В помощь мастеру производственного обучения
методическая разработка на тему

Мельник Оксана Ивановна

В данной публикации говорится о формах п/о, классификации методов п/о, приведена классификация и структура типов уроков п/о, виды деятельности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masteru_po.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ

В ПОМОЩЬ  МАСТЕРУ

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

(Методическое пособие)

Мельник О.И.,

методист БУ «Лангепасский

политехнический колледж»

филиал в г. Покачи

Покачи

2017

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

        Производственное обучение – формирование у обучающихся профессиональных умений и навыков; применение знаний на практике.

        Организационные формы производственного обучения – способы организации ученического коллектива для учебно-производственной деятельности; формы руководства этой деятельностью, а также структура построения учебных занятий.

        Основной формой производственного обучения является урок (занятие).

        Урок производственного обучения – организационная форма, обеспечивающая главным образом фронтальное обучение всей группы обучающихся, находящихся в одинаковых учебно-производственных условиях (в учебных мастерских, на учебных полигонах, в учебном хозяйстве и т.п.).

        Урочная система производственного обучения наиболее полно реализуется в начальный, операционный и комплексный период. Кроме урока проводятся и другие формы организации учебной работы: бригадная и индивидуальная.  

Методы производственного обучения

        Методы производственного обучения – способы совместной взаимосвязанной деятельности мастера и обучающихся, при помощи которых достигается прочное овладение студентами профессиональными компетенциями, формируется их мировоззрение, развиваются творческие способности.

Классификация методов производственного обучения:

        1. Перцептивные, т.е. определяемые характером источника информации. К ним относятся: словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, лекция, инструктаж, самостоятельная работа обучающихся с литературой письменное инструктирование);

                              наглядно-демонстрационные (демонстрация наглядных пособий, показ трудовых операций и приемов).

        2. Метод упражнения – многократные целенаправленные повторения обучающимися определенных действий в целях их сознательного совершенствования. Содержание упражнений имеет две стороны – производственную (что будут делать студенты, какие учебно-производственные задания выполнять) и учебную (какие приемы, операции, способы труда по профессии они будут отрабатывать).

        3. Методы развития самостоятельности и активности учащихся (самостоятельные наблюдения, учебно-производственные экскурсии, решение производственно-технических задач, лабораторно-практические работы, выполнение домашних заданий).

        4. Методы проверки знаний, умений и навыков (устный и письменный опрос, выполнение и анализ проверочных практических заданий, квалификационных пробных работ).

Примерная классификация и структура типов уроков производственного обучения и методы обучения

Примерные типы уроков, их структура

Методы обучения

Урок изучения трудовых приемов и операций

1.Вводный инструктаж. Цель урока. План урока.

2.Показ выполнения приема или операции в целом.

3.Демонстрация по элементам приема или операции.

4.Текущий инструктаж.

5.Самостоятельное выполнение упражнений, заданий обучающимися.

6.Проверка правильного выполнения технологических приемов и операций.

7.Подведение итогов, уточнение ошибок, неточностей, причины их             появления, предупреждение, их устранение.

8.Домашнее задание.

9.Уборка рабочего места.

Объяснение, беседа (информационный)

Изложение, рассказ, применение комплексных средств обучения

Объяснительно-иллюстративный

Беседа, изложение

Беседа, объяснение, воспроизведение знаний, умений (репродуктивный, частично-поисковый)

Беседа, объяснение (репродуктивный)

Урок изучения трудовых процессов и комплексов операций

1.Вводный инструктаж. Цель урока. План урока.

2.Показ выполнения приема и операций.

3.Демонстрация поэтапного выполнения приемов и операций.

4.Показ выполнения приемов и операций в комплексе.

5.Текущий инструктаж.

6.Самостоятельное выполнение обучающимися трудовых приемов и операций.

7.Подведение итогов, уточнение

ошибок, неточностей, причины их появления, предупреждение, их устранение.

8.Домашнее задание.

9.Уборка рабочего места.

