Учитель! Как ёмко это короткое слово и сколько оно вмещает в себя смысла.
статья на тему

Шкурина Ольга Ивановна

      Зачем приходит маленький человек в школу? Вопрос риторический. Долгое время он не вызывал у меня ни малейшего сомнения. Конечно же, учиться. Зачем же ещё? И всё же… Маленький человек приходит в школу, прежде всего за счастьем. Он ждёт от неё праздника, встречи с умными, добрыми людьми, от урока – пусть небольшого, но чуда, и душа его доверчиво открыта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel_konferentsiya.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Учитель! Как ёмко это короткое слово и сколько оно вмещает в себя смысла. С учителем связано становление человека, формирование его характера, ума, совести.

                Кто из родителей не мечтает, чтобы его ребёнок вырос самым умным, сильным, добрым и самым мужественным, кто не надеется, что люди будут уважать сына или дочь за трудолюбие и знание дела, за воспитанность.. Мы мечтаем о всестороннем совершенстве наших детей.

    Всестороннее, гармоническое развитие – наш идеал. Сколько надо терпеливого и квалифицированного учительского труда, чтобы дети наши вобрали в себя всё богатство интеллектуальной, нравственной, эстетической культуры, выработанной человечеством.

     30 лет назад я пришла работать в нашу школу. С трепетом вспоминаю ту минуту,  когда родители с волнением вручали мне крохотные ручки своих детей. Я видела в их глазах , где-то скрытый вопрос: « А сможешь ли ты научить  моего ребёнка писать, считать, читать?» И я поставила перед собой цель- во чтобы то ни стало добиться этого. И вот мы начали осваивать первые шаги по ступенькам лестницы, ведущей в новую большую жизнь. Дети в качестве учеников-первоклашек, а я  в качестве учительницы-первоклашки.

    Мы стали понимать друг друга, а это и есть счастье. Только поняв друг друга, мы смогли  начать восхождение, получая от этого радость.

Все люди во всяком возрасте – ученики и учителя. Хотят они того или не очень. Стремятся к этому или тщательно избегают. В любом возрасте они учатся у окружающих людей, у самих себя. В любом возрасте кто-то учится у них. Родители маленького ребёнка поневоле учатся понимать его желания и нежелания, учатся тому, как лучше эти желания исполнять или как отвлекать малыша от них. Подросшие дети, молодые люди, взрослые мужчины и женщины, глубокие старики – все учат других и самих себя, учатся у сверстников, у младших и старших, учат тому, как сделать всю жизнь лучше. Они далеко не всегда осознают себя учениками и учителями. Но это не меняет дела. Вся наша жизнь наполнена тем, что мы учим и учимся.

    Но есть большая группа людей, для которых учить – часть постоянной работы. Это – тренеры, режиссеры, руководители различных рангов и т. п. А есть люди, для которых учить – профессия. Это – педагоги.

    Каждый день, из года в год, учитель входит в класс. Но ни один класс не повторяет другого, каждый неповторим, Более того, каждый один и тот же класс постоянно меняется: ребята растут почти в прямом смысле слова не по дням, а по часам. В классе происходят события, меняются его настроения, увлечения на протяжении года, четверти, недели, одного дня и даже урока. И каждый раз, входя в класс, встречаясь с детьми после уроков, вне школы, учитель сталкивается с чем-то новым.

       А это требует от него наблюдательности, анализа, реакции, каждый раз в чём-то не похожих на те, что уже были, каждый раз в чём-то уникальных.

    Учитель даёт уроки из года в год по одному и тому же предмету, многие годы по одной и той же программе. Но! Каждый урок не может быть точно таким же, как предыдущий. В двух классах невозможно дать абсолютно одинаковые уроки на одну и ту же тему. Классы ведь разные, и уроки получаются разные, даже если учитель этого не хочет. А если он сознательно даёт этот и никакой другой урок именно в этом и никаком другом классе, то каждый из уроков становится уникальным и для учителя и для учеников.

