3 Уроки студентов для анализа
методическая разработка на тему

Сабанова Наталья Архиповна

Лучшие уроки учителей и уроки студентов для анализа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_dlya_analiza_luchshie_uroki_uchiteley.rar396.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Пихель Светлана Анатольевна.

МОУ СОШ № 1, г. Свободный.

Литературное чтение (по учебнику В. Ю. Свиридовой).

1 класс.

Тема: Автор - герой – читатель. (по рассказу Е. Чарушина «Волчишко»)

 Изучение нового материала.

Цели:

  • Пробудить в детях сочувствие, сопереживание герою рассказа;
  • При помощи вопросов научить детей ставить себя на место героя рассказа;
  • Воспитывать понимание эмоционального смысла произведения;
  • Сделать идею рассказа близкой ребенку через привлечение его к соавторству.

Оборудование: портрет Е. Чарушина, выставка книг автора.

  1. Организация класса.
  2. Вызов.

Рассмотрите портрет на доске и прочитайте,  как зовут этого человека.

- Как вы думаете, кто этот человек?  (дети высказывают свое мнение, находятся ребята, которые знают, что это писатель)

- Кому из вас родители уже читали рассказы Евгения Чарушина, а может быть, кто-то сам их читал?

- Вижу, что мало кто из вас знаком с его творчеством. Не огорчайтесь, ведь у вас все впереди.  А сегодня мои помощники подготовили для вас небольшой обзор произведений Евгения Чарушина. Послушайте их.

Обзор произведений Е. Чарушина.

Дети выходят, показывают книги, называют их, говорят, о ком рассказ, и зачитывают отрывок.

- О ком же пишет писатель? (Он пишет о природе, о животных.)

- Евгений Чарушин – настоящий мастер детской книги. Он знает и любит природу. Герои его книг – это звери и птицы. Он не только писатель, но еще и художник. Большинство иллюстраций к своим книгам Евгений Чарушин нарисовал сам. А создавал он свои произведения в 40-50 годы ХХ века.

- Захотелось ли вам прочитать рассказы Е. Чарушина?

- Тогда предлагаю вам познакомиться с рассказом, прочитайте, как он называется.  («Волчишко».)

- Как вы думаете, о чем будет идти речь в этом рассказе? (дети высказывают свое предположение, учитель записывает идеи ребят на доске)

3. Осмысление.

        - Теперь предлагаю вам познакомиться с рассказом.

Учитель читает первую часть рассказа.

Жил в лесу волчишко с матерью.

Вот как-то раз ушла  мать на охоту.

А волчишку поймал человек, сунул его в мешок и принёс в город. Посреди комнаты мешок положил.

Долго не шевелился мешок. Потом забарахтался в нём волчишко и вылез. В одну сторону посмотрел - испугался: человек сидит на него смотрит.

В другую сторону посмотрел - чёрный кот фыркает, пыжится, самого себя вдвое толще, еле стоит. А рядом пёс зубы скалит...

Остановка.

- Где жил волчишко?

- Как волчишко оказался у человека?

- Какие чувства испытывал  волчишка, оказавшись в чужом месте?

- Как вы думаете, почему он боялся человека?

- Почему испугался кота и пса, ведь они его не трогали?

- Какие действия животных вызвали страх у волчонка?

- Какие чувства испытывали вы, когда слушали рассказ?

- Предлагаю вам придумать свое продолжение рассказа. Обдумайте его  в паре со своим соседом и выскажите через 2 минутки.

Дети, работая в паре, составляют продолжение рассказа, после чего рассказывают  его классу и объясняют, почему именно такой окончание они придумали.

- А теперь пришло время узнать, как развиваются события в рассказе Чарушина.

Продолжаем читать  рассказ.

Чтение детьми 2 части рассказа.

... Совсем забоялся волчишко. Полез в мешок обратно да не влезть - лежит пустой мешок, как тряпка.

А кот пыжился, пыжился да как зашипит! Прыгнул на стол, блюдце свалил. Разбилось блюдце.

Пёс залаял. Человек закричал громко: "Ха! Ха! Ха!"

Забился волчишко под кресло и стал там жить-дрожать.

Кресло посреди комнаты стоит. Кот со спинки кресла вниз посматривает. Пёс вокруг кресла бегает. Человек в кресле сидит - дымит. А волчишко еле жив под креслом.

Ночью человек уснул, и пёс уснул, и кот зажмурился. Коты - они не спят, а только дремлют.

