Методические рекомендации к выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине Основы философии
методическая разработка на тему

Трофименко Ольга Николаевна

Методические указания к выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине "Основы философии" освещают виды ы и формы самостоятельной работы, систематизируют знания, способствуют оболее глубокому и прочному усвоению программного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka_of.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ № 12

Методические указания

к выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

для специальности 120714 «Земельно-имущественные отношения»

Москва

2013 г.

ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой)

Основ наук        

Протокол № 1

от ___ сентября 2013 г.

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования  120714 Земельно-имущественные отношения

Председатель предметной (цикловой) комиссии

____________/___________                         (подпись)                      (ФИО)

Заместитель директора по учебно-методической и научно – инновационной работе      

                    ______________/С.А. Никонова

                             (подпись)                      (ФИО)

Составитель (автор): Трофименко Ольга Николаевна, преподаватель ГБОУ СПО

                                     Строительный техникум № 12

                                     (ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ)

Рецензенты: _________________________________________________________

                                  (ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ)                    ___________________________________________________________

                                  (ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Предлагаемые методические указания к учебной дисциплине  «Основы философии» составлены в соответствии с требованиями ФГОС, Рабочей программой, Календарно-тематическим планом. Предлагаемый материал разработан преподавателем ГБОУ СПО Строительный техникум № 12 Трофименко Ольгой Николаевной. Методические указания определяют ориентиры и способствуют более обстоятельному усвоению программного материала, организации самостоятельного процесса  изучения учебной дисциплины обучающимися вторых курсов  по специальности СПО 120714 «Земельно-имущественные отношения» и требованиям  социальных партнеров к  успешному, компетентному и конкурентоспособному специалисту на рынке труда.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

        Программа учебной дисциплины «Основы философии» предназначена для изучения основных положений данной дисциплины  в образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных специалистов и направлена на развитие у обучающихся философского стиля мышления и навыков овладения культурным наследием человечества, на выработку у них собственной жизненной позиции и осмысленного, осознанного мировоззрения.

        Философия составляет фундамент общекультурной и общетеоретической гуманитарной подготовки специалистов любого профиля.

Программа ориентирована на достижение следующих   целей:

Предметные:

 - сформировать у обучающихся представления о философии как

специфической области знания;

-  о философских, научных и религиозных картинах мира;

 - о смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе;

-  о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в

жизнедеятельности человека, общества и цивилизации.

        

Личностные:

-  развитие способности к логическому, аналитическому, критическому мышлению;


-  формирование готовности к саморазвитию и самосовершенствованию;

 - формирование личной ответственности в принятии решений;

-  развитие общих способностей: общения и сотрудничества, точности и продуктивности в решении задач.

Задача учебной дисциплины:

        Основная задача дисциплины – освоить основную проблематику

философии и научиться осознанно ориентироваться в истории человеческой

мысли, в основных проблемах, касающихся условий формирования

личности, свободы и ответственности, отношения к другим людям, к

социальным и этическим проблемам развития современной культуры, науки

и техники, понимания необходимости сохранения окружающей культурной и

природной среды.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

        - ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

        - определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных компетенций;

        - определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;

        - сформулировать представление об истине и смысле жизни.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения учебной дисциплины  «Основы философии» обучающийся должен:

 уметь:

        - ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

        - определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных компетенций;

        - определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;

        - сформулировать представление об истине и смысле жизни.

знать:

        - основные категории и понятия философии;

        - роль философии в жизни человека и общества;

        - основы философского учения о бытии;

        - сущность процесса познания;

        - основы научной, философской и религиозной картин мира;

        - о роли науки в развитии цивилизации;

        - об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

        - о социальных и этических  проблемах, связанных с развитием  и использованием достижений науки, техники и технологий.

владеть:

        - навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское

содержание;

        - приемами ведения дискуссии и полемики;

        - навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

демонстрировать:

        - способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив,

        - участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера.  

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основные источники:

1.Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М: ИЦ «Академия», 2009 г. – 256 с (с хрестоматией)

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2009 г. (профессиональное образование) – 288  с.

Дополнительные источники:

1 . Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. Учеб. заведений. – М: Университетская книга; Логос, 2009 г. – 286 с.

2. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007 г. – 337 с.

3. Балашов  В.Е.  Занимательная  философия. -  М.:  Издательско-торговая   корпорация  «Дашков  и  Ко».  2008. – 172 с.

4. Краткий философский словарь/ под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс, 2010 г. – 496 с.

Дополнительные оригинальные тексты:

1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль. 1986 г. – 574 с.

2. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луциллию. – М.: Наука. 1977. – 383 с.

3.Античная басня, М.: Художественная литература. 1991 г. – 505 с

4. Эразм Роттердамский. Похвала глупости. М.: Художественная литература. 1986 г. – 304. с

5. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика. 1992 г. – 430 с.

6. Франсуа де Ларошфуко Максимы и моральные размышления. – Ленинград: Художественная литература, 1959 г.- 96 с.

7. З. Фрейд. Малое собрание сочинений. – СПб.: ИГ «Азбука-Классика». 2010 г. – 989с.

Интернет ресурсы

www/alleg.ru/edu/philos1.htm/ru

Wikipedia.org/wiki/Философия

www.diplom-inet.ru/resursfilos


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ

На самостоятельную работу обучающихся отводится 10  часов ФГОС СПО отводимых на изучение учебной дисциплины «Основы философии».        Самостоятельная работа обучающихся является внеаудиторной работой по изучаемому курсу. Она включает как подготовку к аудиторным занятиям, так и изучение 10% содержания курса, не вошедшего в аудиторную работу.

Виды внеаудиторной работы:

  1. Работа с учебниками, учебными пособиями, справочной литературой, рекомендованной Министерством образования и науки РФ для использования в учебном процессе среднего профессионального образования.
  2. Работа с наглядным раздаточным материалом.
  3. Составление сокращенных и развернутых конспектов по темам учебной дисциплины «Основы философии».
  4. Подготовка сравнительных таблиц.
  5. Работа с текстовым материалом, составление тематических сообщений  с целью расширения и углубления знаний обучающихся.
  6. Подготовка рефератов по темам изучаемой дисциплины.

        Задания составлены на основании учебника для среднего профессионального образования Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М: ИЦ «Академия», 2009 г. – 256 с (с хрестоматией) по разделам учебной дисциплины:

Раздел I. Предмет философии и ее история.

Раздел II. Структура и основные направления в философии

Форма отчетности:

  • микрозачет по контрольным вопросам;
  • оформление реферата;
  • творческое сочинение;
  • воспроизведение конспекта.

Перечень внеаудиторных самостоятельных работ

темы

Название самостоятельной работы

Вид

Количество часов

1.1

Основные понятия и предмет философии

Работа с текстами: Платон «Апология Сократа»; Философский словарь: смысл понятий «логика», «философия», «дискурсивность».

2

1.2

Философия Древнего мира и средневековая философия

Составить сравнительную таблицу по теме: «Особенности философии Древней Греции и Древнего Рима»

2

1.4

Современная философия

Сообщение по теме: Ф.М. Достоевский «О русском характере»

2

2.2.

Учение о бытии и теория познания

Составить сравнительную таблицу отличий философской, научной и религиозной истин.

2

2.3

Этика и социальная философия

Работа с текстом: Сенека «Нравственные письма к Луцилию»

2

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Формы текущего контроля

Текущий контроль освоения дисциплины осуществляется через:

- оценку активности работы обучающихся в ходе аудиторных  занятий;

- результаты фронтального опроса обучающихся;

-  результаты выполнения исследовательской работы;

- результаты микрозачетов.

Форма промежуточного контроля по дисциплине

Карточки с заданиями для промежуточной аттестации обучающихся:

  1. Объединенная тематика: «Философия Древнего мира»

Карточка 1

1.Мнение какого милетца приводит Цензорин? «…из нагретой воды с землей возникли то ли рыбы, то ли чрезвычайно похожие на рыб животные; с них сложились люди, причем [человеческие] детеныши удерживались внутри [утробы рыбоподобных существ] вплоть до [достижения] зрелости: лишь тогда те лопнули, и мужчины и женщины, уже способные прокормить себя, вышли наружу».

1. Анаксагор

2. Фалес

3. Анаксимен

4. Анаксимандр.

2. Как вы понимаете слова Диогена: людей много, а человека найти трудно. Обоснуйте свое мнение.

Карточка 2

1. О каком античном философе сказано следующее: «… родоначальник такого рода философии, считает [материальное начало] водой (поэтому он утверждал, что земля – на воде)».

1. Фалес;

2. Гераклит;

3. Пифагор;

4. Анаксимен.

2 Лао-Цзы говорил, что если отбросить ученость – не будет печали. В Библии написано: «Кто умножает познания, умножает скорбь». Может быть, надо меньше знать, чтобы меньше печалиться? Или мудрецы хотели этим сказать, что одних только знаний человеку недостаточно, нужно что-то еще?

Напишите философское эссе

Карточка 3

  1. Назовите античного философа, который был «другом» Аристотеля и учеником Сократа.

