Современные проблемы воспитания в профессиональном образовательном пространстве России
статья на тему

Молодёжь - будущее страны и поэтому как мы её воспитаем, будет зависеть наша  жизнь...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные проблемы воспитания в профессиональном образовательном пространстве России (духовно – нравственные проблемы  молодёжи).

Копылова Г.В.

ГБПОУ ГАК с. Московское Красногвардейский филиал

Ставропольский край

«Воспитать человека интеллектуально,

                                                     но не воспитав его нравственно

 – значит вырастить угрозу для общества».

(Американский государственный деятель,

26 – президент США Т.  Рузвельт)

 Молодёжь – будущее страны   и поэтому как мы её воспитаем, будет зависеть наша жизнь, жизнь наших внуков и правнуков и, значит,  как можно раньше необходимо начинать  решать проблемы духовно – нравственного воспитания молодежи.

В  настоящее время мы наблюдаем стремительную  деградацию  духовной сферы человека. «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сострадания друг к другу, поддержки, взаимопомощи- дефицит того, что всегда, во все времена исторически делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились».  Эти проблемы обозначил президент России  В.В. Путин в послании Федеральному собранию в 2012 году. В  90-е годы была разрушена государственно- общественная система воспитания детей и молодёжи, но  взамен этому ничего не было предложено реального, положительного. Среди молодёжи  нарастает  экстремизм, алкоголизм, наркотизация, игромания. Молодые люди  всё чаще пропадают в трясине пороков, а тем более, когда ещё и указывается ложный жизненный  путь – обогащения и удовольствия. И молодёжи иногда « всё равно, чем заниматься, лишь бы деньги платили». Очень точно об этом сказал Святейший Патриарх: « Это есть плод того, что сегодня прививается нашему народу: живи, один раз живёшь, бери от жизни всё, удовлетворяй свою плоть, на этом пути нет преград». А это ведь тоже наркотик. И вот на это люди подсаживаются, как на иглу. И многие ради этого наркотика готовы на всё , даже перейти черту дозволенного, готовы лишить человека жизни, не имея на то ни юридических, ни моральных, никаких прав.  Человек таким образом «становится зверем».

В настоящее время мы видим, что традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными» западными. В частности: педагогика уважения  старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности; целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям.

О важности  формирования  духовной и нравственной культуры хорошо сказал В.А. Сухомлинский, который считал, что самое страшное для человека – это превратиться в спящего с открытыми глазами: смотреть и не видеть, видеть и не думать о том, что видишь, добру и злу внимать равнодушно, проходить спокойно мимо зла и неправды. Проблема алкоголизма, наркомании, курения  среди молодёжи также является актуальной, и  такая зависимость возникает не только у ребят из малообеспеченных семей, многие наркоманы  – дети состоятельных родителей.

Иной раз диву даёшься о современных  представлениях молодёжи о некоторых вещах (разводы, аборты, взятки) и всё это воспринимается как норма жизни,  от которой никуда не деться.

Социалистический строй отвергал религию, но социалистические ценности и образ нового человека, по сути, являются новым воплощением идей, записанных в Новом завете. Значит, социалистический строй продолжал укреплять и совершенствовать мировоззрение духовно – богатых  верующих людей, что способствовало развитию в советских людях таких качеств как доброта. В настоящее время много можно услышать о культуре человека.

 « В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» - эти слова А.П. Чехова были и остаются девизом каждого интеллигентного человека. Они призывают к физической и нравственной чистоте, к высокой культуре.

Я – педагог с многолетним стажем работы, классный руководитель  с 1997 года – могу с уверенностью утверждать, что произошли серьёзные изменения в нравственном облике людей  и, конечно же,  не в лучшую сторону:  сквернословие исходит из уст большинства обучающихся;   жизнь гражданским браком, на что родители не обращают никакого внимание, а порой  даже и приветствуют такой брак.

В систему профессионального образования приходят обучающиеся со своими взглядами, нормами и установками. От меня и от моих коллег зависит, какими они станут в будущем.

