ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА УЧАЩИХСЯ
материал на тему

Асхабова Светлана Сайпуллаевна

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования начальное профессиональное образование должно формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Ведущее место среди методов, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода к образовательным результатам, занимает метод проектов, что привлекает внимание учащихся и развивает их интеллект, так как они овладевают способами получения информации, приобретают навыки, которые помогут продолжать образование в течение жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_ashabova.docx488.86 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение 

Начального профессионального образования

 Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 

"Покачевское профессиональное училище" 

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА УЧАЩИХСЯ

                           

Автор работы: Асхабова С. С.

Занимающая должность:

преподаватель биологии и химии.

Место выполнения работы:

БУ Покачёвское профессиональное училище

                                                     2012  г.       

СОДЕРЖАНИЕ

Условия возникновения проекта……………………………………………- 3

Актуальность…………………………………………………………………- 6

Научность…………………………………………………………………….-9

Новизна……………………………………………………………………….-10

Введение………………………………………………………………………-12

Теоретическая база проекта………………………………………………...-15

Форма организации проведения

проектно-исследовательской деятельности………………………………..-18

Состав участников исследования…………………………………………...-19

Роль учащихся в проектно-исследовательской деятельности……………-20

Роль преподавателя при подготовке обучающимися

исследовательских работ……………………………………………………-22

Место метода проектов в образовательном процессе…………………….-24

Содержание учебного занятия………………………………………………-26

Критерии оценки исследовательских работ……………………………….-38

Результаты работы над проектом…………………………………………..-40

Выводы………………………………………………………………………..-45

Заключения………………………………………….....................................-47

Литература……………………………………………………………………-48

Приложения…………………………………………………………………..-49

Чем легче учителю учить, тем труднее                                                                                                                                          ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика… тем легче будет учиться ученику.

Л. Н. Толстой

Условия возникновения проекта

Стремительные изменения, происходящие в обществе, требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности.

Внедрение проектно-исследовательского метода в образовательный процесс способствует развитию и формированию личностного роста учащихся и формированию таких качественных интеллектуальных характеристик как:

      1. стремление к творческой интерпретации при выполнении индивидуальных и коллективных учебных заданий,

  1. стремление и умение учащихся мыслить самостоятельно,
  2. умение ориентироваться в новой для себя ситуации, находить свой подход к решению проблемы и способам добывания знаний,
  3. умение критически оценивать суждения

других,

  1. развитие умения аргументировать свою точку зрения, формулировать и ясно излагать мысли,
  2. умение выделять главные и второстепенные причины возникновения противоречивых ситуаций,
  3. расширение кругозора,
  4. умение систематизировать и обобщать материал и знания.

Систематически организованная исследовательская деятельность способствует расширению информационного пространства и постепенному формированию  научного сообщества со своими традициями.

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений то, что от того, каким наш выпускник придет в свою будущую профессию, насколько он окажется готовым к творческой жизни,

будет ли у него потребность в самосовершенствовании зависит его успешность. Ведь работа и сама жизнь часто побуждают современного человека искать и находить решение нестандартных производственных и житейских проблем, регулирование которых требует новых знаний и умений, а получить их можно в процессе познания (познать, то есть узнать происхождение, сущность вещей). Однако, современное образование - это не только передача знаний. Его главная цель - развитие творческих способностей учащихся, привлечение их к активному участию в исследовательской деятельности, так как это является одним из условий формирования личностной готовности к дальнейшему повышению образования.

Поэтому развитие творческой инициативы учащихся, самостоятельности в поисковой и познавательной деятельности - один из эффективных путей повышения качества подготовки молодежи, их профессионального самоопределения и это основная идея исследовательского метода обучения.

При проведении исследования работа обучающихся  строится по логике проведения классического научного исследования, с использованием всех методов и приемов, характерных для деятельности ученых.

Организация проведения  исследовательской деятельности имеет цели:

- активизировать познавательный интерес учащихся;

- развить их способности к самостоятельной мыслительной и аналитической деятельности;

-активизировать интеллектуальный потенциал каждого учащегося.

Общими задачами исследовательского метода обучения являются повышение уровня мотивации к обучению, расширение представлений о науке с помощью внутрипредметных и межпредметных связей, расширение общего кругозора учащихся, раскрытие их творческого потенциала.

А так же задачи исследовательского метода обучения:

1. научить учащихся:

- подходить к теоретическому материалу с позиции исследователя.

      - искать, находить и пользоваться нормативной, учебной, монографической литературой, материалами практик, статистическими данными, анкетами (при необходимости составлять их самостоятельно), ресурсами Интернет для добывания необходимых знаний.

      - получать собственный экспериментальный материал,

       - выбирать тему исследования значимую как для себя, так и для учебного заведения, группы людей, отдельного региона или даже страны.

2. воспитать:

      - чувство уверенности в себе,

      - толерантность при диалоге с оппонентами,

      - культуру коммуникации.

3. выработать умение:

- выделять, анализировать и критически оценивать ведущие идей исследования,

      - определять области практического применения полученных знаний,

- обобщать, описывать и литературно оформлять полученные в ходе исследования результаты,

- творческого подхода к решению задач, сложных, проблемных ситуаций,

- по окончании исследовательской работы формулировать выводы и рекомендаций,

- грамотно излагать и обосновывать результаты поисков и своих наблюдений.

4. закрепить умение:

- работать с компьютерными программами: Movie maker, Power Point, Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Paint.

5. предоставить возможность:

- выступить публично, донести до слушателей свою точку зрения, обосновать ее, провести полемику, заинтересовать аудиторию, убедить в пользе и весомости своих идей.


АКТУАЛЬНОСТЬ

        

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования начальное профессиональное образование должно формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Ведущее место среди методов, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода к образовательным результатам, занимает метод проектов, что привлекает внимание учащихся и развивает их интеллект, так как они овладевают способами получения информации, приобретают навыки, которые помогут продолжать образование в течение жизни.

Тема данной работы была выбрана в связи с широким внедрением и использованием информационных технологий в учебный процесс.

Данная тема является актуальной, так как происходит постепенная компьютеризация преподавания конкретных дисциплин, а основная масса учителей-предметников относится к этому с некоторой опаской, поэтому цель данной работы – показать некоторые возможности внедрения новых образовательных технологий с использованием компьютерной техники в обучении.

Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса, отвечающего социальному заказу государства, и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.

Акцент переносится на формирование у учащихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Внедрение проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время приводит к развитию  творческого потенциала и природных способностей учащихся; созданию условий для обретения каждым учащимся универсальных умений и навыков деятельности; созданию на уроке ситуации «успеха»; подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.

Таким образом, представляемый педагогический опыт соответствует региональной образовательной политике, передовым идеям современной педагогики и психологии,  профессиональным интересам педагогической общественности.

Эта работа особенно актуальна в условиях перехода на ФГОС нового поколения.

Поэтому я выбрала следующую методическую тему:    

 <<Адаптивные педагогические технологии (проектно-исследовательская деятельность, КСО, проблемная обучение, игровая деятельность) >>

Объект исследования: метод проектов на уроках биологии и химии.

