Классный час А. А. Ахматова "И в скольких жила зеркалах"
классный час на тему

Классный час. А. А. Ахматова. Биография, поэзия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon классный час А. А. Ахматова61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий  классного часа

«И в скольких жила зеркалах»

посвященный А.А. Ахматовой.

Цель мероприятия:

Ознакомить учащихся с творчеством и биографией  А А Ахматовой, привить им интерес к поэзии, развивать творческие способности.

Оформление:

Цитаты, музыкальное сопровождение: гитара, флейта, аудиозапись, портрет, подбор книг: произведения А А Ахматовой и библиография А А Ахматовой.

«Поэт – это тот кому ничего нельзя дать

 и у кого ничего нельзя взять»

А.А. Ахматова

«А муза и глохла и спела,

в земле истлевала зерном,

чтоб после, как Феникс из пепла,

в эфире восстать голубом»

А.А. Ахматова

Ведущий 1

Ахматова Анна Андреевна родилась 11 июня 1889 года (по старому стилю). Девочка, южанка по рождению (Большой Фонтан находится не далеко от Одессы, дача Саракин – «у самого моря»), приехала в раннем детстве с родителями в Царское село. Отец, Андрей Антонович Горенко,  был тогда инженером – механиком флота, мать Инна Эразминовна Стогова в молодости принадлежала к кружку, связанному с «Народной волей». Отсюда у Анны Ахматовой – приверженность к поэзии Некрасова, Державина, от прабабушки – татарской княжны Ахматовой - идет знаменитый псевдоним.

Ведущий 2

В мрачной царскосельской квартире Горенко из-за тяжелого характера отца атмосфера часто сгущалась, девочке жилось невесело, одиноко.  Царское Село было в ее жизни до шестнадцатилетия. Здесь она пробует свое перо, здесь тайные попытки написания стихов.

Ведущий 1

1910 год. Слепнево, небольшая гумилевская усадьба в Бережном уезде Тверской губернии, одноэтажный деревенский дом с крылечком и большой террасой. Анна Ахматова и Николай Гумилев были еще детьми, гимназистами, когда пришла эта любовь. И вот свадьба,тихая, семейная.

Чтец 1

Музыкальное сопровождение  (флейта)

Я знаю женщину: молчанье,

Усталость горькая от слов,

Живет в таинственном мерцанье

Ее расширенных зрачков.

Ее душа открыта жадно

Лишь медной музыке стиха

Пред жизнью дальней и отрадной

Высокомерна и глуха.

Неслышный и неторопливый,

Так странно плавен шаг ее.

Назвать нельзя ее красивой,

Но в ней все счастие мое.

Она светла в часы томлений

И  держит молнии в руке.

И четки сны ее , как тени

На райском огненном песке.

Ведущий 1

Эти стихи Николай Гумилев посвятил своей жене.

В октябре 1912 года она родила сына, Льва Гумилева.

Ведущий 2

В этом же году вышел первый сборник ее стихов «Вечер», в 1914 года – сборник «Четки». Ее сразу заметили, выделили, пришло признание. Вместе с ним известность, потом слава.

Критики писали о ней благосклонно и восторженно, она была окружена друзьями, поклонниками, ей посвящали стихи поэты, ее рисовали художники.

Ведущий 1

И вот первый гром в ее жизни, удар молнии – 1914 год, июль, Первая Мировая война.

Чтец 2

Что война, что чума? Конец им виден скорый,

Им приговор почти произнесен,

Но как нам быть с тем ужасом, который

Был бегом времени когда-то наречен.

Ведущий 2

Ее стихи не только свидетельство об ужасах войны, трагедия, которая дала молодым опыт стариков, но и буквальный переход из века в век: вдруг оказалось прожито на век больше. История не оставила ее в покое. Ахматова, со свойственным ей чутьем почувствовала, что надвигаются еще многие перемены.

Ведущий 1

1917 год. Ахматова встретила революцию уже совершенно сложившимся человеком с устоями и критериями, которые в последствии не меняла. Этим, а не только строгой и уверенной манерой поведения, объясняется то, что ее и ее друзей тридцатилетних называли и видели стариками.

Ведущий 2

Как-то Анна Андреевна с горечью заметила:  каждого поэта своя трагедия. Иначе он не поэт. Меня не знают.

Свою трагедию она видела в том, что читатели судят о ней только по её прошлому, что им так и останется неизвестные новые этапы ее творчества, что ее невольно «замуруют в 10-е годы».

