Методический доклад на тему «Учебный банк - форма практико-ориентированной подготовки»
статья

Соловьёва Елена Николаевна

Подготовка современных специалистов в области банковского дела требует создания принципиально новой организации учебного процесса.

Учебный банк – современная форма практико-ориентированной подготовки специалиста среднего звена в условиях перехода на ФГОС нового поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2017.docx29.3 КБ
Файл doklad_2019.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Липецкой области

Государственное областное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

 «Лебедянский торгово–экономический техникум»

Методический доклад

на тему «Учебный банк - форма практико-ориентированной подготовки»

Подготовила преподаватель комиссии общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей № 1

Соловьева Е.Н

Рассмотрен на заседании ЦМК

Протокол № ___ от ___ ноября 2017 г.

Председатель ЦМК

__________ О.В. Лаврова

Лебедянь, 2017


Подготовка современных специалистов в области банковского дела требует создания принципиально новой организации учебного процесса.

Учебный банк – современная форма практико-ориентированной подготовки специалиста среднего звена в условиях перехода на ФГОС нового поколения.

Сегодня критерием качества профессионального образования является востребованность выпускников учебных заведений на рынке труда. Подготовка современных специалистов в области банковского дела требует создания принципиально новой организации учебного процесса.

В условиях изменяющегося рынка труда, размывания границ между профессиями, внедрения компетентностного подхода в профессиональном образовании и практикоориентированных форм обучения использование возможностей учебного банка становится весьма актуальным.

Задачи формирования и развития лабораторного комплекса «Учебный банк», стоящие перед техникумом, предполагают принятие соответствующих комплексных решений о создании оборудованных помещений, приобретении техники и программного обеспечения. Организация и использование возможностей учебного банка становится весьма актуальным для профессионального обучения банковских специалистов.

Учебный банк – современная форма практико-ориентированной подготовки специалиста среднего звена в условиях перехода на ФГОС нового поколения. Лабораторный комплекс направлен на освоение студентами профессиональных компетенций и навыков работы в кредитных организациях.

Учебный банк – модель организации учебного процесса, максимально приближенно имитирующая бизнес-процессы и документооборот банковской деятельности в различных участках работы кредитной организации, удобная для обучения и тренировки практических навыков.

Принципы организации учебного банка:

- охват основных функций банковской деятельности;

- акцент на задачах начинающих специалистов;

- реализация в автоматизированной системе;

- адекватность современной нормативно-методической базы организации банковской деятельности;

- возможность реализовать учебные примеры с получением конечного результата – выполненной задачи.

Задачи комплекса «Учебный банк»:

- создание обучающей среды с целью имитации профессиональной деятельности и адаптации обучающихся к работе в учреждениях банковской системы;

- обучение студентов работе со специализированным банковским программным обеспечением, а также специальным банковским оборудованием;

-оценка сформированности компетенций обучающихся в процессе обучения и проведения контрольных мероприятий.

Функции комплекса «Учебный банк»:

- проведение учебной практики в рамках профессиональных модулей;

- проведение практических занятий, предусмотренных содержанием междисциплинарных курсов;

- проведение производственной практики (по профилю специальности) при невозможности её организации на рабочих местах в учреждениях банковской  системы;

- проведение практических занятий по отдельным учебным дисциплинам, требующим использования специализированного программного обеспечения, специального банковского оборудования или иных условий, созданных в лабораторном комплексе;

- проведение аттестационных мероприятий.

Кроме того, возможно проведение практических занятий в рамках учебных мероприятий в системе дополнительного профессионального образования.

Применение технологии учебного банка способно обеспечить направленность основной профессиональной образовательной программы на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, «преобразовать» конечные результаты обучения в компетенции, умения и знания, практический опыт выпускников.

В соответствии с этим учебный банк следует рассматривать как одну из новых форм организации образовательного процесса в учебном заведении, соответствующую требованиям современных производственных и образовательных технологий, необходимых для формирования и развития общих и профессиональных компетенций.

