Дифференцированное обучение как межпредметная проблема
статья на тему

Третьякова Наталья Дмитриевна

Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества – важнейшая задача учебного учреждения, где осуществляется постоянный поиск наиболее совершенных путей преподавания предметов физико-математического цикла. Результативная подготовка обучающихся обеспечивается внедрением инновационных педагогических технологий, постоянной работой педагогического коллектива по обновлению содержания образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diferentsirovannoe_obuchenie.docx443 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированное обучение как межпредметная проблема

Использование разноуровневых заданий для формирования общих компетенций на занятиях по  физике.

Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества – важнейшая задача учебного учреждения, где осуществляется постоянный поиск наиболее совершенных путей преподавания предметов физико-математического цикла. Результативная подготовка обучающихся обеспечивается внедрением инновационных педагогических технологий, постоянной работой педагогического коллектива по обновлению содержания образования.

Наиболее конструктивным решением проблемы считаю создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Так возникла идея о приобщении обучающихся к технологии развития критического мышления, способу учебной деятельности.

Какие способности и качества необходимы человеку современного и будущего демократического общества для решения его личных и профессиональных задач? Это самостоятельный, предприимчивый, ответственный, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группах, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде и т.д.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что корни многих образовательных проблем кроются в том, что мы стараемся «загрузить» студента определённым багажом знаний, которыми он может воспользоваться по мере необходимости. Но, к сожалению, только заученные формулы и законы физики не сделает ребёнка грамотным, поэтому считаю, что технология развития критического мышления позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем. Выбор данной технологии обусловлен также и тем, что на уроках физики существует ряд проблем, без решения которых невозможно обеспечить продуктивное развитие интеллектуальных способностей ребенка поэтому, развивая критическое мышление, можно добиться следующих качеств у обучающихся:

- готовность к планированию (упорядоченность мыслей − признак уверенности в знании);

- гибкость (восприятие идей других);

- настойчивость (достижение цели);

- готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);

- осознание (отслеживание хода рассуждений);

- поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятие решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний).

Результат своей деятельности вижу в росте интереса к предмету «физика», в творческой самостоятельной активности обучающихся на уроках и внеклассных занятиях, в умении самостоятельно мыслить, в коммуникативной активности, стабильности результатов обучения.

Технология критического мышления дает студенту

  • повышение эффективности восприятия информации;
  • повышение интереса к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
  • умение критически мыслить;
  • умение ответственно относиться к собственному образованию;
  • умение работать в сотрудничестве с другими;
  • повышение качества образования студентов;
  • желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология критического мышления дает преподавателю

  • умение создать в группе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
  • возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
  • стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
  • стать источниками ценной профессиональной информации для других преподавателей.

Стадии и методические приемы ТРКМ

Технологические этапы

Деятельность преподавателя

Деятельность  студентов

Возможные приемы  и методы

1 стадия (фаза)

Вызов:

-актуализация имеющихся знаний;

-пробуждение интереса к получению новой информации;

-постановка студентом собственных целей обучения

Направлена  на вызов у студента уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Студенты «вспоминают», что им известно по получаемому вопросу (дают предположения), систематизируют информацию до изучения нового материала, задают вопросы, на которые хотят получить ответы

Составление списка «известной информации», рассказ-предложение по ключевым словам, систематизация материала (графическая) :кластеры, таблицы, верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, мозговая атака, проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы» и т.д.

2 стадия

Осмысление содержания:

-получение новой информации;

-корректировка студентом поставленной целей обучения

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания  «старого» к «новому»

Студенты (слушают) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения «инсерт», «фишбоун», «идеал», ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросов

3Рефлексия:

-размышление, рождение нового знания;

-постановка студентом новых целей обучения

Преподавателю следует вернуть студентов к первоначальным записям-предложениям внести  изменения: дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Студенты соотнося «новую» информацию со «старой» используя знания, полученные  на стадии осмысления содержания

Заполнение кластеров, таблиц.

Установление прично-следственных связей между блоками информации.