1. Платон;

2. Солон;

3. Зенон;

4.Клеобул.

2. Некоторые древние мыслители утверждали, что добро и зло, прекрасное и постыдное – все относительно. Что для одного благо, для другого зло, что для одного прекрасно – для другого безобразно. Можно ли с этим согласиться? Или есть какие-то общеобязательные правила и нормы морали?

Напишите философское эссе

Карточка 4

  1. «…сын Праксиада, милетец. Сей сказал, что начало сущих [вещей] – некая природа бесконечного, из которой рождаются небосводы и космос в них. Он называет [природу бесконечного] «вечной и нестареющей» и [говорит], что она «»объемлет все космосы». …кроме того, имеется вечное движение, в котором происходит рождение небосводов. Земля – парящее тело, ничто ее не держит, на месте же она остается вследствие равного расстояния от всех [точек периферии космоса]. Ветры возникают от того, что из воздуха выделяются тончайшие пары и, скучившись, приходят в движение; дожди – от испарения, испускаемого из находящихся под солнцем мест, молнии – когда ветер, обрушиваясь на облака, расщепляет их. Родился он в третий год сорок второй олимпиады [610 г. до н.э.]».

1. Анаксагор

2. Анаксимен

3. Фалес

4. Анаксимандр

 2.«Невежество - ночь ума, ночь безлунная и беззвездная» (Цицерон)

Прокомментируйте это высказывание философа.

  1. Объединенная тематика: «Философия Средних веков,

эпохи Возрождения и Нового времени»

Карточка 1

1.Чем отличается философская картина мира от научной?

1. Философская картина мира является более полной, чем научная.

2. Философская картина мира субъективна, а научная – объективна.

3. Философская картина мира основное внимание уделяет характеристике развития мира, а научная – процессам динамики мира.

2.Абу Али ибн-Сина писал:

Когда к невеждам ты идешь высокомерным,
Средь ложных мудрецов ты будь ослом примерным.
Ослиных черт у них такое изобилье,
Что тот, кто не осел, у них слывет неверным.

Прокомментируй это высказывание.

Карточка 2

1. Направлением формирования личности является социализация. Выберите правильное определение:

1. Социализация – особый вид деятельности человека в социальных группах.

2. Социализация – воспитание и образование индивида по определенному типу.

3. Социализация – усвоение индивидом социальных норм в процессе его жизни.

2. Иммануил Кант утверждал, что «Предметы, которым обучают детей, должны соответствовать их возрасту, иначе является опасность, что в них разовьется умничанье, модничанье, тщеславие».

Согласны ли вы с мнением автора? Обоснуйте свой ответ.

Карточка  3

1. Рационалистический подход к рассмотрению человека утверждает, что сущностью человека является мышление. Кто развивал эту идею в философии:

1. Ф. Ницше.

2. Ж. Руссо.

3. Р. Декарт.

2. Для человека мысль - венец всего живого, 
   А чистота души есть бытия основа.

                                                  Анвари Аухад Ад-дин

Напишите философское эссе.

Карточка  4

1. В настоящее время в философии и социологии широко распространена ролевая концепция структуры личности. Что это такое:

1. Ролевая структура характеризует функции, которые человек выполняет в обществе.

2. Ролевая структура характеризует свойства личности как элемента производительных сил.

 3. Ролевая структура – совокупность социально-психологических свойств человека.

2. Лев Толстой говорил, что «Одно из самых удивительных заблуждений — заблуждение о том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать».

Прав ли автор? Обоснуйте свое мнение.

Для самопроверки обучающийся  во время обучения может воспользоваться приведенными ниже вопросами.

Перечень контрольных вопросов для самопроверки:

1. В чем заключается особенность философии как формы знания?

2. Каково происхождение термина «философия»?

3. Когда и где возникла философия?

4. В чем заключаются особенности мифологического отношения человека к миру?

5. Каким было отношение возникающей философии к мифологии?

6. Как философия относится к религии? Каковы варианты этого отношения?

7. Как философия относится к науке? Каковы варианты этого отношения?

8. Является ли философия видом научного знания?

9. Каково значение для философии истории философии?

10. Каково происхождение и значения термина «метафизика»?

11. Оцените позицию позитивизма в решении вопроса об отношении науки и философии.

12. Какие существовали и существуют типы мировоззрения?

13. Докажите, что философия действительно играет мировоззренческую роль.

14. В чем состоит отличие материализма и идеализма?

15. В чем состоит отличие субъективного и объективного идеализма?