Новые подходы к профессиональному образованию предъявляют повышенные требования к материально-технической базе образовательного учреждения. Для укрепления информационно-коммуникационного и материально-технического оснащения, обеспечивающего проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, техникумом решаются задачи по повышению квалификации преподавателей, модернизации информационно-коммуникационной среды техникума и его аудиторного фонда, пополнению парка учебного оборудования. Предпринимаемые в этом направлении шаги способствуют внедрению в учебный процесс современных образовательных технологий, использованию новых дидактических средств обучения, что является основой подготовки качественно новых специалистов, владеющих инновационными технологиями, способных эффективно решать профессиональные задачи.

Ключевой задачей информационно-технического обеспечения выступает эффективность образовательного процесса, основанная на проведении научно обоснованной технической политики по внедрению информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательную, научно-исследовательскую и административно-хозяйственную деятельность техникума.

Учебный банк представляет собой специализированную учебную аудиторию с кассовым узлом.

Организация структуры учебного банка позволяет студентам максимально приблизиться к реальной работе в кредитной организации, повышает качество подготовки специалистов, способствует трудоустройству и сокращает срок адаптации выпускников на рабочем месте

В ближайшие годы необходимо укомплектовать учебный банк персональными компьютерами, учебно-демонстрационным и другим оборудованием.

Внедрить на базе учебного банка программный продукт ИБС «БИСквит», предназначенный для автоматизации банковских операций, составления отчётности (бухгалтерской, финансовой, налоговой), анализа и управления кредитной организацией.

План внедрения этого программного продукта разрабатывался с учетом того, что выпускник техникума по специальности «Банковское дело», в соответствии с требованиями нового поколения ФГОС СПО, должен быть готов к таким видам профессиональной деятельности, как:

  • ведение расчетных операций;
  • кредитование физических и юридических лиц;
  • выполнение операций с ценными бумагами;
  • осуществление операций, связанных с выполнением учреждениями Банка России основных функций;
  • выполнение внутрибанковских операций;
  • выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, а также соответствующих должностным обязанностям служащих.

Процесс внедрения включает несколько этапов, каждый из которых представляет собой набор подключаемых к системе «БИСквит» модулей и содержит ряд функций по работе с определённым перечнем банковских операций.

В связи с высокой стоимостью специализированного программного обеспечения, полная унификация программного обеспечения для лабораторного комплекса «Учебный банк» не представляется возможной.

Технология учебного банка успешно интегрируется в образовательный процесс техникума.

Преподаватели, организующие учебные занятия в банке, с удовлетворением отмечают рост профессионального интереса студентов, который способствует формированию и развитию у них общих и профессиональных компетенций.

В процессе работы над проектом учебного банка появились новые идеи и подходы к решению давно наболевших проблем. Идеи, возникшие в ходе реализации проекта и первоначально никак не связанные с исходной задачей, оказались настолько заманчивыми, что учебный банк некоторое время рассматривался как один большой учебный полигон для различных циклов дисциплин. Это объяснялось тем, что возникла реальная возможность в рамках одной предметной области, актуальной и социально востребованной, продемонстрировать прикладные аспекты направления углубленной подготовки «Информационно-коммуникационные технологии».

В результате, круг учебных задач, решаемых банком техникума, был ограничен, с одной стороны, тематикой практических работ, непосредственно связанных с банковской и финансовой деятельностью, с другой – изучением разнообразных аспектов обработки информации, ее защитой, передачей по внутренним каналам и имитацией обменов с другими объектами финансовой деятельности.

Подводя итог, следует отметить, что применение технологии учебного банка доказало свою эффективность в формировании у обучающихся по специальности «Банковское дело» способности выбирать типовые способы выполнения профессиональных задач с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также в формировании профессиональных компетенций.

Учебный банк следует рассматривать как одну из новых форм организации образовательного процесса в учебном заведении, соответствующую требованиям современных производственных и образовательных технологий, необходимых для формирования и развития общих и профессиональных компетенций.

Вытекающая из парадигмы модульно-компетентностного подхода в организации учебного процесса в соответствии с ФГОС по специальности «Банковское дело» роль учебного банка как основного инструмента учебной практики, предназначенного для овладения обучающимися набором необходимых профессиональных компетенций, требует повышения статуса учебного банка в составе материально-технических ресурсов ОУ СПО и принятия соответствующих организационно-методических мер по его внедрению в учебный процесс.