Возврат к ключевым словам,  верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Организация устных и письменных круглых столов. Организация различных видов дискуссий. Написание творческих работ. Исследование по отдельным вопросам.

Классификация приемов и  методов технологии РКМЧП

Цель технологии - «Знаю - Хочу узнать – Узнал» - развитие рефлективности в процессе познания. Когда обучающиеся работают в данной стратегии, они учатся соотносить известное и новое, учатся определять свои познавательные запросы, обосновывая их известной им информацией.

  • Преподаватель объявляет тему, предлагает студентам вспомнить информацию, которой они владеют по данной теме. Студенты заполняют первую часть таблицы ( Знаю ). Преподаватель предлагает студентам  высказаться по поводу того, что они хотели бы узнать по данной теме или из данного текста. Студенты заполняют вторую часть таблицы ( Хочу узнать ). Чтение текста или его части и заполнение третьего столбца таблицы ( Узнал ). Данное задание может выполняться индивидуально, в парах, в группах. В конце каждого этапа проводится коллективное обсуждение ; важная информация и наиболее интересные высказывания записываются в сводной таблице на доске или плакате. Данный прием обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями 

Опыт работы показывает, что одним из наиболее интересных для обучающихся является прием «Составления кластеров» т.е. графических систематизаторов, которые показывают несколько различных типов связи между объектами или явлениями. Составление кластера позволяет обучающимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Студент записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки - лучи в разные стороны. На первом этапе работы студенты выписывают на отдельном листке всё то, что вспомнилось им по поводу данной темы (возникает как бы некоторый хаос различных данных). Например, при изучении темы: «Электродинамика. Взаимодействие электрических зарядов» обучающиеся составляют кластер к слову «Заряд». При выполнении данной работы группа делится на группы по 4 человека. Они выписывают все слова, которые у них ассоциируются с данным словом. Сначала данную работу они выполняют самостоятельно, основываясь на тех знаниях, которые они имеют на начало урока, затем читают параграф учебника «Электрический заряд и элементарные частицы» и продолжают работу по составлению кластера, это позволит сделать кластер более полным.

Роль преподавателя на данном этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать обучающихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной в процессе работы. При этом я не критикую их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе считаю, что любое мнение обучающегося ценно.

Данный педагогический метод используется для того, чтобы пробудить у обучающихся интерес к теме занятия. Этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем. Способствует развитию системного мышления. Каждая группа вычерчивает кластер на плакате и проводит презентацию своего кластера.

  • Кластер 

Газ

Линии

сравнения

Жидкость

Твердое вещество

нет формы

Форма

меняет

сохраняет

занимает весь объем

Объем

сохраняет

сохраняет

беспорядочное,

хаотичное

Движение молекул

скачками

(текучесть)

около положения

равновесия

почти нет

Взаимодействие молекул

слабое

сильное

       

                   

Структура

       

                                           

               

   

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО

Применение метода проектов при изучении "Менеджмента", "Маркетинга" и других спецдисциплин в среднем профессиональном образовании....

Способно ли дифференцированное обучение помочь в развитии интеллектуальных способностей обучающихся.

Как я применяю дифференцированное обучение на уроках  "Технологии изготовления швейных изделий"....

Современные образовательные технологии. Технология дифференцированного обучения.

Одним из основных направлений современного обучения является индивидуализация, где основой является дифференцированный подход в обучении. Что такое дифференциация, дифференцированное обучение и ...

Дифференцированное обучение как средство повышения интереса к предмету

Дифференцированное обучение – актуальная проблема в современном образовательном процессе. Дифференцированное обучение – это работа по одной программе, но на разных уровнях сложности, как в рамках трад...

Технология дифференцированного обучения

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса....

Технология дифференцированного обучения

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса....

Реализация разноуровневого дифференцированного обучения при изучении дисциплин «Техническая графика», «Черчение»

При изучении  дисциплины  «Техническая   графика» важно, чтобы каждый обучающийся имел компетенции не только по данной дисциплине, но имел представления о ее роли в будущей професс...