16. В чем состоит отличие философского рационализма и иррационализма?

17. Кого из выдающихся представителей философского рационализма и иррационализма вы можете назвать?

18. В чем состоит отличие монизма и дуализма в философии?

19. В чем заключается религиозное решение проблемы бытия?

20. Что такое пантеизм?

21. В чем состоит отличие теизма и пантеизма?

22. Кого из выдающихся европейских философов, выражавших пантеистическую тенденцию, вы можете назвать?

23. Каково содержание понятия «субстанция»?

24. Каково отношение движения к проблеме бытия?

25. В чем состоит материалистическое решение вопроса о природе пространства и времени?

26. Как решал вопрос о природе пространства и времени Иммануил Кант?

27. В чем заключается отличие ньютоновского и эйнштейновского представлений о пространстве и времени?

28. Какова роль сознания в жизни человека?

29.Каково соотношение разума и веры в развитии философии?

30. В чем состоит сущность психофизиологической проблемы?

31. Что есть самосознание?

32. Каково содержание философского понятия «рефлексия»?

33. Каково отношение сознания и психики?

34. Тождественно ли сознание мышлению?

35. Каковы проявления бессознательного в жизнедеятельности человека?

36. В чем проявляется социальная обусловленность сознания?

37. Покажите связь сознания и языка.

38.В каком смысле можно проводить различие между индивидуальным и общественным сознанием?

39. Чем отличается восприятие от ощущения? представление – от восприятия?

40. Чем отличается понятие от восприятия и представления?

41. В чем заключается противоположность сенсуализма и рационализма в философии?

42. Кого из европейских философов Нового времени можно отнести к сенсуалистам и кого – к рационалистам?

43. Назовите отличительные признаки научного познания.

44. Какие существуют периодизации развития науки?

45.Всегда ли существовала современная связь научного и технического развития?

46. Какова роль теории в науке?

47. Какова логическая структура научной теории?

48. Каким образом наука осуществляет предсказание?

49. Каковы возможности и границы рационального и эмпирического в познании?

50. Что такое эмпиризм? В чем его несостоятельность?

51. В чем выражается связь эмпирического и теоретического в науке?

52. Что предполагает принцип детерминизма и каково его значение в науке?

53. Что отличает законы динамического и статистического типов?

54. Какие общенаучные методы научного познания вам известны?

55. В чем проявляется нерациональное в научном познании?

56. Какой смысл имеет различение эволюционного и революционного периодов в развитии той или иной науки?

57. Каков смысл понятия «нормальная наука» в концепции роста научного знания Т. Куна?

58. В чем состоят особенности познания общества?

59. В чем суть классической концепции истины?

60. В чем заключается когерентная концепция истины?

61. Как решается вопрос о природе истины прагматизмом?

62. В чем суть конвенционалистской трактовки истины?

63. Как решается проблема истины марксистской эпистемологией?

64. Докажите, что противоположность истины и заблуждения в науке не является абсолютной.

65.Чем отличается ценностное отношение человека к действительности от научно-познавательного?

66. Какова роль ценностей в человеческом бытии?

67. Покажите роль ценностей в решении проблемы смысла жизни человека.

68. Как формируются ценностные ориентации личности?

69.Назовите основные понятия, которыми оперирует моральное сознание.

70. Определите, что есть совесть.

71. В чем состоит отличие морального регулирования и правового регулирования?

72. Что такое «гедонизм»?

73. Как обосновывает мораль утилитаризм?

74. Как трактовал природу и действие морали И. Кант?

75. Как решает вопрос о происхождении и сущности морали марксистская этика?

76. Раскройте, что есть религиозная вера?

77. Как проявляется религиозное отношение человека к миру?

78. Назовите ценности христианской религии.

79. Что понимается под свободой совести?

80.Совпадают ли эстетическое отношение человека к действительности и искусство?

81. Сравните понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».

82. В чем состоит отличие человека от животных?

83. Интерпретируйте положение Ф. Ницше о человеке как больном животном.

84. Является ли человек завершенным существом?

85. Почему собственное существование предстает для человека проблемой?

86. Какие концепции возникновения человека вам известны?

87. Интерпретируйте тезис о социально-исторической обусловленности человека

88. Что есть «личность»?

89. В каком смысле личность является критерием и мерой социума?

90. Что дает философия для определения смысла жизни?

91. Как вы понимаете свободное развитие личности?

92. Оцените явления массовизации в современном обществе .

93. Очертите грани человеческой свободы.

94. Что есть культура для человека и общества?

95. Что связывает человека с природой?

96.Зависит ли отношение человека к природе от ценностей определенной культуры?

