Проектная деятельность как условие личностного роста обучающихся
проект на тему

Мельник Оксана Ивановна
Педагогический проект ТЕМА: "Проектная деятельность как условие личностного роста обучающихся" Формирование ключевых компетенций на уроках литературы с использованием современных образовательных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_melnik.docx246.3 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ

Педагогический проект

преподавателя русского языка и литературы

Мельник Оксаны Ивановны

ТЕМА: «Проектная деятельность как условие личностного роста обучающихся»

Формирование ключевых компетенций на уроках литературы

с использованием современных образовательных технологий

г. Покачи

2014

СОДЕРЖАНИЕ

Условия возникновения проекта……………………………………………- 3

Актуальность…………………………………………………………………- 5

Научность…………………………………………………………………….-7

Новизна……………………………………………………………………….-8

Введение………………………………………………………………………-9

Теоретическая база проекта………………………………………………...-11

Форма организации проведения

проектно-исследовательской деятельности………………………………..-12

Роль обучающихся в проектно-исследовательской деятельности……………-15

Роль преподавателя при подготовке обучающимися

исследовательских работ……………………………………………………-16

Место метода проектов в образовательном процессе…………………….-18

Содержание учебного занятия………………………………………………-20

Критерии оценки исследовательских работ……………………………….-24

Результаты работы над проектом…………………………………………..-25

Выводы………………………………………………………………………..-28

Заключения………………………………………….....................................-29

Литература……………………………………………………………………-30

Приложения…………………………………………………………………..-32

Условия возникновения проекта

В условиях рыночной экономики предприятиям необходимы специалисты, мобильно реагирующие на освоение новых технологий, быстро адаптирующиеся в условиях производства, способные проявлять инициативу, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. В связи с этим возрастает значение использования в учебном процессе форм и методов деятельности обучающихся, позволяющих формировать творческое профессиональное мышление, возможность самостоятельного применения знаний.

Внедрение проектно-исследовательского метода в образовательный процесс способствует развитию и формированию личностного роста студентов и формированию таких качественных интеллектуальных характеристик как:

      1. Стремление к творческой интерпретации при выполнении индивидуальных и коллективных учебных заданий.

  1. Стремление и умение учащихся мыслить самостоятельно.
  2. Умение ориентироваться в новой для себя ситуации, находить свой подход к решению проблемы и способам добывания знаний.
  3. Умение критически оценивать суждения других.
  4. Развитие умения аргументировать свою точку зрения, формулировать и ясно излагать мысли.
  5. Расширение кругозора.
  6. Умение систематизировать и обобщать материал и знания.

Систематически организованная исследовательская деятельность способствует расширению информационного пространства и постепенному формированию  научного сообщества со своими традициями.

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений то, что от того, каким наш выпускник придет в свою профессию, насколько он окажется готовым к творческой жизни, будет ли у него потребность в самосовершенствовании зависит его успешность. Ведь работа и сама жизнь часто побуждают современного человека искать и находить решение нестандартных производственных и житейских проблем, регулирование которых требует новых знаний и умений, а получить их можно в процессе познания. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое, поэтому современное образование - это не только передача знаний. Его главная цель - развитие творческих способностей обучающихся, привлечение их к активному участию в исследовательской деятельности, так как это является одним из условий формирования личностной готовности к дальнейшему повышению образования.

Поэтому развитие творческой инициативы обучающихся, самостоятельности в поисковой и познавательной деятельности - один из эффективных путей повышения качества подготовки молодежи, их профессионального самоопределения и это основная идея исследовательского метода обучения.

Организация проведения  исследовательской деятельности имеет следующие цели:

- активизировать познавательный интерес обучающихся;

- развить их способности к самостоятельной мыслительной и аналитической деятельности;

-активизировать интеллектуальный потенциал каждого студента.

Общими задачами исследовательского метода обучения являются повышение уровня мотивации к обучению, расширение представлений о науке с помощью внутрипредметных и межпредметных связей, расширение общего кругозора обучающихся, раскрытие их творческого потенциала.

Задачи исследовательского метода обучения:

1. Научить студентов:

- подходить к теоретическому материалу с позиции исследователя,

      - искать, находить и пользоваться нормативной, учебной, монографической литературой, статистическими данными, анкетами (при необходимости составлять их самостоятельно), ресурсами Интернет для добывания необходимых знаний,

      - получать собственный экспериментальный материал,

       - выбирать тему исследования, значимую как для себя, так и для учебного заведения, группы людей, отдельного региона или даже страны.

2. Воспитать:

      - чувство уверенности в себе,

      - толерантность при диалоге с оппонентами,

      - культуру коммуникации.

3. Выработать умение:

- выделять, анализировать и критически оценивать ведущие идей исследования,

      - определять области практического применения полученных знаний,

- обобщать, описывать и оформлять полученные в ходе исследования результаты,

- творческого подхода к решению сложных, проблемных ситуаций,

- по окончании исследовательской работы формулировать выводы и рекомендаций,

- грамотно излагать и обосновывать результаты поисков и своих наблюдений.

4. Закрепить умение:

- работать с компьютерными программами: Movie maker, Power Point, Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Paint.

5. Предоставить возможность:

- выступить публично, донести до слушателей свою точку зрения, обосновать ее, провести полемику, заинтересовать аудиторию, убедить в пользе и весомости своих идей.


АКТУАЛЬНОСТЬ

        

Актуальность заявленной темы педагогического проекта обусловлена современной стратегией обновления образования, являющегося органичной частью общественного развития. В "Концепции модернизации российского образования" подчеркивается, что "роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития"[1]. Социокультурная ситуация в обществе стимулирует возникновение образовательных потребностей, направленных на актуализацию способностей к саморазвитию личности, раскрытию её творческого потенциала. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования профессиональное образование должно формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Ведущее место среди методов, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода к образовательным результатам, занимает метод проектов, что привлекает внимание студентов и развивает их интеллект, так как они овладевают способами получения информации, приобретают навыки, которые помогут продолжать образование в течение жизни.

