конспект урока истории в 7 классе "Ремесла восточных славян"
план-конспект урока на тему

Храмцова Татьяна Анатольевна

конспект урока истории в 7 классе специальной (коррекционной) школы  VIII  вида , тема:"Ремесла восточных славян"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 12.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

История 7 класс I четверть

Урок- 11

Дата проведения:

Тема:  Занятия восточных славян.  

Цель урока: Познакомить учащихся с условиями жизни и труда восточных славян; выяснить, почему земледелие считалось основным занятием славян; обратить внимание на трудолюбие славян.

Задачи

Образовательные: продолжать формировать представление о жизни и быте восточных славян.

Коррекционно-развивающие: продолжать развивать умения работать с текстом учебника, иллюстрациями; формировать умения анализировать и сравнивать исторические события.

Воспитательные: воспитывать любовь к труду, глубокое уважение к людям труда.

Базовые учебные действия:

Личностные БУД: испытывать чувство гордости за свою страну

 Коммуникативные БУД: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

Регулятивные БУД: осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

Познавательные БУД: использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;  

Основные термины и понятия: Земледелие, плуг, соха, пашня, невод, рогатина, скотоводство, пастух, бортничество, собирательство, охота, лукошко, борона, жито, жатва, гумно, ток, цеп, гончар, кузнец, туесок, бондарь, ладья, горн, наковальня.

Оборудование и материалы: Предметы старины; игрушки; лук со стрелами; карточки с заданиями, аппликации «Занятия восточных славян».

Тип урока: Комбинированный.

                                                             Технологическая карта урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

момент Цель: 

  • создание эмоционального настроя  обучающихся на  интеллектуальную деятельность

Слайд 1 Цель : приветствие учащихся, эмоциональный настрой на урок, проверка готовности к уроку.

Здравствуйте, дорогие ребята. Рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Сегодня на урок к нам пришли  гости, педагоги школы. Я думаю, что урок у нас пройдет хорошо, вы будете работать активно работать на уроке. Я желаю вам удачи и думаю, что у нас с вами все получится.

Дан звонок, и все мы смело

Примемся уже за дело

Путь нелёгкий предстоит

В даль дорога уж бежит

Мы промчимся чрез века

Через многие года

Пронесёмся над лесами

И окажемся мы с вами…

Далеко за тысячу лет …

II . Повторение пройденного материала

Цель:

  • повторение и закрепление ранее полученных знаний
  • формирование пространственных представлений (работа с картой)

установление правильности и осознанности выполнения задания всеми обучающимися, выявление пробелов и их коррекция.

Слайд 2 Карточка 1. РМ qпwоrсyеuлsоdкf    qпwоsсdеfлgеlнvиzеl —

 1. Беседа по вопросам и заданиям:

Какую тему мы изучали на предыдущем уроке?

о чем шла речь на уроке?

— Какое место выбирали славяне для своего поселка?

ИДП  выбери правильный ответ

Слайд 3 Карточка 2. Славяне селились на берегах ( рек, морей, озер), рядом с непроходимыми ( полями, болотами, лесами, дорогами, глубокими оврагами). Славяне выбирали (высокие, низкие, широкие ) места, чтобы их не жилье не затопило водой.

— Почему славяне выбирали именно это место для поселения?

Слайд 4 — Расскажите, используя рисунок учебника, как укрепляли поселок.

— Какие жилища строили себе славяне?

 Слайд 5 Карточка 3. РМ  подпиши название жилища славян.

Просит подумать, какой вид жилища строили славяне, живущие в местности, где мало леса? где густые леса?

Вывод: славяне строили себе разные жилища в зависимости от тех условий, в которых они жили.

— Какие постройки еще были у славян?  

РВ найди среди слов названия построек.

— Как вы думаете, для чего славяне строили хозяйственные постройки?

 

Вспоминают тему предыдущего урока.

дают полный ответ.