    Анализируя работу учителя в общем и опыт своей работы за прошедшие годы, выбрала и работаю над проблемой «Сознательное усвоение учебного материала». Ведь, чтобы формировать  учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Один из важнейших факторов развития интереса к учению- чёткое понимание того или иного изучаемого материала.

    Ежегодно на пороге нового учебного года перетряхиваю свой «багаж», критически оцениваю, что удалось, получилось, какие были находки, а от чего следует решительно избавиться. Не зря говорят: на ошибках учатся.

Пришла к выводу, что ни командный голос, ни угрозы не являются спутниками учителя, даже тогда, когда не можешь справиться со своими учениками. А ведь с ними не нужно справляться, а тем более расправляться. Их надо понимать, относиться  по-справедливости, по-честному.

     По словам  Ш. А. Амонашвили, дети хотят, чтобы мы понимали и любили их такими, какие они есть. В нас должно пленять всё: улыбка, строгость, сдержанность, скромность, чуткость, искренность, интеллигентность, общительность, одежда, знания. Нам должно быть присуще всё лучшее, что людям нравится в человеке.

        Зачем приходит маленький человек в школу? Вопрос риторический. Долгое время он не вызывал у меня ни малейшего сомнения. Конечно же, учиться. Зачем же ещё? И всё же… Маленький человек приходит в школу, прежде всего за счастьем. Он ждёт от неё праздника, встречи с умными, добрыми людьми, от урока – пусть небольшого, но чуда, и душа его доверчиво открыта.

Почаще бы прислушиваться к себе: не очерствело бы сердце, не подводит ли педагогическое чутьё?

Чтобы дарить детям радость стараюсь придерживаться правил, которые я перенимала у педагогов, о которых можно сказать словами      Сухомлинского В.А.« сердце отдаю детям».

Это  Кухмистрова М. П.             (в прошлом учитель, а ныне директор Топилинской ср. школы, в которой я закончила 10 классов), Тирацуян В. А.(у неё я проходила практику в 1986 году в г. Ростове шк.№17),у нашего руководителя районного МО Безверховой В. И., У вас , уважаемые коллеги, посещая ваши уроки, общаясь с вами. Я думаю, эти правила с годами вырабатываются   у многих учителей.

  1. Учитель не тот, кто учит, а тот, у которого учатся. Прежде всего, личный пример учителя во всём.
  2. Очень страшусь увидеть в своих питомцах роботов. Не приучаю детей к единообразию.
  3. Мрачный, постоянно не довольный чем-то учитель – это явление противоестественное, ненормальное.
  4. Вера в успех, в детей, в свой метод. Любимые изречения. «Если человек не знает, к какой пристани его корабль держит путь,  никакой ветер не будет для него попутным». (Сенека). «Тяжело в учении – легко в бою». (А. В. Суворов).
  5. Защищённость каждого ребёнка. Детские трагедии: обидная кличка, унижение.
  6. Барометр урока – глаза ребёнка. Видеть перед собой не класс. А отдельную индивидуальность, неповторимую, уникальную. Уметь чутко улавливать, читать настроение ребёнка по едва уловимым признакам, в том числе по глазам, чутко и своевременно реагировать на показания такого «барометра».  

 Наверное, чтобы быть интересным детям, надо быть, прежде всего, интересным самому себе, не потерять вкус к жизни, к работе…

 Поэтому, считаю своим долгом создать ребёнку такие условия, которые помогут ему воспринимать учебный материал сознательно. Каждый мой ученик завёл себе накопительную папку, в которой собирает понравившийся ему материал или материал, вызывающий трудности. Эта папка стала ребёнку надежным помощником. Основной контингент моих учеников – это дети турецкой национальности. Существует проблема восприятия учебного материала. А для этого необходимо развивать и нарабатывать навыки беглого, сознательного, выразительного чтения; развивать технику чтения. Для этого собран материал, который частично решает эту проблему.