97. Каковы важнейшие переломные моменты в истории, менявшие характер взаимодействия человека с природой?

98. Каковы причины экологической проблемы, с которой сегодня столкнулось человечество?

99. В чем состоит материальная жизнь общества?

100.Каковы возможные решения вопроса об отношении материального и духовного в жизни общества?

101. Как реализуются и существуют общественные отношения?

102. Какие социальные общности вам известны?

103. Какие существуют этнические общности?

104. В чем суть теорий социальной стратификации?

105. Какой смысл вкладывается в понятие «класса» в марксистской теории?

106. Каково социально-культурное предназначение интеллигенции?

107.Какой была социальная структура средневекового западноевропейского общества?

108. Какова роль сознания в формировании социальной общности?

109. Как осуществляется интеграция индивида в общество?

110. Покажите взаимное влияние экономики и политики.

111. Какими рычагами влияния на общественную жизнь располагает политическая власть?

112. Какие задачи решает современное государство?

113. Дайте определение правовому государству.

114. Каковы этапы эволюции средств коммуникации в истории человечества?

115. Соотнесите понятия «движение» и «развитие», «развитие» и «прогресс».

116. Какой смысл имеет различение функционирования и развития общества?

117. Каковы главные виды человеческой деятельности?

118. Как понимает источник общественного развития религиозная мысль?

119. Как мыслили движущую силу истории просветители?

120. Каково содержание теорий элиты?

121. Какие решения существуют в философии относительно роли великих людей в истории?

122. Как вы оцениваете роль в истории выдающихся личностей?

123. Покажите влияние идей на общественное развитие.

124. Как решает вопрос о движущих силах истории марксистская философия истории?

125. Каким образом современная наука влияет на исторический процесс?

126. Когда вошло в сознание европейца и стало определять его мировоззрение представление о поступательном восходящем движении общества (прогрессе)?

127. Применимо ли понятие прогресса к природе?

128.Раскройте ценностное содержание представления об общественном прогрессе.

129. Какие решения существуют относительно критерия прогресса?

130. В чем заключается отличие стадиальной и цивилизационной моделей исторического процесса?

131. Назовите мыслителей, придерживавшихся цивилизационной модели мышления исторического процесса?

132. Назовите глобальные проблемы современности.

133. В чем заключается сегодня демографическая проблема?

134. К какому прогнозу относительно будущего, ожидающего человечество, вы склоняетесь?

135. Возможен ли конец истории?

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ К ЗАЧЕТУ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

  1. Соотношение знаний и мудрости в философии.
  2. Философские воззрения в Индии.
  3. Натурфилософские представления Древнего Китая.
  4. Нравственные уроки Конфуция.
  5. Учение Сократа о нравственности.
  6. Учение Платона о государстве.
  7. Эпикур и его учение о счастье.
  8. Стоическая философия об идеале мудрой жизни.
  9. Жизнь и учение Диогена Лаэртского.
  10. Средневековая философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии.
  11. Вера и разум в учении Фомы Аквинского.
  12. Философские воззрения Аль-Фараби.
  13. Бесконечная Вселенная Коперника и Бруно. Гелиоцентризм.
  14. Значение трудов Р. Декарта для науки и философии.
  15. Спор рационализма и эмпиризма в истории новой философии.
  16. Эразм Роттердамский – философ и гуманист.
  17. Моральная философия И. Канта.
  18. Гегель о смысле человеческой истории.
  19. Философия пессимизма А. Шопенгауэра.
  20. П.Я. Чаадаев о русской философии.
  21. Философия творчества Н.А. Бердяева.
  22. Этапы развития русской идеи.
  23. Достоевский о природе зла.
  24. Учение о человеке в философии экзистенционализма.

25.   Современная наука и философия о проблеме возникновения человека.

26.  Человек как тело и дух.

27.  Фундаментальные характеристики человека.

  1. Основополагающие категории человеческого бытия.
  2. Сознание, мышление, язык.
  3.   Сознательное и бессознательное. Основные идеи психоанализа З. Фрейда и  

  К.Юнга

  1.  Пространство и время в современной научной картине мира.
  2.  Культ и культура.
  3.  Соотношение веры и знания в истории человеческой мысли и в настоящее время.
  4.  Основные функции искусства. Искусство и творение мира.
  5. Развитие философской мысли в свете глобальных проблем современности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ

РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ

        Реферат по учебной дисциплине «Основы философии» является формой  самостоятельной работы обучающихся техникума по изучению основ философских знаний. Данный вид работы способствует повышению качества усвоения программного материала, углубленному пониманию наиболее сложных вопросов изучаемой дисциплины, расширению круга рассматриваемых вопросов, овладению научными методами анализа социально-философских проблем. 