Слабоуспевающий ученик зачитывает ответ, выполненный накануне в классе.

Перечисляют виды жилищ.

Анализируют, дают ответ.

Перечисляют хозяйственные постройки.

Сообщение ученика о славянской избе

 III . Актуализация знаний и  фиксация затруднений в деятельности

Цель:

  • повышение познавательной деятельности обучающихся.

.

Вводное слово учителя.

На прошлом занятии мы говорила с вами о том, что славяне строили свои поселения, огораживая общим забором- частоколом. Рядом со своими жилищами славяне возводили много хозяйственных построек. Как вели своё хозяйство и чем же занимались восточные славяне?   Какая будет тема нашего урока? Слайд 7

«Занятия восточных славян».

Какая цель урока. Слайд 8  Что должны узнать к концу урока?

Слушают вступление к новой теме.

Записывают тему урока в тетрадь

IV. Изучение нового материала.

Цель:

  • организация совместной деятельности по открытию нового знания

  1. работа с текстом учебника с 53. зачитайте основные занятии восточных славян.
  2. Объяснение учителя с опорой на картинный план. Слайд 9

ПЛАН

  1. Земледелие
  2. Рыболовство
  3. Охота
  4. Скотоводство
  5. Собирательство
  6. Бортничество

Занятий у славян было много.

 На доске схема: слайд 10

Земледелие- обработка земли.

Рассказ учителя:

Люди вырубали лес, расчищали поля, пахали землю. Работа эта была не из лёгких. Сейчас я вам расскажу, как вырубали лес. Сначала вокруг каждого дерева откапывались те корни, которые находились неглубоко, и расходились в разные стороны, их перерубали. Затем самый ловкий мальчишка влезал на дерево и около вершины привязывал к стволу верёвку. Мужики изо всех сил тянули за конец верёвки. Дерево кряхтело, стонало, качалось и, в конце концов, падало. Тонкие деревья вырубали мальчишки. Стволы, корни, пни оттаскивали в кучи и сжигали. Расчищенное таким образом поле давало урожай несколько лет, потом земле нужно было дать отдых, чтобы восстановить плодородие. А люди вновь вынуждены были расчищать новые поля, удобрять их золой, пахать.

        А как вы думаете, какими орудиями труда обрабатывали землю?

Слайд 11. Землю обрабатывали сохой, плугом, бороной-суковаткой, косой, серпом

Работа с текстом учебника.

— Какие зерновые культуры сеяли славяне? Найдите в тексте учебника.

3. РМ Задание.(на доске) Распределите последовательность возделывания земли:

сжигали срубленные деревья

пахали земли

рубили деревья

сеяли зерно.

4. Словарная работа: плуг, соха, пашня.

Почему земледелие считается основным занятием?

Рассказ учителя: слайд 12

Сельскохозяйственные работы состояли из нескольких этапов. Сначала землю обрабатывали сохой. Затем почву выравнивали бороной. И самым ответственным занятием был сев семян.  

На сев выходили в безветренную погоду, босиком. Человек наполнял лукошко семенами, вешал его через плечо и выходил на пашню. Горсти зёрен разбрасывались налево и направо. Нужно было быть мастером, чтобы не получилось так: здесь густо, а там пусто. При ветре не сеяли, боялись, что он разметёт семена. Чтобы семена прикрыть, проходили с бороной-суковаткой,  которую делали из ели, обрубая вершину и мелкие сучья. Суковатку тащили по полю руками или использовали лошадей. Борона шла неровно, вращалась из стороны в сторону, разрыхляла почву и закапывались семена. Основные кормильцы восточных славян – пшеница, рожь, ячмень,просо, гречиху. Хранили зерно в земле, ямах, вырытых где-нибудь на холме. Хранили зерно в корзинах и в глиняных сосудах. Для хранения зерна были и деревянные строения – амбары.

