно без использования словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения, которые являются как бы материальной основой этих методов.

Структура репродуктивных технологий обучения весьма проста и состоит из трех последовательных составляющих: понимание, усвоение и овладение.

Главное преимущество данного метода – экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. При многократном повторении прочность знаний может быть прочной. Однако нельзя говорить об идеальности и высокой эффективности этого метода: их уязвимое звено состоит в том, что репродуктивные технологии не позволяют в должной мере развивать мышление обучающихся, и особенно самостоятельность, гибкость мышления; формировать у обучающихся навыки поисковой деятельности. Но при чрезмерном применении эти методы ведут к формализации процесса усвоения знаний, а порой и просто к зубрежке. Именно это и стало в последние годы предметом строгой (и конструктивной) критики со стороны мировой педагогической общественности. Современное общество требует воспитать не «человека повторяющего», а «человека думающего», т.е. имеющего свой взгляд на те или иные явления, критически относящегося к поступающей информации и разбирающегося в ней не на основе каких-либо заученных алгоритмов, а посредством собственного понимания и правильного ее анализа. Это особенно актуально в свете профессионального образования в колледжах: ведь речь идет о формировании специалиста в той или иной области, квалификация которого должна базироваться, опять же, не на заученных сведениях, а на творческом, креативном отношении к своей работе, с одной стороны, и на способности к поиску выхода из нестандартных ситуаций, с другой.

Продуктивные технологии и особенности их реализации в процессе педагогической деятельности по своей специальности

Продуктивные технологии учебной деятельности по своему смыслу и структуре противоположны репродуктивным – они содержат ряд элементов: логическое и интуитивное предвосхищение; выдвижение и проверка гипотез; перебор и оценка вариантов и др. Его стержнем является стимулирование учащихся к творчеству в познавательной деятельности. Обучение с использованием продуктивных технологий являются неким первичным прообразом возможной исследовательской деятельности обучающегося. Именно подобные технологии помогают педагогу и самому обучающемуся выявить имеющиеся склонности, способности и предрасположенности к тому или иному виду деятельности (возможно, научной или творческой) и дать им развитие.

Продуктивный вариант обучения состоит из ориентированного, исполнительного и контрольно-систематизирующего этапов, а получение и применение знаний, и определение отношений и оценок носят поисковый, творческий характер. Однако по многим дисциплинам продуктивный вариант используется, к сожалению, спорадически, вне системы.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Его недостатки – значительные затраты времени и энергии педагога и обучающегося. Применение исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации.

Освоение деятельности начинается с репродуктивного вида – обучающийся осваивает способы деятельности и учится применять их на практике. При репродуктивной деятельности правила и алгоритмы только воспроизводятся в различных сочетаниях – от абсолютно точного копирования и пересказа до применения в типовых ситуациях. При этом к сведениям, уже усвоенным из учебной дисциплины, обучающийся не прибавляет ни какой новой информации. Для репродуктивной деятельности характерны действия по точно описанным правилам и в хорошо известных условиях.

Затем когда они освоили эти способы, научились ими пользоваться и «привили» к ним, они начинают самостоятельный поиск других областей применения уже освоенного ими опыта. Таким образом, на основе репродуктивной деятельности вырастает продуктивная. В процессе продуктивной деятельности обучающийся всегда создает что-то новое по сравнению с усвоенным ранее. Создание нового в поисковой деятельности всегда опирается на предшествующий опыт.

Следовательно, нельзя отрицать, репродуктивные и продуктивные технологии тесно связаны между собой (и даже в чем-то последовательны). Репродуктивный и продуктивный виды деятельности обучающегося представляют собой различные ступени одного и того же процесса освоения.

Проблемные ситуации и правила их создания. Понятие о проблемном обучении.

Проблемное обучение основано на ряде психологических посылок: мышление не сводится лишь к функционированию готовых знаний. Оно процесс продуктивный, творящий новые знания. Психическое существует, прежде всего, как процесс и вне процесса его нет. Само мышление - это процесс непрерывного взаимодействия человека с объектом познания и включает анализ и синтез, абстрагирование и обобщение. Внешние воздействия на результаты процесса мышления определяются, преломляясь через внутренние условия мышления: мотивацию, личностные особенности субъекта, ценностные ориентации и установки, способности, прошлый опыт. Следовательно, чтобы организовать собственную мыслительную деятельность обучающегося, надо создать и соответствующие внешние условия.

Психологи признают, что начало и источник творческого мышления — это проблемная ситуация. Она вызывает познавательную потребность как внутреннее условие. Через познавательную потребность преподаватель может управлять процессом усвоения обучающимися новых знаний.

Проблемная ситуация — это интеллектуальное затруднение человека, когда он не находит объяснения какому-то факту, явлению, процессу. Известные способы действия не обеспечивают достижения цели, и тогда человек начинает искать новые. Таким образом, проблемная ситуация — это ситуация конфликта между знаниями как прошлым опытом и незнанием того, как объяснить новые явления. Это затруднение и является условием возникновения познавательной потребности.

Проблемная ситуация содержит такие основные компоненты:

1) неизвестные знания;

2) противоречие, когда прошлого опыта недостаточно для выхода из затруднения;

3) познавательная потребность как внутреннее условие, стимулирующее мыслительную деятельность;

4) интеллектуальные возможности обучающегося  к “открытию” нового.

Как видим, в структуре проблемной ситуации есть внешние факторы и внутренние условия.