Вылез волчишко осмотреться. Походил, походил, понюхал, а потом сел и завыл.

Пёс залаял. Кот на стол прыгнул. Человек на кровати сел. Замахал руками, закричал. А волчишко опять под кресло залез. Стал тихонечко там жить.

Утром ушёл человек. Молока налил в плошку. Стали кот с собакой молоко лакать.

Вылез из-под кресла волчишко, подполз к двери,
дверь-то открыта! Из двери на лестницу, с лестницы на
улицу, с улицы по мосту, с моста в огород, из огорода в
поле. А за полем стоит лес.        

А в лесу мать-волчиха. Обнюхались, обрадовались и дальше побежали по лесу.

А теперь волчишко вот каким стал волком.

- Вам понравилось такое окончание рассказа? Почему?

- Чье продолжение рассказа, автора или кого-то из ребят,  вам понравился больше? Почему?

- В ваших рассказах такие же добрые чувства, как у писателя?

- Давайте вернемся в начало урока и проверим наше предположение «О чем этот рассказ?». Оправдалось оно? Что было неожиданным?

- Почему автор назвал героя рассказа не маленький волк, а волчишко? Что он хочет сказать нам этим уменьшительно-ласкательным именем?

- Правильно. Это название придает мягкость, доброту, с которой он относится к животному. Он восхищается перед детской непосредственностью животного, который еще не знаком с окружающим миром.

- Как же волчишко воспринимает этот мир? (Он боится).

- Давайте найдем слова, которые подтвердят ваше мнение.

(Дети просматривают текст и находят подтверждение: «Совсем испугался волчишко…», «… забился волчишко под кресло и стал там жить – дрожать», «… опять под кресло залез, стал тихонечко там жить…»)

- Ребята, а какие  фразы из текста мог бы сказать сам волчишко, если бы заговорил по-человечьи? Прочитайте их от его лица. Подумайте, где при этом мы будем выражать растерянность, непонимание, где страх и, наконец, радость.

- Интерес к зверятам-малышам привел Евгения Чарушина к использованию форм повествования, во многом берущих свое начало в народной сказке.

- В каких местах рассказа мы находим сходство со сказкой? (Дети выделяют в зачине слова: «Жил в лесу волчишко с матерью. Вот как-то раз ушла мать на охоту….». в финале: «Из двери на лестницу…»)

4. Рефлексия.

- Понравился вам рассказ? Что понравилось в рассказе?

- Какие чувства вы испытывали, когда читали рассказ? Почему у вас возникли эти чувства?

- Предлагаю вам сейчас объединиться по 4 человека и посвятить нашему маленькому герою стихи. Напоминаю правила написания стихотворения – синквейна.

1 стр. Название.

2 стр. Описание.

3 стр. Действия.

4 стр. Чувство.

5 стр. Суть стихотворения.

Название стихотворения  «Волчишко». Через 2 минуты ребята читают стихи, посвященные волчишке.

Волчишка.

Маленький и одинокий.

Забился, боится, дрожит.

Хочу поскорее я к маме.

Свобода! Ура!

- Что получилось на уроке интересным?

- Что вызвало затруднение. Как справились с трудностями?

- Захотелось ли вам продолжить знакомство с произведениями Е. Чарушина? Где вы можете взять книги?  (в библиотеке или спросить у друзей)

Спасибо за урок. Желаю удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация открытого урока "Оптические методы анализа"

Презентация открытого урока "Оптические методы анализа"  профессионального модуля ПМ.05выполнение лабораторных работ по професии 13321 лаборант химического анализаспециальность 240113 химиче...

План-конспект открытого урока по литературе (анализ рассказа А.П.Чехова "Ионыч")

Данный материал можно использовать на уроках литературы в 10 классе....

Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на уроках литературы в процессе практической работы по анализу текста (Обобщение опыта работы)

«Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа  на уроках литературы  в процессе практической работы по анализу текста»преподавателя Старицкого колледжа Терехи...

Бинарный урок по теме «Анализ финансового состояния предприятия с использованием электронных таблиц MS Excel»

Методическая разработка урока по дисциплинам АФХД и «Информационные технологии в профессиональной деятельности»...

Статья :Освоение Русских культурных традиций на уроках материаловедения посредством анализа традиционных и инновационных средств и технологий по уходу за волосами

Статья :Освоение Русских культурных традиций на уроках материаловедения посредством анализа традиционных и инновационных средств и технологий по уходу за волосами...