Тема данной работы была выбрана в связи с широким внедрением и использованием информационных технологий в учебный процесс.

Цель данной работы – показать некоторые возможности внедрения новых образовательных технологий с использованием компьютерной техники в обучении.

Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса, отвечающего социальному заказу государства, и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.

Акцент переносится на формирование у учащихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Внедрение проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время приводит к развитию  творческого потенциала и природных способностей обучающихся; созданию условий для обретения каждым студентом универсальных умений и навыков деятельности; созданию на уроке ситуации «успеха»; подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.

Таким образом, представляемый педагогический опыт соответствует региональной образовательной политике, передовым идеям современной педагогики и психологии,  профессиональным интересам педагогической общественности.

Эта работа особенно актуальна в условиях перехода на ФГОС нового поколения.

Поэтому я выбрала следующую методическую тему:    

«Личностно-ориентированные технологии на уроках русского языка и литературы».

Объект исследования: метод проектов на уроках русского языка и литературы.

Предмет исследования: эффективность метода проектов, как технологии личностного развития обучающихся.

Цель проекта: создать условия  для развития познавательной активности обучающихся, самореализации их творческих и интеллектуальных способностей путем вовлечения в проектно-исследовательскую деятельность на уроке русского языка и литературы и во внеурочное время и сформировать у  студентов навыки исследовательской деятельности, которые позволят им решать творческие задачи.

Задачи:

  • на основе научно-методических разработок с учетом педагогического опыта построить педагогическую модель учебного занятия на деятельностной (компетентностной) основе;
  • апробировать систему педагогической деятельности по организации проектно-исследовательской деятельности на уроках и внеклассных занятиях;
  • отслеживать эффективность исследовательской деятельности через диагностику уровня сформированности проектных умений и навыков;
  • формирование устойчивой мотивации обучающегося к саморазвитию через ситуацию успеха; навыков решения проблемных ситуаций в исследовательской деятельности;
  • формирование ключевых компетенций.

Работу по организации проектно-исследовательской деятельности можно начать с проведения диагностики по изучению интересов, склонностей и проектных умений для самооценки обучающихся.

Это позволяет осмыслить приобретаемые на других уроках и через другие формы учебно-познавательной деятельности навыки и соединить их в способ организации учебной работы. Но такая диагностика может быть использована в том случае, если обучающиеся уже выполняли проекты и знакомы с алгоритмом осуществления данного вида деятельности. Предлагаемое анкетирование может быть проведено в начале и в конце создания проекта (см. приложение).

       На этапе констатирующего эксперимента при рассмотрении результатов диагностики состояние уровня обученности  обучающихся проектной деятельности было признано неоптимальным.(см. приложение)

      Общие итоги констатирующего эксперимента свидетельствовали о необходимости внедрения проектного метода в  системе ПО, так как этот метод учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

Гипотеза

          Система формирования основ проектно-исследовательской деятельности будет эффективной если;

1. Она включает изучение и анализ оценки обученности проектно-исследовательской деятельности;

2. Направлена на формирование мотивации к занятиям проектно-исследовательской деятельности;

3.    Характеризуется наличием системности в  образовательном процессе.

НАУЧНОСТЬ

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. В науке главной целью является производство новых знаний. В образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении обучающимся функционального навыка исследования, как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний, то есть самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного обучающегося.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат.

Эта деятельность направлена на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самим учащимся, когда результат – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения педагога– это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся.

Эти методы обучения интересны детям, так как дают им возможность раскрыть свой потенциал, проявить себя в различных видах деятельности, способствуют реализации творческих способностей, учат  общаться в коллективе.

Проведение уроков русского языка и литературы в нетрадиционной форме с применением современных педагогических технологий, в том числе проектно-исследовательских, является мощным инструментом повышения познавательной активности учащихся, приучающий их к самостоятельной познавательной деятельности.

Таким образом, представляемый педагогический опыт отвечает критерию научности, так как использует основополагающие положения современной педагогики, психологии и методики преподавания.

НОВИЗНА

Исследовательская деятельность - это вид самостоятельной активной аналитической деятельности обучающихся по систематизированному изучению какого-либо вопроса или практически актуальной проблемы, выходящей за рамки учебного процесса.

Проектно-исследовательская деятельность создает условия для развития познавательной активности обучающихся, самореализации их творческих и интеллектуальных способностей. Проектно-исследовательская технология отвечает всем современным тенденциям в образовании.

Предполагаемый результат

-расширение кругозора учащихся в интересующих их областях знаний;

- умение находить источники информации, извлекать информацию;

- умение планировать работу над проектом;

- умение сотрудничать при выполнении проектов.

Основные требования проектно-исследовательской деятельности.

1.   Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения.

2.   Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).

3.   В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.

4.   Использование исследовательских методов.

5.   Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором (авторами) избранной области исследования.

6.   Работа должна соответствовать установленным формальным критериям.

Длительность работы над проектом.

Сроки реализации проекта: 2014-2019г.г.

Диапазон проекта. Педагогический проект охватывает учебную деятельность на уроках русского языка и литературы, внеклассную работу.

Ведущая педагогическая идея  заключается в том, что правильно организованная проектно-исследовательская деятельность обучающихся и педагога на уроке и во внеурочное время будет способствовать развитию познавательного интереса, творческой активности студентов.


ВВЕДЕНИЕ

Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний. Тот, кто исследует, должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять. В этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательные учреждения.
В зависимости от возраста учащихся, в котором начинается использование метода проектов, уровни  сформированности проектного обучения достигаются на разных возрастных ступенях.

Исследования, результаты которых приведены в литературе, свидетельствуют, что в большинстве своём за период обучения проектная деятельность формируется лишь на первом, базовом, уровне.

Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. «Уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей для преподавателя.

Я пошла по пути разумного совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней учащемуся, как со стороны преподавателя, так и своих товарищей.

Таким образом, сложилась следующая система. Сначала  даются базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу русского языка и литературы. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.

Приёмы организации проектной деятельности в СПО остаются прежними. Но, по сравнению с базовым курсом, для преподавателя  и обучающихся появляются дополнительные возможности использования метода проектов. А именно:

  • большинство студентов уже имеют навыки работы на персональном компьютере;
  • изучение предметов становится более целенаправленным;
  • формируется круг обучающихся, предполагающих связать своё дальнейшее обучение с русским языком и литературой;
  • в силу своих возрастных особенностей, обучающиеся более расположены к исследовательской и самостоятельной деятельности. Им хочется доказать свою индивидуальность, независимость и многогранность;
  • учащиеся склонны искать в преподавателе старшего друга, советчика, а не человека, обязанного обучать и контролировать.

Научно-исследовательская работа студентов ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Поэтому очень важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить их планы и мечты, вывести учащихся к науке, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Это возможно сделать в рамках внеурочной деятельности. Для учащихся, которые разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы, незаменимым помощником является метод проектов.

Каждый преподаватель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у обучающихся, чтобы учащиеся умели не только писать  и читать произведения, но и анализировали, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и студентам, и преподавателям.

Преподаватель   должен организовывать на уроке для обучающихся все виды учебно-познавательной деятельности. Необходимо, чтобы учебно- познавательная деятельность студента соответствовала тому учебному материалу, который должен быть усвоен, чтобы в результате деятельности, учащийся самостоятельно приходил к каким-либо выводам, сам для себя созидал знания. Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания доставляет студенту огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Обучающийся самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций обучающийся хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно - к самому процессу познания - познавательный интерес.

Развитию познавательных и творческих интересов у обучающихся способствуют различные виды технологий: компьютерные технологии, технология проблемного и исследовательского обучения, технология игрового обучения, использование метода проектов.

Формы интеграции внеурочной и урочной деятельности

                                

Формы:                                                                     Формы:

Изучение нового материала                           1. Творческая лаборатория (1,2, 3 курс)                              

                                                                           2.  Учебный центр

 

Практическое применение знаний                  

Обобщение и систематизация знаний          

Семинары

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ПРОЕКТА

       В основе педагогического опыта лежат идеи Богоявленской Д. Б.., Дружинина В. Н., Лернера И.Я., Леонтовича А.В., Якиманской И.С. неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения в мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского творческого поведения. Богоявленская Д.Б. на основании экспериментальных данных сделала вывод о том, что становление творческих способностей идет нелинейно, а имеет в своем развитии два пика: наиболее яркий всплеск их проявления, а второй приходится на юношеский возраст.

       В исследованиях В.И.Андреева, С.П. Арсенова, Л.В. Гурьева, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Г.В. Козловой, Л.М. Федоряк, Д.Б. Эльконина и других подчеркивается, что оригинальность мышления, творчество обучающихся наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Исследование (в широком смысле - как способ освоения нового) является неотъемлемой частью жизни любого человека и, конечно же, с древних времен этот вид познавательной деятельности выделялся как элемент процесса обучения. В настоящее время в педагогической теории и практике исследовательская деятельность обучающихся рассматривается как одно из средств реализации личностно ориентированной парадигмы образования, предполагающей развитие креативности на основе организации обучения, способствующего творческому усвоению знаний.

Отмечается необходимость перехода к непрерывному образованию исследовательского типа, которое рассматривается как одно из основных решений проблемы самообразования, является условием формирования не только познавательной активности, потребности в творческой деятельности, но и развития всех ключевых потенциалов обучающегося. Вместе с тем по-прежнему актуальна более узкая трактовка, согласно которой обучение в целом есть вид (или часть) научного познания и исследовательская деятельность учащихся является результатом выявления особенности обучения по сравнению с научным исследованием.

Как правило, под организацией исследовательской работы обучающихся понимается, прежде всего, использование педагогами определенных форм и методов работы, способствующих развитию исследовательских умений обучающихся.

Несмотря на то, что идея использования исследования как метода обучения известна со времен Сократа (беседа-использование), организация целенаправленного обучения, при котором ученик ставился в положение первого исследователя определенной проблемы и должен был самостоятельно найти решение и сделать выводы появились в педагогике в конце 19 века (А.Я.Герд, М.М. Стасюлевич, Р.Э.Армстронг, Т. Гексли), впоследствии широко использовался в отечественной  практике (Б. В Всесвятский, И.П. Плотников, В.Я.  Стоюнин , И.И. Срезневский).

В настоящее время в качестве одной из важнейших задач общего образования рассматривается достижение такого уровня образованности обучающихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера (В.И. Андреев, З. И. Васильева, Е. И. Казакова, И.А. Колесникова, О. Е Лебедев, А. С. Роботов, Г. С. С Сухотская). При этом овладение учащимися методами исследовательской деятельности ученые относят к сущностным характеристикам высокого уровня образованности современных обучающихся.

 Исследовательская деятельность – это один из способов активизации творческого  потенциала личности. Творческая исследовательская деятельность обучающихся рассматривается в педагогике как деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для формирования их личности как общественного субъекта на основе самостоятельного приобретения субъективно новых знаний и умений, значимых для них на данном этапе развития.

Технология исследовательской деятельности – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая  общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Включение исследовательской деятельности обучающихся в учебный процесс СПО предлагается как интеграция классно-урочной системы и дополнительного образования с приоритетом именно дополнительного образования, в условиях которого нет жёстких рамок программы и времени, отведенного на освоение каждого раздела и темы, а есть свобода выбора тематики, проблематики, содержания исследования и времени для его проведения.