         Каждому учителю хочется иметь в классе думающих, отзывчивых, внимательных друг к другу и к окружающим учеников. Но в жизни, к сожалению, получается не совсем так.  

узнать самого себя, окружающий мир, . научиться думать, размышлять, воспитывать в детях самые ценные человеческие качества, готовить к постепенному открытию для себя нового , не совсем знакомого до сих пор взрослого мира. Каков этот мир? Как         Уроки чтения – это возможность помочь каждому ребёнку в нём живётся людям? Чем этот мир встречает детей? Ответить на эти вопросы непросто. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы и на уроках, и на классных часах, и при проведении внеклассных мероприятий научить детей не просто разбираться в том, что хорошо, а что плохо, но и стремиться узнать и понять окружающих людей и повлиять на ход зависящих от самого ребёнка событий. Чтобы он учился размышлять над увиденным, услышанным, прочитанным. Важно, чтобы у него было собственное мнение, которое он мог бы отстоять. Чтобы он мог объяснить свою позицию другим. Хочу обратить внимание на письменные работы. Бывают ситуации, когда ребятам очень хочется высказаться. А времени остаётся на занятии мало. Или когда нужно хорошо обдумать свой ответ, сосредоточиться. Или когда не всё хочется произносить вслух. Если ученик отвечает письменно, то я всегда буду знать, что именно ОН думает по этому вопросу.

       Так же использую не совсем обычные задания : в них нужно выбрать правильный ответ из нескольких вариантов. Детям на первый взгляд кажется, что это очень просто. Но торопиться с выводом не надо. Многие из этих заданий «с секретом» - в одних может быть несколько правильных ответов, а в других все неверные, в третьих – все верные, но неточные. И самое главное, что ребёнку каждый раз придётся объяснять, почему он считает так или иначе. Например, проходим рассказ В.А. Осеевой «Совесть» или говорим на классном часе о жертвах Беслана даю задания из рубрики «ВЫБЕРИ» :

        1. Вспомни уже знакомые тебе афоризмы.

         

                 Закон, живущий в нас, называется совестью.

                                                                            / И. Кант./

          Некоторые неписаные законы тверже писаных.

                                                                          / Сенека/

          Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы.

                                                                        / Менандр/

Или же говорим о дружбе. друзьях, задаю вопрос.

     

   Какой из афоризмов более всего соответствует главной мысли нашей темы?

                Лучший способ сохранить своих друзей – не предавать их.

                                                                         / У. Мизнер/.

               Не богатство друг. а друг – богатство.

                                                                        / И. Стобей/            

/Сборник « Мудрость веков – молодым»./

Так же считаю очень эффективным в воспитании – это работа в парах. в группах. Например:

                   

                 

                     Обсуди своё решение с соседом ( соседкой ) по парте. Если есть противоречие, постарайтесь убедить друг друга. Придите к общему мнению. Познакомьте с ним класс.

                 

                 Подготовь порученный твоей творческой группе кадр диафильма и подумай, как лучше «представить» его « зрителям».

         Так же хочется упомянуть  о проектном подходе, который даёт нам огромную возможность воспитывать в наших детях аккуратность. трудолюбие, усидчивость, ведь коренное свойство проектности: целевая направленность на нечто оригинальное, новое. Проектное обучение осуществляю по трём основным направлениям : формирование банка учебно-познавательных задач ( это материал на различных уроках, классных часах); создание условий для разработки и осуществления учащимися творческих проектов и вооружение их необходимыми для этого знаниями и умениями ( это отведение времени на эту работу и своевременная направленность: время на уроке, д/з, кружок, группа продлённого дня  (если время позволяет). На заключительном, презентационном этапе происходит анализ выполненной работы, даётся её самооценка и как финал – проект выставляется на защиту, которая позволяет судить об уровне формированности знаний и умений. Это рефераты, кроссворды, мини-сочинения, рисунки, поделки.