Объяснение, беседа

(информационный)

Изложение, рассказ, объяснение, применение комплексных средств обучения

Информационный: объяснительно-иллюстративный

Беседа, объяснение, воспроизведение знаний, умений (репродуктивный, частично-поисковый)

Беседа, объяснение (репродуктивный)

Урок проверки практических знаний, умений и навыков

1.Вводный инструктаж. Цель урока. План урока.

2.Воспроизведение и показ

выполнения трудовых процессов

3.Самостоятельное выполнение обучающимися операций, приемов комплекса трудовых действий

Объяснение, беседа (информационный)

Изложение, применение комплексных средств обучения (информационный: объяснительно-иллюстративный)

Объяснение и самостоятельная работа, показ с применением комплексных средств обучения (частично-поисковый, проблемный или исследовательский)

Целеопределение – основа качества урока производственного обучения

        Определяющим компонентом учебного процесса является цель.

        1. Термин «цель» в общенаучном понимании обозначает идеальное мысленное предвосхищение результата деятельности педагога.

        2. В понятие «цели урока» можно включить следующие основные положения:

        ● Цели – это прогнозируемые результаты обучения обучающихся.

        ● На практике следует планировать конкретные цели, вытекающие из содержания учебного материала данной темы.

        ● Целеобразование должно опираться на анализ основного, главного содержания темы урока.

        3. К определению целей мастер п/о подходит комплексно, рассматривая цели образования, воспитания и развития обучающихся в органическом единстве и взаимных связях. Целеобразование предполагает формулировку комплексно-дидактических целей, как интегративных (обучающих, развивающих, воспитательных) на весь урок, а также предполагает определение микроцелей структурных этапов и элементов урока.

        4. При планировании целей урока не надо бояться их развернутых формулировок; цели должны комплексно включать в себя все то основное, что обучающимся предстоит усвоить, сделать в ходе уроков.

        5. Общим приемом формулирования, конкретизации целей урока по определенной теме является использование глаголов, указывающих на действия обучающихся, мастера и предполагаемый результат урока.

        6. Важным требованием в целеопределении является ее диагностичность, т.е. анализ мастером п/о достигнутых результатов на уроке.

        7. Цели необходимо конкретизировать по уровням обучения обучающихся (репродуктивном и продуктивном уровнях).

        Урок производственного обучения отличает от урока теоретического обучения то, что комплексная цель урока производственного обучения заключается в том, чтобы обучающиеся на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы, способы выполнения действий и операций, необходимые для последующего формирования у них умений и навыков выполнения производственных работ по определенной профессии. В результате трудовой деятельности обучающихся на уроке производится какой-либо материальный продукт труда. Его изготовление предъявляет к обучающимся совершенно новые требования.

        Обучающимся не достаточно просто запомнить или заучить учебный материал, они должны его понять, переработать мысленно, воспроизвести при выполнении производственного задания. Следовательно, одним из главных умений, формируемых на уроке п/о, является умение применить технологические знания на практике.

        Формирование конкретных целей и микроцелей обучения целесообразно осуществлять по определенной структуре урока, основанием служит последовательность обучения обучающихся трудовой операции, их комплексу, выполнению сложных видов работ (от простого к сложному) и т.д.

Примерный перечень обучающих целей урока производственного обучения

        Обучить студентов трудовым движениям …; обучить трудовым действиям и приемам…; сформировать (отработать) у обучающихся профессиональные навыки и привычки…; усовершенствовать трудовые действия и приемы…; научить обучающихся производить, осуществлять…; закрепить (углубить, развить) ранее изученные материалы по…; сформировать у обучающихся прочные практические знания о… (указать конкретно); обучить студентов умению предвидеть возможные виды брака; углубить ранее изученные знания… при отработке приемов…; обучить распознаванию признаков нарушений нормального хода технологического процесса… на основе привлечения знаний из…; показать роль знания основных положений… в предупреждении и устранении возможных ошибок (причин брака)…; раскрыть сущность выполняемых трудовых действий и приемов…; на основе привлечения знаний из области… создать у обучающихся прочную ориентировочную основу трудовых действий при…; научить студентов своевременному предупреждению дефектов и брака продукции…; обобщить и систематизировать знания… при изучении приемов; научить применять ранее изученные знания… при составлении инструкционно-технологической документации…; проследить динамику развития знания… до алгоритма трудовой деятельности… и т.д.; сформировать умения…; подготавливать к работе оборудование, инструменты, приспособления и содержать их в надлежащем состоянии, принимать и сдавать рабочую смену, подбирать инструмент, научить составлять технологический процесс, разрабатывать инструкционные и инструкционно-технологические карты; читать рабочие чертежи, пользоваться технологической документацией; обучать само и взаимоконтролю, развивать самостоятельность при выполнении…; осуществлять контроль за качеством знаний…, умений, навыков при выполнении операций, комплексных, пробных, проверочных работ и т.д.