Чтец  2

Вы меня, как убитого зверя

На кровавый подымите крюк,

Чтоб хихикая, и не веря,

Иноземцы бродили вокруг.

И писали в почтенных газетах,

Что мой дар несравненный угас,

Что была я поэтом в поэтах,

Но пробил мой тринадцатый час…

Ведущий 1

И начались годы молчания как шторм, буря, как ураган. Стали сыпаться несчастья: годы молчания и непризнания, годы потерь, годы одиночества.

Чтец 1

Музыкальное сопровождение

(гитара)

И мальчик, что играет на волынке,

И девочка, что свой плетет венок,

И две в лесу скрестившихся тропинки,

И в дальнем поле дальний огонек.

Я вижу все, я все запоминаю,

Любовно – кротко в сердце берегу,

Лишь одного я никогда не знаю

И дальше вспомнить больше не могу.

Я не прощу не мудрости, ни силы,

О, только дайте греться у огня,

Мне холодно… крылатый иль бескрылый

Веселый Бог не посетит меня.

Ведущий 2

В 1934 годы был арестован и сослав в Воронеж ее давнейший близкий друг Мандельштам, в 1935 году арестован, правда на короткий срок ее сын Лев  Гумилев и ее тогдашний муж И.И. Гунин. Через три года и Мандельштам, и Гумилев вновь арестованы. Первый – чтобы умереть в лагере через несколько месяцев, второй – чтобы из ссылки попасть на фронт, затем в лагерь и выйти на волю 1956 году со справкой о полной своей невиновности.

Ведущий 1

В  записной книжке Анна Андреевна отмечает: «… в 1936 году я снова начинаю писать, но подчерк у меня изменился, и голос уже звучит по-другому! Возврата  к прежней манере не может быть. 1940 – апогей. Стихи звучат непрерывно, наступая на пятки друг другу, торопясь, задыхаясь.»»

Но стихи эти все больше и чаще посвящаются тяжким дням.

Чтец 1

Я живу как кукушка в часах,

Не завидую птицам в лесах.

Завидую – и кукую

Знаешь долю такую

Лишь врагу пожелать я могу.

Ведущий 2

Звук поминального пения по погибшим и погибающим слышится в стихах Ахматовой и прежде, но сейчас  он стал доминирующим: ее «измученный рот, которым кричит стомиллионный народ; произнес слова «Реквием», произнес почти беззвучно, но уху десятку близких людей, ни один из которых не выдал ее. Стихи «Реквиема» были народной поэзией в «том идеальном виде, какой описывали все тогдашние декларации.»

Ведущий 1

Те, кто осуждал поэзию Ахматовой, за то, что она «камерная», дали, сами того не ведая, начало трагическому каламбуру: она стала поэзией тюремных камер. При этом она оставалась столь же глубоко личной, очень индивидуальной.

Чтец  2

И вовсе я не пророчица,

Жизнь моя светла, как ручей,

А просто мне петь не хочется

Под звон тюремных ключей.

Ведущий 2

Реквиемная тональность звучала в стихах Ахматовой в полную силу, когда разразилась война, сперва в Европе, потом и у родных стен.

Чтец 2

Когда я называю по привычке

Моих друзей заветных имена,

Всегда на этой странной перекличке

Мне отвечает только тишина.

Ведущий 1

Осенью 1941 года вылетела на самолете из  осажденного немцами Ленинграда, а затем, как и многие другие писатели, была эвакуирована в Ташкент.

Летом 1944 года она вернулась в искалеченный войной Ленинград.

Ведущий 2

14 августа 1946 года было принято постановление ЦК Партии об идеологически вредных и аполитических произведениях писателя Михаила Зощенко и поэтессы Анны Ахматовой. В последствии шутила, что все с кем она когда-либо разговаривала об этом, запомнили день постановления также как и день войны. Начались годы поношений с больших и малых трибун, оскорблений в печати и по радио, каждодневных унижений, нищеты и полного запрета на печатание.

Ее не арестовали, но сделали это с сыном. Вновь отправив его в лагерь, заложником.

Чтец 1

Какое нам, в сущности, дело,

Что все превращается в прах,

Над сколькими безднами пепла

И в скольких жила зеркалах.

Пускай я не сон, отрада

И меньше всего благодать,

Но может быть чаще, чем надо,

Придется тебе вспоминать –

И гул затихающих строчек,

И глаз, что скрывает на дне,

Тот ржавый колючий веночек

В тревожной        своей тишине.