Исследовательская деятельность является технологией именно дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:

- гибкую образовательную программу, выстраиваемую в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучающегося;

- наличие возможности индивидуальных форм работы преподавателя с обучающимися: групповые, индивидуальные занятия, консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции.

Методика организации проекта

1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):

- высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;

- обсуждение возникших идей;

- перечисление интересующих обучающихся тем проектов;

- формулирование темы проекта.

2. Аналитический этап (этап исследовательской работы обучающихся и самостоятельного получения новых знаний):

- уточнение намеченной цели и задач;

- поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;

- обмен информацией с другими лицами (обучающимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.);

- интерпретация данных;

- сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

- систематизация полученных данных;

- построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).

4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности):

- осмысление полученных данных и способов достижения результата;

- обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне колледжа, округа и т.д.).

Организуя проектную деятельность, я предлагаю “Правила успешной проектной деятельности”, которые должны выполняться участниками проекта.

Правила успешной проектной деятельности (для студентов)

  1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
  2. Команды не соревнуются.
  3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
  4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
  5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.  
  6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Каждая группа, участвующая в проекте, получает “План действий студентов в проекте”.

План действий студентов в проекте

  1. Выбор темы проекта (исследования).
  2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
  3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).
  4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).
  5. Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
  6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
  7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с гипотезой).
  8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
  9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Эти памятки помогают обучающимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.

В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды:

- работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов. Например: «Способы создания образов-персонажей в рассказах А. П. Чехова», «Приёмы изображения полесских жителей «полесского цикла» повестей А. И. Куприна», «Поэтика рассказов «Тёмные аллеи» И. Бунина»;

- работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: «Образ «маленького человека» в русской литературе XІX », «Литературный тип «лишнего человека» в русской литературе»;

- работы, посвящённые изучению жизни и творчества писателей. Студенты могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно-психологический портрет писателя, отразив своё восприятие его личности в форме художественно-публицистического очерка.

          Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла обучающемуся самостоятельно или с помощью преподавателя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.

В организации исследовательской деятельности обучающихся я использую следующий алгоритм работы: после определения проблемы и объекта исследования необходимо организовать работу с текстом. Для этого сначала провожу несколько занятий исследовательских групп, на которых актуализирую знания обучающихся о методах анализа произведения, о том, как выбор метода связан с поставленной задачей, как фиксировать результаты наблюдений, а затем организовываю индивидуальные консультации по каждой теме.

          Максимальной активизации познавательной деятельности и практической реализации проектно-исследовательского подхода способствуют ситуации, которые предполагают выполнение заданий повышенной трудности, что требует от обучающихся изучения дополнительной литературы, научных источников и проведения теоретического или практического исследования. Обучающиеся достигают активизации познавательной деятельности при подготовке к семинарам, которые проводятся не только по художественным произведениям, изучающимся по программе, но и по текстам литературных произведений, которые выходят за рамки учебной программы, но входят в обязательный минимум образования.

       При практической реализации исследовательского подхода в обучении использую разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную. Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым обучающимся самостоятельно в соответствии со своими индивидуальными возможностями, без взаимодействия с другими обучающимися.

      Преподаватель руководит проектной работой, направляя поиск в нужное русло, и подсказывает источники информации. Условиями успешности проектной деятельности становятся:

- личный интерес;

- четкость и конкретность постановки цели проекта;

- определение планируемых результатов;

- констатация исходных данных.

РОЛЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

            Роль обучающихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, обучающийся становится субъектом деятельности. При этом обучающиеся свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.  Им никто не навязывает, как и что делать. Следует признать, что каждый имеет право:

- Не участвовать ни в одном из текущих проектов;

- Участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;

- В любой момент могут начать новый проект.

             С самого начала обучающийся оказывается в ситуации неопределенности, но именно это и стимулирует его познавательную активность. С другой стороны, ситуация неопределённости  при выполнении проекта вызывает у обучающихся специфические сложности, которые носят объективный характер. Преодоление этих трудностей является одной из ведущих дидактических целей метода проектов.  При этом у обучающихся вырабатывается собственный аналитический взгляд на информацию, а уже не действует заданная учителем оценочная схема «это верно, а это нет». Роль обучающегося при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:

- Выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое обучающемуся, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании студента как процесс принятия на себя ответственности;

- Выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идёт не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействия с преподавателем – консультантом позволяют освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы образовательного учреждения в поисках информации или для реализации своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он – ответственный опекун, я – безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он – профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я – человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность).

- Оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Студент оценивает «чужой» продукт – информацию с позиции её полезности для проекта, предложенные идеи с позиции их реалистичности. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить студентов адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось. Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение. Анализ и самоанализ объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливает мотивацию для дальнейшей работы. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку и самооценку окружающего мира и себя в микро- и макро социуме.

     Студент – субъект обучения, преподаватель – партнёр, создающий условия. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и на приобретение новых, порой путём самообразования.

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

Исследовательская деятельность является самостоятельным творческим процессом поиска и усвоения обучающимися новых знаний, но, несмотря на это, она обязательно должна проходить под руководством опытного наставника.

Учебное исследование с точки зрения преподавателя — это средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки исследования у обучающихся.

Сам процесс исследования позволяет преподавателю вместе с обучающимися вновь и вновь переживать вдохновение творчества, превращая образовательное пространство в результативную созидательную среду.

Осуществляя руководство проведением исследования, преподаватель должен выполнять следующие функции:

  • Планирование – это проектирование структуры, основных этапов работы, масштабов исследования, сроков их выполнения.
  • Анализ мыслительной, интеллектуальной деятельности обучающихся и выявление причин, затрудняющих реализацию замысла;
  • Прогнозирование результативности исследовательской работы, возможности и области её практического применения, приобретения новых знаний;
  • Контроль и экспертиза, то есть своевременная оценка каждого этапа работы, корректировка действий;
  • Инноватика - стимулирования обучающихся на поиск новых технологий, методов, приемов, которые позволяли бы им с наименьшими потерями сил и средств достичь результата.