Примерный перечень развивающих целей урока производственного обучения

        Формировать и развивать умения анализировать; научить студентов расчленять изучаемый производственный объект на составные части; научить умениям: рационально организовывать и планировать свой труд, распределять время для упражнений и отработки трудовых навыков ; зрительно контролировать правильность и точность своих движений, развивать технологическое мышление и профессиональную интуицию, формировать умения; осуществлять планирование своих действий, своевременно распознавать неполадки в работе оборудования или подмечать признаки отклонений от нормального хода технологического процесса; предвидеть возможные виды брака; научить применять теоретические знания на практике; формировать поисковый стиль мышления и работы…

Примерный перечень формулировок воспитательных целей урока производственного обучения

        Формировать нравственные, поведенческие и другие общие качества личности обучающегося; ответственного отношения к порученному делу; критического мышления; чувства долга и ответственности; чувства коллективизма, исполнительности, инициативы, целеустремленности, деловитости, внимательности, трудолюбия, уверенности в себе, способности к самовыражению, культуры труда, нетерпимости к недостаткам, умения работать в бригаде, звене.

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся

        В зависимости от объема материала, периода обучения, типа урока, целей урока, видов учебно-производственных работ мастер п/о выбирает тот или иной вид и способ контроля профессиональных знаний, умений и навыков обучающихся.

        Существуют следующие виды контроля знаний, умений и навыков обучающихся:

        ●  исходный;

        ●  вспомогательный;

        ●  предварительный;

        ● текущий (поурочный с элементами «входного» и «завершающего» контроля);

        ●  периодический;

        ●  тематический;

        ●  блочный;

        ●  промежуточный комплексный;

        ●  рубежный;

        ●  итоговый.

        Для диагностики знаний, умений и навыков учащихся и их контроля мастер выбирает следующие способы (приемы) контроля:

        ● устный опрос;

        ● письменный опрос;

        ● наблюдение;

        ● уплотненный опрос;

        ● комбинированный контроль;

        ● операционный контроль;

        ● тестовый контроль;

        ● самостоятельную работу;

        ● автоматизированный, компьютерный контроль;

        ● контрольную, пробную, проверочную, комплексную работы;

        ● лабораторно-практическую работу;

        ● профессиональный конкурс, смотр знаний и умений;

        ● зачет, смотр;

        ● экзамен.

        Мастер определяет методику оценивания в зависимости от содержания объема контролируемого учебного материала, от количества сформированных трудовых приемов, в зависимости от выбранного вида и способа контроля.  Методика контроля зависит от выбора мастером п/о следующих вариантов оценивания результатов работ обучающихся:

        ● контроль мастера п/о;

        ● контроль мастера п/о и инструктора;

        ● контроль мастера п/о и мастера-наставника;

        ● контроль экспертами;

        ● контроль комиссией, жюри;

        ● контроль ученическим ОТК;

        ● контроль бригадиром (из обучающихся);

        ● взаимоконтроль;

        ● самоконтроль по чертежу, образцу, по техпроцессу;

        ● тестовый контроль (по эталонам ответов) и т.д.

        В оценивании профессиональных знаний, умений и навыков обучающихся используется 5-ти бальная система или рейтинговая система (оценка обучающихся зависит от количества набранных баллов, например, при практической работе профессиональные умения, приемы могут быть оценены следующим образом: за каждое умение, прием, если «умеет выполнять…» - 1 балл, «не умеет выполнять» - 0 баллов).