   Младшие школьники очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. Этой проблеме в работе с классом,  я уделяю особое внимание. для того, чтобы  на средней и старшей ступенях обучения, дети с удовольствием выполняли самые различные поручения.

       Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так ,чтобы  каждый чувствовал необходимость и нужность другого. Поручения в классе можно распределять , обыгрывая следующую ситуацию.  Я назвала игровую ситуацию так « Каким министром я хочу быть?» Для того чтобы ребятам было проще совершить этот выбор, названия министерств записываю на доске :

         

           Министерство здравоохранении

       Министерство информации

            Министерство культуры

       Министерство  образования          

       Министерство   физкультуры и спорта        

       Министерство финансов

       Министерство   охраны законности и порядка                                                                                                Министерство охраны природы

       Министерство творчества

             Младшие школьники должны научиться выполнять порученное дело ответственно, вырабатывать в себе привычку активно участвовать в выполнении общественного поручения. Я поощряю инициативу, самостоятельность, желание выполнять общественное поручение. Поощрять успехи можно по-разному : вручать грамоты, дипломы и сюрпризы . Хорошей формой поощрения может быть чествование активистов класса, которые делают жизнь в классе интересной и разнообразной.

           

            Интересной формой поощрения может стать вручение памятных медалей , которые изготавливают ребята для своих товарищей. Очень доброй формой поощрения может стать письмо родителям учащихся с благодарностью за поведение ребёнка.

             

            К наиболее сложной задаче личностно ориентированного воспитания относится выработка у учащихся младших классов понимания смысла происходящего, стремления к высказыванию собственной точки зрения, выработка соотносить свойственную детям мотивацию самоутверждения с определением жизненных перспектив, творческим самовоплощением, внутренней свободой.

           

            Предлагаемые нам, учителям, разработки могут использоваться по-разному: как в традиционном, так и в личностно ориентированном вариантах. Поэтому,  планируя внеклассную работу в 3-4 классах, стараюсь, чтобы познавательное действие ребёнка обретало смысл и новую, более сильную мотивацию. Например, традиционные праздники к 23 февраля, 8 марта объединяю и готовлю большой праздник « О родных и близких людях с любовью». Дети к такому празднику готовятся с удовольствием. Ведь придут к ним их любимые мамы, папы. бабушки, дедушки. Хочется, чтобы это большое желание быть рядом с родными и близкими людьми, мои ученики не утратили никогда. Ведь не секрет, что мир сегодня стал более жесток, некоторые дети не уважают своих родителей, которые подарили им жизнь. Будь то детский праздник или наша сегодняшняя конференция, всех людей объединяет то. что у каждого человека есть МАТЬ. Ей посвятил Расул Гамзатов следующие строки:

           

          Трудно жить, навеки мать утратив.

                    Нет счастливей тех, чья мать жива.

                    Именем моих погибших братьев

                    Вдумайтесь. Молю, в мои слова.

Как бы ни манил вас бег событий,

Как ни влёк бы в свой  водоворот,

Пуще глаза маму берегите  

От обид, от тягот и забот.

Боль за сыновей, подобно, мелу,

Выбелит ей косы добела.

Если даже сердце очерствело,

Дайте маме капельку тепла.

Если сердцем стали вы суровы,

Будьте, дети. ласковее с ней.

Берегите мать от злого слова.

Знайте: дети ранят всех больней!

Если ваши матери устали,

Добрый отдых вы им дать должны…

Берегите их от чёрных шалей,

Берегите женщин от войны!

Чтобы в душу не проникла плесень,

Чтоб не стала наша жизнь темна,

Чтобы не забыть прекрасных песен,

Тех, что в детстве пела нам она!

Мать уйдёт. и не изгладишь шрама,

Мать умрёт – и боли не унять.

Заклинаю: берегите маму,

Дети мира, берегите МАТЬ!