- Развитие коммуникации, то есть умения обучающихся взаимодействовать с носителями информации, научить конструктивно дискуссировать.

Кроме того, педагогу необходимо обеспечить заинтересованность обучающихся в работе над исследованием — мотивацию, которая будет служить незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для формирования и развития мотивации обучающихся к исследовательской деятельности, преподаватель может:

        - на старте педагогически грамотно сделать погружение в исследование, заинтересовать проблемой, стремлением решить её, выработать конкретные рекомендации,

        - привлекательно представить перспективу практической и социальной пользы работы,

        - используя стремление к самореализации, соревнованию, создать у обучающихся максимум положительных эмоций, связанных с исследовательской деятельностью (радость, удивление, любопытство, симпатию, успех),

        - повысить учебную активность обучающихся, культивируя и формируя веру в себя, уверенность в своих силах,

        - настраивать обучающихся на свободно-творческий поиск и проявление интуиции,

        - стимулировать стремление к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения в сочетании с ответственностью за принятые решения.

        МЕСТО МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ  ПРОЦЕССЕ

Проект – это «специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации». Метод проектов - набор техник и  приемов, позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности обучающегося.

     Исходные теоретические позиции проектного обучения:

- в центре внимания - учащийся, содействие развитию его творческих способностей;

- образовательный процесс  строится не в логике учебного предмета, а в логике  деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;

- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;

- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;

- глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Таким образом, суть проектного обучения состоится в том, что учение в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты.

Метод проектов универсален по отношению к предметному содержанию и эффективен, поскольку а) стимулирует практическую проектную деятельность учащихся, позволяя формировать весь набор компетенций; б) позволяет наименее ресурсозатратным способом создать «естественную среду», то есть условия деятельности, максимально приближенные к реальным) для формирования ключевых компетенций учащихся. Метод проектов является базовой педагогической технологией, позволяющей формировать ключевые компетентности учащихся.

По С. Д. Полякову «компетентностный подход» – это ориентация на формирование обобщённых умений (аналитических, исследовательских, коммуникативных), которые учащиеся могут применить в различных образовательных (не только учебно-предметных) и жизненных ситуациях.

Эти умения можно формировать через деятельностный подход – это эффективный путь, потому что учащийся  учится сам понимать, что он делает, как и   насколько успешно. Исходя из этого предлагается следующая логика педагогической деятельности преподавателя.

Схема 1.  Логика реализации компетентностного подхода в педагогической деятельности педагога.

Компетентностный  подход

в образовательной деятельности

направлен на формирование

компетенций учащихся.

Формирование компетенций

реализуется через организацию

деятельности обучающихся.

(Деятельностный подход)

Деятельность обучающихся

наиболее эффективна,

если есть интерес (мотивация)

у детей.

Интерес у детей можно вызвать

через проблемную ситуацию.

Решение проблемных ситуаций

способствует развитию навыков

исследовательской

деятельности

Схема 2. Структура учебного занятия на деятельностной (компетентностной) основе:

                                

        

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Мотивационный этап

Формирование мотивации преподавателя. Формулировка преподавателем для себя значимых целей, задач предстоящей обучающей работы.

Подготовительный этап

Преподаватель планирует, прогнозирует учебную деятельность на занятии, учитывая особенности детей, темы, задач.

Используя общую схему учебного занятия, он выбирает, через что будут формироваться компетенции учащихся. На что делать акцент.

По мнению опытных педагогов, деятельность учащихся на уроках наиболее эффективна, если есть интерес (мотивация) у обучающихся. Как сделать урок интересным и захватывающим? Решение проблемных ситуаций  способствует развитию навыков исследовательской деятельности, приобретению учащимися навыков исследовательской деятельности, приобретению обучающимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. Самоопределение к деятельности. «Нет интереса - нет успеха!»

«Как готовиться к уроку-исследованию»

1. Перечитайте (просмотрите) еще раз художественные произведения, отберите в них главы, эпизоды, анализ которых будет необходим для ответов на вопросы, сделайте отметки в тексте или выпишите цитаты на карточки.

2. Прочитайте рекомендованную преподавателем критическую литературу, осмыслите позицию автора, сделайте необходимые выписки.

3. Сопоставьте противоречивые суждения, отметьте те, которые совпадают с вашими, продумайте аргументы, подтверждающие ваше мнение.

4. Составьте план (тезисы) вашего выступления, включая пересказ ключевых эпизодов, необходимые цитаты, сделайте выводы. Проговорите вслух, проверьте, сколько времени займет выступление.

Существуют основные типы творческих работ учащихся

Тип творческой работы

Основные характерные элементы

Реферативные

Сбор, представление и анализ информации по заданной теме

Экспериментальные

Постановка эксперимента, иллюстрирующего известные в науке законы и закономерности

Натуралистические

Наблюдение, описание, отбор образцов по заранее определенной методике, диагностика натурного материала в соответствии с принятыми научными нормами

Проектные

Постановка цели, достижение и описание заранее спланированного результата

Исследовательские

Решение задачи с заранее неизвестным результатом, осуществляемое на основе наблюдений, описаний, экспериментов и анализа полученных данных

Этапы работы над проектом

Содержание работы на этапе

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Подготовительный этап

а) выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.д.)

б) определение количества участников проекта, состава группы

Обсуждают тему с преподавателем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели

Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

Планирование работы

а) определение источников информации

б) планирование способов сбора и анализа информации

в) планирование итогового

продукта (формы представления результата)

Продукт:

– отчет (устный,

письменный, устный с демонстрацией материалов)

– издание сборника, фильма, макета – организация конференции и т.д.