        В процессе производственного обучения обучающихся мастер производственного обучения контролирует различные виды учебно-производственной деятельности обучающихся.

Виды учебно-производственной деятельности обучающихся, контролируемые мастером п/о

№ п/п

Наименование того, что контролируется

Основные эталоны, показатели

Способы диагностики

1.

Качество выполнения производственных, учебно-производственных работ.

Выполнение техпроцесса, технических и других установленных требований к качеству работы (продукции).

Пробные, проверочные и другие контрольные работы.

2.

Производительность труда.

Установленные нормы времени (выработки).

Пробные, проверочные и другие контрольные работы.

3.

Применение профессиональных знаний в производственной (учебно-производственной) деятельности.

Уровни усвоения профессиональных знаний и применение их на практике.

Специальные тестовые задания теоретического и практического характера. Лабораторно-практические работы, зачеты, смотры…

4.

Владение приемами и способами выполнения производственных (учебно-производственных) работ, включая контроль процесса результатов труда.

Уровни усвоения и способов выполнения работ (репродуктивный, продуктивный, творческий).

Специальные тестовые задания теоретического и практического характера. Демонстрация (показ) приемов и способов выполнения работы, зачет, смотр, конкурс…

5.

Организация труда и рабочего места.

Правила, нормативы и требования к организации труда и рабочего места.

Специальные тестовые задания, наблюдения.

6.

Соблюдение правил и норм безопасности труда, производственной санитарии и гигиены экологических требований.

Правила и нормы безопасности труда, производственной санитарии и гигиены, экологические требования применительно к профессии.

Специальные тестовые задания, наблюдения, зачет, смотр.

        У каждого вида и способа контроля есть свои достоинства и недостатки. Комплексное применение видов и способов контроля с учетом специфических целей урока, с учетом оценивания профессиональных знаний, умений делает контроль гибким, действенным, стимулирующим.

        При подготовке к уроку производственного обучения мастер составляет перечень видов учебно-производственных работ обучающихся в соответствии с темой урока.

        При подборе учебно-производственных работ следует руководствоваться выработанными практикой требованиями: соответствие изделий (работ) учебным задачам, т.е. при изготовлении (выполнении) обучающиеся должны осваивать приемы, предусмотренные учебной программой; изготовление обучающимися изделий (выполнение работ), имеющих производственную ценность, что повышает интерес обучающихся к обучению и дает экономический эффект; соблюдение дидактических принципов перехода от простого к сложному, от легкого к трудному; соответствие работ физическим возможностям обучающихся и уровню их технических знаний и навыков на определенной стадии обучения; учет психологических особенностей обучающихся, в частности неустойчивости их внимания при однообразной работе в течение длительного времени и, наоборот, интереса к обработке разнообразных изделий; соответствие объема работ, предусмотренных перечнем, количеству часов, отведенных на изучение темы (за вычетом времени на инструктаж и упражнения).

                Основными общими показателями качества усвоения учащимися знаний, умений, навыков по производственному обучению являются:

        ● правильность приемов работы и рациональность организации труда и рабочего места;

        ● соблюдение техпроцесса, технических требований и других качественных показателей учебно-производственных работ;

        ● выполнение установленных количественных показателей (норм времени, выработки);

        ● степень самостоятельности и качества выполнения задания.

Активные методы  производственного обучения

        Активность в производительном труде – это способность обучающегося по внешним признакам работы машины, агрегата представить внутренний процесс и на основе анализа этих признаков принять целесообразное решение по его регулированию; это рационализация усвоенных способов деятельности, производственная смекалка, способность умело действовать в изменившихся условиях.