5.слайд 13  Работа над абзацами «Охота», «Рыболовство». Возможен рассказ учите-

ля с помощью рисунка об охоте, рыболовстве.

 Словарная работа: невод.

ИДП Вопросы к слабоуспевающим ученикам.

Чем охотились славяне? Найдите в тексте учебника с 56 (последний абзац) слайд 14

6. Работа над абзацем « Скотоводство. Слайд 15

Какие домашние животные были у славян? ( найдите в тексте учебника)

Вспомните, где держали славяне домашних животных.

7. Работа над абзацем «Бортничество. Слайд 16

 Словарная работа: борт.

— Как собирали мед?

— Что такое борт?

8. Работа над абзацем». Собирательство (самостоятельно). Слайд 17

ИДП Вопрос слабо успевающему ученику.

Найди ответ на вопрос:

что собирали славяне?

Кратко проговорив изученный материал, вывод,

Восточные славяне были трудолюбивыми, заботливыми, выносливыми людьми.

Они умело вели свое хозяйство. Благодаря многочисленным умениям восточные

Славяне были сыты, обуты, одеты, умели лечить своих родных.

Один ученик читает указанный учителем абзац, остальные следят..

Ставят цифры, а устно проговаривают последовательность работы.

Записывают в тетрадь:

Занятия восточных славян.

1. Земледелие — основное занятие.

Один ученик читает указанный учителем абзац, остальные следят.

2. Бортничество.

Самостоятельно читают указанный текст, дают ответ.

3. Собирательство.

4. Охота.

5. Рыболовство.

дают ответ.

Записывают в тетрадь:

6. Скотоводство.

дают полный ответ.

Слушают вывод учителя

Закрепление  нового материала.

Цель:

  • контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

корригировать и развивать произвольное внимание при выполнении упражнений на соотнесение.

  1. беседа по вопросам и заданиям:

— Какие занятия славян вы знаете?

 Какое занятие восточных славян считается главным? Почему?

2. Задание. На доске. Соотнесите занятия славян. Соедините стрелками.слайд 18

4. Объясните слова бортничество-

— Какое занятие было основным  для славян?

Выполняют задание письменно (на карточках).

дают ответ.

дают объяснение  

Оценивают  

делают вывод

Рефлексия учебной деятельности на уроке 

Цель:

  • подведение итогов работы; оценка деятельности обучающихся.

Слайд 19 Ребята вы получили ответы на свои вопросы? Что вы ожидали от урока? Какие этапы урока наиболее запомнились? Что вам больше всего удалось? Какие трудности вы испытали на уроке? Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? Поставьте каждый себе оценку в тетради на полях. 

Кому из ребят вы скажете спасибо и поблагодарите за сотрудничество. : Молодцы, ребята! Ваша работа на уроке мне очень понравилась. Вы справились со всеми заданиями, потому что были добрыми, дружелюбными и внимательными по отношению друг к другу.

 Слайд 20  Я хочу вам подарить эту волшебную шкатулку, а в ней вот такие маленькие солнышки. Возьмите каждый своё солнышко, улыбнитесь ему так, как оно улыбается вам. Будьте добрыми, внимательными, искренними, честными всегда. Пусть солнышко постоянно будет сиять в ваших сердцах, дарите тепло и ласку окружающим, и тогда, станет больше солнца в мире, больше счастливых людей, более радостной станет жизнь.                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по истории 5 класс "Военные походы фараонов"

План-конспект по истории 5 класс "Военные походы фараонов"...

План-конспект урока истории "В преддверии Смуты. Опричнина Ивана Грозного"

План-конспект урока истории "В преддверии Смуты. Опричнина Ивана Грозного"...

План-конспект урока в 7 классе. Тема Повторительно-обобщающий урок "Введение в историю"

повторение и закрепление изученного  материала по первому разделу....

План-конспект урока в 7 классе. Тема "Роды и племена восточных славян и их старейшины"

Познакомить учащихся с общественным строем восточных славян....