Предмет исследования: эффективность метода проектов, как технологии личностного развития учащихся.

Цель проекта: создать условия  для развития познавательной активности обучающихся, самореализации их творческих и интеллектуальных способностей путем вовлечения в проектно-исследовательскую деятельность на уроке биологии и химии и во внеурочное время и сформировать у  учащихся  навыки исследовательской деятельности, которые позволят им решать творческие задачи.

Задачи:

  • на основе научно-методических разработок с учетом педагогического опыта построить педагогическую модель учебного занятия на деятельностной (компетентностной) основе;
  • апробировать систему педагогической деятельности по организации проектно-исследовательской деятельности на уроках и внеклассных занятиях;
  • отслеживать эффективность исследовательской деятельности через диагностику уровня сформированности проектных умений и навыков;
  • формирование устойчивой мотивации учащегося к саморазвитию через ситуацию успеха; навыков решения проблемных ситуаций в исследовательской деятельности;
  • формирование ключевых компетенций;

Работу по организации проектно-исследовательской деятельности можно начать с проведения диагностики по изучению интересов, склонностей и проектных умений для самооценки обучающихся.

Это позволяет учащимся осмыслить приобретаемые на других уроках и через другие формы учебно-познавательной деятельности навыки и соединить их в способ организации учебной работы. На такая диагностика может быть использована в том случае, если учащиеся уже выполняли проекты и знакомы с алгоритмом осуществления данного вида деятельности. Предлагаемое анкетирование может быть проведено в начале и в конце создания проекта (см. приложение).

       На этапе констатирующего эксперимента при рассмотрении результатов диагностики состояние уровня обученности  учащихся проектной деятельности было признано неоптимальным.(см. приложение)

      Общие итоги констатирующего эксперимента свидетельствовали о необходимости внедрения проектного метода в  системе НПО, так как этот метод учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

Гипотеза

          Система формирования основ проектно - исследовательской деятельности будет эффективной если;

-она включает изучение и анализ оценки обученности проектно-исследовательской деятельности;

-направлена на формирование мотивации к занятием проектно-исследовательской деятельности;

-характеризуется наличием системности в  образовательном процессе.

НАУЧНОСТЬ

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. В науке главной целью является производство новых знаний. В образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимся функционального навыка исследования, как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний, то есть самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат.

Эта деятельность направлена на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самим учащимся в виде задачи, когда результат – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения педагога– это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся.

Эти методы обучения интересны детям, так как дают им возможность раскрыть свой потенциал, проявить себя в различных видах деятельности, способствуют реализации творческих способностей, учат  общаться в коллективе.

Проведение уроков биологии и химии в нетрадиционной форме с применением современных педагогических технологий, в том числе проектно-исследовательских, является мощным инструментом повышения познавательной активности учащихся, приучающий их к самостоятельной познавательной деятельности.

Таким образом, представляемый педагогический опыт отвечает критерию научности, так как использует основополагающие положения современной педагогики, психологии и методики преподавания.

НОВИЗНА

Исследовательская деятельность - это вид самостоятельной активной аналитической деятельности учащихся по систематизированному изучению какого-либо вопроса или практически актуальной проблемы, выходящей за рамки учебного процесса.

Проектно-исследовательская деятельность создает условия для развития познавательной активности обучающихся, самореализации их творческих и интеллектуальных способностей. Проектно-исследовательская технология отвечает всем современным тенденциям в образовании.

Предполагаемый результат

-расширение кругозора учащихся в интересующих их областях знаний;

- умение находить источники информации, извлекать информацию;

- умение планировать работу над проектом;

- умение сотрудничать при выполнении проектов.

Основные требования проектно-исследовательской деятельности.

1.   Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения.

2.   Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).

3.   В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.

4.   Использование исследовательских методов.

5.   Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором (авторами) избранной области исследования.

6.   Работа должна соответствовать установленным формальным критериям.

Длительность работы над проектом.

Сроки реализации проекта: 2009-2014г.г.

Диапазон проекта. Педагогический проект охватывает учебную деятельность на уроках биологии, химии, экологии, внеклассную работу, работу в  элективных курсах.

Ведущая педагогическая идея  заключается в том, что правильно организованная проектно- исследовательская деятельность обучающихся и педагога на уроке и во внеурочное время будет способствовать развитию познавательного интереса, творческой активности учащихся.

                                                        


ВВЕДЕНИЕ

Определив свое педагогическое кредо как «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра»Джон Дьюи, я выстроила систему своей работы таким образом, чтобы соединить фундаментальные знания по химии и биологии с прикладными умениями и навыками. Используемая структура процесса обучения позволяет формировать кроме предметных еще и ключевые компетенции выпускника НПО, такие, как: коммуникативная, информационная, социальная, компетенция здоровье сбережения

Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний. Тот, кто исследует, должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять. В этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательные учреждения.
В зависимости от возраста учащихся, в котором начинается использование метода проектов, уровни  сформированности проектного обучения достигаются на разных возрастных ступенях.

Исследования, результаты которых приведены в литературе, свидетельствуют, что в большинстве своём за период обучения проектная деятельность формируется лишь на первом, базовом, уровне.

Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. «Уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей для преподавателя.

Я пошла по пути разумного совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней учащемуся, как со стороны преподавателя, так и своих товарищей.

Таким образом, сложилась следующая система. Сначала  даются базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу биология, химия. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.

Приёмы организации проектной деятельности в НПО остаются прежними. Но, по сравнению с базовым курсом, для преподавателя  и учащихся появляются дополнительные возможности использования метода проектов. А именно:

  • большинство учащихся уже имеют навыки работы на персональном компьютере;
  • изучение предметов становится более целенаправленным, нередко приобретая элементы предпрофессиональной деятельности;
  • формируется круг учащихся, предполагающих связать своё дальнейшее обучение с биологией, химией и экологией;
  • в силу своих возрастных особенностей, учащиеся более расположены к исследовательской и самостоятельной деятельности. Им хочется доказать свою индивидуальность, независимость и многогранность.
  • учащиеся склонны искать в преподавателе старшего друга, советчика, а не человека, обязанного обучать и контролировать.

Научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Поэтому очень важно именно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить их планы и мечты, вывести учащихся к науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Это возможно сделать в рамках внеурочной деятельности. Для учащихся, которые разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы, незаменимым помощником является метод проектов.

Каждый преподаватель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у учащихся, чтобы учащиеся умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать научную картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и учащимся и преподавателям.

Преподаватель   должен организовывать на уроке для учащихся все виды учебно - познавательной деятельности. Необходимо, чтобы учебно- познавательная деятельность учащегося соответствовала тому учебному материалу, который должен быть усвоен, чтобы в результате деятельности, учащийся самостоятельно приходил к каким либо выводам, сам для себя созидал знания. Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учащегося доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Учащийся самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций учащийся хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно - к самому процессу познания- познавательный интерес.

Развитию познавательных и творческих интересов у учащихся способствует различные виды технологий: компьютерные технологии, технология проблемного и исследовательского обучения, технология игрового обучения, использование метода проектов.