        

        К активным методам  относятся:

        1. Деловые (производственные) игры. Типичные производственные ситуации и виды заданий для проведения игр:

        ► определение (диагностика) дефектов обработки (сборки, работы машины, наладки, регулировки и т.д.) по их описанию, проявлению, характеристикам работы машины, агрегата, аппарата;

        ► определение характера деятельности рабочего в условиях различных отклонений технологического процесса от нормы, заданных словесно, письменно или показаниями приборов на тренажере (имитаторе);

        ► обсуждение плана действий и распределение ролей рабочих в бригаде при получении  определенного задания;

          ► определение дефектов в работе машины, агрегата, прибора, аппарата и т.п.;

        ► определение путей повышения качества и производительности труда рабочего при различных вариантах последовательности работы, использования инструментов, приспособлений, приборов и т.п.

        2. Поисковая беседа (эвристическая), в ходе которой практикуется решение производственно-технических задач:

        ► расчеты режимов обработки, наладки, регулировки;

        ► нахождение необходимых данных в таблицах, справочниках, диаграммах;

        ► определение режимов и параметров выполнения учебно-производственных работ с использованием кинематических схем машин и механизмов;

        ► разработка монтажных схем на основе принципиальных и т.п.

        3. Задания творческого характера:

        ► конструирование приспособлений и другой оснастки, повышающей качество и производительность труда;

        ► самостоятельная разработка технологических процессов обработки, сборки, наладки;

        ► выбор наиболее рационального технологического процесса выполнения учебно-производственных работ из нескольких предложенных мастером или самостоятельно разработанных обучающимися;

        ► разработка предложений по экономии времени, материалов, энергии и т.п.

        4. Поисковая (продуктивная) деятельность обучающихся:

        ► активное участие обучающихся в разборе особенностей новых трудовых приемов;

        ► выполнение заданий  по карте, раскрывающей только последовательность выполнения приемов без подробных инструктивных указаний;

        ► самостоятельное определение технологической последовательности и режимов выполнения задания;

        ► самостоятельная работа на тренажерах в различных режимах и ситуациях.

Список использованной литературы

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

2. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007.

  1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика. М.: АКАДЕМА, 2003.
  2. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2004.
  3. Организация и методика производственного обучения 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии в работе мастера производственного обучения по рабочей профессии «Оператор ЭВМ» и «Мастер по обработке цифровой информации»

В статье описываются особенности применения различных видов проектирования, которые рассматриваются как целеустремленная система, способная к самоорганизации и самоуправлению учебной деятельности:- пр...

Самопрезентация мастера производственного обучения на конкурс "Мастер года"

Самопрезентация мастера производственного обучения по профессии "Повар, кондитер" на конкурс "Мастер года - 2013"...

В ПОМОЩЬ ДЛЯ МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ .Методические рекомендации по разработке рабочих программ.

В представленных методических рекомендациях рассмотрены основные подходы к разра-ботке рабочих программ учебной и производственной практик основной профессиональ-ной образовательной программы по профе...

Методическое пособие разработка урока производственного обучения Комплексная разработка урока-конкурса по производственному обучению Гордиенко Елена Григорьевна - мастер производственного обучения СПБ ГБПОУ «Техникум «Автосервис» (МЦПК)»

Данный урок производственного обучения является заключительным в профессии «повар» и поскольку учащиеся уже получили определённый профессиональный опыт, на уроке организуется осмысление, формулировани...

ДОКЛАД «Взаимодействие мастера производственного обучения и обучающихся в процессе организации производственного обучения»

Основной целью данного доклада является не только описание имеющегося опыта организации учебного процесса производственного обучения (на практическом вождении), но в приглашении всех коллег к со...

ДОКЛАД «Взаимодействие мастера производственного обучения и обучающихся в процессе организации производственного обучения»

Основной целью данного доклада является не только описание имеющегося опыта организации учебного процесса производственного обучения (на практическом вождении), но в приглашении всех коллег к сотрудни...

Мастер-класс мастера производственного обучения ГБПОУ Республики Тыва "Тувинский Политехнический Техникум" Хертек Айдыс Арбын-ооловича

Мастер-класс мастера производственного обучения ГБПОУ Республики Тыва "Тувинский Политехнический Техникум" Хертек Айдыс Арбын-ооловича по теме "Диагностика двигателя"...