Подготовительная работа: изучение основных источников

Выбрав тему реферата, следует:
1) ознакомиться с кругом вопросов, относящихся к избранной теме:
• просмотреть лекционный материал,
• проанализировать заново литературу, рекомендованную к соответствующей теме учебной программой по дисциплине (это позволит получить четкое представление о сущности темы, её месте и значении в изучаемом курсе);
2) расширить круг литературных источников по теме реферата.  Наряду с учебной литературой необходимо использовать статьи, опубликованные в периодических изданиях, в том числе в журналах. 
 

Итогом предварительного этапа работы должна стать библиография.

Конспектирование необходимого материала

Конспектирование осуществляется в соответствии с одним из видов конспекта: плановый, текстуальный, тематический, хронологический, обзорный или свободный.

Разработка логики исследования проблемы, составление плана реферата

План реферата должен включать:
• введение
• основную часть
• заключение
• список использованной литературы
• приложение (необязательная часть реферата).

        План реферата определяет круг вопросов, которые должны быть затронуты в избранной теме, и основное содержание реферата. Он позволяет референту получить общую ориентацию в материале темы, обеспечивает его правильный отбор и логику изложения.

         Хорошо продуманный план, каждый пункт которого обеспечен строго отобранным материалом, – важнейшая предпосылка успешного написания реферата.

        Основную часть реферата необходимо разбить на вопросы и подвопросы (пункты), которые должны иметь свое лаконичное и четкое название.

Систематизация собранного материала и написание реферата

Во введении дается обоснование актуальности выбранной темы в теоретическом и практическом аспектах, формулируется цель и определяются задачи реферирования.
Если реферат монографический (реферируется один источник или автор), во введении представляются:
1) краткие сведения об авторе (ученая степень, его специализация, другие работы);
2) краткое изложение темы источника;
3) цель работы;
4) рубрикация работы;
5) приоритет автора и т. д.

В основной части должны найти отражение все существенные положения.
Текст основной части реферата необходимо разделить в соответствии с планом на вопросы и подвопросы (пункты) с соответствующим распределением собранного материала.

Выделение любого вопроса, подвопроса (пункта), структуризация реферата в целом должны осуществляться по алгоритму: задача - разработка - вывод

Форма изложения – на выбор референта: конспективно, фрагментарно, аналитически.

Использование «клишированных» фраз и словосочетания из текста реферата:

«В работе …. рассматривается система…»
В книге (Ф.И.О. автора) «…» дано …
«Во введении указывается, что…»
«Автор считает, что …»
Автор исходит из того, что …
Вместе с тем он считает необходимым…
«В 1-й главе освещается вопрос…»
« … исследуются во 2-й главе…»
«Говоря о …, автор подчеркивает…»
«В работе также обращается внимание на…»
«Таким образом, автор приходит к выводу о том, что…»
«В 3-й главе исследуются…, рассматривается …,»
«определяется необходимость…»
«В заключение автор пишет: «…»

        Работая с литературными источниками, не следует ограничиваться простым пересказом содержания прочитанного. Необходимо выделить наиболее важные теоретические положения и обосновать их, раскрыть особенности различных точек зрения на один и тот же вопрос, оценить практическое и теоретическое значение результатов реферируемой работы, а также выразить собственное отношение к идеям и выводам автора, подкрепив его определенными аргументами (личным опытом, высказываниями других исследователей и пр.). 
        Все таблицы, диаграммы, графики, схемы, приводимые в реферате, должны быть озаглавлены и пронумерованы. Обязательным является приведение к ним ссылок на источники с упоминанием страниц, откуда позаимствованы статистические данные.

        Заключение реферата содержит четко сформулированные выводы, к которым пришел референт в результате изучения выбранной темы, а также вопросы, оставшиеся нерешенными и нуждающиеся в дальнейшей разработке.

Требования к оформлению списка литературы

Список использованной литературы составляется в строго определенном порядке:
1. Законы.
2. Указы Президента.
3. Постановления Правительства.
4. Нормативные акты, инструкции.
5. Книги, статьи, опубликованные в периодических изданиях.
6. Источники информации из Интернета.

        Реферируемый источник, списки использованной литературы, а также все ссылки на литературные работы должны быть оформлены по алфавиту с указанием фамилии и инициалов автора, название источника, места и года издания; для журнальных статей необходимо указать фамилию и инициалы автора, название статьи, журнала, год издания, номер выпуска, номер страницы. 