Формы интеграции внеурочной и урочной деятельности

                                

Формы:                                                                     Формы:

Изучение нового материала                           1. Творческая лаборатория (1,2 курс)                              

                                                                           2. Элективные курсы «ЗОЖ»,

                                                                          «Решение химических  задач»

Практическое применение знаний                3.  Волонтерское движение

Обобщение и систематизация знаний          «Вектор жизни»

Интегрированные уроки

Практикумы

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ПРОЕКТА

       В основе педагогического опыта лежат идеи Богоявленской Д. Б.., Дружинина В. Н., Лернера И.Я., Леонтовича А.В., Якиманской И.С. неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения в мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского творческого поведения.

Богоявленская Д.Б. на основании экспериментальных данных сделала вывод о том, что становление творческих способностей идет нелинейно, а имеет в своем развитии два пика: наиболее яркий всплеск их проявления, а второй приходится на юношеский возраст.

       В исследованиях В.И.Андреева,, С.П. Арсенова, Л.В. Гурьева, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Г.В. Козловой, Л.м. Федоряк, З.А. Хайретдиновой, Д.Б. Эльконина и другие подчеркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющий исследовательскую направленность. Исследование (в широком смысле - как способ освоения нового) является неотъемлемой частью жизни любого человека и, конечно же, с древних времен этот вид познавательной деятельности выделялся как элемент процесса обучения.

В настоящее время в педагогической теории и практике исследовательская деятельность учащихся рассматривается как одно из средств реализации личностно ориентированной парадигмы образования, предполагающей развитие креативности на основе организации обучения, способствующего творческому усвоению знаний.

Отмечается необходимость перехода к непрерывному образованию исследовательского типа, которое рассматривается как одно из основных решений проблемы самообразования, является условием формирования не только познавательной активности, потребности в творческой деятельности, но и развития всех ключевых потенциалов учащегося. Вместе с тем по-прежнему актуальна более узкая трактовка, согласно которой обучение в целом есть вид (или часть) научного познания и исследовательская деятельность учащихся является результатом выявления особенности обучения по сравнению с научным исследованием.

Как правило, под организацией исследовательской работы учащихся понимается, прежде всего, использование педагогами определенных форм и методов работы, способствующих развитию исследовательских умений учащихся.

Несмотря на то, что идея использования исследования как метода обучения известна со времен Сократа (беседа-использование), организация целенаправленного обучения, при котором ученик ставился в положение первого исследователя определенной проблемы и должен был самостоятельно найти решение и сделать выводы появились в педагогике в конце 19 века (А.Я.Герд, М.М. Стасюлевич, Р.Э.Армстронг, Т. Гексли), впоследствии широко использовался в отечественной  практике (Б. В Всесвятский, И.П. Плотников, В.Я.  Стоюнин , И.И. Срезневский, К.П. Ягодовский).

В настоящее время в качестве одной из важнейших задач общего образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера (В.И. Андреев, З. И. Васильева, Е. И. Казакова, И.А. Колесникова, О. Е Лебедев, А. С. Роботов, Г. С. С Сухотская, А.П Тряпицына). При этом овладение учащимися методами исследовательской деятельности ученые относят к сущностным характеристикам высокого уровня образованности современных учащихся.

 Исследовательская деятельность - это один из способов активизации творческого  потенциала личности. Творческая исследовательская деятельность учащихся рассматривается в педагогике как деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для формирования их личности как общественного субъекта на основе самостоятельного приобретения субъективно новых знаний и умений, значимых для них на данном этапе развития.

Технология исследовательской деятельности – совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая  общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Включение исследовательской деятельности обучающихся в учебный процесс НПО предлагается как интеграция классно-урочной системы и дополнительного образования с приоритетом именно дополнительного образования, в условиях которого нет жёстких рамок программы и времени, отведенного на освоение каждого раздела и темы, а есть свобода выбора тематики, проблематики, содержания исследования и времени для его проведения.

Исследовательская деятельность является технологией именно дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:

- гибкую образовательную программу, выстраиваемую в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного учащегося;

- наличие возможности индивидуальных форм работы преподавателя с учащимися: групповые, индивидуальные занятия, консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции.

Общая структура исследовательской деятельности сводится к основным этапам (П. Д. Васильева, <<Обучение химии>>2003г):

1.        Постановка проблемы

2.        Выдвижение гипотез

3.        Анализ гипотез : а) выделение объекта исследования,  б) выделение условий существования, в) установление отношений между объектом и условиями существования

4.        Постановка задач эксперимента

5.        Разработка методики эксперимента : а) нахождение способа реализации отношений между объектом исследования и условиями существования, б) выбор регистрации объекта исследования условий его существования, величин и их измерений

6.        Мысленное проведение эксперимента

7.        Создание материальной базы эксперимента

8.        Разработка и монтаж оборудования

9.        Проведение эксперимента

10.        Обработка эксперимента

11.        Отчет о проделанной работе

12.        Презентация проекта

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в проектно-исследовательской деятельности:

1.        Рефлексивные

2.        Поисковые (исследовательские)

3.        Умения и навыки работы в сотрудничестве

4.        Менеджерские

5.        Коммуникативные

6.        Презентационные

7.        Умение отвечать на незапланированные вопросы

СОСТАВ УЧАСТНИКОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

В зависимости от количества участвующих в исследовательской деятельности человек, работа над одним исследованием может проводиться:

  • учащимся индивидуально - это эффективно с точки зрения организации самостоятельной поисковой деятельности, учета его личных интересов, предоставления возможности реализовать свой творческий потенциал, потребность в достижении успеха и самоутверждении.
  • в парах или группах - такая форма работы обладает меньшими развивающими возможностями по отношению к каждому участнику, но она хороша вначале исследовательской деятельности, когда отдельные учащиеся испытывают чувство неуверенности. Формируя группу, нужно учитывать индивидуальные особенности каждого при распределении их обязанностей, а также совместная работа научит молодых людей кооперировать свои усилия в процессе совместного решения сложных творческих задач, поможет овладеть искусством коммуникации и делового сотрудничества.

Также над одной и той же темой одновременно могут работать независимо друг от друга несколько учащихся или несколько групп учащихся. Это создаст атмосферу здоровой конкуренции, в которой более увлеченно учащиеся будут подбирать и изучать материал по теме, проводить исследование, анализировать и систематизировать результаты поиска и с удовольствием представлять проекты своим оппонентам. Их опыт сыграет важную роль при оценке других работ, так как они будут владеть полной информацией по теме.

К основным видам творческой деятельности учащихся относятся следующие виды работ:

•        Информационно-реферативные;

•        Проблемно-реферативные;

•        Экспериментальные;

•        Натуралистические и описательные;

•        Исследовательские.

РОЛЬ УЧАЩИХСЯ В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

            Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, учащийся становится субъектом деятельности. При этом учащиеся свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.  Им никто не навязывает, как и что делать. Следует признать, что каждый учащийся имеет право:

- Не участвовать ни в одном из текущих проектов;

- Участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;

- В любой момент могут начать новый проект.

