практическое занятие Психологические проблемы дошкольников с сфере взаимоотношений
методическая разработка на тему

Практическое занятие предназначено для студентов по специальности Дошкольная педагогика. В работе предложены педагогические ситуации и выход из них по методике "активного слушания", а также предложено студентам протестировать друг друга на спосбы выхода из конфликтных ситуаций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_problemy_doshkolnikov.rar24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое занятие № 6

Психологические проблемы дошкольников в сфере взаимоотношений

Цель: Изучить психологические проблемы дошкольников в сфере взаимоотношений

Порядок работы:

  1. Изучить педагогические ситуации с вариантами высказываний в стиле «активного слушания» с участием детей 4 – 7 лет
  2. Выписать проблемы дошкольников, представленные в предложенных ситуациях и способы их решения
  3. Провести тестирование (в парах), сделать вывод о поведении в конфликтах участника тестирования.

Педагогические ситуации

1. Проблема: ребенок не желает идти в детский сад.

Описание ситуации. Ребенок конфликтует с другими детьми.

Высказывание ребенка: Я не хочу идти в группу, меня здесь обижают.

Высказывания педагога:

Вариант 1. (Берет ребенка за руку, если он разрешает) Я буду рядом с тобой, мы пойдем  к твоей любимой игрушке Мишке и поиграем с ним в «Прятки».

Вариант 2. Ты хочешь посмотреть вот эту книгу (игру)?

Вариант 3. Помоги мне, пожалуйста, разложить вот эти кубики по своим коробочкам (по цвету, по размеру и т.д.).

2. Проблема: нежелание ребенка идти в детский сад.

Описание ситуации. Ребенок не хочет идти в детский сад из-за нарушения режима дня.

Высказывание ребенка:  Не хочу идти в детский сад.

- Почему?

- Потому, что я хочу спать.

Высказывания педагога:

Вариант 1.   Хочешь, полежать на своей кроватке? (Разрешить это сделать).

Вариант 2. Пойдем с тобой поиграем. Возьмешь  пазлы или машину?

Вариант 3. Давай, мы с тобой поиграем в твою любимую игру. В какую игру ты хочешь поиграть?

Вариант 3. Ребята отправились в путешествие, давай мы с тобой присоединимся к ним.

P.S. Беседа с родителями о соблюдении режима дня дома.

3. Проблема: нежелание ребенка идти в детский сад.

Описание ситуации. Ребенок не хочет идти в детский сад из-за конфликта между педагогом и ребенком.

Высказывание ребенка:  Не хочу идти в детский сад.

Высказывание ребенка:

- Не хочу идти в детский сад.

- Почему?

- Я хочу, чтобы была Инна Петровна.  (Воспитатель второй смены).

Высказывания педагога:

Вариант 1.   Давай, пока мы ее будем ждать, мы с тобой соберем волшебную картинку.

Вариант 2.   Я тебя ждала и Инна Петровна приготовила тебе интересную игру. А сейчас пойдем, поможем накрыть на стол к завтраку. (Заняться каким-либо делом).

Вариант 3.  А с кем, ты хочешь поиграть? (из детей)

4. Проблема: негативизм по отношению к еде.

Описание ситуации. Ребенок отказывается от еды.

Высказывание ребенка. Я не буду есть это!

Высказывания педагога:

Вариант 1. Мария Петровна (повар) очень обрадуется, когда узнает, что сегодня ты все съел.

Вариант 2.  Давай посмотрим, насколько ты поправишься после еды (использует напольные весы).

Вариант 3. Попробуй три ложки, может тебе понравится?

Вариант 4. (ошарашить) Это такая «пользительная» каша!

5. Проблема: негативизм по отношению ко сну.

Описание ситуации. Ребенок не хочет спать.

Высказывание ребенка: Я не буду спать.

Высказывания педагога:

Вариант 1. Можешь просто полежать.

Вариант 2. Твой любимый Мишка не может уснуть без тебя (разрешаем спать с игрушкой).

Вариант 3. Знаешь, какой сон мне сегодня приснился? (мини-рассказ). А потом ты мне расскажешь, что приснилось тебе.

Вариант 4. Полежи на волшебной кровати, на ней кто спит, тот быстро вырастает!

6. Проблема: проявление негативизма к любой организованной деятельности.

Описание ситуации. Ребенок не хочет участвовать в проведении какой-либо деятельности.

Высказывание ребенка: « Не хочу ничем заниматься».

Высказывания педагога:

Вариант 1. Педагог разрешает ребенку посидеть на стульчике или в любимом его месте.

Вариант 2.  Можешь посидеть на стульчике и понаблюдать за нами. А потом, если захочешь, ты к нам присоединишься.

Вариант 3.  Может тебе помочь?

Вариант 4. Тебе дать трафарет? … Помогай мне.

Вариант 5. Ты у нас сегодня самый главный и будешь назначать кто что будет делать  ( раздавать кисточки, распределять роли).

7. Проблема: ссора между детьми из-за оскорблений.

Описание ситуации. Ребенок жалуется, что его обзывают.

Высказывание ребенка: А Маша обзывается!

Высказывания педагога:

Вариант 1.  Я точно знаю, что ты умный (антоним оскорблению)!