      Приоритетом в моей работе становятся  задачи реализации духовно – нравственного воспитанияобучающихся:

- формирование нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

- нравственного облика (терпения, милосердия);

- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству).

Для достижения  положительных результатов по духовному воспитанию обучающихся использую разные формы работы: беседы, дискуссии,  посещение  районного музея, общественно – полезный и творческий труд, подготовка и проведение классных часов, участие в спортивных мероприятиях, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, представителями духовенства,  индивидуальную работу с обучающимися, работу с родителями и лицами,  их заменяющими.

Каждую неделю в группе проводятся тематические  классные часы: ««Эстетика бытия», « В чём красота человека?»,  « В чём счастье человека?», « Культура внешнего мира и внутреннего мира человека», ««Друг спорит, а недруг вторит», « Что общего между безответственностью и преступлением?», « Красивая жизнь. Что это такое?», «Ответственность за поведением и поступками. В чём выражается и как их воспитывать у себя?»,

« От любви до ненависти – один шаг, как и от ненависти до любви»,

« Девичья честь и мужское достоинство – актуально ли это?», « Что важнее – быть или каким быть?», «Что значит быть настоящим патриотом и интернационалистом?», « Защита Отечества – почётный долг гражданина» и т. д.

Проводятся беседы о вреде курения с демонстрацией роликов, организуются диспуты о вреде наркотиков, алкоголя.  Недавно  проведенное  внеклассное  мероприятие  « Нужны ли нам вредные привычки?» показало, что данная проблема очень актуальна среди молодежи.

Чтобы  времени и сил на выполнение глупостей у обучающихся не было, необходимо заинтересовать их  работой. Большинство обучающихся посещают кружки и секции по интересам не только в учебном заведении, но и в масштабах села и района: вольная борьба, баскетбол, футбол, танцы, художественная и музыкальная школы и т.д.

        Ежегодно наши обучающиеся принимают активное участие в  социально-значимых мероприятиях и акциях: «Дорогами войны»,  «Планета детства»,  «За здоровый образ жизни», акции « Сирень победы».

        Необходимо также отметить ежегодное участие обучающихся в акциях по наведению порядка в местах захоронения, на территории населённого пункта, к празднику Пасха, по благоустройству и наведению порядка на мемориалах погибших воинов,  в оказании помощи ветеранам войны и труда, приуроченных  к Дню пожилого человека.

Ежегодно районный комитет по физической культуре, спорту и молодёжной политике  в нашем учебном заведении проводит спортивные соревнования, посвященные знаменательным датам страны.

Но только ли мы, педагоги,  должны нести  ответственность за поведение обучающихся в обществе?  Я думаю, что нет.

Воспитательная работа начинается в семье и основная  часть того, что молодёжь слышит и видит в семье, в СМИ  и других источниках,  не только не готовит их к жизни в современных условиях, а, наоборот, делает их безответственными по отношению к семье,  ко всему обществу, к окружающему их миру.

Дети живут по примеру своих родителей.  И важно, чтобы подрастающее поколение  это чётко осознавало и вступало в семейную жизнь не с пороками, а с добродетелями.

Необходимо, чтобы была выработана определённая стратегия духовного воспитания. И только тогда можно будет говорить о формировании наиболее правильного мировоззрения у молодых людей.

При выработке стратегии,  никто не должен оставаться в стороне,это дело касается каждого,  чтобы не  получилось как  в той поговорке

«Моя хата с краю…», поэтому здесь должны быть задействованы и церковь, и государство, и  семья, и все общество

Государство и политический строй играют важную роль в духовно – нравственном воспитании. Отстаивание своих культурных интересов является гарантией укрепления нашего государства и решения важных духовных  и, как следствие, нравственных проблем в молодёжной среде. И в этом – одна из основных задач педагогов. Вместе с Церковью педагоги смогут воспитывать нравственно чистых, культурных людей, патриотов своего Отечества. Общество должно понять, что нравственность – это основа выживания коллектива, семьи, личности, общества, государства и всей человеческой цивилизации, - потому что сила нации – в силе духа.