             С самого начала учащийся оказывается в ситуации неопределенности, но именно это и стимулирует его познавательную активность. С другой стороны, ситуация неопределённости  при выполнении проекта вызывает у учащихся специфические сложности, которые носят объективный характер. Преодоление этих трудностей является одной из ведущих дидактических целей метода проектов.  При этом у учащихся вырабатывается собственный аналитический взгляд на информацию, а уже не действует заданная учителем оценочная схема «это верно, а это нет». Роль учащегося при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:

- Выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое учащемуся, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;

- Выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идёт не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействия с преподавателем – консультантом позволяют освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы образовательного учреждения в поисках информации или для реализации своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он – ответственный опекун, я – безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он – профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я – человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность).

Оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт – информацию с позиции её полезности для проекта, предложенные идеи с позиции их реалистичности. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось. Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение. Анализ и самоанализ объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливает мотивацию для дальнейшей работы. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку и самооценку окружающего мира и себя в микро- и макро социуме.

     Учащийся – субъект обучения, преподаватель – партнёр, создающий условия. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и на приобретение новых, порой путём самообразования.

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

Я - не источник знаний.

Я - источник желания знать.

Исследовательская деятельность является самостоятельным творческим процессом поиска и усвоения учащимися новых знаний, но, несмотря на это, она обязательно должна проходить под руководством опытного наставника.

Учебное исследование с точки зрения преподавателя — это средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки исследования у обучающихся.

Сам процесс исследования позволяет преподавателю вместе с обучающимися вновь и вновь переживать вдохновение творчества, превращая образовательное пространство в результативную созидательную среду.

Осуществляя руководство проведением исследования, преподаватель должен выполнять следующие функции:

  • Планирования - это проектирование структуры, основных этапов работы, масштабов исследования, сроков их выполнения.
  • Анализ мыслительной, интеллектуальной деятельности учащихся и выявление причин, затрудняющих реализацию замысла;
  • Прогнозирование результативности исследовательской работы, возможности и области её практического применения, приобретения новых знаний;
  • Контроль и экспертиза, то есть своевременная оценка каждого этапа работы, корректировка действий;
  • Инноватика - стимулирования учащихся на поиск новых технологий, методов, приемов, которые позволяли бы им с наименьшими потерями сил и средств достичь результата.

Развитие коммуникации, то есть умения учащихся взаимодействовать с носителями информации, научить конструктивно дискуссировать.

Кроме того, педагогу необходимо обеспечить заинтересованность обучающихся в работе над исследованием — мотивацию, которая будет служить незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для формирования и развития мотивации учащихся к исследовательской деятельности, преподаватель может:

- на старте педагогически грамотно сделать погружение в исследование, заинтересовать проблемой, стремлением решить её, выработать конкретные рекомендации,

- привлекательно представить перспективу практической и социальной пользы работы,

- используя стремление к самореализации, соревнованию, создать у обучающихся максимум положительных эмоций, связанных с исследовательской деятельностью (радость, удивление, любопытство, симпатию, успех),

- повысить учебную активность учащихся, культивируя и формируя у обучающихся веру в себя, уверенность в своих силах,

- настраивать учащихся на свободно- творческий поиск и проявление интуиции,

- стимулировать стремление к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения в сочетании с ответственностью за принятые решения.

        МЕСТО МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ  ПРОЦЕССЕ

Проект - это «специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации». Метод проектов - набор техник и  приемов, позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

     Исходные теоретические позиции проектного обучения:

- в центре внимания - учащийся, содействие развитию его творческих способностей;

- образовательный процесс  строится не в логике учебного предмета, а в логике  деятельности, имеющий личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;

- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;

- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;

- глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Таким образом, суть проектного обучения состоится в том, что учение в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты.

Метод проектов универсален по отношению к предметному содержанию и эффективен, поскольку а) стимулирует практическую проектную деятельность учащихся, позволяя формировать весь набор компетенций б) позволяет наименее ресурсозатратным способом создать «естественную среду», то есть условия деятельности, максимально приближенные к реальным) для формирования ключевых компетенций учащихся. Метод проектов является базовой педагогической технологией, позволяющей формировать ключевые компетентности учащихся.

По С. Д. Полякову «компетентностный подход»- это ориентация на формирование обобщённых умений (аналитических, исследовательских, коммуникативных), которые учащиеся могут применить в различных образовательных (не только учебно-предметных) и жизненных ситуациях.

Эти умения можно формировать через деятельностный подход-это эффективный путь, потому что учащийся  учится сам понимать, что он делает, как и   насколько успешно. Исходя из этого предлагается следующая логика педагогической деятельности преподавателя.

Схема 1. Логика реализации компетентностного подхода в педагогической деятельности педагога.

Компетентностный  подход

в образовательной деятельности

направлен на формирование

компетенций учащихся.

Формирование компетенций

реализуется через организацию

деятельности учащихся.

(Деятельностный подход)

Деятельность учащихся

наиболее эффективна,

если есть интерес(мотивация)

у детей.

Интерес у детей можно вызвать

через проблемную ситуацию.

Решение проблемных ситуаций

способствует развитию навыков

исследовательской

деятельности

Схема 2. Структура учебного занятия на деятельностной (компетентностной) основе:

                                

        

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Мотивационный этап

Формирование мотивации преподавателя. Формулировка преподавателем для себя значимых целей, задач предстоящей обучающей работы.

Подготовительный этап

Преподаватель планирует, прогнозирует учебную деятельность на занятии, учитывая особенности детей, темы, задач.

Используя общую схему учебного занятия, он выбирает, через что будут формироваться компетенции учащихся. На что делать акцент.

По мнению опытных педагогов, деятельность учащихся на уроках наиболее эффективна, если есть интерес (мотивация) у учащихся. Как сделать урок интересным и захватывающим? Решение проблемных ситуаций  способствует развитию навыков исследовательской деятельности, приобретению учащимися навыков исследовательской деятельности, приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. Самоопределение к деятельности. «Нет интереса - нет успеха!»

Учебное занятие начинается с мотивации: Как заинтересовать учащегося на уроке?

Предложите учащимся рассмотреть проблемную ситуацию, задайте в начале  урока проблемный вопрос:

  1. «Глюкоза» Почему хлеб, если его долго жевать, приобретает сладкий вкус? Почему глаженое бельё дольше не пачкается?
  2. «Амфотерность аминокислот». Из биологии вам знакомо животное хамелеон. Есть ли в химии нечто подобное?
  3. «Спирты» Как получить резиновые калоши из спирта?

Пробудите интерес у учащихся к урокам химии и биологии  необычными противоречивыми фактами: «Двойственное положение водорода в ПСХЭ». Почему водород занимает в таблице Д. И. Менделеева два места: среди типичных металлов и среди типичных неметаллов? Мотивация позволяет акцентировать внимание учащихся к изучаемой теме, заинтересовать их.

Использование проектной технологии в работе требует от  преподавателя серьезной подготовительной работы.

Этапы работы над проектом

Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовительный этап

а) выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.д.)

б) определение количества участников проекта, состава группы

Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели

Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

Планирование работы

а) определение источников информации

б) планирование способов сбора и анализа информации

в) планирование итогового

продукта (формы представления результата)

Продукт:

– отчет (устный,

письменный, устный с демонстрацией материалов)

– издание сборника, фильма, макета – организация конференции и т.д.