г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов

д) распределение обязанностей среди членов команды

Вырабатывают план действий.

Формулируют задачи.

Предлагает идеи,  высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно)

Исследовательская деятельность

Сбор информации, решение промежуточных задач.

Основные формы работы:

интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала, памятников. Организация экскурсий, экспериментов, экспедиций и т.д.

Проводят исследования, решая промежуточные задачи

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.

Результаты или выводы

Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата

Анализируют информацию. Оформляют результаты.

Наблюдает, советует

Представление готового продукта

Представление разнообразных форм результата работы.

Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы.

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.

Оценка процесса и результатов работы

 

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

Оценивает усилия учащихся,  креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.

Технология проекта – одно из перспективных направлений в деятельности образовательного учреждения, кроме того, это увлекательное и интересное занятие и для обучающихся, и для преподавателя

Методические аспекты использования приемов развития творческой активности на уроках русского языка и литературы  с использованием исследовательского метода

     Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Мы, преподаватели, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди студентов, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а преподавателю – решать вышеперечисленные проблемы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

   На начальной фазе осуществления исследовательской деятельности положительной оценки достоин любой уровень достигнутых обучающимися результатов. А затем, по мере приобщения, приобретения опыта и улучшения качества работы, требования нужно повышать.

  Часто в условиях конференций и конкурсов можно встретить требования практической значимости, применимости выводов исследования. В связи с этим, данный вид деятельности называют научно-исследовательским, но деятельность, осуществляемая обучающимися СПО особенно на первых этапах, существенно отличается от научной, являясь, скорее, учебно- исследовательской. Поэтому руководитель исследовательской работы должен сместить цели работы над исследованием к личностному развитию обучающихся.

  Основной задачей в науке является получение объективно нового результата, который не был известен ранее. А в учебном исследовании главным должно быть:

- развитие личности обучающегося, получение им субъективно новых знаний, то есть являющихся новыми и значимыми для него,

- приобретение функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности,

- активизация личностной позиции обучающегося.

  Это означает, что исследовательская работа обучающегося может не иметь большой практической или теоретической значимости, но она достойна высокой оценки, если обучающийся, выполняя её, значительно вырос по сравнению с собой вчерашним, со своими сокурсниками, освоил методику поиска, подбора и анализа информации, приобрел способность самостоятельно делать выводы и умозаключения на основании изученного.

  И при оценке исследовательской работы, выполненной обучающимся (группой обучающихся), необходимо обращать внимание именно на эти аспекты. А также критериями оценки проведенного исследования могут быть:

Заочный тур

  • актуальность, оригинальность идеи исследования, уровень выстроенных гипотез,
  • оригинальность способов, предложенных для решения проблемы, путей выхода из противоречивой ситуации, исследуемой в работе,
  • уровень знакомства с современным состоянием вопроса (наличие анализа альтернативных взглядов);
  • наличие в работе литературного обзора - краткой характеристики того, что известно об исследуемом явлении; глубина изучения литературы,
  • оригинальность, ценность и полнота собранного материала,
  • логика структурирования доказательств,
  • демонстрация знаний, выходящих за пределы программы, изучаемой в колледже,
  • общественно полезная направленность исследования,
  • степень самостоятельности работы,
  • орфографическая и пунктуационная грамотность автора,
  • язык и стиль изложения,
  • исследовательский, творческий характер проведенного исследования,
  • полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы,
  • заключение сбалансированное с введением,
  • соответствие оформления исследовательской работы стандартам; эстетичность оформления.

Очный тур

  • знание научных понятий, терминологии по теме,
  • логика изложения материала, убедительность рассуждений,
  • исследовательское мастерство,
  • использование знаний вне программы, изучаемой в училище, исследовательский, творческий характер работы,
  • оригинальность и ценность представляемого материала,
  • наглядность представления результатов работы, творческий подход в подготовке презентации,
  • оригинальность предложенных выводов, идей, общественно полезная направленность исследования, прикладное значение полученных результатов,
  • эрудированность автора при ответах на вопросы,
  • уровень владения ораторским искусством, коммуникативная культура.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

     «Предназначая только одного на миллион стать Ньютоном или Рафаэлем, природа вложила в миллионы людей, которые не являются гениями и не могут стать ими, большие, важные и нужные для всего человечества творческие задатки. Их развитие, несомненно, является целью нашего существования; существования их само по себе является важным и всеобщим культурным средством, которым обладает род человеческий».

Песталоцци.

Результаты диагностики сформированности исследовательских умений и навыков приведены (см.приложение).

Модель анализа результативности деятельности, подходы к анализу результативности исследовательской деятельности по формированию творческой активности обучающихся (см. приложение).

Проводилась диагностика уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся (для оценки проектной деятельности (см.приложение).

В свете сказанного выше хочется отметить, что исследовательская деятельность – это один из методов обучения, в ходе которого у студентов:

  • формируются универсальные способы учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, к самореализации, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
  • значительно расширяется кругозор в предметных областях;
  • происходит непроизвольное запоминание учебного материала и усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения;
  • наилучшим образом развиваются творческие задатки.

    Основные качества личности, развивающиеся при формировании творческой активности при использовании проектно-исследовательского метода:

  •  способность творчески мыслить: способность к преодолению стереотипов, поиск решения в условиях неопределенности, способность к выявлению проблем;
  •  способность к сотрудничеству: сформулировать свою мысль, вникнуть в суть предложения товарища, аргументировано критиковать свои и чужие идеи;
  •  мотивация творчества определяется появлением у учащегося желания решать творческие задачи;
  •  продуктивность: способность предлагать различные результаты решения проблемы и находит оригинальное  решение;
  •  значительное повышение качества знаний учащихся;
  •  повышение уровня активности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности;
  •  происходит интеграция между предметами различных образовательных областей;
  •  формируется умение работать с различной информацией, в том числе электронной, и анализировать ее;
  •  формируется умение постановки цели и планирование работы учащимся;
  •  происходит профессиональное самоопределение учащихся.

