Методические указания к зачётной работе по дисциплине «Основы специальной и коррекционной педагогики» (5 курс) по теме: «Коррекция психоэмоционального состояния детей»
методическая разработка по теме

Власова Елена Ивановна

Применение арттерапии в педагогической работе связано с укреплением психического здоровья ребенка. Терапия искусством основана на изобразительной деятельности и других способах невербального общения. В методических указаниях даны подробные рекомендации по выполнению зачётных практических заданий по дисциплине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические указания

к зачётной работе по дисциплине «Основы специальной и коррекционной педагогике» (5 курс) по теме: 

«Коррекция психо — эмоционального состояния детей»

Применение арттерапии в педагогической работе связано с укреплением психического здоровья ребенка. Терапия искусством основана на изобразительной деятельности и других способах невербального общения. Это деликатный, гуманный способ наблюдения за ребенком во внеучебной деятельности, возможность лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личное своеобразие, а также выявить те проблемы, которые нуждаются в коррекции. Арттерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние.

Задачи  работы:

1. Контроль знаний студентов.

2. Углубленное изучение материала курса.

3. Приобщение студентов к самостоятельной практической работе.

4. Выработка умения обобщать свой педагогический опыт.

Тема «Коррекция психо—эмоционального состояния детей»

План:

1. Составление психокоррекционной сказки.

2. Изготовление психокоррекционной куклы.

3. Проведение психокоррекционной работы с ребенком.

Методические указания:

Зачётная работа предполагает знание студентом видов арттерапии, ее целей, показаний к применению, принципов и технологии ее проведения с детьми в детском саду. Данная работа носит практический характер:

- составление психокоррекционной сказки (для ребенка дошкольного возраста на коррекцию психо - эмоционального состояния, поведения или личности),

- изготовление психокоррекционной куклы, соответствующей коррекционной сказке,

- проведение арттерапевтической работы с ребенком (сказкотерапия, куклотерапия),

- выполнение фотографии, подтверждающей проведение психокоррекционной работы с ребенком.

1. Психокоррекционные сказки - создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего (возрастное ограничение — до 11-13 лет; ограничение по проблематике - неадекватное, неэффективное поведение).

2. Требования к составлению психокоррекционной сказки:

- по виду сказка должна быть коррекционной (направлена на коррекцию психо — эмоционального состояния детей или личности ребенка);

-  должна иметь название;

-  указание возраста, на который рассчитана;

-  указание цели коррекции (что корректируется);

-  выдержана по структуре (алгоритму) психокоррекционной сказки;

-  не содержать волшебства в процессе решения проблемы (т.е. должна предлагать реальные способы и образцы конструктивного поведения - выхода из ситуации);

-  сказка не должна быть очень длинной;

-  выполняется в печатном виде

Алгоритм психокоррекционной сказки:

1. Подобрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.

2. Описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

3. Поместить героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка и приписывая герою все переживания ребенка.

4. Усугубление ситуации, в которой герой начинает искать выход из создавшейся ситуации, используя неконструктивные и конструктивные способы поведения (иногда с помощью старших или более опытных персонажей).

5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь исправлений.

3. Коррекционная кукла

        - должна соответствовать содержанию сказки;

       -  кукла может быть выполнена в любой технике, из любого (не вредного для здоровья) материала;

       -  кукла должна соответствовать эстетическим и нравственным требованиям.

4. Фотография, подтверждающая проведение психокоррекционной работы с ребенком (с детьми)  с использование куклы прикладывается в цифровом или печатном виде.

 

Литература

1. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб:  Речь, 2000

2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. Под ред. Б.П. Пузанова. — М.: Издательский центр «Академия», 1998

3. Назарова Л. Д. Фольклорная арттерапия - СПб.: «Речь», 200

4. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003

5. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Под ред. И.В.Дубровиной. — М.:Издательский центр «Академия», 1998

6.Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под ред. И.В. Дубровиной. -М.: Издательский центр «Академия», 1998

7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребёнка. М., 1994

8. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. - Ростов н/Д «Феникс», 2004.

9. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. - М.: Ось - 89, 2003.

10. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога / Серия «Справочники». - Ростов н /Д «Феникс», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ЕН. 01. МАТЕМАТИКА для студентов 3 курса заочной формы обучения специальность 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)

Общие методические указания по выполнениюдомашней контрольной работы Основной принцип изучения теоретического материала студента заочной формы обучения - это самостоятельная работа над учебным ма...

Методическая разработка лабораторной работы по дисциплине "Основы физиологи кожи и волос" по теме: "Вирусы"

Методическая разработка лабораторной работы по дисциплине "Основы физиологи кожи и волос" по теме: "Вирусы"...

КОМПЛЕКТ контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине «Основы специальной педагогики и психологии»

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) по специальности  49.02.01...

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Основы философии» для студентов 2-3 курсов учреждений СПО: «Древний восток – колыбель философской мысли».

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Основы философии» для студентов 2-3 курсов учреждений СПОТема: «Древний восток – колыбель философской мысли»....

Влияние учебной деятельности на психоэмоциональное состояние детей младшего школьного возраста

На современном этапе в российской системе образования идут бурные изменения: вводятся новые системы и технологии обучения. Наряду с этим рядом авторов были выявлены у учеников высокий уровень школьной...