г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов

д) распределение обязанностей среди членов команды

Вырабатывают план действий.

Формулируют задачи.

Предлагает идеи,  высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно)

Исследовательская деятельность

Сбор информации, решение промежуточных задач.

Основные формы работы:

интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала, памятников. Организация экскурсий, экспериментов, экспедиций и т.д.

Проводят исследования, решая промежуточные задачи

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.

Результаты или выводы

Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата

Анализируют информацию. Оформляют результаты.

Наблюдает, советует

Представление готового продукта

Представление разнообразных форм результата работы.

Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы.

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.

Оценка процесса и результатов работы

 

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

Оценивает усилия учащихся,  креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.

Технология проекта – одно из перспективных направлений в деятельности образовательного учреждения, кроме того, это увлекательное и интересное занятие и для учащихся, и для преподавателя

Этапы формирования исследовательской деятельности (по классификации Тяглова Е.В.).

  • теоретико-экспериментальный;
  • частично-поисковый;
  • поисковый;
  • научно-исследовательский.

Методические аспекты использования приемов развития творческой активности на уроках биологии и химии  с использованием исследовательского метода

Биология и химия - экспериментальные науки. Теория без практики ничто. Учащийся, попробовав себя в роли исследователя, экспериментатора максимально усваивает учебный материал.

Вовлеченный в исследовательскую деятельность учащийся находится на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознает смысл и результат своих усилий. Через исследовательскую деятельность наиболее эффективно происходит развитие творческой активности. При этом очень важно для формирования необходимо постепенно приобщать учащихся к творчеству.

Этап подготовки экспериментального исследования  на уроке

Вводится этот этап с первых уроков изучения биологии, химии        .                

На данном этапе идет формирование опыта решения проблем через видение новой функции объекта или вещества, от применения знаний  в стандартной ситуации до применения знаний в нестандартной ситуации. Учащимся предлагаются исследовательские задания с доступным и реальным содержанием. Преподаватель знает направление поиска, предлагает пройти этот путь учащемуся, зная наверняка искомый результат.

Например, при изучении простых веществ- металлов, учащиеся, самостоятельно, через эксперимент обозначают  физические свойства металлов: простая электрическая цепь (лампочка горит, не горит)-свойство электропроводности; магнит(притягивается, не притягивается).

При изучении темы «Электролитическая диссоциация». Дистиллированная вода не проводит электрический ток, а обычная водопроводная приводит.

При изучении темы «Смеси и способы их разделения». Занятия проводятся в форме работы лабораторий: «Химчистка на дому», «Отдел криминалистики», «Аптека». Знания, приобретенные при этом достаточно устойчивы, так как добыты в результате самостоятельной деятельности.

Этап частично-поисковой деятельности на уроке

Педагог знает направление поиска, но не знает конечного результата, предлагая ребенку самостоятельно решить проблему или комплекс проблем.

Изучение качественных реакций органических веществ.

Ситуация частично-поискового исследования используется при решении нестандартны задач  повышенной трудности на факультативных занятиях.

Среди различных форм активизации учебного процесса на данном этапе центральное место принадлежит исследованию проблемной ситуации, которая научит учащегося мыслить, через усвоение научной информации в рамках проблемы и обеспечивает большую подвижность, готовность распознавать нестандартную ситуацию. Дело в том, что «проблемность» в обучении представлена в большей степени на начальных этапах усвоения принципиально нового материала и в меньшей - на этапе практического применения полученных знаний.

  Примером данного способа является урок по теме: «Сколько витамина С в овощах и фруктах». Цель занятия: научить правильно использовать в своей повседневной жизни овощи, фрукты и ягоды, дать понятие о витаминах, как о незаменимых компонентах пищи, выяснить значение витамина С для организма человека, научить определять концентрацию витамина С в различных продуктах. Данное занятие может быть использовано как урок  в теме «Витамины».

        Этап поисково - исследовательской деятельности на уроке

Это исследование с неопределенным содержанием. Преподаватель умело владеет методикой научного исследования, но они с учащимися не знают, ни пути поиска (исследования), ни итога исследования. Для позитивного результата исследования преподаватель должен не только сам обладать интуицией в этом вопросе, , но и активизировать ее у  учащегося.

Такой вид деятельности целесообразнее проводить во внеурочное время, в частности при подготовке к интеллектуальным марафонам по химии и биологии, на занятиях в предметных кружках.

На данном этапе уже происходит расширение области поиска решения, анализ и сопоставление различных вариантов решения. Глубокая проработка вариантов решения и фиксация промежуточных результатов поиска.

Примером может служить урок по теме: «Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции». Целью занятия является углубить и обобщить знания учащихся о скорости химической реакции, выявить факторы, влияющих на скорость химической реакции. Учащимся предлагают выдвинуть гипотезу и на ее основании с помощью выданных реактивов и оборудования, решить поставленную задачу. Если мы изменим, условия проведения эксперимента, то мы определим, как меняется скорость химической реакции, выделим факторы, влияющие на скорость химической реакции.

Этап научно-исследовательской деятельности

На этой ступени учащийся сам определяет степень готовности к этой ступени, самостоятельно задается проблемой исследования, определяет его цели, находит механизмы действий по их достижению. При организации нетрадиционных форм в виде исследования важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени, что они помогают преподавателю  выполнить больше воспитательные, образовательные задачи.  

Содержание образования

Использование элементов проектно-исследовательской деятельности на уроках биологии и химии позволит: перевести учащегося в активный субъект учения-обучения; сформировать в процессе обучения следующие умения и навыки:

•        Планирование работы и эксперимента

•        Самостоятельный поиск и структурирование полученной информации

•        Коммуникативное и ролевое взаимодействие в группах

•        Презентация результатов различными формами

•        Постановка проблемы и цели

Развитие творческой деятельности реализуется с помощью исследовательских задач, которые я использую при изучении темы «Углеводороды и их природные источники», элективного курса «Решение химических задач», специально подобраны творческие задания по темам

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках проекта использую разнообразные формы, методы, средства и технологии УВП.

В своей практике успешно использую следующую технологию осуществления исследовательской деятельности на уроке химии и биологии, представленную М. А. Шаталовым(10):

1. Актуализация опорных знаний (фронтальная беседа, демонстрационный эксперимент);

  1. Создание проблемной ситуации с помощью проблемно-поисковой беседы, демонстрационного эксперимента, видеофрагмента.
  2. Постановка учебной проблемы
  3. Решение учебной проблемы (выдвижение гипотезы, построения плана проверки гипотезы, осуществление собственного исследования, формулирование окончательного решения проблемы);
  4. Доказательство применение найденного решения (путем выполнения лабораторного эксперимента)

В процессе работы можно выделить уроки с элементами исследования и уроки исследования. На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цели исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита реферата, презентация. На таких уроках использую технологию проектного и проблемного обучения. Предлагаю обучающимся следующие темы практических работ исследовательского характера (см.  приложение)

Развитие самостоятельности и творчества обучающихся может осуществлять при выполнении ими домашней работы. В домашние работы целесообразно включать элементы исследования, проведение «мысленного эксперимента» или выполнение опыта, который возможен в домашних условиях. При подборе домашнего задания нужно исходить из того, что оно должно быть не тягостным, а привлекательным, необычным, посильным, обязательно проверенным и оцененным. Вот пример задания такого типа: тема «Белки». Опыт 1. «Определение белка (биуретовая реакция). Растворите в стакане воды столовую ложку белка куриного яйца. Прилейте в раствор стиральной (кальцинированной) соды или гидроксида натрия (средство «Крот»), а затем добавьте медный купорос. Появится фиолетовая окраска (качественная реакция на белок». 2. Получение мыла в домашних условиях. Преподаватель, имея «в руках» интересный фактический пример, может сконструировать из него творческую задачу необходимой сложности в соответствии с целями и задачами урока.