Вариант 2. Наверное, Маша просто не знает, что это слово означает.

Вариант 3. Может попробуем спросить у Маши, что произошло, почему она так сказала?

После этих фраз можно поиграть в «Обзывалки» (овощами, фруктами…)

8. Проблема: ссора между детьми из-за лидерства.

Описание ситуации. Ребенок не умеет проигрывать.

Высказывание ребенка. Я – первый! (проигравший)

Высказывания педагога:

Вариант 1. Ты сегодня старался, молодец, но ты можешь сделать еще лучше. Я уверена, что завтра у тебя все получиться.

Вариант 2. (Сказать ребенку на ушко) Давай сегодня ты будешь самым добрым и отдашь первое место Саше.

9. Проблема: ссора из-за игрушки между детьми.

Описание ситуации. Дети не могут уступить друг другу.

Высказывание ребенка: Моя игрушка!

Высказывания педагога:

Вариант 1.  Смотри, вот  такая же игрушка. Возьми её и поиграйте вместе.

Вариант 2.  Давайте для этой машины мы построим большой гараж.

Вариант 3.  Давайте, посчитаемся и считалка подскажет кто будет первым капитаном.

Вариант 4. Давай ты будешь самый добрый ( на ушко менее конфликтному ребенку) и дашь игрушку Вите.

10. Проблема: низкий уровень навыков самообслуживания.

Описание ситуации. Ребенок не хочет одеваться после сна.

Высказывание ребенка. Я не умею.

Высказывания педагога:

Вариант 1: Посмотри, как просто (показать алгоритм одевания в картинках, представленный в виде наглядного демонстрационного материала)! С чего начнешь?

Вариант 2: Тебе помочь? (частичная помощь).

Вариант 3: Ты пока приготовь вещи, которые будешь надевать, а я помогу Кате.

Тест "Самооценка рационального поведения в конфликте"

Чтобы пройти тест Вам понадобятся лист бумаги и ручка.

Описание: С помощью данной методики Вы сможете узнать насколько Вы умеете сдерживать себя во время конфликта.

Инструкция:
Проанализируйте свои действия по 11 позициям в конфликтах, которые происходили с вашим участием, и оцените их по пятибалльной шкале по следующей матрице: оценка 1 означает полное соответствие вашего поведения по той или иной позиции, а оценка 5 – для вас не характерно такое поведение.

Тестовое задание:
1. Критически оцениваю партнера.

2. Приписываю ему низменные или плохие намерения.

3. Демонстрирую знаки превосходства.

4. Обвиняю и приписываю ответственность только партнеру.

5. Игнорирую интересы соперника.

6. Вижу все только со своей позиции.

7. Уменьшаю заслуги партнера.

8. Преувеличиваю свои заслуги.

9. Задеваю “больные точки” и уязвимые места партнера.

10. Предъявляю партнеру множество претензий.

11. Раздражаюсь, перехожу на крик.

Оценка результатов:

Отклонение вправо от показателя 3 по среднему арифметическому по всем позициям свидетельствует о том, что вы обладаете достаточными навыками рационального поведения в конфликте.

Отклонение влево от выбранного показателя свидетельствует о том, что вы не обладаете достаточными навыками рационального поведения. В этом случае вам необходимо проанализировать причины недостаточно развитых навыков рационального поведения в конфликте и заняться тренировками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия Психологический тренинг «Эффективность общения»

Методическая разработка практического занятия для студентов СПО по специальности "Программирование в компьютерных системах" по дисциплине "Психология и этика деловых отношений"  - психологический...

практическое занятие Характеристика форм общения дошкольников со сверствниками

Практическое занятие по МДК 02.06 Психолого - педагогические основы основы организации общения детей дошкольного возраста. В теоретической части раскрыты вопросы об особенностях общения дошкольников с...

Статья "Личностные и социально-психологические характеристики обучающихся профессиям сферы индустрии красоты"

Личностные и социально-психологические характеристики обучающихся профессиям сферы индустрии красотыНовая ситуация на рынке труда вызывает необходимость его постоянного мониторинга и, как следствие, к...

Учебно-методические рекомендации к практическим занятиям по МДК 03. 03 Теория и методика экологического образования дошкольников 44.02.01 Дошкольное образование

Учебно-методические рекомендации к практическим занятиям по МДК 03. 03 Теория и методика экологического образования дошкольников 44.02.01 Дошкольное образование...

Как вожатому грамотно выстроить взаимоотношения с Родителями детей - практическое занятие

В данном конспекте практического занятия в Школе вожатого предусмотрены 2 части.Теоретическую часть - подсказки, как общаться с Родителями детей, когда нужно привлекать в помощь службы лагеря, как вес...

Разработка практического занятия по ОП.09 Психология. Психологический практикум «Агрессия: причинение вреда другим»

Разработка практического занятия по ОП.09 Психология. Психологический практикум «Агрессия: причинение вреда другим»1. Тест-контроль «Агрессия: причинение вреда другим»2. ДИАГНО...

Презентация "Особенности музыкально-психологического облика дошкольников. Музыкальные способности дошкольников".

Презентация "Особенности музыкально-психологического облика дошкольников. Музыкальные способности дошкольников". Рекомендуется для студентов и преподавателей педагогических колледжей СПО в р...