Ведущий 1

Чтобы спасти сына – Льва Гумилева, она написала стихи «Слава миру» вымученные, поражаются беспомощностью, о которых она упоминала в «Реквиеме».

Ведущий 2

Анне Андреевне Ахматовой было 66 лет, когда из лагерей и тюрем стали возвращаться оставшиеся в живых, и преступления были названы преступлениями.

Ее царственный облик в старости естественный, не наигранный, спокойную величавость, которая свойственна стала ей в походке, жесте, повороте головы запомнилась многим.

Ведущий 1

Ей оставалось жить еще десятилетие. Десять лет интенсивного творчества. Нового признания, славы, но и надвигающейся старости, болезней.

За внешним обликом скрывалось ее здоровье, подорванное не только испытаниями, которых хватило бы на несколько жизней, но и изнурительной работой, переводческим трудом, которым Анне Андреевне приходилось зарабатывать на жизнь.

Чтец 2

И узнала я, что заплачу столицей

В тюрьме, в могиле, в сумасшедшем доме,

Везде, где просыпаться надлежит

Таким, как я – но длилась пытка счастьем.

Ведущий 2

В 1964 году ей была присуждена литературная премия Европейского сообщества писателей.  В  1965 году – звание почетного доктора Оксфордского университета.  Она  принимала почести в Италии и Англии как должное, соразмеряя их отнюдь не с тем, что было ею сделано, а с тем чувством справедливости, которое утвердилось в сознании ее читателей и, согласно, которой поэзия и судьба Ахматовой заслуживает самого высокого признания.

Дома, в Москве и Ленинграде, ее вновь окружали поклонники, друзья, молодежь, стихотворцы, с которыми она время от времени делилась своим опытом, своими убеждениями: «поэт- это тот, которому ничего нельзя дать и ничего нельзя отнять».

Ведущий 1

Анна Андреевна Ахматова умерла 5 марта 1966 года в подмосковном санатории и похоронена под Ленинградом в Комарове, где в последние годы она проводила в дощатом домике летние месяца.  На отпевании ее в Никольский собор пришло несколько тысяч человек., отдавая дать величию поэта и величию личности.

Ее поэзия – редчайший взлет мировой лирики, ее творчество завершило период классической русской литературы 19 века и легло в основании нового искусства. Ее судьба явило современникам образец достоинства, верности, мужества, силы, которые люди способны обнаружить в себе во время испытаний,  ее фигура показала сколько крупного  калибра может быть самый ранимый, самый беспомощный человек, «хрупкая, одинокая женщина».

Ведущий 2

Творчеству А.А. Ахматовой  посвящено немало монографий, сохранились воспоминания близкий ей людей. И все же она остается для нас сфинксом, также как все глубокие и многогранные поэты.  Даже в ста зеркалах не увидеть их истинного отражения.  И  все же ее можно увидеть в зеркалах стихов.  И  нет вернее отражения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сколько друзей нужно человеку?

Немного о насущном....

Александров Александр Сколько стоит снег?

Александров Александр Сколько стоит снег?...

«Сколько тайн и имён, в этот век я влюблён…»

Преподаватель: Иутинская Галина Ивановна «Сколько тайн и имён, в этот век я влюблён…»  Цели:• совершенствовать навыки выступления перед публикой, умений выразительного чтения...

Рабочая программа учебной практики по профессиональному модулю ПМ.04 Выполнение работ по одной или не-скольким рабочим, должностям служащих: 18590 Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования

Рабочая программа учебной практики, составлена в соответствии с ФГОС – является частью основной профессиональной образовательной программы базовой подготовки специальности 13.02.11 Техническая эксплуа...

Внеклассное мероприятие в рамках повышения финансовой грамотности на тему: "Сколько стоит твоя жизнь?"

Методическая разработка по проведению Внеклассного мероприятия в рамках повышения финансовой грамотности "Сколько стоит твоя жизнь?"...

Сколько стоит должность преподавателя-организатора ОБЖ в колледже ПЕТЕРБУРГСКОЙ МОДЫ

Сколько стоит должность преподавателя-организатора ОБЖв Колледже ПЕТЕРБУРГСКОЙ МОДЫ»!?Я, экс преподаватель-организатор ОБЖ колледжа Петербургской Моды – Карев Александр Петрович – 19...

«Натюрморт в зеркале композиции»

Становление пространственного мышления, воображения, к сожалению, сложный многокомпонентный процесс, относящийся к "трудно - замеряющимся". А развитие у детей интереса к композиции, - основн...