Эффективны исследования-соревнования. Например, соревнование на лучшую шпаргалку. Для учащихся заранее готовится учебный текст. Этим текстом может быть раздел учебника: алканы, алкены, размножение и индивидуальное развитие организмов, основы клеточной теорию строение клетки, генетика. При составлении шпаргалки внимание учащихся становится избирательным, развиваются навыки работы с текстом, умение выделять главное. Отдельные сюжеты шпаргалки объединяются логическими связями.

В качестве парадоксальной ситуации используются софизмы (это преднамеренные ошибки в рассуждениях, в изложении фактов, с целью запутать собеседника). Такой прием способствует развитию навыков критического мышления.

Расчетные задачи с исследовательским содержанием расширяют кругозор обучающихся, показывают направления практического применения полученных знаний в повседневной жизни. «Просто знать -мало, знания нужно уметь использовать».

Для формирования компонентов экологической культуры личности и компетенций учащихся важным является то, чтобы в исследовательской деятельности работа на первых порах проводилась в тесном взаимодействии преподавателя и учащегося. По Л. С. Выготскому о зоне ближайшего развития: только то, что сегодня ребенок делает вместе с взрослым, завтра он сможет делать самостоятельно. В связи с этим первоначально любой проект задумывается, как коллективный учебный. В этом случае совместная с преподавателем деятельность в ходе работы над проблемой, над исследованием дает учащемуся возможность освоить новые знания, умения, навыки, способы деятельности, сформировать компетенции и усовершенствовать уже имеющиеся.

В нашей практике учащимися рассматривались исследовательские проекты по различной тематике, например «Содержание ионов тяжелых металлов в снежном покрове  города  Покачи», «Влияние выхлопных газов автомобиля на здоровье человека», «Пищевые добавки: за и против», «Исследование качества питьевой воды», «Ватьёган сегодня (качество воды), «Влияние витаминов на организм человека».

Защита индивидуальных или групповых проектов осуществляется в ходе научно-практических конференций различного уровня. Ежегодно учащиеся принимают участие в училищной учебно-исследовательской конференции и занимают призовые места. Применение компьютерных технологий позволяют учащимся создавать удивительные по содержанию презентации, в которых отражены способы решения поставленных задач, результаты работы, выводы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

   На начальной фазе осуществления исследовательской деятельности положительной оценки достоин любой уровень достигнутых учащимися результатов. А затем, по мере приобщения, приобретения опыта и улучшения качества работы, требования нужно повышать.

  Часто в условиях конференций и конкурсов можно встретить требования практической значимости, применимости выводов исследования. В связи с этим, данный вид деятельности называют научно-исследовательским, но деятельность, осуществляемая учащимися НПО особенно на первых этапах, существенно отличается от научной, являясь, скорее, учебно- исследовательской. Поэтому руководитель исследовательской работы должен сместить цели работы над исследованием к личностному развитию обучающихся.

  Основной задачей в науке является получение объективно нового результата, который не был известен ранее. А в учебном исследовании главным должно быть:

- развитие личности обучающегося, получение им субъективно новых знаний, то есть являющихся новыми и значимыми для него,

- приобретение функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности,

- активизация личностной позиции обучающегося.

  Это означает, что исследовательская работа учащегося может не иметь большой практической или теоретической значимости, но она достойна высокой оценки, если обучающийся, выполняя её, значительно вырос по сравнению с собой вчерашним, со своими сокурсниками, освоил методику поиска, подбора и анализа информации, приобрел способность самостоятельно делать выводы и умозаключения на основании изученного.

  И при оценке исследовательской работы выполненной учащимся (группой учащихся), необходимо обращать внимание именно на эти аспекты. А также критериями оценки проведенного исследования могут быть:

Заочный тур

  • актуальность, оригинальность идеи исследования, уровень выстроенных гипотез,
  • оригинальность способов, предложенных для решения проблемы, путей выхода из противоречивой ситуации, исследуемой в работе,
  • уровень знакомства с современным состоянием вопроса (наличие анализа альтернативных взглядов);
  • наличие в работе литературного обзора - краткой характеристики того, что известно об исследуемом явлении; глубина изучения литературы,
  • оригинальность, ценность и полнота собранного материала,
  • логика структурирования доказательств,
  • демонстрация знаний, выходящих за пределы программы, изучаемой в колледже,
  • общественно полезная направленность исследования,
  • степень самостоятельности работы,
  • орфографическая и пунктуационная грамотность автора,
  • язык и стиль изложения,
  • исследовательский, творческий характер проведенного исследования,
  • полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы,
  • заключение сбалансированное с введением,
  • соответствие оформления исследовательской работы стандартам; эстетичность оформления.

Очный тур

  • знание научных понятий, терминологии по теме,
  • логика изложения материала, убедительность рассуждений,
  • исследовательское мастерство,
  • использование знаний вне программы, изучаемой в училище, исследовательский, творческий характер работы,
  • оригинальность и ценность представляемого материала,
  • наглядность представления результатов работы, творческий подход в подготовке презентации,
  • оригинальность предложенных выводов, идей, общественно полезная направленность исследования, прикладное значение полученных результатов,
  • эрудированность автора при ответах на вопросы,
  • уровень владения ораторским искусством, коммуникативная культура.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

     «Предназначая только одного на миллион стать Ньютоном или Рафаэлем, природа вложила в миллионы людей, которые не являются гениями и не могут стать ими, большие, важные и нужные для всего человечества творческие задатки. Их развитие, несомненно, является целью нашего существования; существования их само по себе является важным и всеобщим культурным средством, которым обладает род человеческий».

Песталоцци.

Результаты диагностики сформированности исследовательских умений и навыков приведены (см.приложение).

     Модель анализа результативности деятельности, подходы к анализу результативности исследовательской деятельности по формированию творческой активности учащихся( см. приложение).

     Проводилась диагностика уровня сформированности ключевых компетенций учащихся (для оценки проектной деятельности. (см.приложение).

В свете сказанного выше хочется отметить, что исследовательская деятельность-это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:

  • формируются универсальные способы учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, к самореализации, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
  • значительно расширяется кругозор в предметных областях;
  • происходит непроизвольное запоминание учебного материала и усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения;
  • наилучшим образом развиваются творческие задатки.