Наращивание технического компонента лабораторного комплекса «Учебный банк» до уровня, необходимого для организации учебной практики в соответствии с разработанными программами профессиональных модулей, требует выделения средств на закупку специализированного программного обеспечения (автоматизированной банковской системы) коммерческого либо учебного назначения, а также технических средств (рабочих станций, серверного оборудования, специального банковского оборудования).

В целях подготовки преподавателей и специалистов к эксплуатации лабораторного комплекса «Учебный банк» и использованию его в учебном процессе необходима организация их обучения


Список источников:

  1. Звонова Е. А. Учебный банк: Учебник / Е.А. Звонова, А.М. Смулов, Г.И. Астахов; Под ред. Е.А. Звоновой; РЭУ им. Г.В. Плеханова. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 320 с.
  2. Исаев Р. А. Банк 3.0: стратегии, бизнес-процессы, инновации - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 160 с.
  3. Клименко А. В. Инновационное проектирование оценочных средств в системе контроля качества обучения в вузе: Учебное пособие / Клименко А.В., Несмелова М.Л., Пономарев М.В. - М.:МПГУ, 2014. - 124 с.
  4. Куницына Н. Н. Бизнес-планирование в коммерческом банке: Учебное пособие / Н.Н. Куницына, А.В. Малеева, Л.И. Ушвицкий. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 384 с.
  5. Маркова О. М. Операции сберегательных банков: Учебное пособие / Маркова О.М., - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 288 с.
  6. Пфау Е. В. Технологии розничного банка: Учебное пособие / Пфау Е.В. - М.:КноРус, ЦИПСиР, 2016. - 252 с.
  7. Хасянова С. Ю. Кредитный анализ в коммерческом банке: Учебное пособие/ХасяноваС.Ю. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 197 с.



Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Липецкой области

Государственное областное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

 «Лебедянский торгово–экономический техникум»

Методический доклад

на тему «Современные электронные образовательные ресурсы (ЭОР) как средство повышения качества образовательной услуги при изучении профессиональных модулей»

Подготовила преподаватель комиссии общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей № 1

Соловьева Е.Н

Рассмотрен на заседании ЦМК

Протокол № ___ от ___ ноября 2018 г.

Председатель ЦМК

__________ О.В. Лаврова

Лебедянь, 2019


Современные электронные образовательные ресурсы (ЭОР) как средство повышения качества образовательной услуги при изучении профессиональных модулей

Сегодня мир с большой скоростью идет по пути научно-технического прогресса, и уже никого не удивишь наличием компьютера – самого мощного и эффективного из всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагает педагог. Современный учебный процесс трудно представить без применения информационных и коммуникационных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ. Интернет-технологии, которые быстро осваиваются современными обучающимися, дают им уверенность в себе, создают более комфортные условия для самореализации и творчества, повышают мотивацию обучения, увеличивают круг общения студентов, предоставляют большой объем разнообразных образовательных ресурсов. Применение электронных образовательных ресурсов дает возможность более глубоко осветить теоретический вопрос, помогает обучающимся вникнуть более детально в процессы и явления, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей. «Сегодня и завтра» наших студентов – это информационное общество.

Считается, что наиболее эффективной инновационной формой активизации учебной деятельности является разработка и внедрение в образовательный процесс электронных образовательных ресурсов (ЭОР), которые позволяют максимально использовать личностный потенциал каждого обучающегося.

ЭОР подразделяется на:

– мультимедийные продукты

– программные продукты

– изобразительные продукты

– аудио продукты

– текстовые продукты

– электронные аналоги печатных изданий.

Все многообразие ЭОР условно можно подразделить на информационные источники и информационные инструменты.

В образовательном процессе возможно использование как простых информационных источников (звук, изображение, текст, видеоматериалы, модели), так и комплексные, содержащие простые информационные источники, связанные с гиперссылками (например, мультимедиа энциклопедии).

Информационный инструмент учебной деятельности – это программный продукт, позволяющий производить активные действия над информационными источниками (объектами), создавать их, менять, связывать, передавать и т.д.