За время работы в рамках проекта были разработаны поурочные планы  к УМК «Литература 10-11 кл.» по учебникам Агеносова. Дидактические материалы для контроля знаний, умений, навыков. Карточки-задания для проведения дифференцированных самостоятельных и контрольных работ. Дидактические материалы в виде компьютерных презентаций для проведения уроков с применением мультимедийных технологий.

Мои воспитанники  приняли участие в научно-практической конференции среди студентов Лангепасского профессионального колледжа, Лангепасского нефтяного техникума; в научно-практической конференции студентов, проводимой в колледже; участвовали во Всероссийском фестивале педагогического творчества, в проекте «Алые паруса», проводимой на сайте nsportal.

Проектное обучение иногда рассматривают в качестве альтернативы классно-урочной системы обучения. Однако я считаю, что его следует использовать как дополнение к другим видам обучения.

Русский язык и литература имеют широкие возможности для развития проектно-исследовательских навыков у обучающихся. Есть возможность соединить интересы обучающихся с базовой программой. Студенты с большим интересом берутся за работу, в процессе выполнения которой им предоставляется возможность применить знания и умения.

Результаты диагностики развития качеств личности приведены на диаграмме (см. приложение). 

В результате исследовательской деятельности у обучающихся  развивается мышление, наблюдательность, устойчивость внимания и более успешно усваивается содержание материала по предмету; обучающиеся уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативными. Как следствие растет качество знаний по русскому языку и литературе, многие студенты участвуют в интеллектуальных марафонах по русскому языку и литературе, в олимпиадах, проводимых на сайтах инфоурок, выбирают данные предметы для сдачи ЕГЭ.

Количество детей, проявляющих интерес к предмету во внеурочное время, стабильно высоко до 42%. Качество обученности по литературе составляет 52,3 %, по русскому языку составляет  42,5%  (а это очень много, особенно если сравнить с входным контролем).

Сформированность у обучающихся исследовательских умений позволяет обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, на работу, помогает реализовать их жизненные цели. Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать, ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, а наша  задача – мотивировать студентов на это творчество, помочь им сделать свои маленькие, а может (кто знает) и большие открытия.

Результаты работы преподавателя

  • Стабильное качество знаний обучающихся по русскому языку и литературе (см. приложение)
  • Успешное участие обучающихся в интеллектуальных марафонах
  • Успешное участие обучающихся в научно-практических конференциях.

ВЫВОДЫ

В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии отмечено следующее:

  1. Необходимость применения проектной методики в современном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности обучающегося, его подготовки к реальной деятельности.
  2. Проектная методика находит все более широкое применение при обучении обучающихся русскому языку и литературе.
  3. Применение проектной деятельности даёт результаты на всех этапах обучения, так как сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.

Прежде всего, это обусловлено:

  • проблемным характером проектной деятельности, в её основе лежит практически или теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью;
  • неконфликтным характером проектной деятельности: проектная методика предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от преподавателя путем перестраивания их отношений в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.

Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности учащихся, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.

Новые образовательные стандарты ориентируют на использование технологий, включающих учебные проекты. Многие исследования доказали, что выполнение учебных проектов стимулирует активность обучающихся, увеличивают роль самостоятельной работы обучающихся, формируют навыки анализа информации и самообучения.

Использование учебных проектов относят к образовательным технологиям, которые отражают изменения, происходящие в социально-экономической жизни общества. В нашей стране и за рубежом работа организаций строится на основе проектов, в которых изучается рыночный спрос, отслеживаются результаты и эффективность предложенных путей деятельности. Исследовательские работы в науке и промышленности также не могут обойтись без проектирования.

Способность проектировать свою деятельность играет большую роль в подготовке «конкурентоспособных специалистов, самостоятельных, дисциплинированных, мотивированных, способных занимать лидирующие позиции, обладающих научной пытливостью, умеющих кооперироваться, мобилизовываться, получающих радость от ощущения реальной пользы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проектно-исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности. Потому  что данная деятельность позволяет стимулировать познавательную активность, осознанность знаний, ощущать важность собственных достижений, что поднимает обучающихся в собственных глазах, повышает престиж знаний. Если обучающийся сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, то есть адаптироваться к меняющимся условиям.

Проектная деятельность студентов способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает учащихся к решению конкретных жизненно важных проблем. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса, она способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения преподавателей и обучающихся.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу,  найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленных целей.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании - Учебное издание Воспитание. Образование. Педагогика. Библиотечка «Первого сентября». № 6 (12). 2007.
  2. Селевко Г.К. Педагогические технологии.-М.: Просвещение.-2002.
  3. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. –М.: Народное образование, 2001.- 128 с.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /  Под ред. Е. С. Полат.- М.: Академия, 2000.
  5. http:// www/it-n/ru-сеть творческих преподавателей.
  6. http”// festival/1 stptember/ru/- фестиваль педагогических идей.
  7. http:// teacherdo/ru/moodle/-учебный сайт.
  8. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.
  9. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с.
  10. Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2003. № 3. – С. 136-138.
  11. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
  12. Прищепа Е. М. «Ученическая исследовательская работа по литературе в гуманитарной профильной школе»//Литература в школе.-2004.№12. с.25-28
  13. Рождественская И.В. Межпредметный элективный курс "Школа исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности" //Исследовательская работа школьников.-2005.-№4. – с.102-106.

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - Правительство Российской Федерации. – Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001 г.

2.  Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – М.: Сентябрь, 2001. – 240 с.

         3.  «Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся» / Под ред. Ушаковой И.А. – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008. - 32 с.  

 

5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157.

6. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.

7. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 320 с.

          8 .«Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся» / Под ред. Ушаковой И.А. – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008. - 32 с. 