Основные качества личности развивающиеся при формировании творческой активности при использовании проектно-исследовательского метода:

  •  способность творчески мыслить: способность к преодолению стереотипов, поиск решения в условиях неопределенности, способность к выявлению проблем;
  •  способность к сотрудничеству: сформулировать свою мысль, вникнуть в суть предложения товарища, аргументировано критиковать свои и чужие идеи;
  •  мотивация творчества определяется появлением у учащегося желания решать творческие задачи;
  •  продуктивность: способность предлагать различные результаты решения проблемы и находит оригинальное  решение;
  •  значительное повышение качества знаний учащихся;
  •  повышение уровня активности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности;
  •  происходит интеграция между предметами различных образовательных областей;
  •  формируется умение работать с различной информацией, в том числе электронной, и анализировать ее;
  •  формируется умение постановки цели и планирование работы учащимся;
  •  происходит профессиональное самоопределение учащихся.

За время работы в рамках проекта были разработаны поурочные планы  к УМК «Химия 10-11 кл.» по учебникам Габриеляна О.С. «,Общая биология  10-11 кл.» по учебнику А.А.Каменский .Дидактические материалы для контроля знаний, умений, навыков. Карточки - задания для проведения дифференцированных самостоятельных и контрольных работ. Дидактические материалы в виде компьютерных презентаций для проведения уроков с применением мультимедийных технологий.

Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования. «В последнее время в список социальных потребностей (ясно, что этот список далеко не сформирован окончательно) попали следующие необходимые сегодня качества личности: владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, владение специфическими навыками учебного труда (способность к самообразованию), нормы и эталоны социальной жизнедеятельности (воспитанность). Если учащийся будет обладать указанными свойствами, то он будет, с большой долей вероятности, реализован в современном обществе. Вместе с тем, такое образование будет обладать новым качеством, ибо оно другое, новое по сравнению с тем, что реализуется в предметно-нормативной модели образования и используется в представленных подходах к оценке его качества».

Проектное обучение иногда рассматривают в качестве альтернативы классно-урочной системы обучения. Однако я считаю, что его следует использовать как дополнение к другим видам обучения.

Усиление практического направления в химии и  биологии значительно повышает интерес к самому процессу познания.

Биология и экология имеют широкие возможности для развития проектно-исследовательских навыков у обучающихся. Есть возможность соединить интересы учащихся с базовой программой. Учащиеся с большим интересом берутся за работу, в процессе выполнения которой им предоставляется возможность применить биологические,  химические знания и умения для исследования продуктов питания, предметов повседневного спроса, почв и природных вод.

Результаты диагностики развития качеств личности приведены на диаграмме (см. приложение). 

В результате исследовательской деятельности у учащихся  развивается мышление, наблюдательность, устойчивость внимания и более успешно усваивается содержание материала по предмету. Как следствие растет качество знаний по химии и биологии, многие учащиеся участвуют в интеллектуальных марафонах по биологии, химии, экологии,  выбирают данные предметы для сдачи ЕГЭ.

Количество детей, проявляющих интерес к предмету во внеурочное время, стабильно высоко до 32%.1. Качество обученности по биологии составляет 52,3 %, по химии и составляет  42,5%;

 Успешная сдача ЕГЭ по биологии. Успешное участие учащихся  принимающих участие в интеллектуальных марафонах с 10 % в 2009 году до 21 % в 2012 году.

Разнообразие форм работы с учащимися с использованием исследовательского метода помогает учащимся в выборе будущей профессии для повышения квалификации. Каждый год учащиеся поступают на факультеты разных вузов, где приоритетной являются науки биология, химия.

Защита индивидуальных или групповых проектов осуществляется в ходе учебно-исследовательских конференций. Ежегодно учащиеся принимают участие в училищной конференции и занимают призовые места,. Применение компьютерных технологий позволяют учащимся создавать удивительные по содержанию презентации, в которых отражены способы решения поставленных задач, результаты работы, выводы.

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся создает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Анализ научно-исследовательских работ учащихся свидетельствуют о развитии познавательных функций учащихся, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач.  Сформированность у учащихся исследовательских умений позволяет обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, на работу, помогает реализовать их жизненные цели. Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать, ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, а на настоящее творчество, а наша с вами задача, дорогие коллеги, -мотивировать учащихся на это творчество, помочь им сделать свои маленькие, а может (кто знает) и большие открытия.

Результаты работы преподавателя

  • Стабильное качество знаний учащихся по химии и биологии (см. приложение).
  • Успешное поступление выпускников колледжа по биологическому профилю.
  • Успешное участие учащихся в интеллектуальных марафонах, олимпиадах.
  • Успешное участие учащихся в учебно-исследовательских конференциях.

ВЫВОДЫ

В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии
в системе учебных занятий естественно научного цикла делаю следующие выводы:

  1. Необходимость применения проектной методики в современном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.
  2. Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся биологии и  химии.
  3. Применение проектной деятельности даёт результаты на всех этапах обучения так как сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.

Прежде всего, это обусловлено:

  • проблемным характером проектной деятельности, в её основе лежит практически или теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью;
  • неконфликтным характером проектной деятельности: проектная методика предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от преподавателя путем перестраивания их отношений в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.

Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности учащихся, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.

Новые образовательные стандарты ориентируют на использование технологий, включающих учебные проекты. Многие исследования доказали, что выполнение учебных проектов стимулирует активность обучающихся, увеличивают роль самостоятельной работы учащихся, формируют навыки анализа информации и самообучения.

Использование учебных проектов относят к образовательным технологиям, которые отражают изменения, происходящие в социально-экономической жизни общества. В нашей стране и за рубежом работы организаций строится на основе проектов, в которых изучается рыночный спрос, отслеживаются результаты и эффективность предложенных путей деятельности. исследовательские работы в науке и промышленности также не могут обойтись без проектирования.

Способность проектировать свою деятельность играет большую роль в подготовке «конкурентоспособных специалистов, самостоятельных, дисциплинированных, мотивированных, способных занимать лидирующие позиции, обладающих научной пытливостью, умеющих кооперироваться, мобилизовываться, получающих радость от ощущения реальной пользы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Разум человеческий владеет тремя ключами, открывающими все; цифрой, буквой, нотой. Знать, думать, мечтать. Все в этом» В. Гюго

Проектно-исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности. Потому  что данная деятельность позволяет стимулировать познавательную активность, осознанность знаний, ощущать важность собственных достижений, что поднимает учащихся в собственных глазах, повышает престиж знаний. Если учащийся сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, то есть адаптироваться к меняющимся условиям.

Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает учащихся к решению конкретных жизненно важных проблем. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса, она способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения преподавателей и учащихся.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу,  найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленных целей.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вачков И.  Проектирование+исследование- Методическая газета «Школьный психолог». Издательский дом «Первое сентября». № 23 2007.
  2. Дендебер С. В., Ключникова О. В.. Современные технологии в процессе преподавания химии: развивающее обучение, проблемное обучение и др.- Москва. 2008.
  3. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании - Учебное издание Воспитание. Образование. Педагогика. Библиотечка «Первого сентября». № 6 (12). 2007.
  4. Селевко Г.К. Педагогические технологии.-М.: Просвещение.-2002.
  5. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. Методология, методика, практика-Москва «Глобус», 2007.
  6. ЛеонтовиЧ А. Учебно-исследовательская деятельность  школьников как модель пелагогической технологии. народное образование. № 10. 1999.
  7. Д. М. Фельдштейн. –М.: Международная педагогическая академия, 1995.
  8. Гузеев В.В. Методы и организационные формыобучения. –М.: Народное образование, 2001.- 128 с.
  9. Нечитайлова Е.В. Информационные технологии // химия в школе. -2008. – № 3.
  10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /  Под ред. Е. С. Полат.- М.: Академия, 2000.
  11. http:// www/it-n/ru-сеть творческих преподавателей.
  12. http”// festival/1 stptember/ru/- фестиваль педагогических идей.
  13. http:// teacherdo/ru/moodle/-учебный сайт.

Приложение

                Приложение

Анкета для выявления проектных умений

Оцени свои умения в использовании метода проекта по следующим критериям: 3 – умею; 2 – иногда получается; 1 –  чаще не получается; 0 – не умею

Ф.И. ученика, класс_______________________________________________

Учебный проект __________________________________________________

Проектные умения

Начало проекта

Окончание проекта

1. Формулировать проблему

2. Ставить цель

 

 

3. Ставить задачи

 

 

4. Выбирать методы и способы решения задач

 

 

5. Планировать работу

 

 

6. Организовать работу группы

 

 

7. Участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; отстаивать своё мнение; принимать чужую точку зрения и др.

 

 

8. Выбирать вид конечного продукта проекта

 

 

9. Выбирать форму презентации конечного продукта

 

 

10. В проделанной работе видеть моменты, которые помогли успешно выполнить проект

 

 

11. В проделанной по проекту работе находить «слабые» стороны

 

 

12. Видеть, что мне лично дало выполнение проекта

 

 

Анализ оценки учащимися уровня владения проектными умениями на начало выполнения проекта позволяет:

  • спланировать целенаправленную индивидуальную работу с учащимися при выполнении проекта;
  • подобрать вопросы рефлексии;
  • организовать на традиционных уроках формирование общеучебных умений, являющихся основой проектных.

Приложение


Приложение

Темы исследований и предполагаемые результаты

№ по поряд-ку

Основные темы, разделы программы

Исследоваемые темы

1

Общие понятия о коррозии

Факторы, влияющие на коррозию различных металлов.

2

Соединение щелочноземельных металлов.

Жесткость воды и способы ее устранения

3

Железо, его свойства

Содержание ионов железа в природных водах.

4

Природные источники углеводов

Экологические проблемы нефтедобычи транспортировки

5

Сложные эфиры

Использование аспирина в быту и способы ее хранения

6

Жиры

Искусственные добавки и содержание масел в твердых жирах.

7

Мыла и синтетические моющие средства

Изучение строение мыла и создание смс

8

Биологически активные вещества

«сколько витамина с в овощах и фруктах»

9

Химические реакции

Скорость химических реакций, факторы влияющие на скорость химических реакций.

10

Химия в жизни общества

Парниковые эффект за или против

Приложение

Технология проведения урока исследования

Вид исследования

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Начальный уровень. Обучение исследованию

На доске записываем название основных ситуаций и исследовательской деятельности. формулирую проблему, сообщаютему урока и цель исследования. Даю алгоритм исследований и работы. Веду учебный процесс используя термины «проблема», «гипотеза», «вывод», и др.. использую вопросы в чем проблема? Каковы этапы деятельности исследования ? что такое гипотеза ? какое можно выдвинуть предложение? Данное высказывание предполагаемое или доказанное.

Отвечают на поставленные мною вопросы. Следуют алгоритму работы. Сверяют свои действия с образцом исследования, используя информацию записанную на доске. Овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания,, учатся формировать и решать исследовательские задачи..

Продвинутый уровень. Обучающее исследование

Высший уровень. Творческое исследование

На доске записываю ступени исследовательской деятельности только по необходимости. Формулирую проблему, если учащиеся затрудняются. Подвожу учащихся к пониманию темы и цели исследования. Направляю деятельность учащихся в русло исследовательской работы безиспользования терминов: гипотеза, вывод, обращаю внимание учащихся на схему исследований деятельности. использую вопросы с чего начать исследование?  что нужно выяснить? Как это сделать? Как поступил исследователь на этом

Тапе работы? Верный ли вы сделали выбор?

Формулирую проблему. Подвожу обучающихся к самостоятельному формулированию темы и цели исследования. Создаю условия для исследовательской деятельности; обеспечиваю учебный процесс дидактическим материалом, оборудованием, организую индивидуальную работу  и деловое общение учащихся в группах или парах. Использую вопросы: ясна ли цель работы? Все ли понятно в выданных материалах? Каков итог работы? Оцениваю результаты работы в конце урока.

Самостоятельно планируют и выполняют исследовательскую работу. При необходимости консультируются с преподавателе. Получают оценку за каждый этап (правильно-неправильно)

Планируют и проводят исследовательскую деятельность самостоятельно, без помощи преподавателя.

Приложение1

Количество учащихся, занимающихся проектной деятельностью

Год

2012- 2013

2013- 2014

2014- 2015

Занимающиеся проектной деятельностью

24

36

40

Предлагающие сами заниматься проектной деятельностью

16

24

28

Занимающиеся проектной деятельностью по совету родителей

5

9

12

Высокий мотивационный уровень учащихся к проектно-исследовательской деятельности:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность в СП "Детская музыкальная школа" как фактор личностного роста обучающихся

1. Введение.2. Цель музыкального образования.3. Проблемы   для обучающихся музыкальной школы в период обучения.4. Цель и задачи внеурочной деятельности.5.Методы привлечения детей к внеурочной дея...

обобщение педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития коммуникативной компетентности обучающихся начального и среднего профессионального учебного заведения ».

         В связи с переходом к ФГОС второго поколения особо актуальным и необходимыми становятся не только  знания, но и знания о том, как и где их применить. Ещё ...

Проектная деятельность как условие профилактики социально-негативных явлений студентов педагогического колледжа

Статья о социальном проекте "Ладушки",  реализуемом на базе МБОУ СОШ г. Тулуна преподавателями и студентами ОГБОУ СПО "Тулунский педагогический колледж"...

Проектная деятельность как условие личностного роста обучающихся

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования начальное профессиональное образование должно формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самосто...

Проектная деятельность как условие личностного роста обучающихся

Педагогический проект ТЕМА: "Проектная деятельность как условие личностного роста обучающихся" Формирование ключевых компетенций на уроках литературы с использованием современных образовательных техн...

«Использование технологии проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности по предмету как условие обеспечения качества обучения».

Каждому учителю хочется, чтобы его уроки были интересны и познавательны. А наши обучающиеся  в один голос утверждают, что уроки должны быть нескучные. Как же добиться этого?     Ли...

Музыкально-проектная деятельность как фактор творческого развития учащихся

Что сегодня представляет собой образовательная среда школы? Развивает ли она творческую волевую личность или пассивного исполнителя? Насколько она способствует возвышению коллектива школы, формировани...