Как вожатому грамотно выстроить взаимоотношения с Родителями детей - практическое занятие
статья

В данном конспекте практического занятия в Школе вожатого предусмотрены 2 части.

Теоретическую часть - подсказки, как общаться с Родителями детей, когда нужно привлекать в помощь службы лагеря, как вести себя в случае агрессивного или неадекватного поведения родителя в вадрес вожатого и другие.

Практическая часть - студентам предлагается выбрать роль (вожатый или родитель) и озвучивается педагогическая ситуация. Задача решить ситуацию грамотно и корректно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как вожатому грамотно выстроить взаимоотношения с Родителями детей?

Так сложилось, что Родители ребенка из Вашего отряда остаются для Вас и напарников Терра инкогнито, т.к. на первой встречи (мед.осмотре) настолько много информации и новых лиц, что максимум, что успевают запомнить вожатые – лица некоторых детей и несколько имен. Родители точно не попадают в фокус внимания. На второй встрече с Родителями – отъезде опять так много информации и требований от администрации лагеря, что не до Родителей. И получается, что каждый вожатый полностью сосредотачивается на детях, а наличие у них Родителей, особенности каждой семьи, становится каким-то удаленными категориями. В лагере Вы предлагаете отряду жить по конкретным правилам и законам, формируете у отряда свои традиции и не важно, существуют ли они в семьях Ваших подопечных. Получается, что роль Родителя для вожатого отряда становится несущественной, т.к все вопросы здесь и сейчас решает вожатый, администрация лагеря. К Родителям обращаются в чрезвычайных случаях. И эти люди для вожатого очень непонятные и загадочные, иногда пугающие своими статусами и должностями, манерой общения и неожиданным появлением на Вашем горизонте.

Как же грамотно выстроить общение с Родителями детей в отряде? А, когда необходимо это общение? Как разговаривать с родителями и что им можно, нужно говорить?

Попробуем вместе порассуждать и найти ответы на эти вопросы.

  1. Перед началом разговора предложите присесть – это более удобно, чем просто стоять, плюс ваш разговор будет в равных психологических позициях.
  2. Старайтесь говорить с родителями уважительно, и это даст положительный результат по отношению к вам.
  3. В общении выбирайте позицию на равных. Это даст вам возможность плодотворно обсудить возникшую проблему. Не занимайте позицию «защиты» или «нападения», это будет свидетельствовать о вашей некомпетентности и неумении вести деловые разговоры.
  4. Внимательно слушайте Родителя, демонстрируя свою заинтересованность в решении вопроса или проблемы.
  5. В первые же секунды беседы (а если есть возможность, то и заранее, до разговора) выясните имя и отчество вашего собеседника, несколько раз повторите их про себя – чтобы не забыть, и в дальнейшем в течение всего разговора с родителями произносите это традиционное русское обращение как можно чаще, чтобы собеседник чувствовал заинтересованность.
  6. Если вожатый собирается о чем-либо рассказать родителям, желательно поговорить/проинформировать/обсудить прежде об этом с ребенком.
  7. Если вам надо сделать замечание по поводу ребенка, начните фразу так: «Я хотел бы попросить вашего совета…», или «Мне очень хочется понять, а без вас это вряд ли получится…», или «Мне, пожалуй, нужна ваша помощь…». Не торопитесь жаловаться на ребенка, родители могут быть разные. Стоит задуматься: а будет ли польза для ребенка после вашего разговора.
  8. Если разговор начали родители и сразу принялись высказывать вам замечания, то выслушайте их терпеливо и внимательно, не перебивайте и не показывайте неудовольствия. Свой ответ нужно построить на позитивных нотах, показав вашу заинтересованность в разговоре о ребенке. Как только напор их речи стихнет, улыбнитесь широко и искренне и скажите без иронии и лукавства: «Вам, наверное, тяжело приходится с ним (с ней) дома. Ведь он такой непоседливый (застенчивый, разносторонний, принципиальный…)». Пусть родители заведут разговор о себе и о детях в долагерной жизни. Когда они выговорятся, может оказаться, что проблема, из-за которой «разгорелся сыр-бор», уже снята.
  9. Если нет возможности свести проблему к шутке или переключить внимание родителей на иные темы, то попытайтесь проблему решить совместными усилиями. А для этого настройтесь на партнерские отношения и включите в размышления над выходом из ситуации родителей: «Как вы думаете, может быть, лучше…» «Мне тоже кажется, что надо было сделать по-другому. Значит, вы считаете…» «А как вы отнесетесь, если мы поступим так…» Родители, как, впрочем, все взрослые люди, очень любят давать советы и высказывать свое мнение – выслушайте и то и другое: вдруг в родительских словах окажется рациональное зерно.
  10. Улыбайтесь по ходу разговора как можно чаще. И не столько «дежурным» изгибом губ, больше похожим на гримасу, сколько глазами. Если Вы решились сказать комплимент родительскому воспитанию или ребенку, делайте это искренни, ненавязчиво и уместно.
  11. Не беритесь за разговор с родителями, если вы не уверены, что сможете сделать это компетентно, не "завести" родителей и не сделать лагерь врагом №1 для их и ребенка! Для контактов с родителями по спорным и малоприятным вопросам есть директор лагеря и старший вожатый.
  12. Закончите разговор фразой на позитивной ноте, например начинающейся словами: «А знаете, что мне больше всего нравится в вашем сыне?..» или «У вас замечательный ребенок, и без него наш отряд не был бы таким дружным и интересным». И например заканчивающейся словами «Мне было очень интересно с Вами побеседовать. Спасибо Вам».