         

         О воспитании можно говорить очень много. Когда мы набираем 1 класс. то испытываем особое волнение. Новые ученики, новые родители. Ведь принимая первоклассников, мы должны заниматься не только их воспитанием, но и воспитанием их родителей. Знакомясь с родителями на первом собрании, ставлю перед ними цель: чтобы наш класс назвать дружным коллективом, дружными и сплочёнными должны быть и вы, уважаемые родители. Поэтому, как правило, в 1-2 классах приходится чаще проводить родительские собрания, внеклассные занятия, где родители становятся не только слушателями, но и участниками. Хотя это даётся нелегко. Ведь основной контингент моих учеников, а соответственно и родителей, турки. Но всё же мы стараемся разбираться в сложившихся ситуациях вокруг нас . в посёлке, районе, стане. Мы много говорим о нашем президенте и как итог звучат на очередном классном часе слова детей  «У нас сформировалось чувство гордости за нашего президента».Мы анализируем некоторые стихи. Например:

                                  ПИСЬМО В ГАЗЕТУ,

           Не знаю, кто меня поймёт

           И кто мне даст совет.

Что делать, если папа пьёт

А мне двенадцать лет?

Мне жаль его, когда домой

Приходит пьяный он.

Ведь он же папа мой

И бывший чемпион.

Ходили вместе мы в кино

И мяч я с ним гонял,

Но он меня уже давно

На водку променял.

Он обещал : « Я брошу пить!»

Но слова не сдержал.

Когда бы мог один я жить

Из дома бы сбежал.

Мне это горько вам писать

Но пьянству нет конца.

Так что же делать?

Как спасать пропащего отца!

     Но проходят или точнее сказать пролетают 4 года, наступает пора прощания с классом ,и мы проводим, это уже стало традицией, праздник «Прощание с начальной школой». Листаем страницы начальной школы, вспоминаем как мы поднимались по трудным ступенькам и видим результат своего труда. Ведь это же здорово, когда проводим передачу    « Два рояля» и родители-турки на «ломаном» русском поют песни, которые в течении 4 лет слышали от своих детей в школе и дома, когда в передаче «Смак», героями которой обычно являются люди, довольно известные в обществе, иначе говоря – звёзды, принимают участие наши пока ещё маленькие звёзды и родители, воспитавшие таких замечательных детей. В это должен поверить и ребёнок и родитель, чтобы чувствовать себя уверенным в той маленькой стране, в которую мы его отправляем под мотив песни « Маленькая страна». А в сознании у нас звучат слова :

Детям отдаём мы всё на свете,

Отдаём от сердца, не взаймы.

Лишь бы только дети, наши дети,

Стали бы людьми, были бы людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сколько друзей нужно человеку?

Немного о насущном....

Александров Александр Сколько стоит снег?

Александров Александр Сколько стоит снег?...

Сценарий конкурса профессионального мастерства в области педагогики "Это гордое слово Учитель"

Конкурс проводился в целях повышения престижа и статуса профессии "учитель" и демонстрации выпускниками сформированных профессиональных  компетенций...

«Сколько тайн и имён, в этот век я влюблён…»

Преподаватель: Иутинская Галина Ивановна «Сколько тайн и имён, в этот век я влюблён…»  Цели:• совершенствовать навыки выступления перед публикой, умений выразительного чтения...

Классный час А. А. Ахматова "И в скольких жила зеркалах"

Классный час. А. А. Ахматова. Биография, поэзия....

Рабочая программа учебной практики по профессиональному модулю ПМ.04 Выполнение работ по одной или не-скольким рабочим, должностям служащих: 18590 Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования

Рабочая программа учебной практики, составлена в соответствии с ФГОС – является частью основной профессиональной образовательной программы базовой подготовки специальности 13.02.11 Техническая эксплуа...

Слова, которые нужно забыть каждому учителю.

Часто то ли вы критикуете учеников? Каждый педагог ответит, что ежедневно. Похвала проскакивает реже. Не сделали домашнее задание, шумели на уроке, дерзили- масса факторов служит причиной для замечани...