Редакторская правка текста. Проверка текста с
точки зрения грамотности и стилистики

Реферат должен быть написан грамотно и иметь опрятный вид. Не допускаются сокращения слов, кроме общепринятых, а также опечатки, неточности, стилистические погрешности.

К моменту представления преподавателю реферат должен быть максимально доработан во всех отношениях.

Оформление реферата

Представляемый научному руководителю реферат должен быть набран на компьютере шрифтом 12, через 1,5 интервала на одной стороне бумаги стандартного формата А 4 с полями слева – 2,5 см, справа – 1,5 см, сверху и снизу - не менеё 2 см.
Страницы текста должны быть обязательно пронумерованы.
Нумерация работы является сквозной и начинается со страницы 3 (первая и вторая страница – это титульный лист и план работы, которые не нумеруются). Номер страницы проставляется вверху в середине или справа.
Объем реферата не должен превышать 16 - 20 страниц.


Структура реферата:
1) титульный лист;
2) план работы с указанием страниц каждого вопроса, под-вопроса (пункта);
3) введение;
4) текстовое изложение материала, разбитое на вопросы и подвопросы (пункты, подпункты) с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;
5) заключение;
6) список использованной литературы;
7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем.
Приложения подшиваются последовательно, согласно заголовкам, отражающим их содержание.

           Титульный лист реферата должен содержать: в верней части листа по центру - полное наименование образовательного учреждения; по центру – наименование работы, по какой дисциплине написана, тема работы; правый нижний угол – выполнил: обучающийся (группа, курс (в родительном падеже)), Ф.И.О обучающегося; проверил: должность,  Ф.И.О преподавателя; в нижней части листа по центру – наименование города, год написания.

Образец

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Колледж современных технологий

имени героя Советского Союза М.Ф. Панова»



РЕФЕРАТ

по учебной дисциплине «Основы философии»

по теме: «_____________________________»

                                                         Выполнил: обучающийся___ курса,

                                                              ______ группы

                                                                        Ф.И.О обучающегося

                                                               Проверил: преподаватель

                                                                                  Ф.И.О. преподавателя

Москва

20___ г.

Критерии оценки реферата.

          Изложенное понимание реферата как целостного авторского текста определяет критерии его оценки: новизна текста; обоснованность выбора источника; степень раскрытия сущности вопроса; соблюдения требований к оформлению.

          Новизна текста:  а) актуальность темы исследования; б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интеграционных); в) умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал; г) явленность авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений; д) стилевое единство текста, единство жанровых черт.

          Степень раскрытия сущности вопроса: 

а) соответствие плана теме реферата; б) соответствие содержания теме и плану реферата; в) полнота и глубина знаний по теме; г) обоснованность способов и методов работы с материалом; е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).

          Обоснованность выбора источников: 

а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.).

         Соблюдение требований к оформлению: 

а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией; в) соблюдение требований к объёму реферата.

        Рецензент должен чётко сформулировать замечание и вопросы, желательно со ссылками на работу (можно на конкретные страницы работы), на исследования и фактические данные, которые не учёл автор.

          Рецензент может также указать: обращался ли учащийся к теме ранее (рефераты, письменные работы, творческие работы, олимпиадные работы и пр.) и есть ли какие-либо предварительные результаты; как выпускник вёл работу (план, промежуточные этапы, консультация, доработка и переработка написанного или отсутствие чёткого плана, отказ от рекомендаций руководителя).

        Рецензент  (преподаватель) сообщает замечание и вопросы обучающемуся за несколько дней до защиты.

  Обучающийся представляет реферат на рецензию не позднее чем за неделю до зачета. Рецензентом является преподаватель. Аттестационная комиссия на экзамене знакомится с на представленной работой и выставляет оценку после защиты реферата. Для  устного выступления обучающемуся достаточно 10-15 минут.    

   

Оценка 5 ставится, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована  её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.

Оценка 4 – основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.

Оценка 3 – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.

Оценка 2 – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.

Оценка 1 – реферат выпускником не представлен.

Система оценки знаний обучающихся

В целом система оценки знаний может быть отражена через следующие положения:

- итоговая оценка по дисциплине, которая вносится в зачетно-экзаменационную ведомость, зачетную книжку и, уже в конце обучения – в приложение к диплому, отражает не только итоги сдачи экзамена или зачета, но и результаты учебной работы студентов в течение всего периода обучения;

- итоговая оценка (итоговый рейтинг) по дисциплине представляет собой сумму баллов, полученных студентом за прохождение контрольных срезов, включая финальный (зачет);

- итоговый контроль (зачет) является частью общей оценки и баллы по нему также являются частью итогового рейтинга, который студент набирает при изучении дисциплины.