Приложение

                

Приложение

Анкета для выявления проектных умений

Оцени свои умения в использовании метода проекта по следующим критериям: 3 – умею; 2 – иногда получается; 1 –  чаще не получается; 0 – не умею

Ф.И. обучающегося, группа_____________________________________________

Учебный проект __________________________________________________

Проектные умения

Начало проекта

Окончание проекта

1. Формулировать проблему

2. Ставить цель

 

 

3. Ставить задачи

 

 

4. Выбирать методы и способы решения задач

 

 

5. Планировать работу

 

 

6. Организовать работу группы

 

 

7. Участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; отстаивать своё мнение; принимать чужую точку зрения и др.

 

 

8. Выбирать вид конечного продукта проекта

 

 

9. Выбирать форму презентации конечного продукта

 

 

10. В проделанной работе видеть моменты, которые помогли успешно выполнить проект

 

 

11. В проделанной по проекту работе находить «слабые» стороны

 

 

12. Видеть, что мне лично дало выполнение проекта

 

 

Анализ оценки обучающимися уровня владения проектными умениями на начало выполнения проекта позволяет:

  • спланировать целенаправленную индивидуальную работу с учащимися при выполнении проекта;
  • подобрать вопросы рефлексии;
  • организовать на традиционных уроках формирование общеучебных умений, являющихся основой проектных.

Приложение

Результаты диагностики развития личности приведены на диаграмме

Приложение

Темы исследований  

№ п/п

Основные темы, разделы программы

1

«Способы создания образов-персонажей в рассказах А. П. Чехова»

2

«Приёмы изображения полесских жителей «полесского цикла» повестей А. И. Куприна»

3

«Поэтика рассказов «Тёмные аллеи» И. Бунина»

4

«Образ «маленького человека» в русской литературе XІX»

5

«Литературный тип «лишнего человека» в русской литературе»

6

«Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был»

7

«Речевая культура делового человека»

8

«Лексическое своеобразие в рассказах Солженицына»

9

«Влияние арготических явлений на современный литературный язык»

10

«Сергей Есенин – национальный русский поэт»

11

«Жизнь и творчество А.Платонова»

12

«Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет»

Приложение

Технология проведения урока исследования

Вид исследования

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Начальный уровень. Обучение исследованию

На доске записываем название основных ситуаций и исследовательской деятельности, формулирую проблему, сообщаю тему урока и цель исследования. Даю алгоритм исследований и работы. Веду учебный процесс, используя термины «проблема», «гипотеза», «вывод», и др. использую вопросы:  В чем проблема? Каковы этапы деятельности исследования? Что такое гипотеза? Какое можно выдвинуть предложение? Данное высказывание предполагаемое или доказанное.

Отвечают на поставленные мною вопросы. Следуют алгоритму работы. Сверяют свои действия с образцом исследования, используя информацию, записанную на доске. Овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания, учатся формировать и решать исследовательские задачи.

Продвинутый уровень. Обучающее исследование

Высший уровень. Творческое исследование

На доске записываю ступени исследовательской деятельности только по необходимости. Формулирую проблему, если учащиеся затрудняются. Подвожу учащихся к пониманию темы и цели исследования. Направляю деятельность учащихся в русло исследовательской работы без использования терминов: гипотеза, вывод, обращаю внимание учащихся на схему исследований деятельности. Использую вопросы: С чего начать исследование?  Что нужно выяснить? Как это сделать? Как поступил исследователь на этом

этапе работы? Верный ли вы сделали выбор?

Формулирую проблему. Подвожу обучающихся к самостоятельному формулированию темы и цели исследования. Создаю условия для исследовательской деятельности; обеспечиваю учебный процесс дидактическим материалом, оборудованием, организую индивидуальную работу  и деловое общение учащихся в группах или парах. Использую вопросы: Ясна ли цель работы? Все ли понятно в выданных материалах? Каков итог работы? Оцениваю результаты работы в конце урока.

Самостоятельно планируют и выполняют исследовательскую работу. При необходимости консультируются с преподавателем. Получают оценку за каждый этап (правильно-неправильно)

Планируют и проводят исследовательскую деятельность самостоятельно, без помощи преподавателя.

Приложение

Количество обучающихся, занимающихся проектной деятельностью

Высокий мотивационный уровень обучающихся к проектно-исследовательской деятельности:

Уровень успеваемости обучающихся, занимающихся проектной деятельностью, по предмету русский язык и литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность в СП "Детская музыкальная школа" как фактор личностного роста обучающихся

1. Введение.2. Цель музыкального образования.3. Проблемы   для обучающихся музыкальной школы в период обучения.4. Цель и задачи внеурочной деятельности.5.Методы привлечения детей к внеурочной дея...

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Методики диагностирования личностного роста обучающихся. Методические материалы по организации и проведению мониторинга результатов образовательной деятельности в МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г.о. Самара...

обобщение педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития коммуникативной компетентности обучающихся начального и среднего профессионального учебного заведения ».

         В связи с переходом к ФГОС второго поколения особо актуальным и необходимыми становятся не только  знания, но и знания о том, как и где их применить. Ещё ...

Проектная деятельность как условие профилактики социально-негативных явлений студентов педагогического колледжа

Статья о социальном проекте "Ладушки",  реализуемом на базе МБОУ СОШ г. Тулуна преподавателями и студентами ОГБОУ СПО "Тулунский педагогический колледж"...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА УЧАЩИХСЯ

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования начальное профессиональное образование должно формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самосто...

Проектная деятельность как условие личностного роста обучающихся

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования начальное профессиональное образование должно формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самосто...

Анализ результатов диагностики результативности реализации программы воспитательной работы Динамика показателей личностного роста обучающихся

Анализ результатов диагностики результативности реализации программы воспитательной работыДинамика показателей личностного роста обучающихся...