Важно учесть:

  • В общении с неадекватными (как Вам кажется) Родителями, старайтесь абстрагироваться от оценок и ярлыков, которые эти персоны начнут раздавать всем направо и налево.  Вежливо, с легкой улыбкой, слушаем, но стараемся в полемику и рассуждения не вступать, т.к. такие разговоры могут длиться бесконечно, а у Вас в отряде как минимум 25 детей, которые объективно требуют Вашего внимания и участия. Таких родителей можно перенаправить к психологу лагеря (скорее всего им просто нужны свободные уши или есть потребность решить свои родительские сомнения).
  • Помните суть суждения «о факте и оценке». Идея проста - в каждом сообщении, которое адресовано Вам есть факт, а есть оценка. К примеру суждение: «У тебя ужасный почерк». Факт в том, что почерк неразборчив. Оценка в слове ужасный. То есть корявый, неаккуратный, плохой и т.д., но факт именно в том, что он неразборчив, а это не значит, что Вы пишите безграмотно. Причем если Вы сами знаете об этом и приняли свой почерк, то нет смысла обижаться на этот факт. Обижаются на оценку, если оценка оскорбительна или унизительна. Так и в общении с Родителями/любым человеком, разделяйте факт от оценки, если человек просто эмоционально озвучивает свое видение факта, давая ему чисто субъективные оценки, это не говорит о том, что Вы этот факт исполняете не профессионально или безграмотно, просто его жизненный, профессиональный, культурный опыт позволяют видеть ему факт именно так))

А, теперь задание:

Объединитесь в пары с любым стажером из нашей группы. Выберите одну из ниже предложенных ситуаций. Распределите между собой роли и смоделируйте разговор Вожатого и Родителя. Запись разговора просим прислать нам до 19.30 01.05.2020.

Ситуации:

  1. Девочка 10 лет, упала, когда побежала на игре по станциям, разодрала щеку. Девочка не показывает ни каких признаков переживания. Мама предъявляет претензию: «ребенок занимается в модельном агентстве, сейчас конец августа, щека точно не заживет до начала показов – вы, Вожатый, угробили ребенку карьеру»
  2. У 12-летнего подростка пропал мобильный телефон, который. По существующим правилам,  Вы выдавали их детям раз в день, под роспись, на Тихий час. Ребенок решил оставить гаджет себе, чтобы ночью пообщаться с городскими друзьями, спрятал в карман, но выронил во-время прогулки в лес.. Телефон дорогой и Родители позвонили Вам с претензией.
  3. В Родительский день Мама 8-летнего зеркаленка из Вашего отряда обратилась к Вам с вопросом как часто дети ходят в душ, т.к. у мальчика в пакете для грязного белья лежит только одна пара носок и 1 трусы, все остальное – чистенькое и не ношеное…
  4. 7 день смены. Старший сводный. Вам звонит  Мама 14-летней Даши. Девушка пожаловалась Родителям, что ей в лагере плохо, с ней никто не дружит, просит забрать ее. Объективно, вы сами озадачены происходящей ситуацией, т.к. Даша ведет себя достаточно высокомерно по отношению к другим зеркалятам, считает, что они слишком глупы и примитивны, чтобы ей с ними общаться. Также, есть еще одна проблем, о которой девушка Маме не рассказал – Даша отказывается есть в столовой, т.к. по ее мнению, эта еда портит ее фигуру.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие по дисциплине "Организация и содержание работы по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Материал представляет собой разработанную инструкционную карту по выполнению практической работы по теме "Изучение влияния психологических факторов на развитие ребёнка-сироты и детей, оставшихся без п...

практическое занятие Психологические проблемы дошкольников с сфере взаимоотношений

Практическое занятие предназначено для студентов по специальности Дошкольная педагогика. В работе предложены педагогические ситуации и выход из них по методике "активного слушания", а также ...

Выступление на МО классных руководителей и воспитателей. Тема: "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С РОДИТЕЛЯМИ"

На каких основах должны строиться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личности ребенка во всей ее полноте? На этот вопрос можно найти отве...

Методическая разработка комбинированного открытого практического занятия с применением коллективной технологии обучения по ОГСЭ.05 Основы бюджетной грамотности на тему: «Планирование расходов семейного бюджета»

В данной методической разработке представлен опыт проведения комбинированного открытого практического занятия с применением коллективной технологии обучения по ОГСЭ.05 Основы бюджетной грамотности на ...

Методическая разработка практического занятия в рамках преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся: "Собственный бизнес – как создать и не потерять (для обучающихся СПО)"

Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихсяТема практического занятия: Собственный бизнес – как создать и не потерять (для обучающихся С...

Практическое занятие в Школе вожатых по организации в отряде режимного момента - отбой.

В данном материале учащимся Школы вожатого предоставляется возможность продумать, а потом представить (в очном варианте - мини-теаральная зарисовка, в он-лайн формате - описание мыслей каждого участни...

Коррекция взаимоотношений отцов и детей после развода как аспект деятельности специалиста социальной работы.

Коррекционная работа с семьями и их детьми после развода родителей в семье....