Итоговая  оценка выставляется на основе  знаний по дисциплине «Основы философии» основана на подсчете баллов, «заработанных» обучающимся, за все виды учебной работы.

Успешная сдача зачета зависит от работы обучающегося в течение всего периода обучения на лекциях, выполнения предложенной системы заданий и самостоятельной работы.

Словарь философских понятий и терминов

  1. Атрибуция каузальная (от лат. causa — причина и attribuo — придаю, наделяю) — интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.
  2. Атман – индивидуальная душа.
  3. Буддизм -
  4. Гедонизм – учение, в соответствии с которым в основе человеческой деятельности лежит стремление к удовольствию.
  5. Гелиоцентризм -
  6. Гносеология – раздел философии, изучающий  сущность, способы, формы и цели человеческого познания мира.
  7. Дао -
  8. Дзэн – направление в буддизме, характеризующееся стремлением к передаче истины несловесным путем.
  9. Диалектика –
  10. Джайнизм -  
  11. Дхарма – Закон предназначения.  
  12.  Идея -
  13. Карма – судьба, порождаемая действиями индивида в предыдущих существованиях. Закон причинно-следственных связей.
  14.  Космизм -
  15. Логика – раздел философии, посвященный изучению правил мышления.
  16.  Натурфилософия – направление в философии, изучающая общие принципы развития природы.
  17.  Майя – мир, окружающая природа в противоположность Единому.
  18.  Материализм – философское направление, признающее материю первичной, а сознание, идеи – вторичными, результатом развития материи.
  19.  Монизм – учение, признающее одно главенствующее действующее начало или один основной взгляд.
  20.  Монада –
  21.  Онтология -
  22.  Пантеизм -
  23.  Парадигма – совокупность основных действий, относящихся  к данному разделу знаний.
  24.  Патристика -
  25.  Позитивизм -
  26.  Понятие – логическая форма, представляющая абстрактное. 
  27.  Релятивизм – учение об относительности человеческого познания и ценностей.
  28.  Рита – закон Вселенной, которому подчиняются и боги, и люди.
  29.  Сансара – круговорот бытия, в который втянуто все живущее: колесо перевоплощений.
  30.  Солипсизм – признание единственной реальностью  индивидуального сознания собственного Я.
  31. Схоластика -
  32.  Теология -
  33.  Телеология – учение, в соответствии с которым все имеет свою цель.
  34.  Трансцендентный – недоступный пониманию, находящийся за пределами опыта.
  35.  Утилитаризм – учение, в соответствии с которым главным критерием нравственности поведения служит его полезность для общества.
  36.  Экзистенционализм -
  37.  Экстраполяция – перенос знания с одного объекта на другой.
  38.  Эсхатология – религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.

СОДЕРЖАНИЕ

Программа курса «Основы философии»

3

Цели и задачи курса

4

Требования к уровню освоения содержания курса

5

Объем курса и виды учебной работы

6

Тематический план курса

7

Рекомендуемая литература

12

Семинарские занятия

15

Лабораторные занятия

19

Самостоятельная работа студентов

21

Вопросы к зачету (экзамену) по курсу «Основы философии»

83

Примерная тематика рефератов

84

Словарь социально-психологических терминов

87


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (методические указания к курсовой и к контрольной работе)

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы закрепить и проверить знания, полученные студентами в процессе изучения учебного материала, а также выявить умение применять на практике методы анализа конкре...

Материалы по ссылкам к Методическим указаниям по выполнению практических работ по учебной дисциплине Основы философии для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Материалы по ссылкам к Методическим указаниям по выполнению практических работ по учебной дисциплине Основы философии для специальности  40.02.01 Право и организация социального обеспечения...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине "Основы экономики и правового обеспечения профессиональной деятельности"

Материал предназначен для студентов 3 курса колледжа по специальности 15,02.01 "Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)"...

Методические рекомендации по выполнению Самостоятельной работы по учебной дисциплине Основы врачебного контроля, лечебной физической культуры и массажа

Самостоятельная работа  направлена на преобретение слушателями новых знаний и учений в области лечебной физической культуры...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине Основы технической механики и слесарных работ

Цель методических указаний: оказание помощи обучающимся  в выполнении самостоятельной работы по дисциплине «Основы технической механики и слесарных работ».Настоящие методические указа...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ

Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи обучающимся всех форм обучения при освоении дисциплин, предусмотренныхФедеральным государственным образовательным стандартом по профессии ...