К педагогическим ЭОР также относятся электронные учебные издания и электронные учебные материалы.

В настоящее время рынок профессиональных электронных образовательных ресурсов широк и разнообразен.

К основным целям использования электронных образовательных ресурсов при обучении в рамках СПО относятся:

  1. Оптимизация мобильных средств, имеющихся у обучающихся;
  2. Компактное хранение материала, который всегда оказывается под рукой;
  3. Интенсификация процесса обучения;
  4. Соответствие развития уровня образования современному социальному заказу и интересам обучающихся, которые повсеместно пользуются мобильными устройствами.

Будущее компьютерных технологий напрямую зависит от того, насколько продуман начальный период их использования в учебный процесс.

Интерактив дает возможность использования активно-деятельностных форм обучения, воздействия и получения ответных реакций, а также позволяет обучающимся проверить свои знания без участия преподавателя.

Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс кардинально изменило отношение к создаваемыми и используемым учебным материалам. В современных образовательных стандартах и нормативах указывается возможность и необходимость использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе вместе (или вместо) печатных. К образовательным ресурсам можно отнести любые материалы, которые преподаватель полностью или частично использует в образовательном процессе. Среди полностью используемых ресурсов можно назвать учебники и учебные пособия, методические материалы и учебно – наглядные материалы, интерактивные обучающие программы. В то же время, преподаватель может использовать информацию, размещенную в ресурсах, не связанных напрямую с образовательным процессом – периодические издания, научную литературу и т.д. Из нее преподаватель черпает необходимые факты и концепции, на нее направляет внимание учащихся при подготовке самостоятельных работ – рефератов, сообщений и т.п. Особенно активно в современном образовании используют ЭОР в качестве наглядных и учебных изданий. Можно отметить преимущества современных ЭОР:

  • Своевременный круглосуточный доступ к электронным учебным материалам.
  • Формирование информационной культуры в ходе овладения современными информационными технологиями, которое позволяет повысить эффективность образовательной деятельности;
  • Самостоятельная работа с электронными материалами с использование портативных устройств;
  • Возможность дистанционного взаимодействия с преподавателем;
  • Популяризация инновационных педагогических технологий с использованием учебных веб-ресурсов.

Работа с электронными энциклопедиями дает возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. Например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.

К информационный инструментам в первую очередь относим тренажеры, интерактивные обучающие программы, где обучающийся может самостоятельно ознакомиться с разделом, а затем проверить себя сам.

Также к информационным инструментам относится компьютерное тестирование. Компьютер помогает осуществить всесторонний (текущий, промежуточный, итоговый) контроль учебного процесса. Компьютер - помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля студентов, в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к занятиям можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных  программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание. Одновременное воздействие на два важных органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.

Презентация дает возможность преподавателю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей студентов, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Использование компьютера на занятиях значительно облегчает работу преподавателя, экономит время, в том числе и за счет сокращения работы мелом на доске.

Хочется напомнить слова Конфуция: Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю.

Используя компьютер и мультимедийную установку, можно наглядно рассматривать и анализировать различные  ситуации, сравнивать изменения законодательства и т.д.

Применение интерактивной доски не только облегчает работу преподавателя, но позволяет проконтролировать уровень знаний студентов по теме. С другой стороны, задание, представленное в электронном виде, позволяет студенту, избежав механического перечерчивания исходного условия, доработать материал. За счет рационального использования времени появляется возможность для увеличения числа заданий.

Компьютер и интерактивная доска дает зрительное и слуховое восприятие материала. Сегодня это особенно актуально. Так как в последнее время отмечается заметное падение уровня подготовленности выпускников школ к дальнейшему обучению.