Преподаватель использует разные способы создания проблемных ситуаций. Среди них наиболее распространены следующие.

1. Побуждение обучающихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.

2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих у обучающихся при выполнении практических занятий.

3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения.

4. Побуждение обучающихся к анализу фактов и явлений действительности, содержащих противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.

5. Выдвижение гипотез, формулировка выводов, их опытная проверка.

6. Побуждение обучающихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, порождающих проблемную ситуацию.

7. Побуждение обучающихся к предварительному обобщению фактов.

8. Ознакомление обучающихся с фактами, которые будто бы невозможно объяснить. А это приводит в истории науки к постановке научной проблемы.

9. Организация и учет межпредметных связей.

10. Варьирование задачи, переформулировка вопроса.

Выделяются критерии эффективности современного урока в системе СПО:

  • реализация педагогом задач урока;
  • использование развивающих форм, методов;
  • формирование компетентностного подхода;
  • осуществление оценивания и контроля;
  • обучение через открытие;
  • самоопределение студента к выполнению той или иной образовательной деятельности;
  • наличие дискуссий, характеризующихся различными  точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения;
  • развитие личности;
  • способность студента проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
  • демократичность, открытость;
  • осознание студентов деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал  обучающийся при этом;
  • моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения;
  • позволяет обучающимся в коллективном поиске приходить к открытию;
  • студент испытывает радость от преодоленной трудности учения;
  • педагог ведет студента по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью.

Несколько слов в заключение: необходимо помнить, что настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него!

Анкета

Предлагаем вам проверить собственную готовность к проектированию и проведению учебных занятий:

1 Назовите главные, на ваш взгляд, требования к современному уроку

2 Обязательно ли ставить цель перед каждым уроком и что должно быть определено в этой цели? Ваше мнение?

3 Нужно ли формулировать единую учебную цель для всей группы обучающихся или ее надо разбить на несколько с учетом уровня готовности различных подгрупп обучающихся?

4 Как вы сможете увидеть, что обучающийся действительно «работает», а не формально выполняет инструкцию?

5 По каким критериям вы судите о том, что содержание усвоено обучающимися?

6 Поставьте себя в позицию «непонимающего» ученика: что именно он может не понять?

7 Какие трудности вы испытываете при подготовке и проведении урока?

8 Что вы, как правило, вносите в учебную программу по дисциплине, в планирование занятия от себя?

9 Видите ли вы собственные ошибки на уроке? Какие?

10 По каким признакам определяете степень успешности обучающихся при усвоении вашего предмета?

Задание

Прочитайте цитаты и предложите их объяснение в соответствии с темой занятия.

 «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»

А. Дистервег (Немецкий педагог, прогрессивный либеральный политик. Преподавал физику и математику в средних школах Германии, затем занимал должность директора учительской семинарии 1790 - 1866).

«Прежде чем вы приметесь за какое-нибудь ремесло, вам нужны инструменты»        Ж.- Ж. Руссо (Французский философ, писатель, композитор. 1712-1778)

«Ничему меня не научит то, что тычет, талдычит, жучит...»

Б.Слуцкий (Русский поэт. 1919 – 1986)

«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»

 Б. Шоу (Ирландский драматург, философ и прозаик. 1856 1950.)

Вывод: Для педагога инструментом является урок и способы, с помощью которых он реализуется. Урок должен быть таким, чтобы на нем работали студенты – только так они получат знания – т.е компетентностный. На уроке должен быть результат, он должен соответствовать ФГОС.

Список использованной литературы

  1. Бояркина, В.И. Алгоритм творческого изучения явления (объекта, процесса, вещества): http://www.jlproj.org/this_bibl/Boyarkina.pdf
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие./М.: Народное образование, 2010 г.
  3. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология./ М.: Народное образование, 2011 г.
  4. Поляков С. Педагогическая инноватика: от идеи до практики/ М., 2010 г.

  5. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны /Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010 г. - № 2.
  6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010 г.
  7. Лукьянова М.И. и др. Личностно-ориетированный урок: конструирование и диагностика. Учебно-методическое пособие/ Под ред. М.И.Лукьяновой. – М.: Центр педагогический поиск, 2009 г.
  8. Брыкова О.В., Громова Т.В. Проектная деятельность в учебном процессе / М.: Чистые пруды, 2010 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования  и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...

Материалы выступления на Школе педагогического мастерства по теме: "Профессиональное выгорание педагогов"

Выступление посвящено актуальной проблеме профессионального выгорания педагогов. В ходе выступления рассматриваются  симптомы выгорания на психосоматическом и личностном уровне, факторы, ...

Педагогические условия формирования экологической культуры студентов в учреждениях среднего профессионального образования

"Педагогические условия формирования экологической культуры студентов в учреждениях среднего профессионального образования"В основных государственных документах (Федеральный закон «О внесении изменени...

Выступление на занятии «Школы педагогического мастерства» на тему «Практико-ориентированный подход»

Выступление на занятии «Школы педагогического мастерства» на тему «Практико-ориентированный подход»...

"Выступление на занятии «Школы педагогического мастерства» на тему «Развитие профессиональных компетенций в терапии»"

Выступление на занятии «Школы педагогического мастерства» на тему «Развитие профессиональных компетенций в  терапии&r...

Выступление на занятии «Школы педагогического мастерства» на тему «Профилактика эмоционального выгорания»

Выступление на занятии «Школы педагогического мастерства» на тему «Профилактика эмоционального выгорания»...