Главное – научиться использовать предлагаемые материалы при подготовке самостоятельных ЭОР. Безусловно, созданные самим преподавателем ЭОР являются наиболее близкими к читаемому курсу и стилю работы педагога. Одновременно возникает проблема профессионализма в подаче материала, рассчитанного на самостоятельную работу студента, иначе воспринимаемую и затрагивающую иные навыки восприятия информации. Большое количество слайдов, изображений, анимационных эффектов, видеоматериалов не только не улучшают, но затрудняют восприятие сложного учебного материала, снижают эффективность работы преподавателя. Краткость, точность и уместность использования ЭОР и их возможностей позволяют повысить качество обучения, донести до обучающегося нужное знание, простимулировать самостоятельную творческую работу и закрепить пройденный материал. Использование ЭОР в образовательном процессе не должно быть целью преподавателя. Как и традиционные, электронные образовательные ресурсы остаются средством, с помощью которых педагог формирует картину мира обучаемого. Все это способствует увеличению объема знаний и повышению их качества, развитию навыков и умений, необходимых в современном мире. А значит, дает нашим детям возможность стать более успешными в жизни, конкурентоспособными на рынке труда в будущем

Практическую значимость опыта, его роль и место в учебном процессе, можно определить следующим образом: ценностью образования в рамках гуманистической парадигмы является человек, личность. Отсюда, образовательный процесс будет пониматься как создание условий для саморазвития, самодвижения конкретной личности.

Использование ЭОР расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать не решавшиеся ранее проблемы, например:

  • совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);
  • ЭОР могут помочь там, где у преподавателя не хватает времени для ликвидации пробелов, возникших из-за пропуска занятий;
  • повышение продуктивности самоподготовки после занятий;
  • средство индивидуализации работы самого преподавателя (ЦОР – хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений – всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов);
  • ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике.

При этом стало возможным осуществление постоянного и многовариантного мониторинга успеваемости, причем риск предвзятой или неверной оценки существенно снижен за счет большого количества результатов измерений, и, наконец, мною достигнута ситуация, когда педагог регулярно получает реально отражающую ситуацию статистику, что позволяет делать выводы об успешности деятельности по поддержанию и повышению качества образования в рамках преподаваемых предметов.

Активное применение электронных образовательных ресурсов в обучении – это не привилегия отдельных преподавателей. ЭОР становятся неотъемлемой частью учебного процесса везде, где есть увлеченные своим делом педагоги, где обучение стало творчеством. Там, где ЭОР используются грамотно и систематически, они способствуют повышению эффективности и качества обучения.

Электронные средства становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

  • Активизируют познавательную деятельность студентов.
  • Облегчают понимание, и усвоение студентами трудоемкого для них курса в условиях дефицита учебного времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

О роли современных учреждений СПО в  работе над моделью подготовки конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, способного быстро ада...

Практико-ориентированный подход в подготовке специалистов

В статье рассматривается вопрос о практико-ориентированном подходе к обучению в образовательном учреждении, применении практико-ориентированных технологий, поэтапном формировании  профессиональны...

Практико-ориентированные оценочные средства как метод формированию конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста

Новые стандарты ФГОС включают в себя не только требования к знаниям, но и к уровню воспитанности, развития личности, а также к условиям образования. Вот почему перед нами  остро встала  и в ...

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ТЕХНОЛОГИЯ МЯСА И МЯСНЫХ ПРОДУКТОВ

Основной задачей по повышению профессиональной компетентности выпускников нашего техникума и их конкурентоспособности  является увеличение практики  и решение задач в области их будущей проф...

Методическая разработка открытого урока с применением практико-ориентированной технологии по дисциплине ОДП.п.13 Экономика на тему «Валюта»

Методическая разработка открытого урока с применением практико-ориентированной технологии по дисциплине ОДП.п.13 Экономика на тему «Валюта» рекомендована для преподавателей экономических и...

Методическая тема: «Практико-ориентированный подход в системе профессиональной подготовки студентов»

Сфера массового образования сегодня переживает довольно значительные трансформации под воздействием требований к ее выпускникам, которые предъявляет нынешняя социальная и профессиональная практика. Ос...

Практико-ориентированные задания, как формы контроля учебной деятельности обучающихся на занятиях учебной практики

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА- 2Стол радиомонтажника- 2Монтажный инструмент: 2ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ- 4Виды инструктажа- 4Электробезопасность- 4Первая помощь пострадавшим от действия электрического тока- 4...